Enterprise value revenue что это
Стоимость компании EV — что это и как рассчитать по формуле на примере
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье мы познакомимся с понятием и показателем стоимости компании (Enterprise Value), или сокращено EV. В статье вы узнаете о чем говорит этот показатель, его формулу расчета, как он применяется и используется в оценке компании инвесторами и аналитиками, какие недостатки и преимущества имеет, и наконец приведен пример расчета стоимости компании (EV) на реальном примере.
Содержание статьи:
Что такое стоимость компании EV?
Стоимость компании (Enterprise Value – EV) — это мера общей стоимости компании, часто используемая в качестве более полной альтернативы капитализации рынка ценных бумаг. EV включает в свои расчеты рыночную капитализацию компании, а также краткосрочную и долгосрочную задолженность, а также любые денежные средства на балансе компании. Стоимость компании EV — это популярный показатель, используемый для оценки потенциального поглощения компании.
Формула и расчет для EV
EV = MC + Total Debt — C
где:
MC — рыночная капитализация; равен текущей цене акций, умноженной на количество акций в обращении
Total Debt — равен сумме краткосрочных и долгосрочных долгов
C — денежные средства и их эквиваленты; ликвидные активы
компании, но не включая рыночные ценные бумаги
Чтобы рассчитать рыночную капитализацию, если ее нет, нужно умножить количество акций в обращении на текущую цену акций. Затем просчитайте всю задолженность на балансе компании, включая краткосрочную и долгосрочную задолженность. Наконец, добавьте рыночную капитализацию к общей сумме долга и вычтите из результата все денежные средства и их эквиваленты.
О чем говорит стоимость компании EV?
Стоимость компании (EV) можно рассматривать как теоретическую цену поглощения, если компания будет куплена. EV существенно отличается от простой рыночной капитализации по нескольким причинам, и многие считают, что это более точное представление о стоимости компании. Например, стоимость долга компании должна быть выплачена покупателем при приобретении компании. В результате стоимость компании обеспечивает гораздо более точную оценку поглощения, поскольку в расчет стоимости включается задолженность.
Почему рыночная капитализация не отражает должным образом стоимость компании? При этом не учитывается множество важных факторов, таких как долг компании, с одной стороны, и ее денежные резервы, с другой. Стоимость компании EV — это, по сути, модификация рыночной капитализации, поскольку она включает в себя заемные и денежные средства для определения стоимости компании.
Рыночная капитализация не предназначена для отражения балансовой стоимости компании. Вместо этого она представляет стоимость компании, определенную участниками рынка.
EV как оценочный мультипликатор
Стоимость компании используется в качестве основы для многих финансовых коэффициентов, которые измеряют эффективность компании. Мультипликатор компании, содержащий стоимость компании EV, связывает общую стоимость компании, отраженную в рыночной стоимости ее капитала из всех источников, с показателем полученной операционной прибыли, такой как прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA).
EBITDA — это показатель способности компании генерировать доход, который в некоторых случаях используется как альтернатива простой прибыли или чистой прибыли. EBITDA, однако, может вводить в заблуждение, поскольку не учитывает стоимость капитальных вложений, таких как основные средства. Другой показатель, EBIT, можно использовать в качестве аналогичного финансового показателя без изъятия износа и амортизации, относящихся к основным средствам. EBITDA рассчитывается по следующей формуле:
EBITDA = текущая прибыль от продолжающейся деятельности + проценты + налоги + износ + амортизация
Показатель «EV/EBITDA» используется в качестве инструмента оценки для сравнения стоимости компании, включая долг, с ее денежными доходами за вычетом безналичных расходов. Он идеально подходит для аналитиков и инвесторов, которые хотят сравнить компании в одной отрасли.
EV/EBITDA полезен в ряде ситуаций:
Однако EV / EBITDA также имеет ряд недостатков:
Другой часто используемый коэффициент для определения относительной стоимости компании — это отношение стоимости компании к продажам или EV/S (EV/Sales). Коэффициент EV/S считается более точным показателем, чем мультипликатор P/S, поскольку он учитывает стоимость и сумму долга, которую компания должна выплатить в определенный момент.
Как правило, чем ниже коэффициент EV/S, тем более привлекательной или недооцененной считается компания. Коэффициент EV/S может быть отрицательным в тех случаях, когда денежные средства компании превышают рыночную капитализацию и стоимость долга, что подразумевает, что компания по сути может быть сама по себе с собственными денежными средствами.
