Femme fatale что это
Femme fatale
Обсудим кто такая роковая женщина и зачем она нужна?
Образ роковой женщины связан с представлением о некой женщине, наделённой властью над сознанием другого человека и пользующейся ею в меру своих амбиций. Кто-то может подумать что она наделена истинной женской силой, а другие обвинят в эксплуатации женской сексуальности и манипуляциях.
Выражение femme fatale появилось во второй половине XIX века и означает притягательную женщину, завлекающую мужчин в опасные и компроментирующие ситуации.
С возникновением и распространением эмансипации в обществе возникает беспокойство, выраженное в литературе того периода. Появляются опасные и красивые героини, представляющие угрозу для жизни, например прекрасные вампирши Брэма Стокера.
Или библейская Саломея, в награду за свой танец, пожелавшая получить голову Иоанна Крестителя.
Коварные и соблазнительные героини легко пленяли мужчин в кино и в жизни.
В 90-х роковая женщина пережила второе рождение в фильме «Основной инстинкт» и продолжает появляться на экранах современного кино.
Современная роковая женщина черпает силу не только в сексуальности, но и в понимании устройства мира, ей дано многое о чем ее предшественницы не могли мечтать: свобода и доступ к информации.
Мы можем осуждать или восхищаться ловкостью манипулирования людьми Скарлетт О’Хары, но она могла существовать и действовать лишь в узких рамках патриархально мира.
Тогда как границы современных femme fatale очерчены только ее воображением, как у героини фильма «Исчезнувшая»
А доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ —Ирине Сохань в анализе темы, приходит к выводу, что образ роковой женщины становится все более популярным в массовой культуре. Это происходит на фоне поиска женщинами своей идентичности, когда отыграны все предложенные феминизмом роли. Вместе с тем, роковая женщина – не до конца разгаданный и малоизученный наукой феномен. По сути, это уникальное явление, которое связано со способностью женщины через собственный нарциссизм раскрывать индивидуальность другого человека.
За роковой женщиной часто тянется шлейф самоубийств, но и она же вдохновляет гениев великие свершения. Так образ возлюбленной Ницше Лу Саломе лег в основу, созданной Фрейдом теории нарциссизма.
Именно в ключе нарциссизма следует рассматривать Femme Fatale, считает Ирина Сохань. Однако нарциссизм роковой женщины – это не некая патология, а внутренняя суть, направленная на раскрытие и отражение индивидуальности другого человека.
«Сегодня, в постфеминизме, возникает особый интерес к Femme Fatale, и одновременно появляются различные исследования, направленные на реабилитацию традиционной модели феминности, на отклонения от которой лепится ярлык патологии», – говорит исследователь. В обществе существует запрос на поиск и обнаружение такого типа женщины, который мог бы быть ролевой моделью для женщин в целом, олицетворяя уникальность феминности в каждом конкретном случае и вне зависимости от социальных и культурных обстоятельств. «Этот тип тяготеет к Femme Fatale, исследование которой и возможно в рамках постфеминизма, с использованием исторического, культурологического, социологического и психоаналитического подходов», – пояснила исследователь.
Роковая женщина не обязательно должна быть красавицей. Ее ведущая сила не в убивающей наповал сексуальности, хотя она и является непременным атрибутом Femme Fatale. Например, Мэрлин Монро роковой женщиной не была. Она обладала даром магической сексуальности, но в то же время была уязвимой и зависимой, что не присуще Femme Fatale, отметила исследователь.
Главный признак роковой женщины – наличие изрядной доли нарциссизма. «Едва ли не все современники отмечали маниакальную сосредоточенность Femme Fatale на себе», – говорит Сохань. Один из ярких примеров – женщина-загадка ХХ века Лу Саломе – психотерапевт и писатель, превратившая собственные внутренние процессы в объект, в том числе, профессионального самонаблюдения. Считается, что именно общение с Саломе вдохновило Ницше на создание одного из его самых известных произведений «Так говорил Заратустра». И именно знакомство с Саломе побудило Фрейда на создание знаменитой теории нарциссизма. Однако для Лу Саломе, которая была ученицей Фрейда, образ Нарцисса нес собственную, отличную от фрейдовской символику. Это, в первую очередь, состояние любви к себе и через нее – к окружающему миру. Согласно Саломе, для женщины любовь – это реализация самой себя, а другой лишь зеркалит ее избыточность и способность к наслаждению, рассказала Сохань.
Ключевой для роковых женщин является именно способность к реализации даже в жестких патриархальных условиях. «И если для ярких, талантливых женщин патриархальные установки стали причиной их трагической судьбы, то для роковых – лишь декорацией», – рассказала исследователь, отметив, что Femme Fatale при этом по сути своей не имеет никакого отношения к феминизму. Феминизм отстаивает права всех женщин, а роковая женщина только свою индивидуальность и собственный уникальный путь.
Путь роковой женщины – это, в первую очередь, поиск самой себя в Другом. Но другой всегда слишком мал для нее, он может ей соответствовать только как представитель чего-то более грандиозного, например, художественного дара. «В результате для Femme Fatale может быть “и целого мира мало”. Она разочаровывается в Другом и идет дальше. Но если только в этом Другом действительно есть нечто, превосходящее простое человеческое, то может получиться союз вроде союза Сальвадора Дали и его Галы», – говорит исследователь.
Однако Femme Fatale не зациклена на реализации своей сексуальности. В других ее привлекает, в первую очередь, творческое начало, то, что находится за пределами обыденного, человеческого. «Ее сексуальность – от собственной нарциссической избыточности, поэтому она воспринимается такой свободной и привлекательной практически смертельно», – говорит исследователь.
Роковая женщина может быть талантливой и успешно реализовывать себя в разных сферах. Так Саломе прославилась как психоаналитик и написала несколько книг, в том числе «Эротику», получившую в свое время статус бестселлера. Но ее книги были бы давно забыты, если бы не роковая роль в жизни Ницше, роман с Рильке и т.п. Главный талант настоящей Femme Fatale, по мнению исследователя, заключается в способности обнаруживать и раскрывать дар другого. И этим даром Саломе владела виртуозно, проявив его, в том числе, в психоаналитической работе. «Работа в качестве психоаналитика – это функция извлечения истинного “Я” пациента из той ложной оболочки, в которой он к ней пришел. Это очень аутентично для роковой женщины», – замечает Сохань. Саломе была единственной из учеников Фрейда, кому он разрешил практиковать без прохождения всех ступеней обучения.
«Femme Fatale при этом может быть травматичной для другого, потому что ее нарциссизм воспринимается как вызов человеку, который в силу специфики своего антропоморфного бытия испытывает разлом между собой как наличием и собой как возможностью», – говорит Сохань. Отсюда самоубийства, которые обязательно присутствуют в историях, связанных с роковыми женщинами.
Поскольку в классическом варианте Femme Fataleне озабочена собственными творческими задачами, это делает ее вписываемой в контекст традиционной культуры, которая отчуждает у женщин все их творческие способности в пользу мужчин. Роль Femme Fatale – это роль музы-вдохновительницы. Яркий пример воплощения этой роли в истории – жена Сальвадора Дали – Гала Дали. По мнению исследователя, она наиболее аутентично реализовала классический для этого типа сценарий отношений музы и вдохновленного ею гения.
Из современных женщин, по мнению Сохань, роковой можно назвать Карлу Бруни, которая также более всего известна чередой романов с творческими и влиятельными мужчинами. «И роковой не назовешь, к примеру, ту же Элизабет Тейлор, которая, несмотря на многочисленные браки и романы, была ярчайшей личностью, что высвечивается во всех ее ролях. Великая актриса, но не Femme Fatale», – считает исследователь.
В то же время Femme Fatale представляет собой абсолют феминных сил, которые вытесняет традиционная культура. Эти силы заключаются в способности женского к мощной индивидуализации не только себя, но и, прежде всего, Другого.
Всплеск интереса к феномену Femme Fatale в современной культуре, по мнению исследователя, отражает то, что женщины исчерпали предложенные феминизмом ролевые модели и ищут нечто, выражающее смысл женской судьбы в ситуации отрицания любого социально-политического и культурного давления. А это именно роковая женщина, поскольку ее образ, с одной стороны, архетипичен, а с другой, находится на противоположном полюсе от патриархального жертвенного образа женщины – матери-хозяйки, растворившейся в тотальной заботе о других.
«Одним из маркеров поиска женщинами особого пути реализации своей идентичности сегодня является появление и спрос на них всевозможных женских семинаров-тренингов, которые начинались как курсы стервологии, а затем модифицировались в многоликое разнообразие – от курсов Афродиты до уроков сексуального мастерства», – комментирует Сохань.
При этом практики современного общества демонстрируют рост нарциссизма.
«Современная культура имеет визуальный акцент, и включает подспудное соревнование – кто дольше и больше сфокусирует на себе взглядов и внимания других. Привлекает именно нарциссичность, то есть не тот, кто тебя разглядывает, а тот, кто поглощен собой. Последний культурный тренд – селфи, по сути, практика фиксации демонстративного любования собой», – говорит Сохань. В соцсетях, по мнению исследователя, в наиболее незамутненном и неотрефлексированном виде господствующие массовые стратегии выражают девочки-подростки. «Их фото отличает чрезмерная обнаженность и максимально отведенный от потенциального зрителя взгляд. То есть мало что понимая, юные фемины интуитивно моделируют нарциссизм и присущий ему соблазн, подозревая, что это самый эффективный способ влияния», – рассказывает Сохань.
Однако в реальной жизни, по мнению исследователя, современной женщине не хватает подлинного нарциссизма, то есть настоящей сосредоточенности на собственной женственности. «А различные практики современного массового общества породили, скорее, феномен имитационного нарциссизма», – считает исследователь.
Femme Fatale не соотносима ни с одним типом женщин, которые появлялись как преодоление традиционных гендерных ролей. Это всегда единичные случаи разрыва патриархальной культуры на фоне остального большинства. Парадокс в том, что сегодня подобная уникальность становится востребованной на массовом уровне.
Однако вряд ли роковая женщина может быть ролевой моделью для массовой женской аудитории. «Ее надо изучать именно в качестве абсолюта феминности, но рекомендовать в качестве ролевой модели все равно, что рекомендовать ницшеанского сверхчеловека в качестве ролевой модели для человека», – считает Сохань.
Тем не менее, несмотря на уникальность стратегии поведения и реализации себя в жизни, Femme Fatale одинаковы, а потому феномен доступен для исследований и нуждается в них – в силу серьезной трансформации социального поведения и запросов общества. «Нарциссическое ядро Femme Fatale ставит вопрос о регистрации нарциссических черт как в индивидуальной, так и в коллективной моделях идентичности современной женщины, что обусловливает характер запроса на “практики роковой женщины” и позволяет делать прогностические выводы о траекториях развития феминности в современном обществе», – говорит исследователь.
А кто для вас роковая женщина из литературы, кино, жизни?
Типаж Femme Fatale / Роковая женщина
Если «южная женщина« на экране традиционно воплощает экзотические фантазии мужчин, то «роковую женщину» — femme fatale — можно считать букетом мужских страхов.
На самом деле персонаж «роковой женщины» появился на свет гораздо раньше кино. Вспомним мифических сирен и русалок. Прекрасных и опасных, заманивающих мужчин и обрекающих их на гибель.
В Ветхом Завете красавица Далила оказалась роковой для героя Самсона. Располагая полным доверием, она предала его, лишив магической силы.
На киноэкранах персонаж femme fatale появляется с расцветом жанра noir (т.е. «темных» триллеров) в послевоенную эпоху. И не случайно. Вернувшихся с поля боя мужчин встретил новый тип женщины.
Война не только оставила женщин одних, но и погнала из домов заводы и фабрики. Женщинам пришлось взять полную ответственность за себя, за дом, за семью, работать и зарабатывать.
и хотя по окончанию войны часть женщин с радостью вернулись в дом, на кухню и под мужское крыло, достаточно было тех, кому понравился вкус независимости и свободы. Этим женщинам тоскливо дома, они хотят зарабатывать и самостоятельно распоряжаться деньгами, решать за себя, выбирать когда и с кем иметь семью и иметь ли. Вызов и даже угроза традиционному обществу и тогдашним мужчинам. \
Современная культура и в частности кино (чье управление было в руках мужчин) не преминули отреагировать. Так формируется персонаж femme fatale — злодейки, холодной и расчетливой, часто мечтающей избавиться от мужа. Роковая женщина — живая угроза мужчинам.
Одна из опасностей femme fatale — её беcспорная привлекательность. Такая женщина отлично понимает и осознает свою притягательность для мужчин и. использует её с своих целях (часто одного мужчину такая женщина использует, чтобы убрать его руками другого).
Привлекательность femme fatale не определяет строгие рамки её типажа, она может быть разной: жгучей роковой брюнеткой (такими часто рисуют красивых, но опасных ведьм), рыжей (опять же, ассоциации с ведьмой и соблазнительницей) или ледяной блондинкой («снежной королевой»).
Однако роковых женщин объединяет то, что при внешней притягательность, их сексапил сочетается с контролем и расчетом. Поэтому от их имиджа часто веет холодом. За это могут отвечать черты лица, манеры, стиль одежды.
И хотя femme fatale может быть яркой, драматичной и чувственной, гораздо чаще это «интерьерный» типаж, предполагающий собранность, продуманность, изысканность (в отличие от «природного» типажа, транслирующего легкость, спонтанность, простоту и располагающий к effortless шику).
Сегодня, когда современным женщинам не нужно убивать мужей, чтобы самим зарабатывать и иметь свободу, типаж femme fatale не исчез, но. эволюционировал.
И как в послевоенные времена, этот персонаж отражает [новые] опасения традиционного (т.е. патриархального) строя. Например, восстание женщины против установленных стандартов и норм о том, какой должна быть «классная женщина». Здесь Эми Данн из «Исчезнувшей» яркий пример femme fatale, восстающей против этого уклада.
Другая, Клэр Андервуд в «Карточном домике» целится еще выше, стремясь захватить власть, сместив мужчин с этого пьедестала.
Роковая женщина нового образца все также привлекательна, стильно одета и холодна. И она все также угрожает мужчинам. Интересно, как долго будет ещё актуален этот женский персонаж? Останется? Будет меняться (как и куда)? Или скоро она исчезнет с экранов?
Коварная соблазнительница, искусная манипуляторша, встреча с которой может перевернуть вашу жизнь с ног на голову. Яркая, сексапильная, независимая, уверенная в себе, но в то же время такая хрупкая, нежная и женственная. Черная пантера и милая кошечка в одном лице.
Откуда пришел к нам этот образ?
Первым воплощением роковой женщины в искусстве можно по праву считать коварную волшебницу Цирцею из «Одиссеи» Гомера, которая заманивала путешественников на свой остров и превращала их в свиней.
Также под описание роковой женщины вполне подходит библейская обольстительница Саломея.
Однако особую популярность образ femme fatale приобрел в эпоху романтизма. Роковыми женщинами литературы XVIII-XIX веков можно считать и Джеральдину Кольриджа,
и Коринфскую невесту Гете
А воплощением современных представлений о роковой женщине являются
Кармен из одноименной повести Проспера Мериме
Миледи Винтер из романа «Три мушкетера» Александра Дюма-отца
Дама с камелиями из одноименного романа Дюма-сына
Скарлетт О’Хара из романа «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл
И, безусловно, Булгаковская Маргарита
Но существовали ли они в действительности?
Да, несмотря на всю эфемерность образа роковой женщины, истории известны примеры таких дам.
Это и Елена Троянская, ставшая виновницей грандиозной войны,
и Анна Болейн, круто перевернувшая жизнь не только английского короля Генриха VIII Тюдора, но и всего государства,
и сексапильная шпионка времен Первой Мировой войны Мата Хари.
Воплощение образа роковой женщины в кино
С самого начала кинематографу очень полюбился образ femme fatale, который вот уже почти 2 столетия активно эксплуатируется во многих кинокартинах.
В прошлом веке образы роковых женщин на экране воплотили
Барбара Стэнвик в фильме «Двойная страховка»
Рита Хейворт в фильме «Джильда»
Энн Севидж в фильме «Объезд»
Но настоящими специалистками по части изображении роковых женщин на экранах можно по праву назвать
В современном кино мы можем увидеть образы femme fatale
в фильме «Основной инстинкт» в исполнении Шерон Стоун
в фильме «Малена» в исполнении Моники Беллуччи
в фильмах «Джеймс Бонд: Казино Рояль» и «Мрачные тени» в исполнении Евы Грин
в фильме «Соблазн» в исполнении Анджелины Джоли
Атрибуты femme fatale
Также необходимым атрибутом роковой женщины является копна пышных, волнистых волос
Основами стиля femme fatale наших дней считаются
платья с кружевными или прозрачными элементами
соблазнительные вырезы на спине
волнующее, открытое декольте
Также образ роковой женщины, как правило, дополняют
и элегантно закуренная сигарета