Если самолет задержали и я не успел на следующий рейс что делать
Компенсация за опоздание на стыковочный рейс из-за задержки
Когда пассажир путешествует с пересадкой, и если произошло опоздание на стыковочные рейсы, это приносит множество неудобств. Срываются деловые переговоры, конференция или поездка по личным делам. Но не стоит паниковать, есть четкая инструкция, как действовать в таких случаях.
Получите до €600 компенсации от авиакомпании в случае:
Компенсацию можно получить за перелеты в течениe последних 6 лет
Что делать, если опаздываете на посадку
Форс-мажор может возникнуть в любой момент: увлекались покупками в беспошлинном магазине, опоздало такси или заблудились в здании воздушного порта. Часто такая ситуация происходит из-за того, что пассажиры не рассчитывают время проезда между аэровокзалами и происходит опоздание на стыковочный важный следующий рейс не из-за задержки рейса, а из-за того, что они невнимательные.
Если опоздали на следующий рейс по своей вине, перевозчик не несет ответственности. Однако если вы видите, что не успеваете на самолет, можно позвонить представителю и попытаться вежливо и спокойно договориться о замене билета. Если вы обратитесь вовремя и заранее предупредите о том, что не успеваете приехать вовремя, представители пересадят на другой борт. Он может быть ниже классом, но в данной ситуации это лучшее решение, которое зависит от вашего умения договариваться.
Чтобы компания не потеряла деньги, так как место будет пустовать, и она понесет убытки, оплаченное право перелета перенесут на другой борт, если вы заранее уведомите перевозчика.
Важно! Большинство перевозчиков имеют неофициальное правило «пробитой шины». Согласно ему, можно перебронировать ваш посадочный талон на следующий свободный рейс, если причина для опоздания была веской:
Все события должны быть подтверждены документально, в таком случае компания-перевозчик предоставит билет на ближайший свободный борт, если вы будете достаточно убедительны и вежливы.
Что делать, если опоздал на следующий рейс по вине авиакомпании
Если вины пассажира нет, и произошел форс-мажор, есть несколько вариантов решения вопроса.
Один билет от одной авиакомпании.
При такой ситуации вам совершенно не о чем волноваться, так как перевозчик, если у вас единый билет на самолет, отправит следующим самолетом всех опоздавших. Время, сколько придется ждать, зависит от того, насколько загруженный график полетов, это может быть и через час и через два.
Важно! Если время ожидания превысило 2 часа, вам положена компенсация за опоздание на стыковочный рейс согласно установленным правилам перевозок:
Также положена компенсация за опоздание на стыковочный рейс, в размере, установленном для конкретного перевозчика.
Один билет, две разные авиакомпании.
Часто на одном бланке указывается два перевозчика, которые обязуются доставить вас до места назначения. Это значит, что между ними заключено специальное соглашение, согласно которому сторона, по вине которой задержался первый рейс, обязана доставить вас в конечный пункт. Поэтому, если не успели к стыковочному рейсу из-за задержки первого перевозчика, нужно действовать быстро.
Для того чтобы получить право на компенсацию за то, что опоздали на стыковочный рейс из за задержки рейса и пересадку, необходимо обратиться на стойку регистрации к представителю компании, по вине которой самолет был задержан. Он подтвердит факт задержки и предоставит документы, которые нужны для пересадки. Если его нет на месте, обязательно свяжитесь по телефону, расскажите о сложившейся ситуации и находите ее решение.
Два билета, одна или две авиакомпании.
Наиболее сложная ситуация, при которой пассажир запланировал стыковку, рассчитал время между рейсами и не успел. В таком случае вы не считаетесь транзитным пассажиром, и ответственность, кроме вас, не несет никто. Однако вам положена компенсация за опоздание на следующий важный стыковочный рейс, если опаздываете по вине перевозчика.
В этом случае вступает право на возмещение выплаты согласно тарифу, для получения которой должна быть составлена претензия.
Также вы можете попытаться пересесть на другой рейс. Всегда на борту есть 5% билетов, которые сгорают, так как пассажиры опаздывают, или по другим причинам не приезжают на посадку. Необходимо максимально вежливо и настойчиво поговорить с представителем перевозчика, в большинстве случаев они идут навстречу и пересаживают на ближайший рейс.