Коэффициент P/E и EV
Отношение цены к прибыли (коэффициент P/E) — это соотношение для оценки компании, которое измеряет текущую цену акций по отношению к прибыли на акцию (EPS). Отношение цены к прибыли также иногда называют ценовым мультипликатором или мультипликатором прибыли. Коэффициент P/E не учитывает сумму долга, имеющуюся на балансе компании.
Тем не менее, EV включает долг при оценке компании и часто используется вместе с коэффициентом P/E для достижения комплексной оценки.
Ограничения использования EV
Как указывалось ранее, EV включает в себя общий долг, но важно учитывать, как долг используется руководством компании. Например, капиталоемкие отрасли, такие как нефтегазовая промышленность, обычно имеют значительные суммы долга, которые используются для стимулирования роста. Задолженность может быть использована для покупки машин и оборудования. В результате EV будет искажено для компаний с большой суммой долга по сравнению с отраслями с небольшим или нулевым долгом.
Как и в случае с любыми другими финансовыми показателями, лучше всего сравнивать компании в одной отрасли, чтобы лучше понять, как компания оценивается по сравнению с аналогами.
Пример расчета стоимости компании EV
Как указывалось ранее, формула EV по сути представляет собой сумму рыночной стоимости капитала (рыночной капитализации) и рыночной стоимости долга компании за вычетом любых денежных средств. Рыночная капитализация компании рассчитывается путем умножения цены акции на количество акций в обращении. Чистый долг является рыночная стоимость долга за вычетом денежных средств. Компания, приобретающая другую компанию, сохраняет денежные средства целевой фирмы, поэтому денежные средства необходимо вычесть из цены компании, представленной рыночной капитализацией.
Давайте посчитаем стоимость компании EV для Macy’s (M). За финансовый год, закончившийся 30 января 2021 г., Macy’s зафиксировала следующее:
Мы можем рассчитать рыночную капитализацию Macy на основе информации выше. У Macy’s 310.57 млн акций в обращении стоимостью 18,18 доллара за акцию:
Стоимость предприятия Macy’s рассчитывается как 5 646 млн долларов (рыночная капитализация) + 8 044 млн долларов (долг) — 1 679 млн долларов (денежные средства).
Стоимость компании считается всеобъемлющей при оценке компании, потому что, если бы компания купила акции Macy’s в обращении за 5 646 млн долларов, ей также пришлось бы погасить непогашенные долги Macy’s.
В общей сложности компания-покупатель потратит 13 690 млн долларов на покупку Macy’s. Однако, поскольку у Macy’s 1 679 млн долларов наличными, эту сумму можно добавить для погашения долга.
Резюме
Что такое стоимость компании EV?
Стоимость компании EV — это популярное средство измерения общей стоимости компании. Это можно рассматривать как теоретическую цену, которую необходимо будет заплатить, чтобы полностью приобрести компанию в ходе частной сделки. В отличие от рыночной капитализации, которая отражает только стоимость капитала компании, стоимость предприятия отражает размер долга компании, а также ее денежные резервы. Это популярный показатель среди инвесторов и аналитиков, который часто используется в финансовых коэффициентах.
Почему из стоимости компании вычитаются денежные средства?
Чтобы понять, почему из стоимости компании вычитаются денежные средства, предположим, что вы — частный инвестор, желающий приобрести 100% акций публично торгуемой компании. Планируя покупку, вы отмечаете, что рыночная капитализация компании составляет 100 миллионов долларов, а это означает, что вам потребуется 100 миллионов долларов, чтобы купить все акции у существующих акционеров. Но что, если у компании есть еще 20 миллионов долларов наличными? В этом случае ваши реальные «затраты» на покупку компании составят всего 80 миллионов долларов, поскольку покупка компании немедленно предоставит вам доступ к ее 20 миллионам наличными. При прочих равных условиях более высокий остаток денежных средств ведет к снижению стоимости компании и наоборот.
Почему долг увеличивает EV?
