Fca что это такое в торговле
После принятия новой редакции правил Incoterms 2020 в условия поставки FCA были внесены некоторые изменения: теперь его применение позволяет сторонам сделки договориться, что покупатель может указать перевозчику выдать морской коносамент с бортовой записью продавцу. Это позволит последнему в более короткие сроки выполнить условия открытого банковского аккредитива.
Термин может применяться при перемещении товара любым типом транспорта, включая комбинированные перевозки и использование собственного транспорта покупателя без привлечения сторонних перевозчиков и заключения договора на перевозку.
У базиса поставки FCAIncoterms 2020 существует два возможных места отправки продукции: место, принадлежащее продавцу (склад, завод или магазин) и склады, терминалы и порты, находящиеся вне ведения отправителя. В первом случае отгрузка считается состоявшейся при фактическом помещении товара на указанное транспортное средство, а во втором при передаче перевозчику товара непосредственно из транспорта продавца.
При этом поставщик обязан предоставить все имеющиеся у него данные, касающиеся безопасности и особенностей транспортировки продукции.
В свою очередь покупатель должен предоставить все необходимые для таможенного декларирования данные: наименование и контакты перевозчика, номера автомобилей, авиарейсов и названия морских судов, а также товаросопроводительные документы.
Цена FCA означает, что договорная (прописанная в инвойсе) цена включает в себя конечную стоимость продукции с учётом экспортного оформления с уплатой пошлин, но без затрат по транспортировке.
Условия FCA Incoterms 2020 очень удобно использовать, когда несколько товарных партий покупатель забирает у разных производителей и аккумулирует для дальнейшей перевозки и растаможки.
Fca что это такое в торговле
Условия, применяемые к водному транспорту
Значение термина FCA
FCA – это один из международных терминов, включенных в список Инкотермс 2010. Группа F взаимных обязательств обозначает, что поставщик освобожден от необходимости оплачивать все услуги по транспортировке товара от своего склада до места назначения и разгрузки продукции. Термин FСА – это аббревиатура слова Free Carrier, что означает «франко-перевозчик».
Поставка продукции по условиям, предусмотренным термином FCA, подразумевает то, что продавец исполняет все необходимые требования по оформлению передаточных документов и передает товар назначенному покупателем грузоперевозчику или доверенному лицу в месте, которое оговорено контрактом. В контракте, разработанном по условиям FСА, в обязательном порядке подробно прописывается место и сроки передачи товара от продавца к грузоперевозчику или представителю заказчика.
Условия поставки продукции в рамках FСА имеют некоторые особенности, которые налагают определенные требования на стороны договора, связанные с погрузочно-разгрузочными работами и передачей рисков в случае наступления форс-мажора.
Поставщик может передать продукцию:
• На территории поставщика (предприятие, оптовый склад). В данном случае он отвечает за погрузку.
• На другой территории, оговоренной в контракте. Согласно этим условиям погрузки затраты на погрузку и ответственность за сохранность груза ложится на покупателя.
Условия поставки FСА не предполагают никаких ограничений на используемый тип транспортировки или на сочетание транспортных средств (морской транспорт, автомобильный, самолет или железная дорога). В качестве перевозчика может выступать любая компания, имеющая право на перевозку грузов: отдельная транспортная компания, экспедитор, терминал или порт, а также станция железной дороги.
Выбор грузоперевозчика осуществляет получатель груза, он же передает необходимые сведения об этом грузоперевозчике поставщику для того, чтобы тот включил эти сведения для прохождения таможенных процедур.
Сроки и условия выполнения поставки
Поставщик при выполнении следующих условий снимает с себя все обязательства и риски:
• Продукция получила экспортную очистку в полной степени, подготовлен комплект юридической документации.
• Грузоперевозчику предоставлен доступ к грузу на франко-складе или груз доставлен в место, указанное в контракте для погрузки на оговоренное транспортное средство.
• Груз погружен на транспортное средство, указанное в договоре.
Таким образом, весь перечень обязательств поставщика согласно условий, обозначенных FСА, можно обозначить следующим образом:
• Поставщик поставляет продукцию согласно условиям контракта вместе с необходимой документацией (инвойс, факс, электронное письмо или другой документ), предусмотренной контрактом и подтверждающей продажу.
• Производит своими силами и за свой счет все таможенные операции.
• В соответствии с контрактом предоставляет доступ представителю заказчика на своем складе или в точке погрузки, указанной покупателем.
• Берет на себя все риски, которые могут возникнуть во время транспортировки от места производства до погрузки на транспорт указанного в контракте грузоперевозчика.
• Предоставляет информацию о поставке продукции к месту погрузки.
• Упаковывает товар согласно требованиям грузоперевозчика и производит необходимую маркировку.
• Предоставляет покупателю всю информацию, необходимую для растаможки в стране покупателя.
Покупатель на условиях FСА принимает на себя следующие обязательства:
• Своевременно в объёмах и сроках, оговоренных в контракте, производит оплату за товар.
• За свой счет и заблаговременно заключает договор о транспортировке товара с грузоперевозчиком, частным экспедитором или с другим субъектом, который наделяется полномочиями осуществлять все действия по промежуточной приёмке и транспортировке груза к месту выгрузки получателя.
• В том случае, если погрузка продукции осуществляется не на территории поставщика, заблаговременно предоставляет информацию о месте и времени погрузки.
• Производит все операции с таможней после пересечения границы государства получателя товара.
• Принимает товар у поставщика в соответствии с обозначенными в контракте условиями.
• Берет на себя все риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами после получения продукции от поставщика.
Условия FCA: что это простыми словами, права и обязанности сторон
Грузоперевозки — это очень прибыльный, но довольно сложный бизнес, сопряженный со множеством нюансов и подводных камней. Как показывает статистика, лишь немногим новичкам удается удержаться на плаву и из небольшой компании регионального значения вырасти до федерального уровня. Единственный способ добиться успеха заключается в строгом следовании основных правил и неукоснительное выполнение своих обязательств. Особенно это касается соблюдения условий FCA. Что это простыми словами, с какими трудностями придется столкнуться и как не допустить ошибки? Давайте подробно разберемся во всех этих аспектах.
Общая информация
У многих предпринимателей, только начинающих работать в области логистики, возникает вопрос о том, каковы условия FCA. Что это простыми словами — рассмотрим далее. Сам термин расшифровывается как Free Carrier, а значит он, что на протяжении всего времени транспортировки за сохранность груза и урегулирование всех юридических формальностей отвечает покупатель. Он самостоятельно решает, каким видом транспорта будет осуществляться доставка, а также подписывает все попутные договора. Именно в этом и заключается основное отличие FCA от стандартных грузоперевозок.
Владелец груза должен выполнить свои обязательства, предусмотренные договором, при соблюдении следующих условий:
В чем заключаются условия перевозки FCA? На законодательной базе все довольно просто, поскольку ответственность полностью лежит на покупателе, однако на практике не все обстоит так, как должно быть. При заключении договора большое внимание нужно уделять месту, поскольку именно оно во многом и определяет обязанности обеих сторон. Например, если необходимо провести погрузку товара на складе поставщика, то за этот процесс отвечает исключительно заказчик. Но совсем другое дело, если груз забирается с нейтральной территории. В этом случае все обязан контролировать исполнитель.
Конкретные условия
В наши дни при заказе любых товаров и услуг заключается договор. Именно в нем и конкретизируются все условия поставки FCA. Они обязательно должны определять следующие данные:
Так, например, если в процессе загрузки выяснится, что грузоподъемности транспортного средства не хватает, то покупатель имеет право откорректировать условия на поставку товара FCA. Как правило, изменения касаются маршрута. Например, может потребоваться заезд в другой пункт с целью снижения финансовых потерь от порожнего рейса. Особенно это актуально в случае с морскими перевозками, при которых даже небольшие задержки могут превратиться в огромные издержки.
Прочие варианты
Итак, выше мы рассмотрели основные условия FCA, что это простыми словами, тоже выяснили. Они могут быть выполнены независимо от вида ТС как внутри страны, так и при международных перевозках. Однако при последних следует учитывать больше нюансов. Давайте остановимся на этом более подробно. Если вы планируете взяться за очередной контракт, у вас должны быть ответы на следующие вопросы:
Эта информация позволит избежать множества проблем в процессе выполнения заказа. Поэтому вы должны очень серьезно подходить к изучению условий поставки FCA по Инкотермс. В этих правилах детально описаны основные положения и термины, знание которых существенно упростит работу в области международных грузоперевозок.
Важные аспекты
Этому вопросу необходимо уделить особое внимание. Есть несколько нюансов, которые следует заблаговременно уточнять при заключении договора поставки на условиях FCA. Особенно это касается типа перевозимого груза. Некоторая продукция должна транспортироваться в специальных контейнерах и при определенных условиях.
Вся информация относительно условий транспортировки должна быть предоставлена перевозчику по первому требованию. Также заранее оговариваются конкретные сроки, время и место погрузки, а также транспортный маршрут. При несоблюдении поставки на условиях FCA, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Какие данные должны быть предоставлены заказчиком?
Итак, что об этом необходимо знать? Согласно законодательству, покупатель обязан в течение 10 рабочих дней предоставить перевозчику подробную информацию о заказе.
Перечень должен включать в себя следующие данные:
Если заказчик не предоставил все необходимые сведения, то грузоперевозка приостанавливается. В случае невозможности доставки в место назначения все затраты по возврату груза на склад ложатся на покупателя.
Порядок отгрузки товара
Приемка груза осуществляется по стандартной транспортной накладной по форме под номером ТОРГ-12. В ней обязательно должны стоять подписи лиц, имеющих на груз право собственности по условиям поставки FCA, а также стоять печати. Помимо этого при передаче товара обязательно личное присутствие представителей заказчика и исполнителя. В случае возникновения каких-либо проблем ответственность ложится на отсутствующую сторону.
Удовлетворение претензий
Этому аспекту стоит уделить особое внимание. Конфликтные ситуации, как правило, возникают в случае расхождения количества выгружаемого товара с объемом, указанным в сопроводительной документации. Покупатель может отказаться от приемки в случае, если убытки находятся в пределах естественной убыли, предусмотренной законодательством.
В этом случае составляются акты сверки, в которые вносится оплаченное количество товаров. Чтобы не оказаться в подобной ситуации и избежать множества проблем, каждая из сторон должна вести самостоятельный учет отгружаемого груза. Документация по факту проверки подается в течение 5 дней после ее проведения. В случае наличия расхождений поставка может быть прекращена. Если урегулировать ситуацию мирным путем не удается, то сотрудничество прекращается.
В каких случаях возможно расторжение договора?
Что об этом необходимо знать? Если условия поставки FCA были нарушены или оплата не поступила в оговоренный срок, то исполнитель может отказаться от осуществления грузоперевозки, предварительно уведомив об этом заказчика. Договор автоматически расторгается в момент получения извещения. Если подобное предусматривается контрактом, то покупатель должен использовать товар исключительно по назначению. В противном случае он обязан подать официальное уведомление.
Договор также можно расторгнуть в одностороннем порядке, если у перевозчика не получается доставить партию товара в указанном объеме по причинам, зависящим от покупателя. В этом случае прекращение поставки осуществляется по стандартному алгоритму через подачу уведомления. При этом вся ответственность и возмещение убытков ложатся на виновную сторону.
Форс-мажоры
Давайте на этом остановимся более детально. Если условия доставки FCA не могут быть соблюдены из-за возникновения непредвиденных обстоятельств, то выплаты неустойки можно избежать, если документально доказать это. К форс-мажорным обстоятельствам относятся:
При возникновении форс-мажорной ситуации одна сторона должна уведомить другую об этом не более чем в течение 2 дней. Также нужно предоставить подтверждающие документы в ближайшем отделении ТПП Российской Федерации. Если поставку будет невозможно выполнить на протяжении трех и более месяцев, то любая из сторон может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно подав уведомление об этом и оплатив за уже поставленный груз.
Разрешение споров
Если между заказчиком и исполнителем возникла конфликтная ситуация, то ее лучше попытаться решить мирным путем. Представителям обеих сторон нужно найти наиболее оптимальное решение, которое всех устроит. Если компромисса достигнуть не получается, то в этом случае нужно обращаться в Арбитражный Суд.
Мера ответственности сторон
С этим аспектом стоит ознакомиться в самую первую очередь. За загрузку машины на складе производителя ответственность несет собственник товара. Если приемка осуществляется в других местах, то за все отвечает покупатель. Перевозчик в таком случае выступает в качестве третьей стороны, в обязанности которой входит доставка товара из одного пункта в другой.