Если не получилось связаться с представителем перевозчика, нужно позвонить в агентство, где был приобретен билет, или просите сотрудников первой компании позвонить во вторую и сообщить им о том, что есть опоздавший пассажир. Часто вопрос решается путем мирных переговоров и зависит от вашего искусства вести диалог. И положенная компенсация за опоздание на стыковочный рейс пассажиру по вине авиакомпании обязательно будет выплачена.
Однако при оформлении на разных бланках виновник не несет ответственности, если было опоздание из-за задержки рейса по причине форс-мажора. Они могут быть не зависящие от компании: погода, забастовки и другое. Об этом сказано в правилах всех перевозчиков. Но вам положена компенсация за опоздание на стыковочный рейс по вине компании, эта сумма устанавливается для каждого перевозчика отдельно. Необходимо обратиться к представителю для получения специальной отметки в билет.
Как рассчитать сумму компенсации, если задержали рейс и не успел на пересадку
Если опоздание на стыковочный рейс произошло из-за задержки рейса российской компании, то можно рассчитывать на компенсацию, которая включает в себя:
Давайте рассчитаем сумму компенсации на примере стоимости билета Рига – Москва в 5200 рублей, авиарейс задерживается на 5 часов:
Согласно правилам, прописанным в Воздушном кодексе РФ, штраф выплачивается в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час ожидания, но не более 50% от стоимости билета. Поэтому максимальная сумма, которую может получить пассажир, если компания задерживает рейс, составляет 2600 рублей.
Чаще всего перевозчики идут навстречу пассажирам, чтобы не выплачивать штрафы, когда ситуация произошла по их вине. Необходимо обратиться к представителю авиакомпании в аэропорту, включить все искусство переговорщика и постараться получить билеты на следующий рейс, чтобы продолжить путь. Часто, даже если опоздание произошло по вине пассажира, можно получить бонусы на покупку нового билета.
Как российские, так и зарубежные перевозчики заинтересованы в том, чтобы получать как можно меньше исков от пассажиров, если произошло опоздание их на стыковочный рейс по вине авиакомпании. Необходимо знать свои права, если опоздал на стыковочный рейс по своей вине или по вине компании, предоставляющей услуги воздушных перевозок.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Я опоздала на стыковочный рейс
И отсудила у авиакомпании 67 тысяч рублей
Я летела из Екатеринбурга в Тунис с пересадками в Москве и Париже. Но в Москве все пошло не по плану.
Эта история о том, как отстоять свои права, когда вроде бы никто не виноват.
Билеты
В новогодние праздники 2015 года я решила отдохнуть в Тунисе. Забронировала отель, оплатила трансфер, купила билеты. Чартеров не было, но нашлись регулярные рейсы с пересадками. По маршруту Екатеринбург — Москва — Париж и обратно меня взялась отвезти авиакомпания «Трансаэро», из Парижа в Тунис и обратно — «Эйрфранс».
При полете с пересадками всегда есть риск опоздать на стыковочный рейс, поэтому я заложила побольше времени между прилетом в Париж и отлетом в Тунис. Но стыковка в Москве от меня не зависела. Ее организовывала авиакомпания, которая продала мне билет Екатеринбург — Москва — Париж.
Рейс из Екатеринбурга прилетал в московское Внуково в 7:35. Рейс в Париж улетал оттуда же в 11:25. На пересадку было почти четыре часа — но этого не хватило.
Что случилось в Москве
Когда мы подлетали к Москве, оказалось, что во Внуково самолет съехал с полосы и аэропорт закрыли. Вместо Внуково мы приземлились в Домодедово. Из самолета нас не выпустили: попросили подождать, пока все наладится и мы перелетим во Внуково. Ждать пришлось три часа.
Когда мы прилетели во Внуково, на табло еще горела посадка на мой стыковочный рейс в Париж. Оказалось, его задержали. Но я все равно не успела: когда прибежала на посадку, трап уже убрали.
На стойке «Трансаэро» мне предложили улететь в Париж завтра, а ночь провести в отеле за счет авиакомпании. Такой вариант меня не устраивал: вечером в Париже меня уже ждал рейс до Туниса, а там — трансфер и бронь в отеле. Поэтому я решила лететь в Париж за свой счет. Но перед этим сделала две вещи:
Если пропустить один из сегментов полета, то последующие сгорают. Но я не пропустила рейс, а опоздала на него по вине авиакомпании — это доказывала отметка на моей маршрутной квитанции. Сотрудник компании подтвердил, что с билетом порядок. Когда пропущенный рейс завершился, я на всякий случай еще раз проверила статус моего билета на сайте авиакомпании. Если бы его все-таки аннулировали, у меня было бы время что-то с этим сделать.