Более высокий долг ведет к более высокой стоимости компании, поскольку представляет собой добавленную стоимость, которую должен оплатить любой потенциальный покупатель. Например, в примере выше предположим, что у компании есть долг в размере 10 миллионов долларов. Имея это в виду, теперь вы знаете, что в дополнение к 100 миллионам долларов, которые вам понадобятся для покупки акций у существующих акционеров, вам также потребуются дополнительные 10 миллионов долларов для погашения долгов компании. Сложив эти цифры вместе, общая стоимость вашей компании составит 100 миллионов долларов рыночной капитализации плюс 10 миллионов долларов долга минус 20 миллионов долларов наличными, что в сумме составит 90 миллионов долларов.
А на этом сегодня все про стоимость компании EV. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Мультипликатор EV – «справедливая» стоимость компании. Как использовать в анализе?
Обычно, когда речь заходит об оценке стоимости компании, то первое, что приходит на ум – капитализация. Это неплохой показатель, по нему действительно можно сравнивать бизнес, оценивать его масштабы, но капитализация не лишена недостатков и не дает понимания того в каком состоянии находится компания. Мультипликатор EV – это более адекватная характеристика стоимости бизнеса, при ее расчете учитывается не только стоимость всех акций, но и долговая нагрузка и прочие неоперационные активы.
Что показывает мультипликатор EV
Капитализацию иногда также называют стоимостью компании, но это не совсем верно. Под капитализацией понимается лишь общая стоимость всех выпущенных ценных бумаг, при этом:
Мультипликатор Enterprise Value появился как решение проблемы оценки реальной стоимости бизнеса. EV можно рассматривать как сумму, которую потенциальный покупатель бизнеса заплатит его прежнему владельцу при поглощении компании. При ее расчете учитывается и капитализация, и долговая нагрузка, и высоколиквидные активы.
Алгоритм расчета Enterprise Value
Коэффициент EV может рассчитываться по следующим зависимостям:
в этих зависимостях приняты следующие обозначения:
EV рассчитывается в большинстве информационно-аналитических сервисах. Знание формул нужно лишь для понимания того какие факторы влияют на этот мультипликатор и насколько сильно он отличается от капитализации. Enterprise Value может принимать отрицательные значения в отличие от капитализации.
Пример расчета
Для наглядности выполним расчет стоимости компании (EV) вручную. Данные для расчета можно брать и из отчетности компаний, что несколько неудобно, если нет навыков работы с отчетностью, и из информационно-аналитических сервисов.
Этого достаточно для расчета, чистый долг составляет 4,214080 + 0,693534 – 1,034919 = 3,872695 млрд рублей. В обращении находится 23,673512900 млрд акций, в конце 2020 г. стоимость 1 акции составляла 212,98 рублей, капитализация при таких исходных данных равна 5,041984777442 трлн рублей. Enterprise Value составит 5,045857472442 трлн рублей. Высокая точность не нужна, при ручных расчетах можно округлять EV до 2 знака после запятой.
Как используется мультипликатор EV
В отличие от других мультипликаторов EV компании не используется для сравнения бизнеса и определения лучших акций для инвестирования. То, что у одной компании EV выше, чем у другой не говорит ни о чем, это не означает, что бизнес с большим EV больше подходит для инвестирования.
При этом EV не подходит на роль универсального мультипликатора. Как и в случае с другими показателями при работе с Enterprise Value желательно анализировать компании, работающие в одной сфере.
Сервисы для работы с мультипликаторами
Ниже – перечень неплохих ресурсов для работы с мультипликаторами:
Перечисленных сервисов достаточно для фундаментального анализа любой публичной компании мира. В большинстве случаев достаточно 1-2 сервисов, работать со всеми из списка необязательно.
Заключение
Автор: Вадим Бон
Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru
Мультипликатор EV/EBITDA. Как его считать и использовать
Читая отчеты аналитиков, вы не раз встречались с такой аббревиатурой как EV/EBITDA. Но что она значит?
Здесь речь идет о фундаментальном анализе, точнее о сравнительной оценке. Оценку эту принято считать «быстрой», она способна дать мгновенную, хотя и менее точную по сравнению со сложными моделями дисконтирования денежных потоков (DCF) картину действительности: показать насколько акция недооценена/переоценена по сравнению с конкурентами.
Мультипликатор EV/EBITDA, который представляет собой отношение стоимости компании (Enterprise Value, EV) к полученной ею прибыли до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization).
Для чего он нужен?