Продавец должен уплатить все государственные сборы, а покупатель — провести таможенную очистку. После урегулирования всех юридических формальностей груз может быть передан принимающей стороне, указанной в договоре поставки. До момента передачи продукции за все риски отвечает производитель или дистрибьютор. В процессе транспортировки за целостность и сохранность отвечает транспортная компания за исключением ситуаций, когда обязанности покупателя делегированы контрактом.
Когда условия перевозки считаются выполненными?
Поставка товара приобретает статус исполненной после уплаты государственных пошлин, прохождения таможенной процедуры и передачи груза получателю в пункте назначения. Далее вся ответственность переходит с исполнителя на принимающую сторону. Для ускорения процедуры покупатель должен предоставить информацию о ТС и подрядчике. Она необходима для правильного заполнения таможенной документации. В качестве перевозчика может выступать:
Следует быть очень внимательным при передаче информации, поскольку даже малейшие ошибки могут значительно затянуть процесс оформления документов и обернуться большими неустойками.
Заключение
В этой статье было подробно рассказано об основных условиях FCA, что это простыми словами, а также рассмотрены наиболее важные нюансы, которые следует учитывать в процессе грузоперевозок. Поэтому, если вы захотите заняться логистикой на государственном или международном уровне, то сможете все сделать правильно. Чтобы не допустить ошибок новичков и избежать множества проблем, внимательно подходите к изучению договора и заранее обговаривайте все условия с заказчиком. В этом случае успех вам гарантирован.
Как выбрать условия поставки по международной сделке
И оформить с помощью правил Инкотермс
Я работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей — импортом и экспортом.
Моя задача — сделать так, чтобы товары попадали из одного государства в другое. Через меня проходят все международные договоры поставок, их называют еще контрактами. И практически в любом контракте можно найти обозначение из трех букв, например EXW, FCA, CIP, DAP.
Каждое такое обозначение — это международное правило поставки из перечня Инкотермс. Эти правила еще называют «базисами» или «терминами». Расскажу, какие базисы бывают, на что они влияют и как в них не запутаться.
Зачем нужны правила Инкотермс
В любой международной сделке есть множество условий, которые необходимо согласовать: например, кто организует доставку, когда и где продавец передает товар покупателю, кто будет отвечать, если при перевозке с грузом что-то случится.
Обсуждать и прописывать отдельно каждое условие в контракте — долго и сложно. Кроме того, контракт читают не только покупатель и продавец, но и третьи лица:
Все эти люди работают в разных местах и говорят на разных языках. Правила Инкотермс помогают им одинаково понимать условия поставки, а покупателю не нужно согласовывать с продавцом условия по отдельности. Вместо этого они выбирают из списка подходящий термин. Каждый термин уже содержит в себе фиксированный набор условий.
Вот какие условия может определять термин, он же базис:
Принцип такой: выбрали базис — значит, согласились с его условиями. Базис не отвечает за переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Этот момент нужно отдельно согласовать и прописать в контракте.
Как правило поставки прописывается в документах
Базис поставки фиксируется в контракте, спецификации на товар и в счете — инвойсе. Если вы откроете любой из этих документов, то увидите что-то вроде: EXW Guangzhou China (Incoterms 2010).
Первые три буквы — EXW — это название базиса поставки. Базис EXW подразумевает самовывоз: покупатель должен самостоятельно забрать товар со склада продавца.
Далее указывается место, где продавец передает товар покупателю: в данном случае — китайский город Гуанчжоу. А в конце идет ссылка на перечень правил Инкотермс, откуда взят базис. Дело в том, что Международная торговая палата разработала первую редакцию перечня еще в 1936 году. Но мир и условия международной торговли постоянно меняются, поэтому каждые десять лет выходит новая версия. Например, есть Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010 и самая свежая версия Инкотермс 2020.
Новая редакция не аннулирует предыдущие: можно использовать любую версию — хоть старую, хоть новую. Главное — указать ее в документах, чтобы всем было понятно, откуда взят базис.
Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга
Продавец и покупатель выбирают подходящий базис при согласовании условий международной сделки: это вопрос договоренностей. Все базисы распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей и рисков продавца.
Группа Е. Самовывоз, все риски несет покупатель.
Группа F. Продавец отвечает за прохождение таможни в своей стране, а доставка и растаможка — на покупателе.
Группа C. Доставку организует продавец, но он несет риски только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику.
Группа D. Это варианты поставки под ключ. Продавец организует доставку и отвечает за груз, пока покупатель не получит его.
Базисы FAS, FOB, CFR, CIF подходят только для поставок по воде, а остальные — универсальные. Подробнее о каждом базисе расскажу ниже.
Все грузы, перемещаемые в рамках внешнеэкономических договоров поставки, покрыты страховками перевозчиков. Важно не экономить и страховать груз по полной стоимости, ведь при доставке с ним может произойти что угодно.
Вот реальная история. В конце 2000-х годов российские предприниматели закупили мрамор в Италии. Чтобы снизить таможенные платежи, по документам оформили груз, как будто там керамическая плитка. При транзите контейнер каким-то образом потеряли в Черноморске. Груз был застрахован, но по заниженной цене — как керамика, а не мрамор.
Страховая компания компенсировала потери по заниженной стоимости — предприниматели зафиксировали убытки и забыли. Через несколько лет контейнер вдруг нашелся — все там же, на терминале в Черноморске. Найденный груз считался невостребованным, поэтому его выставили на аукцион, который выиграли какие-то строители. Представляю их счастье, когда они вскрыли контейнер и обнаружили там мраморные плиты. Стоимость этих плит многократно превышала цену аукционного лота.
Что нужно знать про страховой полис
В большинстве базисов не проясняется, кто должен страховать груз. Покупатель и продавец в ходе переговоров могут решить этот вопрос и зафиксировать договоренности в контракте.
Страховой полис — коммерческий документ, который активно используется в международных перевозках. Таможенные и налоговые органы разных государств могут запрашивать его, чтобы проверить достоверность сведений при декларировании грузов и внесении платежей.
В базисах CIP и CIF обязанность по страхованию возложена на продавца. Страховой полис — это не формальность, а важный документ, который защищает стороны сделки от убытков. Советую следить за правильностью заполнения полиса — ошибки и опечатки недопустимы.
В страховом полисе указываются:
Обязанности продавца: передать товар покупателю на своем складе, заводе или фабрике.
Обязанностей покупателя больше:
Что значит приставка «Франко»
Это термин в международной торговле, который образован от итальянского слова franco — «свободный». Он указывает место передачи товара и перехода рисков с продавца на покупателя.
Например, термин «Франко завод» означает, что продавец освобождается от рисков, когда на своем заводе передает товар покупателю.
Переход рисков от продавца к покупателю: как только покупатель принял товар на складе продавца.
Покупатель должен забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого он, как правило, нанимает местного перевозчика, который к назначенному времени подъезжает туда, куда указал продавец.
Согласно базису, продавец не обязан помогать с погрузкой товара, но по моему опыту чаще всего эта услуга включена. Однако при заключении контракта лучше все же прописать, кто организует погрузку, — чтобы не было сюрпризов.
Важный момент: в этом базисе на покупателя ложится обязанность по прохождению таможенных и сертификационных процедур в чужой стране. Продавец за это не отвечает. Например, вы купили тисовую доску в Италии, привезли ее в порт, а там обнаружилось, что у товара нет фитосанитарного сертификата. В итоге к перевозке груз не берут, а оформить сертификат может только резидент ЕС.
По этой причине российские предприниматели стараются не применять базис EXW в странах Европы. Чтобы вывезти коммерческий груз из страны, его нужно задекларировать — а в Евросоюзе это может сделать только резидент ЕС. Если вы хотите привезти товары, например, из Италии, а продавец предлагает вам EXW, то лучше отказаться. Или как минимум быть готовым заплатить таможенным брокерам-резидентам за оформление.
А вот для сделок с китайскими, корейскими и вьетнамскими партнерами базис вполне применим. Многие российские импортеры одежды и косметики приобретают товары не у одного поставщика, а сразу у нескольких — по всей Азии. В таком случае самовывоз даже удобен покупателю. Он может нанять транспортного агента, который заберет грузы у разных продавцов, соберет их на одном складе, проконтролирует прохождение таможни и отправит в Россию.
Тем не менее базис EXW — довольно сложный для импортера. При работе с ним заранее проверяйте транспортную доступность склада поставщика. Были ситуации, когда российские предприниматели не могли забрать товары из какой-нибудь испанской или итальянской глубинки из-за проблем с транспортом.
По моему опыту если продавец настаивает на базисе EXW, скорее всего, он не очень заинтересован в вас, как в покупателе. Фактически он самоустраняется от проблем с доставкой товара до границы или ближайшего транспортного хаба, а также от оформления документов для вывоза.
Использовать этот базис стоит, если цена контракта очень привлекательная, и вы уверены, что сможете самостоятельно организовать доставку.
Например, вы везете из Китая мягкие игрушки. Во внешнеторговом контракте прописано EXW Shenzhen China (Incoterms 2020). Это означает, что в стоимость включены только сами игрушки, а все остальное вам нужно организовывать и оплачивать самостоятельно. Таможенная стоимость, с которой будет взиматься таможенная пошлина и НДС, будет включать в себя:
Обязанности продавца: уплатить таможенные пошлины на вывоз, отгрузить товар перевозчику, которого указал покупатель, и зафиксировать передачу в транспортных документах.
Обязанности покупателя следующие:
Переход рисков от продавца к покупателю: когда товар передан перевозчику — уже после прохождения таможенных процедур на вывоз.
FCA — популярный базис: по моим наблюдениям он применяется в более чем половине сделок с автоперевозкой грузов. Здесь у продавца появляются кое-какие обязательства: как минимум покупателю не нужно общаться с иностранной таможней.
Этот базис подходит только для поставок по воде.
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар к борту судна покупателя.
Обязанности покупателя следующие:
Переход рисков от продавца к покупателю: при размещении груза на причале — вдоль борта судна.
Просто привезти и вывалить, например, тюки с чаем на причал нельзя, сейчас не 17 век. Поэтому при заключении контракта стороны договариваются, на каком контейнерном терминале будет размещен груз. Это необходимо, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика, где подхватить нужный контейнер.
Этот базис редко применяется в международных сделках. Он подразумевает, что продавец поставит контейнер с товаром не просто в порт, а прямо к борту конкретного судна, которое укажет покупатель. Это не так-то легко сделать: например, судно может задержаться по пути и не успеть к назначенному времени передачи груза. А привозить сильно заранее продавцу невыгодно: придется доплачивать за хранение груза в контейнерном терминале порта.
Как и FAS, этот базис применим, если груз перевозят по воде.
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить и погрузить товар на судно покупателя.
Переход рисков от продавца к покупателю: после того как груз попал на борт судна, это фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.
Коносамент — это специальный документ, который подтверждает, что морской или речной перевозчик получил груз и обязуется доставить его адресату.
Например, вы везете итальянскую керамическую плитку из Триеста в Новороссийск. В контракте с поставщиком прописано FOB Trieste Italy (Incoterms 2020). Цена контракта включает стоимость самой плитки и ее погрузки на корабль, а также таможенные расходы на вывоз груза из Италии.
Таможенная стоимость для российского импортера в этом случае включает:
Еще один исключительно «водный» базис.
Обязанности покупателя: разгрузить контейнеры с товаром, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: с момента размещения груза на судне.
Допустим, вы экспортируете партию сувенирных матрешек из Новороссийска на Кипр — базис поставки CFR Nicosia Cyprus (Incoterms 2020). Тогда в стоимость поставки уже включены ваши расходы на экспортные таможенные процедуры, перевозка матрешек в контейнере до порта Новороссийска, погрузка контейнера на судно и фрахт — доставка морем — до порта Никосия.
Это последний базис, который используется только при доставке водными видами транспорта. Всего таких базисов четыре:
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец разместил груз на судне в порту.
Этот базис отличается от предыдущего тем, что здесь у продавца появляется дополнительная обязанность — застраховать товар от повреждения, порчи или утраты. Если по пути с грузом что-то случится, то покупатель получит компенсацию от страховой компании.
После размещения груза на судне риски переходят на покупателя. Если груз затонет, потеряется, намокнет или получит повреждения, то вопросы со страховой компанией покупателю придется решать самостоятельно, без участия продавца.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.
Этот базис похож на предыдущий. Но если CIF подходил только для морских перевозок, то CIP применяют еще и при доставке по воздуху и по суше.
CIP и CIF — единственные правила, где продавец сам обязан застраховать груз. В остальных базисах этот вопрос не проясняется, а значит, его нужно согласовывать индивидуально в контракте.
Например, российская компания импортирует косметику из Австрии в Брянск на условиях СIP Bryansk Russia (Incoterms 2020). Тогда в стоимость контракта уже входит:
Примечательно, что в таможенную стоимость, с которой начисляются таможенные платежи, не будет входить стоимость провоза товара по территории ЕАЭС: от границы между Польшей и Беларусью до Брянска. Чтобы получить такую «скидку» от российской таможни, нужно запросить у продавца справку в свободной форме о составе транспортных расходов с разбивкой по территории ЕС и ЕАЭС.
Этот базис аналогичен CIP, за исключением одного условия: продавец не обязан страховать груз.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.
Российская компания везет галстуки на самолете из Милана. Базис поставки CPT Sheremetyevo Russia (Incoterms 2020). В сумму по контракту уже входит стоимость перелета из аэропорта Милана до Шереметьево и выгрузка товаров с борта.
Важный нюанс: базис CPT не обязывает продавца оплачивать и организовывать разгрузку. По идее, это должен делать покупатель. Но в авиаперевозках своя специфика: борт по прибытии выгружается, и стоимость этих работ уже заложена в тарифе на перевозку. Иначе самолеты неделями бы простаивали в ожидании, пока получатели оплатят разгрузку.
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: при передаче товара покупателю в пункте назначения.
DAP отличается от базиса CPT моментом перехода рисков. Если выбран CPT, то продавцу нужно только отгрузить товар перевозчику и оплатить доставку, а остальное — не его проблемы. А по условиям DAP продавец отвечает за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в выбранном пункте назначения.
Обязанности покупателя: оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: после того как продавец разгрузил и передал товар покупателю.
DPU — единственный базис, где предусмотрена обязанность продавца разгрузить товар в стране покупателя. Соответственно, если при разгрузке с товаром что-то случится, то отвечать будет продавец.
Например, вы поставляете в Польшу канцтовары. В контракте прописано условие DPU Warsaw, Poland (Incoterms 2020). Прежде чем подписывать контракт с таким базисом, нужно четко понимать, как вы собираетесь выгружать товар на складе в Варшаве. Если это вам не под силу, то лучше договоритесь о базисе DAP — он такой же, только без обязательства по разгрузке.
Обязанности покупателя: разгрузить и принять товар.
Переход рисков от продавца к покупателю: после передачи растаможенного груза покупателю.
По сути, это самый комфортный вариант для покупателя. Но обратите внимание: по условиям базиса выгрузка товара не входит в зону ответственности продавца, а вот уплата всех пошлин и таможенное декларирование — входит.
Кажется, что это удобно, если вы импортер. Но есть проблема: по российским законам иностранный партнер не может выступать декларантом и плательщиком таможенных платежей. Поэтому прежде чем писать, например, DDP Samara Russia (Incoterms 2020), уточните, как поставщик намерен проходить российскую таможню.
Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс
Как я уже рассказывал, продавец и покупатель вправе выбрать любой базис из любой версии Инкотермс.
DAT. Например, во многих контрактах на импорт встречается базис DAT из Инкотермс 2010. Он расшифровывается как Delivered at Terminal — поставка в терминал. В последней версии правил этот базис исчез, а вместо него появился DPU. В целом условия DAT и DPU аналогичны, а изменения внесены, чтобы дать продавцу и покупателю больше свободы в согласовании места передачи товара. Теперь его можно передать не только в конкретном терминале, но и вообще где угодно — хоть в поле.
DAF. Еще более древний базис, родом из Инкотермс 2000. Он расшифровывается как Delivered at Frontier — поставка до границы. В этом случае товар передается не в каком-то выбранном пункте, а именно на границе между странами и проходит таможенную очистку для вывоза. Особенно часто DAF применяется в автомобильных и железнодорожных перевозках. Этот базис очень удобен в части распределения зон ответственности.
Допустим, вы поставляете товар в Латвию по железной дороге. Тогда вы отвечаете за груз, пока он на территории вашей страны, и вы же оплачиваете таможенные процедуры по вывозу его из РФ. Как только вагон пересечет границу, например, России и Латвии, все обязательства с вас снимаются.
Какой базис выбрать покупателю
Стоимость контракта во многом зависит от базиса поставки. Например, если вы заключаете контракт на условиях самовывоза — базис EXW, — то продавец заложит в цену только стоимость товара. Остальные расходы на вас, но зато вы сможете регулировать их сумму в части страхования или перевозки: выбрать более дешевый вариант.
Если же покупать тот же самый товар, но при условии поставки под ключ — базисы DPU, DAP и DDP, — сумма в контракте будет выше.
Но импортер не может самостоятельно забрать товар из Китая, поэтому просит продавца привезти груз в Россию. Он соглашается, и стороны подписывают контракт на условиях, например, базиса DAP. Допустим, продавец готов организовать доставку за 60 000 Р — с учетом дополнительных расходов, в том числе на погрузку и оформление в китайской таможне.
Для новичков. Если вы только начинаете свой путь в международной торговле, то можно использовать базисы группы D: DAP и DPU. Так будет меньше проблем, потому что продавец организует почти все сам.
Минус здесь один: меньше простора для маневра. Вряд ли получится выбрать более дешевого перевозчика или более удачный маршрут, чтобы сэкономить. Продавец будет доставлять груз так, как удобнее ему, а не как дешевле для вас.
Обратите внимание: ни один базис не гарантирует защиту от всех проблем. Нельзя действовать наугад без понимания процессов: международная торговля — это не так-то просто.
Например, административный штраф за неправильное декларирование груза на таможне может достигать двукратной стоимости товаров и включать их конфискацию.
Если вы только начинаете импортировать, лучше привлечь экспертов, которые помогут правильно провести сделку, чем потерять миллионы из-за собственных ошибок.
Для уверенного импортера. Базисы EXW, FCA, FAS, FOB — без доставки от продавца — подойдут опытным импортерам, которые знают, как самостоятельно организовать транспортировку, выбрать оптимальный маршрут и сэкономить на этом. Используйте их, если разбираетесь в международной логистике, умеете страховать риски и четко представляете свои возможности.
При прохождении таможенного оформления на ввоз понадобится указать и документально подтвердить таможенную стоимость сделки. А эта стоимость включает и дополнительные расходы импортера, если они не учтены в контракте. Поэтому базисы группы Е, F и С требуют сбора большого числа договоров — на доставку, таможенное оформление, страхование, погрузку и разгрузку товаров.
Для тех, кто берет кредит под сделку. Банки любят, чтобы в стоимость контракта уже были включены все расходы: так прозрачнее и понятнее. Поэтому если вы планируете привезти товары из-за границы на заемные средства, скорее всего, кредитор попросит прописать в контракте базис DAP, DPU или DAT.
Осторожному импортеру. Базисы CIF и CIP предполагают разумное распределение рисков. Ответственность переходит к покупателю в момент, когда перевозчик забрал товар у продавца. И вроде бы это не очень хорошо, ведь еще предстоит путь из одной страны в другую — мало ли что случится. Но продавец за свой счет страхует товар: если что, страховая компания компенсирует убытки.
Какой базис выбрать продавцу
Производитель товара и экспортер — часто одна и та же компания. Чаще всего у них нет собственного отдела внешнеэкономической деятельности, который мог бы организовать поставки за границу. Поэтому для продавца предпочтительнее, чтобы покупатель сам организовал доставку и взял на себя как можно больше рисков.
Как мне кажется, оптимальная схема выглядит так: вы обеспечили таможенное оформление на экспорт и отгрузили товар перевозчику, которого выбрал покупатель. На этом ваши обязательства исполнены, а что будет с грузом дальше — вас уже не касается. Под этот сценарий подходят базисы: FOB — если доставка происходит по морю, FCA — в остальных случаях.
Если же хотите максимально облегчить работу зарубежному партнеру, то стоит выбрать вариант с CPT — груз застрахован и доставлен в согласованное место. Это универсальный базис, который применяется в авто-, авиа- и железнодорожных перевозках.