После этого я начала искать билеты до Парижа. Самым дешевым оказался рейс через Прагу за 42 490 рублей. Это меня обескуражило: перелет со всеми пересадками из Екатеринбурга в Париж и обратно стоил только 28 800. Но меня ждал Тунис, поэтому я купила билет и успела на пересадку во Франции. Отдых состоялся.
Почему я решила бороться
Но я все-таки решила бороться за свои деньги. Если бы авиакомпания выпустила меня из самолета в Домодедово, я могла бы взять такси до Внуково и успеть на стыковочный рейс до Парижа. Вместо этого меня держали в самолете. Все выглядело так, будто компания решила сэкономить на высадке пассажиров, — а расплачиваться мне.
Еще по возвращении домой я узнала, что после того, как убрали трап, тот самый рейс до Парижа не взлетал еще больше часа. Это было очень обидно и тоже настроило меня на борьбу.
Претензия
В первую очередь я написала претензию на имя генерального директора «Трансаэро». Контакты взяла с сайта компании. Я описала ситуацию и потребовала компенсировать 42 490 рублей, которые потратила на билет до Парижа, и заплатить 10 тысяч морального ущерба. Эта сумма может быть произвольной — мне показалась уместной такая. А еще я потребовала заплатить штраф 100 рублей: по 25 рублей за каждый час задержки рейса из Екатеринбурга в Москву.
Я указала номера билетов и рейсов, чтобы авиакомпании было проще установить все обстоятельства. Кроме того, я сослалась на законы, по которым требовала возместить мне убытки, и добавила номер банковского счета, на который готова получить деньги.
Претензию я отправила по почте заказным письмом с описью вложения. Другой вариант — принести лично в офис авиакомпании. В этом случае надо попросить поставить на своей копии отметку о том, что у вас ее приняли.
По умолчанию закон о защите прав потребителей дает авиакомпании на ответ 10 дней, но в договорах обычно прописывают 30. Свою претензию я отправила в феврале, ответ пришел в конце марта. Авиакомпания написала, что посадка в аэропорту Домодедово произошла не по ее вине, поэтому мне компенсируют только неиспользованную часть билета. Он стоил 28 800 рублей, полет состоял из четырех сегментов: два туда и два обратно. Поэтому мне согласились вернуть сумму за один из сегментов — 7616 рублей.
Это меня не устраивало, и я решила идти в суд.
Подача иска
Чтобы не запутаться в исках и судах, я обратилась к знакомому юристу. Заявление вполне можно составить по образцам из интернета, но мое дело не казалось таким уж однозначным, поэтому я решила, что так надежнее.
По смыслу исковое заявление не сильно отличается от претензии. К требованиям добавился штраф за то, что авиакомпания не удовлетворила претензию добровольно, — 50% от суммы компенсации. Я также добавила компенсацию расходов на услуги юриста — 5000 рублей.
Гражданские иски рассматривают в судах общей юрисдикции. Закон дает потребителям право судиться там, где им удобнее: по своему адресу или месту нахождения ответчика. Я живу в Екатеринбурге, авиакомпания зарегистрирована в Москве, поэтому я выбрала судебный участок поближе к дому. Его номер я узнала на сайте ГАС РФ «Правосудие».
Госпошлину за подачу иска я не платила, потому что его цена меньше миллиона рублей.
Судебное заседание
Заседание назначили через три недели после того, как приняли исковое заявление. Представители авиакомпании не пришли, но прислали свои возражения. Их позиция осталась прежней: самолет сел в другом аэропорту не по их вине, поэтому они не отвечают за последствия.
Я не спорила с тем, что посадка в Домодедово — не вина авиакомпании. Мой главный аргумент был такой: компания могла выпустить пассажиров из самолета, чтобы минимизировать ущерб от ситуации, но не сделала этого. Она должна ответить не за то, что самолет сел в другом аэропорту, а за свое бездействие.