Коэффициент EV/EBITDA относится к группе доходных мультипликаторов и показывает, за какой период времени неизрасходованная на амортизацию и уплату процентов и налогов прибыль компании окупит стоимость приобретения компании. Он дает возможность не только сравнить компанию с другими предприятиями из отрасли и понять недооценку, а еще полезен для нахождения терминальной стоимости компании в модели DCF.
Его часто сравнивают с мультипликатором P/E, однако в отличие от него EV/EBITDA позволяет сопоставлять предприятия с различной долговой и налоговой нагрузкой, то есть абстрагироваться от структуры капитала и особенностей налогообложения. Кроме того, EV/EBITDA особенно полезен при оценке капиталоемких предприятий, где амортизация составляет значительную статью.
Расчет
Показатели EV и EBITDA вы не сможете найти напрямую в отчетности компании, поэтому расчет мультипликатора более трудоемок, нежели чем для более распространенных рыночных мультипликаторов P/E, P/S или P/B. Иногда менеджмент рассчитывает отдельно значение EBITDA и использует его для наглядности финансового положения компании, публикуя в презентациях и пресс-релизах.
Существует два основных метода расчета показателя EBITDA: «Сверху вниз» и «Снизу-вверх». В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом показателе. Все самое основное, что стоит про него знать, представлено в материале: Показатель EBITDA. Что это такое и как его считать
Теперь обратимся к стоимости предприятия (Enterprise Value, EV). Это по сути, сумма рыночной стоимости капитала (рыночная капитализация) и рыночной стоимости долга компании, за вычетом любых денежных средств и их эквивалентов (вычитаем, так как при покупке компании приобретается и ее долг, которую можно погасить за счет имеющихся у нее денежных средств). В долге учитывается именно финансовый долг: долгосрочная задолженность, финансовый лизинг, и долг, подлежащий выплате в течение года.
Рыночная капитализация компании рассчитывается путем умножения цены акций на количество акций, находящихся в обращении.
Пример
Проведем расчет на примере компании Лукойл. Для начала рассчитаем EBITDA за 2017 г. Для этого мы воспользуемся методом «Сверху вниз», то есть к операционной прибыли за период прибавим износ и амортизацию.
Получилось, что EBITDA = 506,516+325,054 = 831,57 млрд руб. Теперь нам нужно найти стоимость компании. Для начала рассчитаем чистый долг, то есть общий долг за вычетом денежных средств и эквивалентов.
Чистый долг = 56,297+485,982-339,209 = 203,07 млрд руб. Рыночная капитализация компании на 30.08.18 составляла 3 999,35 млрд руб. Таким образом EV = 203,07 + 3 999,35 = 4202,42 млрд руб.
В итоге мультипликатор EV/EBITDA Лукойла равен 5,05. То есть для того чтобы окупить стоимость компании, понадобится почти 5 прибылей до уплаты налогов, процентов и амортизации. Для сравнения приведем показатели мультипликатора для других российских нефтегазовых компаний.
Мы видим, что относительно среднего значения по отрасли, бумаги Лукойла недооценены. Обратим внимание на Новатэк. Он выглядит дорогим относительно других компаний. Тут стоит отметить, что в EV также закладывается отношение инвесторов, то есть ожидаемый потенциал роста компании и его финансовых показателей. Поэтому высокое значение мультипликатора EV/EBITDA вовсе не означает то, что Новатэк не привлекателен в долгосрочной перспективе. Для анализа инвестиционной привлекательности не стоит ограничиваться одним мультипликатором, а использовать комплекс показателей, в том числе учитывая темпы роста операционных показателей в будущем исходя из инвестпрограммы.
Стоит также отметить, что мультипликатор следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, т.к. в зависимости от типа бизнеса компании и его специфики, показатели мультипликаторов могут заметно отличаться. Возьмем, к примеру, ритейлеров, а именно Магнит.
EV/EBITDA Лукойла ниже, чем у Магнита. Но это не значит, что акции нефтяной компании выглядят привлекательнее. Дело в том, что доля заемного капитала у ритейлеров выше, чем у представителей нефтегазового сектора, что находит отражение в EV. От этого разброс в коэффициентах.
