Есть что то позорное в мощи природы история создания
Конспект урока «Поэзия В. Брюсова» (11 класс)
Конспект урока (в рамках изучения литературы «серебряного века) с применением технологии развития критического мышления
Учитель: Рыбакова С.С.
Тема: Поэзия В. Брюсова
помочь учащимся войти в мир поэзии В.Брюсова, постигнуть неповторимость звучания поэтического слова и его символический характер;
содействовать развитию критического мышления, групповой самоорганизации, умению вести диалог.
приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы «серебряного века» через постижение поэтического мира В.Брюсова;
выяснить какие тенденции «серебряного века» отразились в лирике В.Брюсова через анализ стихотворений и поэтических деклараций.
создать атмосферу открытости и доброжелательности в общении;
вызвать эстетическое удовлетворение от соприкосновения с миром поэзии символизма.
организовать развивающее пространство, позволяющее ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания;
развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса;
развивать способности обучаемых к рефлексии своей деятельности, поведения, личности;
способствовать развитию устной речи, творческих возможностей через использование разных видов творческих заданий.
Тип урока: применение полученных знаний.
Технология обучения: развитие критического мышления.
Подготовка к уроку: учащиеся получают опережающее задание: прочитать и провести анализ стихотворений В.Брюсова.
«В ночной полумгле»(1895г.)
2 группа – «Всё кончено»(1895г.), «Первый снег»(1895г.)
3 группа – «Мерный шум», «Чёткие линии гор», «Это было безумие грёзы», «Мы ехали долго, без цели, куда-то. », «Есть что-то позорное в мире природы» (1896г.)
Деятельность учителя – помощь в формировании групп с учётом индивидуальных возможностей, способностей учеников, консультирование.
Я – бог таинственного мира;
Весь мир – в одних моих мечтах.
I .Вводное слово учителя. Мотивация на деятельность.
Сегодня мы открываем для себя мир поэзии Валерия Брюсова (1873 – 1924). Его имя известно многим: «трижды и семижды чтимый» поэт, один из признанных лидеров символистов, прозаик, критик, литературовед, человек, сыгравший значительную роль в судьбах К.Бальмонта, А.Белого, М. Волошина, Н.Гумилёва, он всегда был в центре внимания. Литературное наследие Брюсова богато и разнопланово: критические статьи о творчестве русских поэтов XVIII – начала XX веков и классиков зарубежной поэзии, переводы, литературоведческие исследования по теории стихосложения, романы «Огненный ангел» (1908) и «Алтарь победы» (1911) и, конечно же, стихотворения и поэмы.
При жизни поэта было издано 14 сборников. Каждый сборник – этап жизни поэта, его творческого поиска.
— По названиям сборников попытайтесь определить, какие темы особо волновали поэта.
Спроецировано на доске: «Юношеское» (1892 – 1894)
«Третья стража» (1898 – 1901)
«Все напевы» (1906 – 1909)
«Зеркало теней» (1909 – 1912)
«Семь цветов радуги» (1912 – 1915)
«Последние мечты» (1917 – 1919)
«В такие дни» (1919 – 1920)
Ученики отмечают и записывают в тетрадь:
ряд названий («Юношеское», «Это – я», «Последние мечты», «Моя») явно указывает на стремление автора познать свой внутренний мир и открыть его читателю;
в таких названиях, как «Граду/ Риму/ и миру», «Все напевы», «Зеркало теней», «Семь цветов радуги», отразилась способность поэта черпать вдохновение в мире исторического прошлого и в мире природы, в мире теней и фантазий, в мире волшебных звуков;
названия сборников «В такие дни», «Миг» свидетельствуют о том, что воображением поэта владеют мысли о быстротечности жизни, о вечном и преходящем.
— Теперь, когда мы соприкоснулись с таким богатством тем и мотивов творчества Брюсова, в нашем сознании невольно возникают вопросы. Ученики самостоятельно формулируют и записывают эти вопросы в тетради.