С момента приземления до окончания посадки на стыковочный рейс до Парижа прошло три часа. Добраться на такси из Домодедово во Внуково можно было за час: второго января все дороги свободны. Если бы авиакомпания выпустила меня из самолета, я бы успела на стыковочный рейс с запасом. Но для авиакомпании высадить пассажиров в другом аэропорту — значит лишний раз заплатить за трап и выгрузку багажа. Вместо высадки, она все время держала пассажиров в самолете.
Это обстоятельство стало ключевым. Судья решил, что у авиакомпании была возможность обеспечить мою посадку на самолет до Парижа, но она этого не сделала.
взыскал суд с авиакомпании в мою пользу
Всего суд наказал авиакомпании выплатить мне 59 311 рублей:
Получение денег
Получить деньги по исполнительному листу можно с помощью приставов или через банк ответчика. Я получала через банк. Авиакомпания уже переводила мне деньги, поэтому реквизиты ее счета я просто посмотрела в интернет-банке.
Я написала в банк заявление о принятии листа к исполнению, в котором указала номер листа, сумму компенсации и свои реквизиты. В Екатеринбурге нашлось отделение банка авиакомпании, поэтому я просто отнесла туда заявление вместе с листом.
Через три дня деньги были на моем счете. С момента подачи претензии до получения денег прошло полгода.
Задержка рейса: 15 фактов, которые должен знать пассажир
1. Не важно, летите вы регулярным или чартерным рейсом, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — ваши права в случае задержки рейса одинаковы. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах вас дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.
2. Авиакомпания должна сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эта обязанность установлена пунктом 74 Федеральных авиационных правил. За информацией обращайтесь к представителю авиакомпании.
3. Если рейс задержал российский перевозчик и позже вы собираетесь подавать претензию, то поставьте штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации. В Европе этот штамп нужен, только если вам отказали в посадке из-за овербукинга, а если рейс перенесли, то положенную компенсацию вы получите и без печати.
4. В России при переносе рейса вы можете рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей».
5. В Европе, если ваш рейс задержали и вы попали в пункт назначения с опозданием больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Чтобы получить деньги, заполните заявление на сайте авиакомпании.
6. При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.
7. Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы застряли в аэропорту из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.
8. Если в США вам отказали в посадке из-за овербукинга и пересадили на другой рейс, то должны выплатить до 1350 долларов. Исключение — если вы добрались до пункта назначения с опозданием меньше часа: тогда авиакомпания вам ничего не должна.
9. При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки, при задержке больше 4 часов — горячее питание. Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
10. Ребенку младше семи лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка — там дети в спокойной обстановке могут поспать, поесть и поиграть.
11. Размещение в гостинице по российским правилам полагается при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно. В Европе вас бесплатно поселят в отель при переносе рейса на следующий день.
12. Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.
13. Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.
14. Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае с вас не имеют права брать доплату. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, чей билет вы покупали.
15. Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.
Компенсация за задержку рейса по России: чего можно требовать от авиакомпании?
Я летела на самолете по России, и полет продлился дольше, чем ожидалось. Как выяснилось потом, причиной стало импровизированное авиашоу, которое в небе устроили пилоты.
Могу ли я получить компенсацию от авиакомпании? Если да, то что для этого нужно сделать?
Если авиакомпания без веских оснований доставила вас в пункт назначения позже обещанного, вы можете потребовать от нее выплаты штрафа. А если из-за задержки вы опоздали на стыковочный рейс и билет на него пропал, можете обратиться в суд и взыскать с перевозчика убытки.
Что можно потребовать от авиакомпании
Когда вы покупаете авиабилет, то заключаете с транспортной компанией договор перевозки. По нему авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. А вы обязаны оплатить стоимость проезда и провоза багажа, если он есть.
Авиакомпания должна перевезти пассажира и багаж в сроки, указанные в авиабилете и в расписании на сайте перевозчика. Она несет ответственность за техническое состояние самолета и действия своего персонала. Если пилоты без уважительной причины отклонились от маршрута, отказались выполнять рекомендации диспетчеров или нарушили нормы авиационной безопасности, пассажир может потребовать компенсации.
Вот на что может рассчитывать пассажир.
Авиакомпания не должна платить штраф и неустойку, если ей удастся доказать, что рейс задержался из-за обстоятельств непреодолимой силы. Либо из-за того, что надо было устранить неисправности самолета, угрожающие жизни или здоровью пассажиров, а также из-за других обстоятельств, которые не зависят от перевозчика.
Возмещение убытков. Если из-за опоздания самолета пассажир понес убытки, он может потребовать эти деньги от авиакомпании. Это возможно, если турист не успел на стыковочный рейс или у него пропали билеты на поезд. Еще бывает, что путешественник упустил единственный катер, который должен был отвезти его на остров, на котором он оплатил отель.
Компенсация морального вреда. Если на фоне стресса из-за опоздания рейса у туриста ухудшилось здоровье или он пострадал, турист может потребовать компенсировать ему моральный вред. Размер компенсации определяет суд, и он не зависит от суммы возмещения имущественного вреда. Если суд решит, что авиакомпания виновата в задержке самолета и эта ситуация нанесла пассажиру моральный ущерб, перевозчику придется выплатить компенсацию.
Как взыскать деньги
Перед тем как требовать деньги через суд, я рекомендую направить авиакомпании досудебную претензию: вдруг перевозчик решит добровольно удовлетворить ваши требования. Тогда можно будет избежать судебных разбирательств. Если претензия не помогла, придется идти в суд.
Если воздушное хулиганство пилотов заметила Росавиация, путешественнику будет проще доказать в суде виновность авиакомпании. Например, в ноябре 2020 года пилоты компании «Победа» исполнили во время рейса маневр, который не был предусмотрен планом полета и разрешением на использование воздушного пространства. В результате самолет прибыл в пункт назначения с задержкой, создал в небе нештатную ситуацию и усложнил работу диспетчеров, которые контролируют перемещение воздушных судов в секторах. По информации РБК, комиссия Росавиации провела расследование и выявила, что руководство «Победы» не выполнило как минимум три из 13 обязательств, которые задекларированы во внутренней политике авиакомпании в области безопасности полетов.
Если вы пассажир этого рейса и решите получить от компании компенсацию, суд может запросить у комиссии Росавиации отчет. Тогда перевозчику вряд ли удастся обосновать задержку рейса крайней необходимостью или обстоятельствами непреодолимой силы.
Какой иск подать: коллективный или индивидуальный
Выгода коллективного иска в том, что можно поделить на всех заявителей судебные расходы и траты на гонорар юриста. Для этого пассажиры заключают соглашение и заверяют его у нотариуса.
Составить коллективный иск сложнее, чем индивидуальный. Например, придется определить тех, в интересах кого подается иск, собрать заявления от присоединяющихся лиц и опубликовать предложение о присоединении к иску. Их публикуют на сайтах судов.
Вести коллективное дело тоже непросто. Мне кажется, в вашей ситуации лучше подавать индивидуальный иск.
Что говорят суды
Если перевозчику действительно надо было изменить время вылета или период полета, например, из-за плохой погоды, обычно суды не поддерживают истцов.
Так, ростовчанин обратился в суд, чтобы взыскать с авиакомпании убытки, штраф и компенсацию морального вреда. Пассажир вылетел из Ростова-на-Дону в Новосибирск, где должен был пересесть на другой самолет и улететь в Красноярск. Но через три часа полета командир воздушного судна решил вернуться в Ростов-на-Дону из-за технической неисправности: на дисплее появилась надпись «Низкий уровень гидравлической жидкости первой гидросистемы».
Авиакомпания обжаловала это решение. Ее представитель говорил, что пилот решил развернуть самолет, чтобы устранить неисправность. По мнению перевозчика, она могла навредить жизни или здоровью пассажиров. Суд второй инстанции согласился с доводами перевозчика и сказал, что в этой ситуации тот не должен нести ответственность. В результате заявителю отказали в удовлетворении иска, не возместили убытки и не компенсировали моральный вред.
Если авиаперевозчик изменил расписание без веских оснований, суды, как правило, встают на сторону пассажиров. Но они часто снижают запрашиваемые заявителями суммы, особенно размер компенсации морального вреда.
Например, в Астрахани авиакомпания задержала рейс в Москву на 27 минут. У пассажиров был составной рейс по маршруту Астрахань — Москва — Алма-Ата — Усть-Каменогорск. Когда первый самолет задержался, пассажиры поняли, что они не успевают на второй. Авиакомпания предлагала другие рейсы, но ни один из них не подошел: люди летели на похороны отца и все равно на них не успевали. Из-за этого они остались дома.