Если забываешь слова что это может быть
Нарушение речи у взрослых
Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.
Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.
Выделяют такие виды нарушений речи:
Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.
Изменение темпа
Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.
Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.
Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.
Заикание или логоневроз
Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.
Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.
Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.
Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.
Афазия
Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.
Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.
Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.
Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.
Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.
Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.
10 ранних признаков болезни Альцгеймера или другой деменции
Ухудшение памяти, нарушающее повседневную жизнь, может быть одним из ранних симптомов болезни Альцгеймера или другого вида деменции – заболеваний, которые приводят к медленному снижению памяти, мышления и всех когнитивных функций.
Существует 10 признаков, которые потенциально являются симптомами заболевания. Если вы заметили любой из них – пожалуйста, обратитесь к врачу.
Одним из базовых признаков начинающейся болезни Альцгеймера является потеря памяти. Особенно легко забываются недавние события или недавно полученная информация. Стоит задуматься, если вы забываете важные даты или события, вынуждены уточнять определенную информацию по несколько раз, если вы все больше нуждаетесь в записках с напоминаниями или помощи родственников в ситуациях, когда обычно все держали в памяти самостоятельно.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Иногда забывать имена или некую точную информацию, но вспоминать об этом позднее.
Некоторые люди ощущают изменения в своей способности составить план действий и четко следовать ему. Например, им становится сложно следовать знакомому рецепту приготовления блюда или подготовить коммунальные счета к оплате. Могут появляться трудности с концентрацией. Возможно, дела, с которыми вы справлялись быстро, стали занимать гораздо больше времени.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Сделать случайную ошибку в процессе выполнения и самостоятельно исправить ее.
Люди с болезнью Альцгеймера часто испытывают трудности при выполнении повседневных дел, например, при вождении автомобиля или посещении магазина, или даже не могут сыграть в любимую игру.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Ничего страшного, если вы иногда нуждаетесь в помощи, например, чтобы разобраться с настройками телевизора или мобильного телефона.
Люди с болезнью Альцгеймера могут потерять последовательность событий, иногда им трудно уследить за течением времени и даже сменой времени года. Они могут не помнить, как оказались в данном месте или не понимать вообще, где они находятся.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Забыть, какой день недели сегодня, но сообразить чуть позднее.
У некоторых людей болезнь Альцгеймера начинается именно с нарушения зрительного восприятия: трудно читать, нарушается пространственное соотношение объектов в поле зрения, неправильно воспринимаются цвета. Часто эти проблемы впервые дают о себе знать при вождении автомобиля.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Снижение зрения вдаль или вблизи с сохранением общего восприятия.
Людям с болезнью Альцгеймера бывает трудно участвовать в беседе – иногда они вынуждены остановиться, не высказав свою мысль, потому что не понимают, как закончить предложение или часто повторяют собственные слова по несколько раз. Человек замечает, как обедняется его словарный запас, замечает, что не может подобрать верное слово или вспомнить название предмета.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Иногда, человек может не сразу подобрать нужные слова, однако эта ситуация не должна усугубляться со временем и беспокоить.
Очень часто при болезни Альцгеймера люди кладут вещи не на «привычные» места и потом не могут найти их, и, что важно, часто не могут вспомнить и повторить собственный путь, чтобы попытаться найти свои вещи. Иногда они могут даже подозревать своих близких в воровстве. С течением времени это происходит все чаще и чаще.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Время от времени забыть, куда вы положили свою вещь, но затем вспомнить, где вы с ней были и найти.
Люди с болезнью Альцгеймера постепенно замечают изменения в том, как они мыслят и принимают решения. Начинают испытывать трудности при подсчете денег, покупках. Иногда человек становится менее внимателен к своему внешнему виду (недостаточно часто меняет одежду, например).
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Периодически ошибаться в чем-то, забывать некоторые дела, но справиться с ситуацией самостоятельно.
При болезни Альцгеймера человек постепенно теряет интерес к любимым занятиям, играм, книгам, телепередачам, даже к своим обязанностям на работе. Со временем человек перестает общаться с друзьями, становится равнодушным к обществу своих близких.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Иногда чувствовать себя утомившимся от разговоров или работы, но восстановиться после отдыха.
Настроение и черты характера человека могут сильно изменяться под влиянием болезни. Люди становятся тревожными, беспокойными, подозрительными, печальными или равнодушными. Они могут легко выйти из себя дома, на работе, при общении с друзьями или в любой, ранее комфортной для них обстановке.
Типичные возрастные изменения в данном случае:
Быть раздражительным, если что-то идет не по плану или некое конкретное событие вас расстроило.
Почему важно обратить внимание на эти признаки?
Дело в том, что при ранней диагностике возможно начать лечение как можно раньше и тем самым облегчить симптомы и продлить период «независимой» жизни. У человека будет больше времени, чтобы сориентироваться в ситуации и максимально упорядочить свою жизнь. У близких будет достаточно времени, что спланировать свои действия по уходу за пациентом, продумать, как они могут ему помочь.
Если вы обратитесь с данными симптомами к вашему лечащему врачу, обязательно спросите его о возможности посещения следующих специалистов: невролог, психотерапевт, гериатр. Эти специалисты могут вам помочь.
Гериатрический центр «Наша Забота»
Амнестическая афазия
Амнестическая афазия – это вариант афатического расстройства, при котором происходит распад номинативной функции речи. Характеризуется зрительной амнезией, забыванием названий предметов, речевыми паузами и трудностями подбора слов, вербальными парафазиями. Диагностика предполагает проведение неврологического обследования (церебральной МРТ, МРА, УЗИ артерий головы и шеи), нейропсихологического и логопедического тестирования. Лечебно-коррекционная работа при афазии включает этиопатогенетическую фармакотерапию, логотерапию, нейрокоррекцию.
МКБ-10
Общие сведения
Амнестическая (номинативная, аномическая) афазия сопровождается трудностями зрительного узнавания и вербального обозначения предметов. В отдельную форму ее выделил советский нейропсихолог А.Р. Лурия в 1973 г., указав, что в данном случае единственным центральным дефектом являются затруднения называния предметов. В дальнейшем амнестическая афазия была исключена из нейропсихологической классификации, т. к. в чистом виде она встречается редко, обычно выступая симптомом акустико-мнестической или семантической афазии. В современной афазиологии амнестическая афазия вновь рассматривается как самостоятельная единица – ее частота среди всех форм составляет 4,2-7,5%.
Причины
Амнестические нарушения возникают при локальном поражении задне-нижних отделов височной коры и теменно-затылочных областей левого полушария (20, 21, 37 и 40 поля Бродмана). Причинами амнестической афазии в большинстве случаев выступают:
Предрасполагающими (фоновыми) факторами являются гипертоническая болезнь, церебральный атеросклероз, гиперхолестеринемия, ангиопатии, отягощенный семейный анамнез, экзогенные интоксикации.
Патогенез
Патогенетический механизм амнестической афазии до настоящего времени остается до конца неясным. Некоторые исследователи отмечают, что 37 цитоархитектоническое поле по Бродману аккумулирует в себе слуховые и зрительные раздражители (зона перекрытия), поэтому его поражение приводит к диссоциации зрительного образа слова и его вербального обозначения.
Существует мнение, связывающее амнестическую афазию с поражением глубинных структур височной коры. В этом случае нарушается связь коркового слухового анализатора с гиппокампом, отвечающим за функцию запоминания и хранения информации. С точки зрения нейропсихологического подхода (Лурия А.Р.), номинативная афазия – это результат нарушения операции отбора слов, хранящихся в памяти пациента.
Классификация
Амнестическая афазия многофакторна и неоднородна. В зависимости от доминирующего поражения слуховой, зрительной или ассоциативной зон может встречаться в трех видах:
Симптомы амнестической афазии
Акустико-мнестическая афазия
У больных утрачивается способность удерживать в памяти слуховой ряд в пределах 3-х и более элементов, воспринимать на слух развернутый текст. Страдает понимание как ситуативной, так и других форм речи. Простые устные инструкции, как правило, доступны, многоступенчатые – нет. Пациент часто переспрашивает, просит говорить медленнее, повторить услышанное.
В экспрессивной речи преобладают короткие предложения, вербальные парафазии. Часты паузы, связанные с поисками нужного слова, персеверации. Имеются трудности называния, особенно страдает припоминание имен собственных, географических названий, различных дат, номеров телефонов. Затруднен пересказ текстов.