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Лидеры падения ноября. Какие бумаги все еще перепроданы
Каким будет курс доллара в конце года
Две бумаги, выигрывающие от более быстрого сокращения QE
Акции VEON теперь на Мосбирже. Разбор эмитента
Хорошо растут и платят дивиденды
Высокие дивиденды в валюте с отсечками до Нового года
В лидеры по оборотам на СПБ вышли акции, обвалившиеся на 60%
Почему акции Apple держатся огурчиком на штормовом рынке
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Аналитики говорят о каких-то мультипликаторах, а я не понимаю. Помогите!
Для чего нужны мультипликаторы?
Мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании
P/BV = Капитализация / Собственный капитал
Чем меньше, тем лучше
Пожалуй, самый «простой» показатель. Он соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности.
Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток — он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.
Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий — например, о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.
Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
Чем меньше, тем лучше
Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берется капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.
Другой вариант расчета — деление биржевой цены одной акции компании на величину прибыли на одну акцию, указанную в отчетности ( EPS ).
Правда, и с P/E есть одна проблема. Чистая прибыль — показатель весьма изменчивый. Даже большие компании могут в каком-нибудь квартале или году показать убыток, а не прибыль. Тогда этот мультипликатор вообще теряет смысл.
Кроме того, прибылью можно манипулировать бухгалтерскими методами. Об этом обычно пишут в годовых отчетах, но непрофессионалу трудно оценить значение этих изменений. Этого недостатка лишен следующий показатель.
P/S = Капитализация / Выручка
Чем меньше, тем лучше
Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.
Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики — оплату, кредиторы — проценты, а государство — налоги. Но у P/S есть два преимущества перед «сводным братом» P/E:
Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании — одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.
EV / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с «поправкой» на задолженность компании.
В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства — так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.
Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент — тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.
Долг в данном случае — это не плохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент.
Мультипликаторы без учета рыночной стоимости
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%
Чем больше, тем лучше
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE — это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.
Собственный капитал, обозначенный в знаменателе — это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по «балансовой» стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал — деньги акционеров.
Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно «накрутить», активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.
Осторожно, ROE
По итогам 2016 года «Башнефть» и «Трубная металлургическая компания» (ТМК) имели близкие уровни ROE — 20%. Но при этом, доля займов у ТМК составляла больше 60% пассивов, а у «Башнефти» 20%. В итоге на долю прибыли в выручке компании у ТМК приходилось только 4,8% против 10,5% у «Башнефти», а отношение чистого финансового долга к EBITDA (показатель уровня долга) у ТМК в 5 раз больше, чем у «Башнефти».
Другой подвох RОЕ кроется в том, что он может показать большое значение даже при незначительной прибыли. Это возможно в том случае, когда величина собственного капитала у компании мала.
Например, Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) показал в 2016 году ROE 58,8%. Это больше, чем у «Полиметалла» (54%) при меньшем размере прибыли и несопоставимой доле прибыли в выручке (6,3% у ЧТПЗ и 24,1% у «Полиметалла»). Такая высокая рентабельность капитала ЧТПЗ объясняется тем, что завод только второй год как вернулся к положительному значению собственного капитала, сохраняя его низкую величину.
Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом, который мы рассматривали ранее — P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.
Долг / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю EBITDA тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее расплатится, тем лучше для акционеров.
Какой коэффициент выбрать
«Золотого» мультипликатора, который выявил бы идеальный объект для инвестиций, не существует. Даже компании из одной отрасли придется сравнивать сразу по нескольким направлениям: разные коэффициенты описывают разные особенности работы компании — долг, доходность проектов, эффективность затрат. Запросто может оказаться, что компания, лучшая по одному коэффициенту, будет хуже по нескольким другим.
Отдельная специфика у финансовых компаний. При оценке инвестиций в акции банков и страховых компаний некоторые мультипликаторы нельзя использовать в силу того, что суть бизнеса отличаются от большинства нефинансовых структур.
Банки и страховщики не используют такое понятие как выручка, не вычисляют EBITDA и не измеряют уровень долговой нагрузки. Поэтому применять мультипликаторы P/S, EV/EBITDA и долг/EBITDA в отношении банков не получится. Для оценки перспектив вложения в акции банков и страховых компаний остается использовать P/E, ROE и P/BV.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Показатель, указывающий на количество средств, которое компания может выплатить на каждую обыкновенную акцию из чистой прибыли. Существует в нескольких вариантах. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее