Есть в близости людей заветная черта о чем стихотворение
💕 Есть в близости людей заветная черта
В 1911 году, через год после венчания с Гумилёвым, Анна Ахматова пишет стихотворение «Есть в близости людей заветная черта», которым передаёт свои настоящие эмоции, своё отношение к мужу. Поэтесса и жена в этот момент чётко видит черту, которую
Не перейти влюблённости и страсти.
💕 Ахматова понимает разницу между любовью и влюблённостью, между ожиданием счастья и буднями жизни. Уже нет того порыва влюблённости, ради которого совершаются подвиги, уже нет мечтаний и надежд – их заменила жизнь с редкими праздниками и суровыми буднями.
Анна ставит по разные стороны жизни «влюблённость и страсть» с равномерным течением супружеской жизни, когда азарт и самозабвение шаг за шагом вытесняют дружеские чувства. Нет, она любит Гумилёва и сейчас, но изменилась палитра любви – та её часть, которая была под власть страсти, заменяется более тёплыми и доверительными чувствами.
✔ Может тот первый порыв был лишь имитацией любви, а настоящее чувство не блещет красками, не украшено фейерверками, а плавно течёт изо дня в день. Это уже не томительное ожидание встречи, а постоянная встреча, из-за чего она теряет насыщенность гаммы.
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Ахматова показывает, что здесь и сейчас, через год с хвостиком после венчания, душе уже чужда истома сладострастья, ей хочется покоя и созерцания на фоне осознания достигнутого в отношениях рубежа.
Анна через строки обращается к мужу, боясь обидеть его словом вне творчества, объясняя:
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
Нет, это не отсутствие любви – это новый этап отношений, естественная эволюция любви. Почему Ахматова не говорит это в быту? Возможно, она думает, что муж не поймёт этой эволюции чувств и подумает, что любовь не трансформировалась, а потухла.
Черта пройдена, старое осталось в воспоминаниях, а жить надо новой реальностью. Да, сейчас больше тоски, но и больше свободы, которая оставляет пространство для личностного развития.
Одно из личных стихотворений Ахматовой, которое поможет понять жизнь поэтессы за занавесом поэзии.
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Глубже понять стихотворение поможет чтение строк в исполнении Елены Гусевой. Слушая стихи, их легче запомнить и открыть для себя скрытые тайны четверостиший.
💕 Есть в близости людей заветная черта
В 1911 году, через год после венчания с Гумилёвым, Анна Ахматова пишет стихотворение «Есть в близости людей заветная черта», которым передаёт свои настоящие эмоции, своё отношение к мужу. Поэтесса и жена в этот момент чётко видит черту, которую
Не перейти влюблённости и страсти.
💕 Ахматова понимает разницу между любовью и влюблённостью, между ожиданием счастья и буднями жизни. Уже нет того порыва влюблённости, ради которого совершаются подвиги, уже нет мечтаний и надежд – их заменила жизнь с редкими праздниками и суровыми буднями.
Анна ставит по разные стороны жизни «влюблённость и страсть» с равномерным течением супружеской жизни, когда азарт и самозабвение шаг за шагом вытесняют дружеские чувства. Нет, она любит Гумилёва и сейчас, но изменилась палитра любви – та её часть, которая была под власть страсти, заменяется более тёплыми и доверительными чувствами.
✔ Может тот первый порыв был лишь имитацией любви, а настоящее чувство не блещет красками, не украшено фейерверками, а плавно течёт изо дня в день. Это уже не томительное ожидание встречи, а постоянная встреча, из-за чего она теряет насыщенность гаммы.
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Ахматова показывает, что здесь и сейчас, через год с хвостиком после венчания, душе уже чужда истома сладострастья, ей хочется покоя и созерцания на фоне осознания достигнутого в отношениях рубежа.
Анна через строки обращается к мужу, боясь обидеть его словом вне творчества, объясняя:
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
Нет, это не отсутствие любви – это новый этап отношений, естественная эволюция любви. Почему Ахматова не говорит это в быту? Возможно, она думает, что муж не поймёт этой эволюции чувств и подумает, что любовь не трансформировалась, а потухла.
Черта пройдена, старое осталось в воспоминаниях, а жить надо новой реальностью. Да, сейчас больше тоски, но и больше свободы, которая оставляет пространство для личностного развития.
Одно из личных стихотворений Ахматовой, которое поможет понять жизнь поэтессы за занавесом поэзии.
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Глубже понять стихотворение поможет чтение строк в исполнении Елены Гусевой. Слушая стихи, их легче запомнить и открыть для себя скрытые тайны четверостиший.
«Есть в близости людей заветная черта…» А. Ахматова
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, –
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвется от любви на части.
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
Дата создания: 1915 г.
Анализ стихотворения Ахматовой «Есть в близости людей заветная черта…»
Любовь и влюбленность – два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной Ахматовой, которая уже через несколько лет супружества поняла, что испытывает к Николаю Гумилеву теплые дружеские чувства, но никак не любовь. О своих внутренних переживаниях поэтесса не может и не хочет делиться даже с супругом, так как знает, что подобные откровения способны причинить ему сильную боль. Однако в стихах она все же затрагивает эту непростую тему семейных взаимоотношений, публикуя в 1911 году произведение «Есть в близости людей заветная черта…».
Говоря о некоем рубеже, к которому стремятся многие влюбленные пары, Ахматова имеет ввиду ту искреннюю и чистую любовь, когда жертвенность уступает место самолюбию, а жизнь без по-настоящему близкого человека попросту не представляется возможной. Эту черту, по утверждению поэтессы, «не перейти влюбленности и страсти», т. е. тем чувствам, которые являются лишь имитацией истинной любви. Как бы не волнительны были поцелуи, рано или поздно их вкус становится пресным и обыденным, если они не подкреплены подлинной любовью. В свою очередь, это чувство, даже если люди расстаются, сохраняется на всю жизнь, и для него нет препятствий в виде времени либо стечения обстоятельств.
Настоящая любовь гораздо выше дружбы и, как считает Ахматова, выше любых плотских утех. Ведь в данном случае речь идет не о физиологии, а о душе, которая «свободна и чужда медлительной истоме сладострастья». Вместе с тем, преодоление заветной черты нередко приносит разочарование, так как очень редко подобное чувство является взаимным. Точнее, в паре кто-то один любит искренне и по-настоящему, а другому лишь кажется, что они испытывает то же самое. Поэтому Ахматова, обращаясь в своем стихотворении к Николаю Гумилеву, отмечает: «теперь ты понял, отчего мое не бьется сердце под твоей рукою». Тем самым поэтесса признает ошибочность брака, в который вступила из чувства сострадания к человеку, готовому покончить жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Однако исправление подобных ошибок вновь влечет за собой душевную боль, но уже не одного, а двух человек, принявших неверное решение. Что лучше в такой ситуации – оставить все как есть или же расстаться? Ахматова не дает ответа на этот вопрос, хотя в глубине души прекрасно понимает, что ее брак уже обречен, и приговор подписан самой судьбой.
А. Ахматова. Есть в близости людей заветная черта
Есть в близости людей заветная черта,
её не перейти влюблённости и страсти, –
пусть в жуткой тишине сливаются уста,
и сердце рвётся от любви на части.
И дружба здесь бессильна, и года
высокого и огненного счастья,
когда душа свободна и чужда
медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а её
достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего моё
не бьётся сердце под твоей рукою.
Анализ стихотворения Ахматовой «Есть в близости людей заветная черта…»
Любовь и влюблённость – два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной Ахматовой, которая уже через несколько лет супружества поняла, что испытывает к Николаю Гумилёву тёплые дружеские чувства, но никак не любовь. О своих внутренних переживаниях она не хочет делиться даже с супругом, так как знает, что подобные откровения способны причинить ему сильную боль. Однако в стихах она всё же затрагивает эту непростую тему семейных взаимоотношений.
Говоря о некоем рубеже, к которому стремятся многие влюблённые пары, Ахматова имеет ввиду ту искреннюю и чистую любовь, когда жертвенность уступает место самолюбию, а жизнь без по-настоящему близкого человека попросту не представляется возможной. Эту черту, по утверждению поэтессы, «не перейти влюблённости и страсти», т. е. тем чувствам, которые являются лишь имитацией истинной любви. Как бы не волнительны были поцелуи, рано или поздно их вкус становится пресным и обыденным, если они не подкреплены подлинной любовью. В свою очередь, это чувство, даже если люди расстаются, сохраняется на всю жизнь, и для него нет препятствий в виде времени либо стечения обстоятельств.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Расшифровка Ахматова: стихи о нелюбви
Содержание второй лекции из курса «Мир Анны Ахматовой
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвется от любви на части.
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие — поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
Стихотворение 1915 года с посвящением Н. В. Н., Николаю Владимировичу Недоброво, который помимо личной близости к поэтессе ценен нам и в качестве необычайно проницательного критика ее поэзии. В том же 1915 году он написал до сих пор цитируемую статью, в которой убедительно разъяснил, что за хрупкой декадентской миной многих поэтов, в частности Ахматовой, скрывается властная личность, железная дисциплина и четкая художественная логика.
Стихотворение «Есть в близости людей заветная черта…» — несомненный хит поэтессы, и это как раз фирменная Ахматова: стихи о нелюбви. Оно очень интересно и в идейном плане, и структурно, и интертекстуально.
Его центральная идея — очень ярко выраженное «нет»: «не бьется». А конкретизировано это «нет» через образ непереходимой черты. Этот образ иногда возводят к Достоевскому, к «Преступлению и наказанию». Параллель возможная — тем более, что Ахматова объявляла Достоевского главным для нее писателем, — но не обязательная: все-таки переступание-непереступание черты здесь не носит криминального характера.
Начинается это довольно скромно. В первой строфе анжамбеманов нет, — ну разве что тире в конце второй строки, означающее, что предложение будет продолжаться. Во второй строфе анжамбеманов уже два — года | счастья и рифмующееся с этим далее чужда | истоме. А в третьей строфе анжамбеманы достигают максимума. В первой строке это перебой ее | достигшие — тут, кстати, речь непосредственно идет о черте, «достигшие ее» — это «достигшие черты». А в предпоследней строке, почти невозможной в классическом стихе, есть перенос отчего мое | не бьется сердце — да еще и осложненный порядком слов: «мое» отделено от «сердце». Здесь двойное нарушение нормального порядка и нормального проведения черт.
Таким образом, постепенное систематическое нагнетание переносов, то есть форсированных переходов черты, завершающееся почти невозможной конструкцией, непосредственно, наглядным рисунком — как говорят в поэтике, иконически — выражает тему переходимости-непереходимости черты. Подобная игра с переносами может достигать в поэзии, особенно авангардной, большой напряженности, вплоть до почти хаотического нарушения нормы. Но Ахматова, конечно, неоклассик, и у нее все строго замотивировано, все строго регламентировано, все опирается на традицию.
Сама тема стихотворения более-менее непосредственно отсылает к почитавшемуся Ахматовой Иннокентию Анненскому, к стихотворению «Два паруса лодки одной» 1904 года:
Нависнет ли пламенный зной,
Иль, пенясь, расходятся волны,
Два паруса лодки одной,
Одним и дыханьем мы полны.
Нам буря желанья слила,
Мы свиты безумными снами,
Но молча судьба между нами
Черту навсегда провела.
И в ночи беззвездного юга,
Когда так привольно-темно,
Сгорая, коснуться друг друга
Одним парусам не дано…
Перекличка, конечно, очевидная. Но через голову Анненского и вообще Серебряного века Ахматова смотрит и дальше, назад к Пушкину, постоянной темой которого были всякого рода совмещения: страсти и бесстрастия, свободы и несвободы и так далее; изображение бесстрастной страсти, любви и без надежд, и без желаний.
Поэтому закономерно заимствование у Пушкина лейтмотивного образа непереходимой черты и самой вводящей его синтагмы — подлежащее «черта» плюс сказуемое «есть». Сравним:
Но недоступная черта меж нами есть.
Напрасно чувство возбуждал я:
Из равнодушных уст я слышал смерти весть,
И равнодушно ей внимал я.
Но если у Пушкина недоступная черта разделяет поэта и его умершую в далекой стране давнюю возлюбленную, то у Ахматовой эта черта присутствует и в самой интимной близости любящих. Что же касается ключевого словосочетания «заветная черта», то и оно встречается у Пушкина в другом его прощании с бывшей возлюбленной:
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Самое поразительное — это то, как тематические и словесные интертексты сочетаются в ахматовском стихотворении с заимствованиями структурными. В одном стихотворении Пушкина речь идет о черте, о ее переходе, о ее недоступности, а в другом — пока не упоминавшемся — обнаруживается тот анжамбеман, который, по всей вероятности, послужил прототипом кульминационного анжамбемана Ахматовой. Я имею в виду одно из самых знаменитых страстно-бесстрастных стихотворений Пушкина — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Сравним:
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Разумеется, Ахматова усиливает пушкинский эффект. У него всего лишь «оттого», а у нее еще и «отчего мое».
Главное же — переосмыслена основная соль концовки: у Пушкина, несмотря на паузы и общую сдержанность тона, даже в разлуке сердце горит и любит. У Ахматовой же недоступная черта разделяет героиню и присутствующего тут же партнера, любовника, под рукой которого находится ее сердце, каковое, однако, не бьется. Ситуация эта в поэтическом мире Ахматовой нередка, вспомним: «Как не похожи на объятья / Прикосновенья этих рук», «Он снова тронул мои колени / Почти не дрогнувшей рукой», «Как беспомощно, жадно и жарко гладит / Холодные руки мои».
Итак, в стихотворении налицо тематическая цитация из Пушкина, а стержнем композиции служит заимствованный у него же (и развитый) формальный эффект. Ахматовский текст как бы растянут между содержательной цитатой из одного стихотворения — главным образом, «Под небом голубым…», которое задает тему черты, — и структурной цитацией из другого стихотворения, «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», которое поставляет иконический эквивалент этой темы — игру с остановками и переходами, воплощающую тему черты и перехода-неперехода.
Сама же разработанная таким образом тема является одним из инвариантов То есть центральных тем, в том или ином воплощении пронизывающих почти все творчество автора. ахматовского поэтического мира, который, в свою очередь, представляет собой некую современную и сильно заостренную вариацию на инвариантные мотивы Пушкина, окрашенную в тона горькой, а иной раз и кокетливо-пряной резиньяции Резиньяция — безропотное смирение, отказ от жизненной активности. и отрешенности а-ля Анненский. Стихотворение «Есть в близости людей заветная черта…» — поздний, острый, взрывоопасный, но все же вполне дисциплинированный образец петербургской поэтики.
И последнее. Несколько загадочной и как бы немотивированной остается та жуткая тишина, в которой сливаются уста любовников. Ахматова прославилась как великая поэтесса несчастной, невозможной, так или иначе неосуществляемой и неосуществимой любви — и как автор позднего шедевра под загадочным названием «Поэма без героя», над загадкой которого бьются исследователи.
Но не в том ли дело, что ее любовная поэзия — это последовательная театрализация несуществующей, вымышленной любви героя-мужчины? За ней, вероятно, скрывается подлинная, но не объявленная, таимая от всех и чуть ли не от самой себя любовь к женщинам, лишь изредка прорывающаяся в самых нежных пассажах поэмы, адресованных «Коломбине десятых годов», Ольге Глебовой-Судейкиной. Тогда понятно, что эта поэма — да и многие стихи Ахматовой — поэзия без героя, но с героинями.