А ответит нам на эти вопросы сам автор.
III . Стадия осмысления.
Ученики работают с фрагментами статьи В.Брюсова
«О искусстве». ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Работа в группах. Каждая группа получает один и тот же текст статьи «О искусстве» (распечатка на каждого ученика).
Индивидуальная работа: каждый ученик читает фрагменты статьи В.Брюсова, применяя прием «инсерт» (на слайде проецируются условные обозначения), прорабатывают информацию, анализируют и записывают в тетрадь «ответы» поэта.
Следующий этап – групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам», составляются экспертные группы. Этап обсуждения. Ученики обмениваются своими мнениями, выбирают лучший вариант.
Комментарий к заданию, «ответы поэта»: читая поэтические произведения, вы должны приблизиться к постижению души поэта, его потаённых мыслей и переживаний.
Вы должны возвыситься над собой, исполниться мудростью, обрести особое душевное состояние, тогда вы почувствуете мою поэзию, услышите мой голос.
— Итак, поэт помог определить задачи нашего урока.
VI . Построение знания.
— Что же нам поможет глубже постигнуть поэтический мир В.Брюсова?
— Нам необходимо погрузиться в мир поэтических образов В.Брюсова.
Каждая рабочая группа получает задание:
« Чем произведения, вошедшие в первые сборники, ошеломили публику?»
Комментарий к заданию: стихотворения ошеломляли читателей своей необычностью, тревожили воображение непривычными образами и причудливой мелодикой, неожиданными сравнениями.
В группе работают парами. Каждая пара получает и выполняет своё задание.
Выпишите слова и словосочетания, при помощи которых автор рисует картины окружающего его мира.
Выпишите эмоционально-оценочные лексические средства, характеризующие внутреннее состояние ЛГ.
Как элементы звукового облика и синтаксические конструкции помогают понять состояние души ЛГ?
— Какими чувствами переполнена его душа?
В стихотворениях мы читаем: «я спешу, я бегу, убегаю я прочь», «я не в силах восторга мечты превозмочь», «это область чьей-то грёзы», «это – призраки и сны», «волшебством озарены», «мир очарований». ЛГ восторгается волшебством этого мира, он стремится бежать всё быстрей, чтобы как можно больше увидеть и вместить в себя.
Поэт использует приём аллитерации. Звуковой фон создают шипящие и свистящие звуки. Создаётся эффект звучания едва уловимого эха шагов, хруста снега. ЛГ поднимается над землёй, он лишь слегка касается её ногами – так трепетно хранит он тишину этого необыкновенного мира, словно боится, что резкий звук разрушит его.
Использование рядов однородных членов предложения, словесных повторов создают иллюзию всё ускоряющихся шагов, сбившегося дыхания.
3 группа – каждый ученик в группе читает и анализирует одно из предложенных стихотворений В.Брюсова: «Мерный шум колёс», «Чёткие линии гор», «Это было безумие грёзы», «Мы ехали долго, без цели, куда-то», «Есть что-то позорное в мощи природы» (1896) и выполняет задание.
1. Выпишите слова и словосочетания, при помощи которых автор рисует картины мира реального и картины мира мечты.
2. Что изменилось в восприятии мира ЛГ?
3. Обмен впечатлениями, обсуждение в группе, выводы.
Комментарий к заданию: В сознании, в воображении ЛГ мир реальный и мир мечты уже противопоставлены, они не совмещаются ни на мгновение.
Словесные образы, из которых слагаются
картина реального мира
«шум колёс», «поле, ряд берёз», «свод небес угрюм»
«много мутных грёз», «много мутных дум»
«чёткие линии гор», «бледно-неверное море», «этот прах: степи и скалы и воды»
«тайны мечты», «мир идеальной природы»
«что-то позорное в мощи природы», «вражда к лучам красоты», «мир скал», «океан неуемный», «ледяные хребты», «день конца для вселенной»
«кусты», «берёзы», «поля», «дождь угрюмо пророчил печаль»
«мир бледных желаний»,
«безумие грезы», «томленье волшебной отрады», «дальние речи», «мимолётно-случайные взгляды», «полное счастье»
Рассеялись иллюзии, будто можно обрести мечту, оставаясь на земле. ЛГ вдруг открыл, что все элементы земной жизни стали для него чужими, холодными; они уже не вызывают в его душе никаких светлых, тёплых чувств. Именно поэтому такие образы, как поле, берёзы, степи, воды, не сопровождаются эпитетами.
Задание: 1. Как соотносится содержание первой строфы и содержание второй – пятой строф?
2. Проследите за развитием лирического сюжета. Как изменяются чувства ЛГ от строфы к строфе?
Комментарий к заданию: в первой строфе ЛГ делает попытку определить своё внутреннее состояние в тот момент, когда он завершил какой-то этап своего пути («мой дух не изнемог», «не обессилел ум») и разъясняет, чем он жил всё это время («мгла противоречий», «сцепления роковые»). Заключительные строки строфы:
Я все мечты люблю, мне дороги все речи
дышат вызовом самому себе. ЛГ словно прозрел: жизнь не исчерпывается мглой и тенями, она более широка, более глубока; жизнь – сама по себе – и смысл, и истина, и восторг. Этими словами герой неожиданно для себя признаётся в том, что он возвращается из мира грёз в мир обыкновенной жизни, готов безоглядно броситься в безбрежное море повседневности.
В последующих четырёх строфах он в деталях воссоздаёт весь свой путь – стремлений уйти в мир древних эпох и героев, попытки воспевать чувственную любовь и тени волшебного мира. Эти воспоминания тревожат ЛГ:
И странно полюбил я мглу противоречий
И жадно стал искать сплетений роковых.
Но усилием воли он возвращает себя к реальности и, заставляя себя самого поверить в это, утверждает:
Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.
И лишь многоточие, которым Брюсов завершает стихотворение, помогает нам понять смятение чувств ЛГ, его сомнения.
Деятельность учителя – консультирование групп, контроль соблюдения временного регламента.
V . Выступление групп
Выразительное чтение одного стихотворения, обобщённые выводы по своему заданию.
VI . Стадия рефлексии.
— Составьте синквейн по теме. Соедините и обобщите свои впечатления, знание, воображение
первая строка – название темы;
вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;
третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме;
последняя – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
мечтать, постичь, передать
поток образов меняется
VII . Д/З напишите творческую работу, эссе на тему «Что нового для меня открыл поэт В.Брюсов»?
Фрагменты статьи В.Брюсова « О искусстве».
Наслаждение созданием искусства – в общении с душою художника. Читатель, зритель, слушатель – становятся причастны иной, просветлённой жизни. И между собой общаются они чувствами.
Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Он – ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая. Истолкователь искусства – проводник в новых мирах. Ему важно не внешнее, что даёт время, что у художника общее с современниками, а понять самую душу отдельных творцов.
Разбор создания искусства есть новое творчество: надо, постигнув душу художника, воссоздать её. Истолкователем искусства может быть только мудрец.
С. Н. Доценко
Мы решили последовать совету М. Гаспарова. В результате получился такой «самоотчет» о стихотворении В. Брюсова «Есть что-то позорное в мощи природы. » (1896).
Есть что-то позорное в мощи природы,
Немая вражда к лучам красоты:
Над миром скал проносятся годы,
Но вечен только мир мечты.
Пускай же грозит океан неизменный,
Пусть гордо спят ледяные хребты:
Настанет день конца для вселенной,
И вечен только мир мечты.
