Епитимья что это такое в православии

Что такое епитимья?

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило, милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Даже после искреннего раскаяния в грехах на исповеди исцеление приходит не сразу, христианин только встает на путь исправления, где постепенно происходит его нравственное перерождение для спасения в вечности.

Внимание! Характер наложения епитимьи, степень строгости — строго индивидуальны для каждого грешника и напрямую связаны со складом его личности, с уровнем внутренней готовности верующего воспринять наказание.

Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова. Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха. Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным.

Виды епитимьи

В качестве епитимьи обычно назначаются подвиги, которые прямо противоположны совершенному греху.

Епитимья дается человеку ради его же блага, для того, чтобы он осознал глубину своего греховного поражения и отдаления от Творца.

Временные рамки ее действия, как правило, ограничиваются 40 днями и на протяжении этого времени необходимо строжайше выполнять все назначенное.

Распространенные виды епитимьи:

Кто накладывает добровольное исполнение наказания

Наложить епитимью может лишь духовник или священник того храма, прихожанином которого является наказуемый.

По окончании исполнения запрещения, священник, наложивший его, и ни кто иной, должен прочитать особую разрешительную молитву. В особых случаях (смерть клирика или смертный недуг кающегося) разрешить запрещенного дозволяется другому батюшке.

Важно! Ни один из посторонних священнослужителей или монахов не сможет полностью вникнуть в ситуацию согрешившего человека, не зная всех особенностей его жизни.

Поэтому не рекомендуется, раскаявшись, испрошать наложения запрещения, находясь в православном паломническом туре, к примеру, в иноческой обители. Наложение епитимьи дозволяется лишь духовному наставнику прихожанина.

Немного истории

Ранее, согрешивший и искренне раскаявшийся человек, последовательно проходил четыре ступени покаяния:

Этим людям было запрещено появляться внутри храма. Вне Церкви они должны были прилюдно и с рыданиями сокрушаться о совершенных грехах и умолять входящих в храм прихожан помолиться о спасении их душ.

Грешники стояли в церковном притворе — месте, где обычно висит доска объявлений, люди пишут записки, там же они оставляют верхнюю одежду. Хотя, на самом деле, это место означает образ земли, образ покаяния, место оставления земной жизни.

Согрешившие внимательно слушали текст Священного Писания и богослужебные проповеди. Когда начиналось Таинство Евхаристии, они, вместе с оглашенными, были обязаны покинуть Дом Божий.

Людям разрешено было войти в церковный зал до самого амвона. В православных церквях амвон — это небольшое возвышение перед алтарем, с которого священники и диаконы произносятся проповеди, читают Евангелие, сюда же выходит клирик перед Причастием со Святой Чашей.

После удаления с Евхаристии слушающих и оглашенных, они припадали лицом ниц и служащий священник, с возложением на них рук, прочитывал специальные прошения, после чего и они выходили из зала.

Им было разрешено находиться в храме до окончании Литургии, но до Чаши с Кровью и Плотью Христа они не допускались. Так же им было запрещено приносить в церковь жертвенные дары.

Пройдя все покаянные ступени, раскаявшиеся грешники вновь принимались в церковную общину.

В ранней Церкви согрешившие люди отлучались от Причастия Святых Христовых Таин:

Современная Церковь

Мирянин подвергается строгому церковному наказанию за нарушение церковных канонов.

Чаще всего епитимья назначается за совершение абортов, колдовство, гадание на картах, прелюбодеяние, богохульство, алкоголизм.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

О деторождении в православной семье:

Блудодеяние

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия — это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие — извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех — это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

Что является грехом в православии:

Не существует в мире безвинных людей, каждый из нас в чем-либо грешен. Мы слабые существа и не способны соблюсти Заповеди Божии.

Важно! Епитимья — это не кара небесная, а духовное лекарство. Налагается она только после исповеди и лишь при условии искреннего раскаяния человека, готовности его к искуплению греха.

Если же раскаявшемуся исповеднику священник не считает должным дать «наказание», то его дает Сам Всевышний. Оно всегда бывает спасительным, но трудным и скорбным, во исцеление от грехов и страстей.