Оптико-мнестическая афазия
При данной разновидности амнестической афазии нарушается зрительное узнавание знакомых предметов, а воспринятое на слух слово не вызывает зрительных образов. Имеются трудности в изображении предметов по памяти, в процессе рисования больные упускают важные характерные детали, не дорисовывают значимые детали. При этом копирование и срисовывание дается хорошо.
Также возникают сложности с сортировкой предметов по категориям: овощи, одежда, мебель. Письменная речь нарушается по типу литеральной, вербальной или односторонней оптической алексии (больные не видят левую половину текста).
Амнестическая афазия
Определяющим нарушением является забывание названий предметов. Больные не могут подобрать нужное слово для обозначения хорошо знакомых вещей, заменяют забытое слово описанием предмета или его предназначения. Так, например, про карандаш пациент говорит «это… то, чем рисуют или пишут». Однако при подсказке первого слога ему удается вспомнить искомое слово.
Фраза произносится медленно, прерывается паузами, во время которых больной подбирает нужное слово. Увеличивается время между вопросом и ответом (латентный период). Спонтанная устная речь изобилует вербальными парафазиями. Письменная речь (чтение вслух, письмо под диктовку), как правило, сохранна. Однако описаны случаи, когда амнестическая афазия сочеталась с буквенной агнозией и оптической алексией. Также страдает спонтанное письмо, что обусловлено уменьшением существительных и преобладанием глаголов в устной речи.
Диагностика
При амнестической афазии сохраняется понимание речи, артикуляция, функция чтения и письма, поэтому нередко номинативные трудности списываются на возрастные «проблемы с памятью». Выявить афатическую природу расстройств помогает комплексное инструментальное, психологическое и логопедическое обследование:
Коррекция амнестической афазии
Медицинская реабилитация
Активное медикаментозное лечение проводится в остром периоде инсульта, ЧМТ, нейроинфекций. Постоянной фармакологической поддержки требуют больные с нейродегенеративными патологиями. С учетом основной проблемы, на фоне которой развилась амнестическая афазия, могут использоваться гипотензивные, ноотропные, антиоксидантные, деагрегантные, витаминные препараты. Из методов физической реабилитации позднее подключают дарсонвализацию головы и ШВЗ, магнитотерапию, электрофорез, микрополяризацию. По показаниям рекомендуются сеансы психотерапии.
Логотерапия
Коррекционные занятия при амнестической афазии направлены на восстановление соотнесенности зрительно-предметных образов со словом. Для этого проводится актуализация категориальных и ситуативных связей предметов, а также их признаков, качеств, функций. На занятиях используются картинки и реальные предметы, артикуляционно-графические опоры, пиктограммы. Применяемые упражнения и приемы:
Регулярные занятия с логопедом, проводимые на фоне медикаментозного лечения, позволяют восстановить оптический образ различных предметов, нарастить предметный словарь, расширить объем слухоречевой памяти.
Прогноз и профилактика
Реабилитационный прогноз при амнестической афазии зависит от возраста, преморбидного фона пациента, степени его заинтересованности в восстановлении речевой функции. Обычно на фоне медикаментозной терапии и нейрореабилитации явления зрительно-предметной агнозии, оптической амнезии постепенно регрессируют. Многие больные адаптируются к социальной среде, возвращаются к профессиональной деятельности.
Профилактика любых афатических синдромов заключается в минимизации факторов риска: коррекции артериального давления, дислипидемии, гипергликемии. Необходимо придерживаться принципов здорового питания, включать в жизнь умеренные, но регулярные физические и когнитивные нагрузки.
«Что-то с памятью моей. » Почему мы забываем слова, как распознать деменцию и что такое метод Айвазовского?
Когда-нибудь силились вспомнить слово настолько простое и обыденное, что забыть его, казалось бы, просто невозможно? Напрочь забывали фамилию любимого актера? А день рождения мамы, признавайтесь, вылетал из головы?
Такие внезапные пробелы время от времени возникают у каждого, и в них нет ничего страшного. Но что, если память начинает подводить все чаще? Нередко совсем еще не старые люди жалуются, что забывают слова, имена, даты известных событий и адреса. Неудивительно, что в какой-то момент это начинает настораживать и даже пугать.
Что же это за провалы в памяти? Сигналы о недостатке витаминов, признаки хронической болезни? А, может, и вовсе – звоночки будущей деменции? «МИР 24» постарался найти ответы на эти вопросы.
От инсульта до диабета: почему ухудшается память?
Как известно, человеческая память подразделяется на кратковременную и долговременную. Кратковременная память (ее также называют первичной или активной) может вместить небольшой объем информации на короткий период времени. Скажем, если вам требуется запомнить телефонный номер, ваш мозг задействует кратковременную память, и уже через минуту вы этот номер благополучно забудете. Долговременная память является частью подсознания и способна хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время – на протяжении всей жизни.
«Долговременная память – хранилище наших знаний, навыков и умений. Ее ухудшение может быть следствием многих причин: от бытовых (недосыпание, недостаток питания, отсутствие режима, неправильное планирование дня, курение), психологических (стресс, депрессия, неврозы, переутомление) до органических, метаболических и дегенеративных (травма головы, деменция и др.)», – перечисляет врач-невролог «СМ-Клиника» Юлия Левченко.
Беспокоиться по этому поводу стоит, если проблемы с памятью мешают повседневной жизни, работе, снижают качество жизни. В этом случае есть повод обратиться к врачу, чтобы определить причину и назначить лечение, советует она.
«Тот факт, что мы иногда не можем вспомнить название какого-то простого предмета или известного актера – не сигнал деменции. А для лиц пожилого и старческого возраста легкое снижение памяти вообще не является патологией. Одним из ранних признаков деменции является проблема с кратковременной, а не с долговременной памятью. Это проявляется повышенной забывчивостью на текущие события», – подчеркивает Левченко.
Расстройство памяти часто является следствием проблем с сердцем, отмечает врач лабораторной диагностики Международной сети независимых клинико-диагностических лабораторий СИТИЛАБ Надежда Беземская.
Вследствие нарушения работы сердца (например, при инсульте) мозг начинает испытывать недостаток кислорода, отсюда и проблемы с памятью.
«Выявить причину можно с помощью лабораторных анализов. Если есть подозрение на заболевания сердца, проводится анализ на количество фермента креатинфосфокиназа в организме (КФК) и ее фракции МВ (от англ. muscle – мышца и brain – мозг). Уровень КФК и его составляющей МВ позволяет врачу судить о первопричине боли в области сердца и степени повреждения ткани, и, как следствие, о нарушении поступления кислорода в мозг», – объясняет доктор.
Также к ухудшению памяти могут привести поражения почечной и печеночной ткани, диабет и нехватка витаминов.
«При подозрении на почечную и печеночную недостаточность сдаются печеночные и почечные биохимические маркеры – креатинин, мочевина АсАТ, АлАт, ГГТП. Снижение памяти может быть также вызвано так называемым глюкозным голоданием мозга, это обусловлено снижением уровня глюкозы, особенно при сахарном диабете. В данном случае наблюдение за уровнем глюкозы и гликированного гемоглобина помогает выявить не только первичное заболевание, но и купировать последствия сахарного диабета», – говорит Беземская.
Также к проблемам с памятью приводит недостаток витаминов B12 и фолиевой кислоты. Ухудшение памяти происходит и при гипотиреозе, который характеризуется недостаточной концентрацией гормонов щитовидной железы. Чтобы исключить или же, наоборот, подтвердить этот недуг, в первую очередь, проводится анализ на гормоны щитовидной железы.
«Ухудшение памяти и провалы – очень сложный и многогранный процесс нарушений в человеческом организме, – говорит Надежда Беземская. – При данном симптоме необходимо не только наблюдать и обследовать, например, уровень витаминов, но также искать первопричину под наблюдением квалифицированного врача».
По методу Айвазовского: как улучшить память?
Еще Цицерон сказал, что «память слабеет, если ее не упражнять». Поэтому мозг нуждается в тренировках ничуть не меньше, чем тело. Память необходимо развивать на протяжении всей жизни.
Систематические упражнения для тренировки памяти и внимания могут улучшить когнитивные способности и отсрочить их нарушения, говорит Юлия Левченко.
Для этого используются различные техники:
«Также для улучшения памяти и профилактики ее нарушений важна модификация образа жизни: полноценное питание, здоровый сон, отказ от курения, физические нагрузки», – напоминает невролог.