Образы, мотивы, синтаксис этого раннего декадентского стихотворения В. Брюсова кажутся, на первый взгляд, довольно банальными (не знай мы, что его написал В. Брюсов, наверняка сочли бы его стихотворением какого-либо брюсовского эпигона). Если попробовать изложить его смысл – получится нечто малоинтересное. Однако у этого стихотворения – довольно необычная ритмическая структура (на слух она воспринимается как неправильная, с перебоями ритма). Метрико-ритмическая структура стихотворения может быть описана такой схемой:
È ┴ ÈÈ ┴ ÈÈ ┴ ÈÈ ┴ È
È ┴ ÈÈ ┴ È ┴ ÈÈ ┴
È ┴ È ┴ È ┴ ÈÈ – È
È ┴ È ┴ È ┴ È ┴
È ┴ ÈÈ ┴ ÈÈ ┴ ÈÈ ┴ È
È ┴ È ┴ ÈÈ ┴ ÈÈ ┴
È ┴ È ┴ È ┴ ÈÈ ┴ È
È ┴ È ┴ È ┴ È ┴
Каким размером написано это стихотворение? Любой стиховед сразу же скажет навскидку: 4-иктным дольником, к тому же – дольником неурегулированным, который на слух воспринимается как более «неправильный», с сильными нарушениями ритма. При более детальном анализе он заметит, что в самой этой неурегулированности есть некоторая закономернось, а именно: 1-й стих каждой из двух четырехстишных строф написан «правильным» 3-сложником (4-стопным амфибрахием; È – ÈÈ – ÈÈ – ÈÈ – È ), а последний – «правильным» 2-сложником (4-стопным ямбом; È – È – È – È –). Амфибрахий и ямб имеют одинаковую анакрузу (односложную), но разные межиктовые интервалы: у амфибрахия они двусложные, у ямба – односложные. У Брюсова в первом стихе три 2-сложных интервала (получается 4-стопный амфибрахий), во втором – два 2-сложных (получается дольник), в третьем – один 2-сложный интервал (получается опять дольник), в четвертом – 2-сложных интервалов нет вовсе, они все односложные (получается 4-стопный ямб).
То есть в каждом из следующих стихов один двусложный межиктовый интервал последовательно сокращается на один слог (на схеме это хорошо видно). В итоге мы видим картину постепенного превращения 4-стопного амфибрахия в 4-стопный ямб. Во второй строфе этот процесс последовательного сокращения двусложных интералов до односложных более упорядочен: вначале сокращается 1-й (от начала стиха) интервал, затем – 2-ой, потом – 3-й. В первой строфе порядок сокращения иной: вначале сокращается 2-й интервал, потом – 1-й, а затем – сокращается 3-й, что в итоге и дает метрическую структуру 4-стопного ямба.
Таким образом, неурегулированность этого 4-иктного дольника Брюсова оказывается мнимой, перед нами дольник урегулированный. Обычно такие урегулированные дольники называют «строфными» логаэдами (в отличие от «стопных» и «строчных» логаэдов).
На этом стиховедческий анализ можно было бы и закончить. Но можно пойти дальше и задаться вопросом: а как связана эта ритмическая структура с другими структурами текста, например, с семантической? Ведь не секрет, что у определенной ритмической структуры может быть и определенная функция (например, быть ритмическим «курсивом», сообщать о смене стиля, интонации, темы, точки зрения и пр.). Можно ли в этом стихотворении Брюсова найти некоторое соответствие между ритмом (ритмической структурой) и смыслом (семантической структурой)? Попробуем это сделать.
Главная идея стихотворения В. Брюсова – противопоставление мира природы (как объективной реальности) и мира мечты (как субъективного представления лирического героя-поэта). Мир природы мыслится Брюсовым как временный, преходящий; напротив, мир мечты мыслится как вечный. Они находятся в состоянии конфликта, вражды (ср.: «Немая вражда к лучам красоты»). При этом подразумевается, что красота – атрибут мира мечты, а не мира природы, которому скорее присуще безобразие, хотя и сопряженное с признаком «мощи». «Есть нечто позорное в мощи природы. » – эта строчка утверждает, что природа – некрасива. Мир природы не является вечным (в отличие от идеального и абстрактного мира мечты), ибо он – материален, следовательно – он неизбежно подвергается разрушению, утрачивает свою первоначальную стройность, упорядоченность, гармоничность.