Источник

Епитимия

Епи­ти­мия́ (эпи­ти­мия, епи­ти­мья́) (от греч. ἐπιτιμία — нака­за­ние) – духов­ное лекар­ство, форма вра­че­ва­ния каю­ще­гося греш­ника, заклю­ча­ю­ща­яся в испол­не­нии им дел бла­го­че­стия, опре­де­лен­ных его духов­ни­ком (либо просто свя­щен­ни­ком. Епи­ти­мия – духовно-испра­ви­тель­ная мера, направ­лен­ная на исправ­ле­ние чело­века, она – сред­ство помощи каю­ще­муся в борьбе с грехом. Под епи­ти­мией в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской лите­ра­туре также при­нято пони­мать Боже­ствен­ные нака­за­ния в виде скор­бей и болез­ней, пре­тер­пе­ва­ние кото­рых осво­бож­дает чело­века от гре­хов­ных навы­ков.

Епи­ти­мья обычно сво­дится к санк­циям аске­ти­че­ского харак­тера (допол­ни­тель­ный пост, поклоны, молитва) и отлу­че­нию от при­ча­стия на опре­де­лён­ный срок. Такая серьёз­ная мера, как ана­фе­мат­ство­ва­ние, нала­га­ется только по реше­нию цер­ков­ного суда и только за про­ступки такого уровня, как орга­ни­за­ция рас­кола.

При назна­че­нии епи­ти­мии духов­нику реко­мен­ду­ется руко­вод­ство­ваться более духов­ным состо­я­нием чело­века, чем тяже­стью его пре­гре­ше­ний. Также обычно при­ни­ма­ются во вни­ма­ние обсто­я­тель­ства жизни согре­шив­шего. Напри­мер, при­нято мягче отно­ситься к совер­шив­шему блуд жена­тому юноше, чем к взрос­лому муж­чине, уже много лет живу­щему в браке.

Св. Васи­лий Вели­кий гово­рит, что цель епи­ти­мии состоит в том, чтобы согре­шив­ших «извлечь из сети лука­вого» (Васи­лия Вели­кого Пра­вило 85) и чтобы «грех вся­че­ски нис­про­вер­гать и истреб­лять» (Васи­лия Вели­кого Пра­вило 29). Срок епи­ти­мий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а все­цело опре­де­ля­ется духов­ной поль­зой каю­ще­гося. Епи­ти­мия должна про­сти­раться только до тех пор, пока она нужна для душев­ной пользы согре­шив­шего чело­века, вра­че­ва­ние надо изме­рять не вре­ме­нем, но обра­зом пока­я­ния (Пра­вило 2). Св. Гри­го­рий Нис­ский гово­рит: «Как в телес­ном вра­че­ва­нии цель вра­чеб­ного искус­ства есть едина – воз­вра­ще­нье здра­вия боля­щему, а образ вра­че­ва­ния раз­ли­чен, ибо по раз­ли­чию неду­гов в каждой болезни при­ла­га­ется при­лич­ный способ вра­че­ва­ния; так и в душев­ных болез­нях, по мно­же­ству и раз­но­об­ра­зию стра­стей, необ­хо­ди­мым дела­ется мно­го­об­раз­ное целеб­ное попе­че­ние, кото­рое соот­вет­ственно недугу про­из­во­дит вра­че­ва­ние». Время пока­ян­ной епи­ти­мии само по себе и для св. Гри­го­рия Нис­ского не имеет опре­де­лен­ного зна­че­ния. «Во всяком роде пре­ступ­ле­ния прежде всего смот­реть должно, каково рас­по­ло­же­ние вра­чу­е­мого, и ко увра­че­ва­нию почи­тать доста­точ­ным не время (ибо какое вра­че­ва­ние может быть от вре­мени?), но про­из­во­ле­ние того, кото­рый вра­чует себя пока­я­нием» (Гри­го­рия Нис­ского Пра­вило 8). Кто исце­лился от гре­хов­ной болезни, тот не нуж­да­ется в епи­ти­мии. Св. Иоанн Зла­то­уст учит, что духов­ник есть отец, но не судья, испо­ведь есть вра­чеб­ница, а не суди­лище, для загла­жде­ния греха нужно испо­ве­дать его. Он сове­тует вра­че­вать страсть упраж­не­нием в про­ти­во­по­лож­ных ей доб­ро­де­те­лях.

про­то­и­е­рей Дмит­рий Дашев­ский:
Образ епи­ти­мии может быть разный, напри­мер, дела­ние доб­ро­де­тели про­ти­во­по­лож­ной греху. Вот, чело­век украл что–то, грех воров­ства, почему бы ему не пред­ло­жить, пред­ло­жить именно, раз­дать мило­стыню нуж­да­ю­щимся. У женщин очень часто спе­ци­фи­че­ский грех – искус­ствен­ное пре­ры­ва­ние бере­мен­но­сти, но если она в своей жизни хоть кого-то сможет отго­во­рить от этого греха, вот рядом будет чело­век, кото­рый будет коле­баться: сде­лать или нет, в данном случае – поде­литься тем, что она испы­тала потом – своими угры­зе­ни­ями сове­сти…

епи­скоп Кал­лист (Уэр):
Епи­ти­мью не сле­дует рас­смат­ри­вать как нака­за­ние; еще менее – как способ иску­пить пре­ступ­ле­ние. Спа­се­ние – сво­бод­ный дар бла­го­дати. Своими соб­ствен­ными уси­ли­ями мы нико­гда не сможем загла­дить свою вину: Хри­стос, единый посред­ник, – наше един­ствен­ное искуп­ле­ние; или Он сво­бодно про­щает нас, или мы вообще не про­щены. В испол­не­нии епи­ти­мьи нет «заслуги», потому что по отно­ше­нию к Богу чело­век нико­гда не может иметь ника­ких соб­ствен­ных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыс­лить прежде всего в тера­пев­ти­че­ских, а не в юри­ди­че­ских тер­ми­нах. Епи­ти­мья – это не нака­за­ние и даже не способ искуп­ле­ния, но сред­ство исце­ле­ния. Это pharma­соn, или лекар­ство. Если сама испо­ведь подобна опе­ра­ции, епи­ти­мья – укреп­ля­ю­щее сред­ство, кото­рое помо­гает вос­ста­нов­ле­нию орга­низма в период выздо­ров­ле­ния. Поэтому епи­ти­мья, как и вся испо­ведь в целом, суще­ствен­ным обра­зом пози­тивна по своему пред­на­зна­че­нию: она не создает пре­грады между греш­ни­ком и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь бла­гость и стро­гость Божию» ( Рим.11:22 ): епи­ти­мья есть не только выра­же­ние Боже­ствен­ной стро­го­сти, но равным обра­зом и выра­же­ние Боже­ствен­ной любви.

архи­манд­рит Нек­та­рий (Анто­но­пу­лос):
Как учит Шестой Все­лен­ский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епи­ти­мьи иногда бывают как нака­за­ния, иногда как лекар­ство, своего рода курс лече­ния при болезни души. Они нала­га­ются глав­ным обра­зом для того, чтобы чело­век осо­знал мас­штаб греха и пока­ялся в нем искренне.
Кроме того, епи­ти­мий не явля­ются некой данью, кото­рую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпу­сти­тель­ную гра­моту» или для того, чтобы осво­бо­диться от угры­зе­ний сове­сти. Они ни в коем случае не «выку­пают» нас и не оправ­ды­вают перед Гос­по­дом, Кото­рый не явля­ется бес­по­щад­ным дик­та­то­ром, тре­бу­ю­щим иску­пи­тель­ных жертв. По боль­шому счету, епи­ти­мий не явля­ются нака­за­ни­ями. Это – духов­ные лекар­ства и духов­ное зака­ли­ва­ние, кото­рые нам чрез­вы­чайно полезны. Потому сле­дует при­ни­мать их с бла­го­дар­но­стью и соблю­дать со тща­нием.