Этому процессу разрушения природы соответствует ритмическая дисгармония 2-го и 3-го стихов каждой строфы. В то время как более строгий по ритмике 4-стопный ямб воплощает вечную красоту и гармонию мира мечты: ритмически он – более короткий, содержит 8 слогов (против 12 в 1-ом стихе строфы или против 10 слогов – в стихах 2-ом и 3-ем); на слух это ощущается как бoльшая строгость, бoльшая упорядоченность последнего стиха по сравнению с предыдущими. Можно сказать и выразительнее: краткая чеканность; показательно, что Брюсов использует 1-ю ритмическую форму 4-стопного ямба, так называемую «полноударную» (без пропуска ударений на сильных местах).
Можно на это возразить: 1-й стих с точки зрения упорядоченности (в стиховом, ритмическом смысле) тоже оказывается упорядоченным, т.е. более строгим. Но это та упорядоченность, которая затем подвергается разрушению (вспомним, что переход от амфибрахия к следующим стихам строфы воспринимается как постепенное разрушение метрико-ритмической структуры амфибрахия, как ритмическая дисгармония, своего рода «ритмический хаос»). В итоге окончательного разрушения ритмической структуры амфибрахия возникает новая ритмическая упорядоченность – новая гармония (ямб).
На уровне смысла этому процессу (собственно ритмическому) соответствует мысль о том, что разрушение и конечная гибель «мира природы» (ср.: «день конца для вселенной») выявит вечную гармонию (неизменность, нерушимость) «мира мечты».
С известной долей осторожности мы можем заключить, что ритмическая структура стихотворения Брюсова и его семантическая структура (тема, смысл) не автономны, а определенным образом соотносятся. Можно сказать и по-другому: ритмика стихотворения мотивирована (обусловлена) его темой (или – наоборот?).
Нечто похожее можно обнаружить в стихотворении И. Анненского «Вербная неделя» (1907).
ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ
В. П. Xмара-Барщевскому
В желтый сумрак мертвого апреля,
Попрощавшись с звездною пустыней,
Уплывала Вербная неделя
На последней, на погиблой снежной льдине;
Уплывала в дымаx благовонныx,
В замираньи звонов поxоронныx,
От икон с глубокими глазами
И от Лазарей, забытыx в черной яме.
Стал высоко белый месяц на ущербе,
И за всеx, чья жизнь невозвратима,
Плыли жаркие слезы по вербе
На румяные щеки xерувима (2).
Метрико-ритмическая структура стихотворения такова:
┴ È ┴ È ┴ È – È ┴ È
– È ┴ È ┴ È – È ┴ È
– È ┴ È ┴ È – È ┴ È
– È ┴ È – È ┴ È ┴ È ┴ È
– È ┴ È ┴ È – È ┴ È
– È ┴ È ┴ È – È ┴ È
– È ┴ È ┴ È – È ┴ È
– È ┴ È – È ┴ È ┴ È ┴ È
┴ È ┴ È ┴ È ┴ È – È ┴ È
– È ┴ È ┴ È – È ┴ È
┴ È ┴ È È ┴ ÈÈ ┴ È
È È ┴ È È ┴ È È È ┴ È
Пер-Арне Будин, автор содержательной и интересной статьи об этом стихотворении Анненского, обратил внимание и на то, что в конце стихотворения происходит разрушение метрической структуры: 2 последние строчки написаны разноиктным дольником, в то время как большая часть текста написана «правильным» 5-стопным хореем, и только последние стихи 1-й и 2-й строф – 6-стопным хореем (3). Ритмический сбой в 2-х последних стихах – исключительно сильный. Пер-Арне Будин видит в этом корреляцию ритма (метра) и темы стихотворения, которую он понимает так:
«Целый ряд положительных понятий отрицается в стихотворении – но утверждаются силы смерти. Это делается систематически без каких-либо исключений. Мы получаем представление о картине всеобщей власти смерти. «Вербная неделя» – стихотворение о несостоявшемся воскресении и воскрешении» (4).
Если исходить из известного в поэтике различения плана выражения (раньше говорили – «форма») и плана содержания (раньше говорили – «содержание»), то в стихотворениях Брюсова и Анненского перед нами – наглядное подтверждение если не пресловутого «единства», то, по крайней мере, взаимной обусловленности «формы» (ритма) и «содержания» (смысла) стихотворения.
Есть что-то позорное в мощи природы…
Есть что-то позорное в мощи природы,
Немая вражда к лучам красоты:
Над миром скал проносятся годы,
Но вечен только мир мечты.
Пускай же грозит океан неизменный,
Пусть гордо спят ледяные хребты:
Настанет день конца для вселенной,
И вечен только мир мечты.
Июль 1896
Крым
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Есть что то позорное в мощи природы история создания
История русской литературы в четырех томах
Литература конца XIX – начала XX века
Информация об издании
Издание: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом)
Редакционная коллегия: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова, Ф. Я. Прийма,
главный редактор Н. И. Пруцков
Редактор тома: К. Д. Муратова
Рецензенты: В. Я. Гречнев и В. А. Туниманов
Литературный процесс не может изучаться вне контекста эпохи. И писатели, непосредственно откликающиеся на глубинные явления современной жизни, и писатели, старающиеся подчеркнуть свою отрешенность от нее, – и те, и другие не могут оказаться вне ее воздействия. «Я верую, – писал А. Блок, – что мы не только имеем право, но и обязаны считать поэта связанным с его временем».[1]
Русская прогрессивная литература всегда тяготела к освободительному движению, к передовым социальным воззрениям своего времени. Одни литераторы выражали это в открытой форме, у других эта связь уходила вглубь, но тем не менее затаенный свет ее продолжал падать на изображаемое, высветляя определенные черты, определенные образы.
В предшествующих томах «Истории русской литературы» были показаны такие связи и их взаимообусловленность. Столь же тесная, но более сложная и противоречивая связь между общественным и художественным движением характерна для конца XIX – начала XX в., когда Россия вступила в период войн и революций.
Вторая революционная ситуация, возникшая в конце 1870-х гг., завершилась 1 марта 1881 г. убийством Александра II. «Второй раз, после освобождения крестьян, – писал В. И. Ленин, – волна революционного прибоя была отбита, и либеральное движение вслед за этим и вследствие этого второй раз сменилось реакцией…».[2]
Реакция наложила характерный отпечаток на всю духовную жизнь 80-х гг., вызвав кризис идей, волну отчаяния и пессимизма, перерождение недавних оппозиционеров в либеральных постепеновцев. Но 80-е гг. были не только периодом разгрома революционного народничества, не только годами общественной депрессии, но и временем поисков новой революционной теории, новых методов борьбы за социальное переустройство жизни. В 1883 г. Г. В. Плеханов организует первую марксистскую группу «Освобождение труда». С начала 90-х гг. марксисты ведут уже планомерную борьбу с народническими воззрениями об особом пути России. Таким образом, несмотря на правительственный гнет и жестокое подавление свободолюбивой мысли, 80-е гг. стали временем, завершившим второй, разночинский, период освободительной борьбы и подготавливающим почву для нового этапа русского революционного движения. В 1895 г. возникает ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Россия вступает в новый, пролетарский период своего развития.
Литература 80-х гг., в свою очередь, представляла в истории русского реализма переходный период. Это не только литература, запечатлевшая спад прогрессивных общественных настроений и вырождение их в «теорию малых дел», не только литература, в которой происходило завершение пути крупнейших русских писателей, но и литература, в которой было проявлено новое миропонимание и новые принципы реализма, получившие плодотворное развитие в последующие десятилетия. В эти же годы на волне разочарования в старых идеалах возникает особое литературное явление – русское декадентство.
«Эпоха безвременья», сменившая историю революционного народничества и вместе с тем открывшая новую страницу в истории русской революционной мысли, помогает глубже понять особенности литературного развития рубежа веков. В 80-е гг. утверждают себя как писатели А. Чехов и В. Короленко, в этот же период происходит перелом в мировоззрении Л. Толстого. Эпохой 80-х гг. мы и открываем том, посвященный литературе третьего этапа русского освободительного движения.
Как и в предшествующих томах «Истории русской литературы», периодизация литературного процесса в данном томе соотносится с периодизацией исторического развития России. Разумеется, нельзя забывать при этом, что периодизацию литературных явлений невозможно рассматривать догматически, что установление границ отдельных периодов не может строиться строго по календарю. Так, например, весьма трудно провести разделительную черту между 90-ми гг. и первыми годами начала нового века. Что считать рубежом: знаменательное появление в одном и том же 1899 г. романов «Воскресение» и «Фома Гордеев» или же вдохновенную «Песню о Буревестнике», возвестившую в 1901 г. о близости революции? И так ли справедливо отъединять ее от «Песни о Соколе», которая овеяна той же революционной романтикой? В пределах отдельных периодов нередко возникают явления, более отчетливо проявляющиеся в дальнейшем, в то же время в них все еще продолжают развиваться явления предшествующего десятилетия.
На развитие общественной мысли и литературы начала XIX в. огромное влияние оказало освоение идей Великой французской революции. Развитие литературы и искусства нового рубежа веков проходит под могучим воздействием ожидания, а затем свершения первой русской революции, которая выдвинула перед всеми мыслящими людьми вопрос о необходимости изменения социально-политического строя страны.
В той или иной мере, в прямом или завуалированном виде в своем творчестве, в письмах и дневниках, в страстных спорах деятели искусства и литературы покажут, что основным вопросом, волнующим их художественное сознание, был именно этот властно и остро поставленный историей вопрос о новом пути России, о ее будущем. Вопрос этот владел и теми, кто принимал революцию, и теми, кто выступал против нее.
Нарастание все более и более ширившегося народного протеста на рубеже веков было столь очевидным, что его отчетливо чувствовали и «низы» и «верхи» общества, начавши понимать, что наступает время, вызывающее в памяти вторую революционную ситуацию, что предпринимаемые охранительные меры не дают ожидаемых результатов.[3]
Вздыбленная Россия, героизм, охвативший народные массы, впервые приобщающиеся к активному революционному действию, видоизменение старых общественных и бытовых отношений, пробуждение дремлющего сознания отсталых слоев населения – все это не могло остаться не замеченным людьми искусства, к каким бы художественно-общественным лагерям они ни принадлежали, в каких бы художественных формах ни выражали свое миропонимание.
Социальное, этическое и эстетическое сознание общества, отразившее «адову суматоху конца века и бури начала XX»,[4] свидетельствовало о бурной переоценке старых и рождении новых ценностей.
Кризис и расслоение общественного сознания были обусловлены рядом причин. Это прежде всего особенность исторического развития России, где «современная крупная промышленность» оказалась «привита к первобытной крестьянской общине» и где одновременно были «представлены все промежуточные стадии цивилизации». Это-то своеобразие и приводило, по мысли Ф. Энгельса, к возникновению «самых невероятных и причудливых сочетаний идей».[5] Особенность исторического процесса углублялась неравномерностью и своеобразием развития отдельных областей огромной, культурно отсталой страны. Говоря о «русском мужике», М. Горький не раз подчеркивал несходство крестьянских типов Севера, Поволжья, средней полосы России.