Афа­на­сий (Нико­лау), мит­ро­по­лит Лимас­соль­ский:
Если свя­щен­ник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не при­ча­щайся», – это озна­чает, что ты нахо­дишься под послу­ша­нием Церкви, и ты не ото­рван от нее, это явля­ется частью твоего лече­ния. Так про­ис­хо­дит и с боль­ным чело­ве­ком, кото­рый с самого начала лече­ния идет на поправку. Лече­ние озна­чает, что боль­ной не брошен, а встал на путь своего выздо­ров­ле­ния.

свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:
Епи­ти­мья – это особое послу­ша­ние, кото­рое испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник пред­ла­гает испол­нить каю­ще­муся греш­нику для его душев­ной пользы. В каче­стве епи­ти­мьи может назна­чаться запрет на при­ча­ще­ние в тече­ние опре­де­лен­ного вре­мени, уве­ли­че­ние повсе­днев­ного молит­вен­ного пра­вила, допол­ни­тель­ное к пра­вилу чтение псал­тири, кано­нов, ака­фи­стов с опре­де­лен­ным числом земных покло­нов. Иногда в каче­стве епи­ти­мьи назна­ча­ется уси­лен­ный пост, палом­ни­че­ство к свя­ты­ням Церкви, мило­стыня, кон­крет­ная помощь ближ­нему.
В ран­не­хри­сти­ан­скую эпоху епи­ти­мья назна­ча­лась в виде пуб­лич­ного пока­я­ния, вре­мен­ного отлу­че­ния от пол­ноты цер­ков­ной жизни. Каю­щи­еся греш­ники при этом раз­де­ля­лись на четыре раз­ряда: пла­чу­щих, кото­рые стояли у входа в храм и с плачем про­сили о про­ще­нии своих грехов; слу­ша­ю­щих, кото­рые стояли в при­творе и слу­шали чтение Свя­щен­ного Писа­ния и выхо­дили вместе с огла­шен­ными; при­па­да­ю­щих, кото­рые допус­ка­лись в храм, нахо­ди­лись в нем вовремя литур­гии верных и, падая ниц, выслу­ши­вали особую молитву епи­скопа; вместе сто­я­щие, кото­рые при­сут­ство­вали в храме вместе со всеми, но не допус­ка­лись до при­ча­стия. Кано­ни­че­ские пра­вила, утвер­жден­ные цер­ков­ными Собо­рами, опре­де­ляли дли­тель­ность епи­ти­мьи для каждой раз­но­вид­но­сти греха, причем за неко­то­рые грехи преду­смат­ри­ва­лось пожиз­нен­ное отлу­че­ние от При­ча­стия, за исклю­че­нием случая при­бли­жа­ю­щейся смерти.
Епи­ти­мья накла­ды­ва­лась на греш­ни­ков всех сосло­вий. Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский под­верг цер­ков­ному пока­я­нию Импе­ра­тора Фео­до­сия Вели­кого за жесто­кость в подав­ле­нии народ­ного вос­ста­ния. Была воз­ло­жена епи­ти­мья и на Импе­ра­тора Льва Фило­софа за его чет­вер­тый брак. Такому же нака­за­нию за ана­ло­гич­ное пре­ступ­ле­ние против нрав­ствен­но­сти был под­верг­нут Мос­ков­ский царь Иоанн Гроз­ный.
Пони­ма­ние епи­ти­мьи исклю­чи­тельно как цер­ков­ного нака­за­ния, пред­на­зна­чен­ного для искуп­ле­ния грехов в земной жизни, было харак­терно для сред­не­ве­ко­вого като­ли­че­ства. Можно ска­зать, что в Римо-Като­ли­че­ской церкви такое отно­ше­ние к епи­ти­мьи сохра­ни­лось и до насто­я­щего вре­мени.
Напро­тив, в Пра­во­слав­ной Церкви епи­ти­мья явля­ется не нака­за­нием, а упраж­не­нием в доб­ро­де­тели, пред­на­зна­чен­ным для укреп­ле­ния духов­ных сил, нужных для пока­я­ния. Необ­хо­ди­мость такого упраж­не­ния выте­кает из необ­хо­ди­мо­сти дли­тель­ного и упор­ного изжи­ва­ния гре­хов­ных при­вы­чек. Пока­я­ние – это не про­стое пере­чис­ле­ние гре­хов­ных поступ­ков и жела­ний. Истин­ное пока­я­ние состоит в реаль­ном изме­не­нии чело­века. При­хо­дя­щий к испо­веди греш­ник просит Гос­пода укре­пить его духов­ные силы для пра­вед­ной жизни. Епи­ти­мья, как состав­ная часть Таин­ства Пока­я­ния, помо­гает эти силы обре­сти.
Таин­ство Пока­я­ния реально осво­бож­дает чело­века от греха, откры­того на испо­веди. Это озна­чает, что испо­ве­дан­ный грех нико­гда более не будет постав­лен в вину рас­ка­яв­ше­муся греш­нику. Однако дей­стви­тель­ность Таин­ства зави­сит от искрен­но­сти пока­я­ния, причем сам каю­щийся греш­ник не всегда спо­со­бен опре­де­лить сте­пень своей искрен­но­сти. Склон­ность к само­оправ­да­нию мешает греш­нику опре­де­лить истин­ные при­чины своих поступ­ков, не поз­во­ляет изжить скры­тые стра­сти, кото­рые застав­ляют его повторно совер­шать те же самые грехи.
Епи­ти­мья помо­гает каю­ще­муся уви­деть истин­ное свое лицо, почув­ство­вать отвра­ще­ние к тому, что еще недавно каза­лось при­вле­ка­тель­ным. Упраж­не­ние в молитве, нели­це­мер­ный пост, чтение Свя­щен­ного Писа­ния и свя­то­оте­че­ских книг дают почув­ство­вать радость правды, добра, укреп­ляют стрем­ле­ние жить по еван­гель­ским запо­ве­дям.

архи­манд­рит Тихон (Шев­ку­нов):
Сейчас часто гово­рят, что епи­ти­мьи, отлу­че­ние от при­ча­стия, в том числе и для воцер­ко­в­лен­ных людей, неэф­фек­тивны и вообще не нужны. Не согла­шусь с этим. Епи­ти­мья необ­хо­дима в духов­ной жизни. На этом наста­и­вал, кстати, еще пат­ри­арх Пимен, он более чем трид­цать лет назад при­звал свя­щен­ни­ков не быть теми, кого в древ­ней Руси назы­вали «пота­ков­ни­ками» — иере­ями, кото­рые своей ложной снис­хо­ди­тель­но­стью попу­сти­тель­ствуют греху.

Источник

Что такое епитимья в православии?

Человека, не совершившего в своей жизни ни одного греха нет, ведь всем нам свойственно ошибаться. Но не все из нас совершают только грехи ежедневные, иногда, поддавшись эмоциям, не видя другого выхода из ситуации, человек совершает грех из категории смертных, о котором в скором времени начинает сожалеть. Чтобы хоть как-то искупить свой грех и получить облегчение, человек может попросить у священника наложить епитимью – это своего рода наказание, которое христианину придется нести на протяжении некоторого времени.

Служители церкви трактуют епитимью скорее, как духовное лекарство, нежели наказание, поэтому данная мера может быть очень полезной для человека, желающего искупить свою вину перед Богом. Чтобы понять, что такое епитимья, когда и на какой период ее могут наложить, каким может быть наказание, стоит рассмотреть этот вопрос более подробно.

Что такое епитимья – основные определения

В традиционном понятии христиан, епитимья – это церковное наказание, наложенное на согрешившего человека. Да, именно в качестве наказания эту меру воспринимали ранее, но сейчас к ней относятся, как к лекарству для души, которая добровольно хочет искупить свою вину, снова воссоединившись с Богом. Рассматривая факты об епитимьи подробнее, обязательно стоит выделить следующие:

Да, можно воспринимать выше описанную меру, как наказание, но учитывая, насколько она будет полезной для человека, стоит воспринять ее, как лекарство, помогающее исцелить душевный недуг. К тому же, священник налагает на человека только те обязательства, исполнить которые ему будет под силу, а значит, ничего страшного в процедуре епитимьи нет.

За что может быть наложена епитимья?

Есть целый список греховных поступков, за совершение которых может быть наложена епитимья. Среди поступков, предполагающих дальнейшее наложение священником епитимьи, стоит отметить следующие:

Чтобы получить епитимью добровольно, человеку необходимо пойти на исповедь. Рассказывая о совершенном тяжелом грехе священнику, с подробности вдаваться не нужно, также нельзя осознанно утаивать грехи. Конечно же, к исповеди стоит подготовиться заранее, сделав для своей совести своего рода экзамен, прочитав специальные молитвы. Если человек не уверен, что сможет вспомнить все свои грехи в момент исповеди, их можно записать на бумаге. Осознав свои грехи, нужно пообещать Богу их больше не совершать, после чего смело можно идти на исповедь.

Варианты епитимьи – какие послушания священники накладывают чаще всего

Возможных вариантов епитимьи есть достаточно много и, среди них стоит отметить следующие:

Иногда бывает так, что на некоторое время церковь может отлучить от Причастия, но эта мера используется крайне редко, если человек действительно покаялся и больше не совершает тяжелого греха. Выполнение той или другой меры епитимьи, наложенной священником, поможет осознать всю тяжесть совершенного греха, глубоко раскаяться, снова воссоединиться с Богом.

Священникам рекомендуется быть крайне осторожными с выше описанной мерой, если она используется для людей, недавно пришедших в церковь, еще очень слабых духовно. Также, зная все слабости своего прихожанина, духовник должен установить для него именно ту епитимью, исполнение которой ему будет под силу. Не воспринимая эту меру, как наказание, а в качестве лекарства от болезни, люди будут принимать ее более охотно, ведь это поможет маленькими шагами приблизиться к искоренению греха из жизни и единению с Богом. Стоит отметить, что наложить себе епитимью самостоятельно нельзя, делать это разрешено только священникам. Что же касается момента снятия епитимьи, то сделать это может, как священник, так и епископ, когда наступит для того время. Эта мера поможет укрепиться духовно, поэтому можно считать ее полезной для тех, кого мучают угрызения совести.

Источник

Епитимья в пастырской практике

В статье предпринята попытка проанализировать, как применялась епитимья в пастырской практике святых и подвижников благочестия.

Понятие епитимии и ее синонимы

Понятие «епитимия» (греч. ἡ ἐπι­τιμία, слав. запрещение, рус. наказание, кара [3] ) встречается в посланиях апостола Павла. Наставляя своего ученика Тимофея о должном совершении пастырского служения, он пишет: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).

Епитимия — это «врачебное средство в руках духовника»

Необходимость епитимии

Святитель Феофан Затворник в письме к одному монастырскому духовнику также подчеркивает обязательность и важность епитимии: «Что всех допускаете к Св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости — воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для Святых и Божественных Таин. — И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите — без гнева, а с сожалением, — и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим» [34] .

Сожаление о том, что священники не всегда дают кающимся епитимьи, выражает митрополит Антоний (Храповицкий): «Жаль, что духовники у нас и вовсе не дают христианам епитимии, возможно, по ложной деликатности и робости» [36] .

Подвиги епитимии

«Поскольку от благоразумного выбора епитимии весьма много зависит ее действие, то выбор сей есть одна из важнейших обязанностей духовного отца» [37] , — обращает внимание архиепископ Иннокентий Херсонский.

Понятие епитимии позволяет заключить, что она должна состоять в несении трудов и тягот

Как было отмечено ранее, само понятие епитимии позволяет заключить, что она должна состоять в несении особых трудов, подвигов и тягот (лишений), совершении добрых дел. При этом, как отмечает архиепископ Платон (Фивейский), врачеванию грехов могут служить три рода подвигов:

1) терпеливое несение Богом данной епитимии (терпеливое перенесение того, что происходит от Божественного Провидения, или от людей, или от природы);

2) терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов (претерпение того, что мы сами избираем);

3) исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец (перенесение того, что налагает отец духовный) [38] .

Терпеливое несение Богом данной епитимии

К таковым обстоятельствам они относят и тяжелое душевное состояние человека, и случающиеся болезни, и причиняемые обиды, огорчения, а также прочие неприятности.

Говоря о первом роде подвигов епитимии, архиепископ Платон (Фивейский) свидетельствует: «Так беспредельна к нам благость Господа, что не только наказание за грехи, добровольно нами принятое или возложенное священником, но даже самые временные наказания, которыми Он посещает нас, если мы терпеливо переносим их, могут исходатайствовать нам милость Его» [40] .

В другом письме отец Иоанн (Крестьянкин) поясняет: «Трудно входить в совершенно неведомый мир духовной жизни взрослому человеку, сформировавшемуся по другим нормам жизни. Да и враг не вдруг отстанет. Ведь те тяжкие смертные грехи, которые мы в свое время и не осознавали грехами, дали врагу доступ в душу и власти над ней. Вот почему Вам разрешили причащаться так часто, и по этой же причине уныние и смятение и всякая муть поднимается в душе. Враг корежится, обжигается святыней, а Вы всё это ощущаете как сугубую тяжесть. Надо молиться и претерпеть как епитимию» [48] .

Рассуждая о терпеливом перенесении болезней, святитель Игнатий (Брянчанинов) обращается в письме: «Теперь пришло время похворать и тебе. Радуюсь, что ты переносишь болезнь должным образом, повторяя слова разбойника, который был распят одесную Господа и за сознание свое получил вход в рай. Болезнь твоя есть Богом данная эпитимия. Милосердый Господь да дарует тебе переносить эпитимию с благодарением Богу. » [49] .

Подобные указания находятся и в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Вы пишете, что устали от своей болезни. А я Вам не поверю. Ведь если бы это было так, то Вы не могли бы впадать в смертные грехи. Ваша болезнь — следствие их. А если грешите, то снова и снова надо терпеть и начинать каяться не словами только, но самой жизнью. Берите епитимию и несите ее, и болезнь сначала ослабнет, а со временем и отступит» [52] .

О необходимости принимать и болезни, как спасительную епитимию, не раз говорил отец Иоанн своим адресатам: «Чем можно утешить разбитое горем сердце матери? В моей власти только молитва о всех скорбящих. А еще я бы посоветовал Вам посмотреть на всё происходящее с Вами с духовной точки зрения. Ведь если бы не болезнь Р., Вы бы продолжали “веселиться” в жизни, не ведая, что стремительно летите в бездну. И второй немаловажный момент: болезнь сына — епитимия за тех, кто по Вашему произволению не увидел света. А раз епитимия, то за перенесенные Вами страдания последует и прощение » [53] .

Советуют святые и подвижники благочестия терпеливо нести и прочие обстоятельства.

Святитель Феофан Затворник пишет об этом: «Неприятности же и все, что приходится перечувствовать скорбного, переносите благодушно, и милостивый Господь вменит то в епитимии, какие всем следует нести за грехи свои по чину Церкви» [55] .

Также он наставляет: «…прощаешь обиду — прощай, разумея ее как епитимию, посланную от Бога для исходатайствования тебе самому прощения» [56] .

Терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов

При этом, как свидетельствуют церковные каноны, за добровольно взятые подвиги, служащие свидетельством решимости кающегося в деле исправления, мог сокращаться положенный срок епитимии.

Исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец.

Назначение епитимии духовником (общие принципы)

О необходимом и верном назначении епитимии также указывается в руководстве для священнослужителей: «Назначая кающемуся епитимию, состоящую в совершении каких-либо добродетелей, должно выбирать добродетели, противоположные исповеданному греху; так: сребролюбцу нужно предписывать подавать милостыню, блуднику — пост, слабому в вере и уповании — налагать молитву, и т.п. Но при этом следует смотреть и на то, возможно ли для кающегося исполнение назначенной ему епитимии, чтобы не назначить ему невозможного» [66] .

Отлучение от причастия Святых Таин, каноны и отношение к ним

В соответствии со сложившимися церковными правилами епитимия, состоящая в отлучении от причастия Святых Таин, назначается [70] :

Каноны и правила, определяющие возможность приступить к таинству Святого Причащения

При этом уже сами правила давали возможность в соответствии с теми или иными обстоятельствами смягчать положенную епитимию, сообразно с решимостью грешника в его исправлении, готовности оставить грех.

Так, 12 Правило Первого Вселенского Собора определяет: «Во всех же сих надлежит принимать в рассуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые, со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет принимать в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроить» [85] .

И далее: «Во всяком же роде преступления, прежде всего, смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию достаточным почитать не время (ибо какое исцеление может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием», потому «если будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с сокращением времени да ведется кающийся к возвращению в Церковь и к причастию Святых Тайн» [92] .

Отлучение же от Святых Таин на долгое время не допускается вовсе [95] .

Пастырская ответственность назначения епитимьи в практическом опыте святых отцов и подвижников благочестия

Отношение Святителя Феофана к отлучению от Причастия

Некоторые примеры из древних и новых разрешений

Наложение епитимии и разрешение исповедующегося — это всегда ответственность священника.

Пример допущения ко Святому Причащению прежде великой грешницы, принесшей искреннее покаяние в содеянном, находится в древнем житии преподобной Марии Египетской.

Митрополит Антоний (Храповицкий) об отлучении от Причастия

Митрополит Антоний (Храповицкий) отмечает, что, если бы современные священники строго руководствовались правилами древних отцов, более половины приходящих на исповедь должна была бы подлежать отлучению от Причащения на весьма продолжительные сроки. Так владыка отмечает: «По Номоканону, три четверти исповедующихся современников наших не только подлежат строгим епитимиям, но полному лишению в Причащении на десять, двадцать лет, а то и до предсмертного часа. Но в том же Номоканоне пояснено, при каких условиях можно сокращать это лишение вдвое и втрое. Однако не приведено главное условие, не имевшее места тогда, когда составлялся Номоканон. Разумеем общую греховность последних двух веков и, следовательно, несравненно большую трудность бороться с грехом, чем во времена древнего благочестия, — всеобщего и подчинявшего себе все устои и обычаи жизни семейной и общественной. Итак, при современных устоях жизни, столь далеко отклонившейся от Божьих заповедей, строгость епитимийника приходится сокращать во много раз »[107].

При этом он дает некоторые практические советы для священников:

Решение о недопущении ко Святому Причащению

Далее владыка Антоний отмечает: «Допускать же к Причастию некоторых из них теперь же возможно лишь в тех случаях, если подобные грехи совершены давно, и они с тех пор оплакивали их, но не решались прийти на исповедь» [109] .

Возможность оказать снисхождение

Некоторые практические советы и примеры назначения епитимии

Аборты

О понимании ответственности, которая лежит на священнике в преодолении кающимся таких грехов, как нарушение седьмой заповеди, говорит в одной из своих проповедей, произнесенной в 1928 г., известный московский духовник того времени протоиерей Валентин Свенцицкий: «Я потрясён одной исповедью. Несколько лет женщина жила с одним человеком незаконно и всю свою жизнь отдала этому человеку. И вот стал её мучить голос, говорящий ей, что она должна уйти. И решила она кончить свой грех и уйти от этого человека. И пошла она к одному священнику, и он сказал ей: “Брось”. И пошла она к другому, и тот сказал ей: “Брось”. И пошла она к третьему, и он сказал ей: “Брось, иначе я не причащу тебя”.

О, фарисеи, бездушные законники. Оправдаешься ли ты буквой закона? Где была мысль о живой человеческой душе?

И спросил я её: “А вы ему поверили, когда он сказал, что не будет без вас жить?” — “Поверила”.

Общие правила о епитимии. Перемена епитимии

Епитимия, налагаемая священником на кающегося, не должна вредить его доброй славе и лежащим на нем обязанностям. Отец духовный должен остерегаться налагать такую епитимию, которая могла бы для других обнаружить грех его духовного чада, повредить его чести и доброму имени.

Наложение епитимии не должно также нарушать тайны исповеди

Для того же, чтобы запрещенный не отошел в загробную жизнь без разрешения, над ним при погребении должна быть прочитана разрешительная молитва (эта молитва обычно влагается, по прочтении, в руки умершего).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *