Fender stratocaster что это

История Stratocaster: 1960-е. Часть 1

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Серф-рок, психоделик и все, что между ними — 60-е годы изменили буквально все.

В конце 1959 года, с быстрым приближением следующего десятилетия, перспективы рок-н-ролла и Fender Stratocaster выглядели далеко не многообещающе.

Эти музыкальные феномены возникли в середине 1950-х примерно в одно и то же время — электрогитара Stratocaster в 1954, а рок-н-ролл в 1955 году. Разумеется, ни то, ни другое не появилось в одночасье — для этого понадобилось по меньшей мере несколько лет, при этом рок-н-ролл и Stratocaster не имели никакого отношения друг к другу.

Последний факт может показаться нелепым, но это правда. Leo Fender и его тогда еще небольшая компания, казалось, не замечает роста популярности нового музыкального жанра, даже после его прорыва в 1955 году. Усилия компании по продвижению нового элегантного Stratocaster были направлены в сторону западных гитаристов, играющих свинг и танцевальную музыку, используя откровенно прагматичный инструмент — Telecaster. Leo полагал, что эта армия по-ковбойски одетых гитаристов непременно поменяют свои Telecaster на более комфортный и выразительный дизайн нового Stratocaster. Но этого не произошло.

Вместе с этим, электрогитара в рок-н-ролле середины 50-х даже не считалась основным инструментом. Главными «голосами» этой музыки были тогда саксофон и фортепиано, а участие гитары ограничивалось лишь их поддержкой, и то это были акустические или большие полуакустические гитары, как те, что выпускали Gibson и Gretsch. В период классического рок-н-ролла гитара почти всегда была второстепенным инструментом.

Так сложилось, что вплоть до середины 1950-х годов рок-н-ролл и Stratocaster решительно не имели ничего общего.

Во второй половине 50-х, когда рок-н-ролл уже почти потерял свою популярность, всего несколько музыкантов взяли на вооружение Stratocaster. Buddy Holly был наиболее заметным гитаристом, успешно игравшим на новинке от Fender, но его только начавшаяся карьера неожиданно прервалась: в феврале 1959 года, в возрасте 22 лет, он погиб в авиакатастрофе вместе с другим успешным гитаристом, игравшем на Stratocaster — 17-летним Ritchie Valens. К тому времени, авангард рок-н-ролла уже окончательно остановился на своем пути: в 1957 году Little Richard ушел со сцены, чтобы заняться миссионерством, а Elvis Presley в 1958 году ушел служить в вооруженные силы США. В конце 1959 года гитарист Chuck Berry был осужден, а Jerry Lee Lewis оказался вовлечен в скандал — в итоге оба исчезли из виду на несколько лет. Казалось, эпоха рок-н-ролла подходила к концу, едва начавшись.

Пока происходили все эти события, в 1958 году был представлен Jazzmaster, который ознаменовал конец недолгого расцвета как профессионального инструмента топ-уровня Stratocaster, так и его дуэта вместе с Telecaster.

Да, конец 1950-х годов поистине можно назвать «смутными временами» в жизни рок-н-ролла и Stratocaster. Выживут ли они? Следующее десятилетие — шестидесятые — были уже на подходе.

В самом начале 1960-х явились две благодати, спасшие рок-н-ролл от нашествия слезливого тин-попа — нового жанра, которым американские звукозаписывающие компании заполняли вакуум, образовавшийся в результате почти полного исчезновения рока в конце предыдущего десятилетия. Это были Motown и серф-рок.

В 1959 году в Детройте была создана Motown Records — звукозаписывающая компания, которая наполнила хит-парады долгожданной дозой чудесной и заразительной музыки, ставшей эталоном великолепия. В ней электрогитара была частью ансамбля, редко выходя на передний план, гитарные партии тщательным образом размещались среди фортепиано, органа, барабанов, баса, перкуссии, струнных и других инструментов. Тем не менее, инструменты Fender хорошо себя показали с самого начала работы Motown, особенно Precision Bass.

Впрочем, серф-рок начала 60-х настойчиво продвигал электрогитару на передний план, что было в новинку. Молодой жанр «серф», как музыкальное явление, возник на юге Калифорнии, а именно там и располагалась молодая компания Fender, которая изготавливала качественные и весьма доступные гитары, и делала это прямо в гуще событий. Оглядываясь назад, не приходится удивляться, что инструменты Fender совершенно естественным образом стали «серф-гитарами». Однако, стоит отметить, что для компании Fender это стало приятным сюрпризом: новые обстоятельства предвещали успех как Jazzmaster, который изначально продвигался в другом направлении, так и его непопулярному предшественнику — Stratocaster.

Серф-рок был представлен в разных вариациях инструментальной и вокальной музыки. Тот факт, что это были небольшие коллективы, обусловлен стремительным ростом качества звучания электрогитар и усилителей, который обеспечила компания Fender, упорно развивая это направление. В конце 1950-х такие музыканты, как Duane Eddy, Link Wray и группа Ventures, впервые предложили публике инструментальный рок-н-ролл, а к началу 60-х молодые гитаристы из южной Калифорнии развили это направление, добавив к нему жгучий солнечный твист. Одним из первых стал Richard Monsour, взявший себе сценический псевдоним Dick Dale — именно он остался в истории, как единоличный создатель инструментальной серф-музыки. И его основным инструментом был Stratocaster.

Dick Dale играл громко и быстро, при этом он действительно занимался серфингом, в отличие от большинства исполнителей серф-рока. Говорят, что он стремился воссоздать звуки, которые он представлял себе во время катания по волнам, для чего развил технику быстрого тремоло на одной ноте в сочетании с использованием средневосточных ладов и мотивов (Dick Dale имел ливанские корни). Часто посещая компанию Fender, этот музыкант помог ей разработать более мощные гитарные усилители, а его фирменный саунд был богато насыщен пружинным ревербератором, который стал входить в оснащение усилителей Fender начала 60-х. В 1960 году Dick Dale записал сигнл «Let’s Go Trippin», который известен всему миру как первая инструментальная серф-композиция, затем через два года он представил свою версию греческой народной песни «Misirlou» (1929 г.), и это исполнение по сей день остается самой известной инструменталкой в жанре, а его дебютный альбом 1962 года «Surfer’s Choice» стал абсолютной классикой серф-рока.

Несмотря на то, что Jazzmaster и Jaguar считаются ключевыми инструментами в серф-роке, известность Dick Dale способствовала тому, чтобы Stratocaster тоже стал неотъемлемой его частью — итогом стал тот факт, что лишь немногие из многочисленных серф-групп, последовавших за ним, были замечены без этой гитары.

У вокальных серф-групп все сложилось так же. Очень часто на Stratocaster играл Al Jardine, гитарист Beach Boys — эта группа, образованная в Калифорнии в 1961 году, являлась наиболее влиятельной в этом жанре. Феноменальный успех Beach Boys фактически стал одним из основных факторов превращения Fender из местечкового производителя гитар и усилителей в компанию федерального, а затем и глобального масштаба (только лишь обложка концертного альбома 1964 года «Beach Boys Concert» продала далеко не один-два Stratocaster).

Тем временем, в 1960 году, на другой стороне Атлантического океана целых пять недель в британских чартах царствовали Shadows со своей инструментальной композицией «Apache» авторства Jerry Lordan. В этой песне гитарист Hank Marvin блестяще задействовал эффект эха и тремоло-систему на своей гитаре — вероятно, это был первый Stratocaster в Великобритании. После этого в течение нескольких лет Shadows, в составе с Cliff Richard, который исполнял роль ведущего и бэк-вокалиста, записали несколько хитов с «участием» Stratocaster, из-за чего многие британские подростки стали буквально грезить об алом Fiesta Red Stratocaster, как у Hank Marvin.

В целом, серф-рок и инструментальная музыка стали ярким, но непродолжительным феноменом в хит-парадах. Эта волна быстро достигла своей вершины, после чего в 1964 году в чартах произошло «Британское вторжение», тем не менее, первая половина 1960-х годов запомнилась торжеством яркого и модного серфа, который вне всяких сомнений открыл дорогу Stratocaster в новое десятилетие.

В тот период конструкция электрогитары продолжала видоизменяться. Stratocaster образца 1960 года в целом был очень похож на модель 1959 года, заметно отличаясь от более ранних моделей толстой палисандровой накладкой, многослойным целлулоидным пикгардом с креплением на 11 шурупов и характерным зеленоватым оттенком (хотя некоторые имели «черепаховые» пикгарды из нитроцеллюлозы), а также утолщенным профилем грифа по сравнению с тонкими грифами 1958-1959 годов.

В 1961 году был введен ряд модификаций. Красный компонент трехцветного «санберста» на Stratocaster выгорал на солнце, поэтому его заменили на более стойкую краску, а коричневый компонент было решено заменить на черный. На головке грифа рядом с логотипом разместили номера двух патентов, которые ранее не наносились, а профиль грифа приобрел более массивную D-образную форму.

1962 год: на головке грифа появился третий патентный номер, а на его торце компания Fender начала наносить дату изготовления при помощи штампа (ранее их писали вручную карандашом). Наиболее заметное изменение этого года заключалось в том, что шпонированные радиусные накладки из палисандра, которые обеспечивали более стабильное соединение с грифом, уступили место толстым накладкам с плоским низом (Slab fingerboard). Среди изменений 1963 года — менее строгие формы корпуса, отказ от нанесения дат изготовления на корпусах, перенос одного из шурупов крепления пикгарда — расположенный между нековым и средним датчиками шуруп сдвинули ближе к среднему на полдюйма.

Важным периодом в эволюции Stratocaster стал 1964 год. Летом этого года оригинальный «макаронный» логотип Fender на головке грифа был изменен на утолщенный вариант начертания, который впоследствии стал называться «переходным». Также на головке появился четвертый патентный номер, а в покрытие «санберст» снова внесли изменения: теперь желтый компонент наносился в дополнение к морению, поэтому требовалось меньше полупрозрачной желтой краски, которая создавала менее плавный переход от цвета цвету (за это внешний вид покрытия сравнивали «мишенью»).

В конце 1964 года изменения коснулись маркеров ладов: прежние «глинянные» маркеры теперь изготавливались из перлоида, который также стал материалом для боковых маркеров. Тогда же был дополнительно сглажен скос под правую руку, а вместо целлулоидных пикгардов мятно-зеленого цвета (Mintgreen) стали устанавливать трехслойные белые пикгарды из пластика (прежние еще оставались на складах, поэтому они еще использовались на протяжении 1965 года). Также в этот период произошли другие небольшие изменения: нижние панели серого цвета у звукоснимателей заменены на черные, надписи на колках «Kluson» и «Deluxe», которые ранее выполнялись в одну строку, теперь располагались параллельно в две линии, а металлическая втулка под ритейнером заменена на пластиковую белого цвета.

Февраль 1964 года — волна успеха «Британского вторжения», в этот период инструменты Fender еще не составляли основную часть арсенала музыкантов. Послевоенный запрет на ввоз американских музыкальных инструментов в Великобританию был снят совсем недавно, поэтому объемы импорта гитар, бас-гитар и усилителей Fender только сейчас набирали существенные обороты. По-видимому, большинство групп «Британского вторжения» предпочитали полуакустические инструменты, поскольку электрогитары Fender попросту не были широко доступны в стране.

Источник

10 фактов о Fender Stratocaster, которых вы не знали

Анонс

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

DJSTORE

Первый Stratocaster (сокращ. Strat) увидел свет в 1954-м, его разработали Лео Фендер, Джордж Фаллертон и Фредди Таварес. Они создавали гитару в тесном сотрудничестве с некоторыми гитаристами (в числе которых был Билл Карсон). Их детище стало первой электрической гитарой с тремя звукоснимателями и контурным корпусом с круглыми очертаниями, который быстро адаптировался к строению тела музыканта. Предполагают, что Билл Карсон был недоволен формой инструмента, ведь тот своими изгибами всегда «впивался» ему в ребра.

Стартовая цена на Strat

Гитара изначально не была бестселлером, в первые два года продали всего 720 экземпляров. Цены составляли 249.50$ за версию с рычагом тремоло и 229.50$ за модель без него. За чехол нужно было доплатить еще 39$. Гитара не была доступным товаром в середине 50-х, ведь средний доход американца тогда составлял около 300$.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Первый Strat с серийным номером

Дэвид Гилмор является обладателем Strat с серийным номером 0001, но эта гитара не была первым экземпляром модели, изготовленным на заводе Fender.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Самый первый Stratocaster был сделан в апреле 1954 г. и имеет номер 0100 – так утверждает знаток ретро-инструментов Джордж Грун. Можно быть уверенным, что именно эта модель дала начало линейке. Ей предшествовало несколько прототипов, но она получила первый в истории серийный номер.

Самые дорогие модели

За Strat из 50-х коллекционеры предлагают нереальные суммы. Гитары, которые были в руках именитых музыкантов, также стоят бешеных денег. Для примера, вот ТОП-3 подобных сделок:

Секрет “Blackie” Эрика Клэптона

Известная гитара “Blackie” Эрика Клэптона на самом деле была собрана из запчастей от сразу нескольких инструментов. Эрик купил несколько уже не новых Strat, взял корпус от модели 56-го года, гриф от гитары 57-го и звукосниматели из еще одного Stratocaster. Fender Custom Shop изготовил реплику этого инструмента.

Самые известные экземпляры Stratocaster

Найл Роджерс («Chic») назвал свой Strat довольно просто – «The Hitmaker» (с англ «тот, кто создает хиты»), потому что вместе с гитарой он записал много популярнейших песен (включая Good Times от «Chic» и Let’s Dance Дэвида Боуи).

В дополнение к “Blackie” и “Brownie” Эрика Клэптона, инструментам Рори Галлагера и Стиви Рэй Вона, а также красному Stratocaster, с которыми Марк Нопфлер записал работу “Sultans Of Swing”, этот экземпляр является культовым среди фанов Strat. Модель с подписью Стиви Рэй Вогана сейчас доступна для покупки в магазинах Fender.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Наиболее популярные Stratocaster

В 1965 Лео Фендер продал свою компанию CBS Group, которая перевела бизнес на стадию массового производства. Поэтому модели, сделанные в период с 1954 по 1965 годы, являются самыми популярными у коллекционеров (и серьезных гитаристов). Их также называют «pre-CBS» модели.

Самые известные мелодии Stratocaster: импровизация

Лео Фендер оборудовал первые гитары трехканальным переключателем, с которым можно было выбрать каждый звукосниматель отдельно. Однако некоторые гитаристы быстро поняли, что скорректированный звук в промежуточной позиции уникален – и быстро начали использовать эту мелодию, подобную звонку.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Такое звучание стало характерным для Strat и внесло большой вклад в популярность модели. С 1977 года Fender устанавливал в моделях пятиканальные переключатели.

Небольшие пружины для стабилизации тремоло

Во многих моделях вы можете найти небольшую пружину в гнезде для рычага тремоло. Так называемые тремоло-пружины помещаются в гнездо перед рычагом и служат для стабилизации ручки тремоло. Вот почему гнездо для новых гитар также запечатано круглой наклейкой. Многие гитаристы не обращают внимания на этот маленький, но полезный аксессуар.

Трюк для улучшения звучания больших пружин тремоло

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Материалом не всегда должно быть дерево – Strat из картона

Сотрудники мастерской Fender взялись за амбициозный проект и построили Stratocaster из гофрированного картона. Да, это не опечатка. На самом деле, «Papercaster» полностью воспроизводит мелодии и звучит не так уж плохо. Удивительно, правда?

Источник

Новое в блогах

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Легендарные электрогитары. Fender Stratocaster. Часть 1

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Лео Фендер

В 1943 году Лео и Док сконструировали новый звукосниматель, в котором струны проходили через магнитную катушку, а для испытаний датчика они сделали и свою первую гитару. У нее был очень узкий, как у гавайской стил-гитары, корпус. Когда Лео спросили, зачем они сделали такой корпус, он посмеялся и сказал: «Потому что это был самая большая деревяшка, которую Док смог найти». Однако это была обычная шестиструнная гитара с цельным корпусом и грифом с ладами. На ней здорово игралось, звук был великолепным, и когда музыканты прослышали о ней, начали просить её в аренду. Лео говорил, что он составил целый список желающих опробовать инструмент. Они с Доком подали заявку на патент звукоснимателя 26 сентября 1944 года, и 7 декабря получили патент. Лео по-настоящему увлекся работой с электрогитарами и усилителями, он понимал, что это обернётся гораздо большей выгодой, чем ремонт радиоприемников, и убеждал Дока в том, что им нужно расширяться вслед за растущим бизнесом. Но Док опасался вкладывать дополнительные деньги в предприятие с не совсем ясными перспективами. Соглашение о разделении было составлено во второй половине 1945 года, это было дружеское расставание, без обид партнеров. Когда Лео стал единоличным хозяином предприятия, он переименовал его в Fender Electric Instrument Co и начал занимался в Фуллертоне возведением двух ангаров из листового железа. Когда строительство завершилось, он перевел в них свое производство. Как говорил Лео, когда он переехал в эти два ангара, он получил столько места, сколько у него не было никогда в жизни. Однако удобства в них были далеки от идеала. Чтобы воспользоваться туалетом, надо было перейти улицу и еще пройти с квартал до железнодорожной станции. Лео говорит, что в ангарах могло быть и небезопасно. «Где-то году в 1949 мы начали использовать для покрытия корпусов гавайских стил-гитар ацетатное волокно, а чтобы оно оставалось теплым, ставили возле него паяльную лампу. Думаю, если бы что-нибудь случилось, то мы бы взлетели с нашим ангаром до небес. Была такая обстановка, что когда к нам пожаловал инспектор пожарной охраны, он только заглянул в дверь и тут же побежал до ближайшей телефонной будки, звонить нам оттуда, настолько испугался». Не забывал Лео и про усилители: к началу 1947 года Лео построил две новые модели для профессиналов: Pro Amp с мощным 15-дюймовым динамиком, и Dual Professional с двумя десятидюймовыми динамиками. На этих моделях Лео впервые смонтировал панель управления на верхней грани, и это была хорошая идея, поскольку теперь музыкантам было удобнее до неё дотягиваться.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Джордж Фуллертон

Модель с одним звукоснимателем под названием «E squire » появилась в каталоге Fender, опубликованном весной 1950 года. Будет справедливым сказать, что «испанские» гитары Fender, представленные в 1950 году на выставке в Чикаго, не стали сенсацией дня. Конкуренты охотно упражнялись в остроумии по поводу нового инструмента, называя его «доской», «туалетным сидением со струнами» или «веслом». В конце 1950 года, «испанская» электрогитара Fender с двумя звукоснимателями была официально запущена в национальную дистрибьюцию под именем «Broadcaster», от которого пришлось отказаться в начале 1951 по требованию F red G retsch Mfg. Co. в пользу названия Telecaster.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Fender E squire

Затем пришла очередь идеи создания электрического баса. Еще в середине 40-х начался выпуск бас-гитар Rickenbacker. Фендер: «По правде говоря, выглядела она как метла со звукоснимателем. У нее не было ладов, и играли на ней, как на собачьей будке в вертикальном положении. Чувствовалась потребность в таком инструменте: в сороковые и пятидесятые было много гитаристов, игравших в оркестрах, которые переходили на «вертикальные» басы. С огромными будками было чертовски сложно управляться. Большой проблемой было, например, если исполнитель на таком инструменте ещё и пел. Нужен был транспортабельный бас с ладами, который был бы слышен в оркестре. Если бы у баса были лады, тогда музыканту не надо было бы слушать, попал он в ноту или нет». Чтобы удовлетворить эту потребность, в 1950-м году Лео начал разрабатывать модель бас-гитары. Первые вышедшие из производства басы появились только во второй половине 1951-го, и выглядели они как увеличенные телекастеры. У Лео спрашивали, как родилось название Precision Bass. «Очень просто. Если музыкант зажимает правильный лад – получается правильная нота, точный результат». Стоит помнить, что в то время игра большим пальцем или медиатором не была в моде, поскольку достаточной громкости в звуке на контрабасе можно было добиться лишь шлёпанием или усердным дёрганием струн, что, конечно, сказывалось на качестве и выразительности звука. Бас-гитара в этом плане стала просто спасением для многих бас-гитаристов. Однако вот как описывает очевидец приём Precision Bass на выставке 1951 года: «Те, кто ещё не был уверен, что Лео свихнулся, когда он привез цельнокорпусную гитару, окончательно убедились в этом, когда он показал бас-гитару. Он были убеждены, что только полный идиот станет играть на такой штуке».

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Fender Precision Bass

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Фредди Таварес

Ещё до конца 1953 года все производство Fender переехало в четыре новых железобетонных блока по адресу 500 South Raymond, Fullerton, California. Это было действительно большое событие в ранней истории Fender. Именно здесь компания познает времена своего самого большого роста, здесь она станет одной из самых значительных историй успеха в истории музыкального бизнеса. Здесь Лео проведет свои последние рабочие дни в качестве главы компании, носящей его имя.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Билл Карсон

Полностью к заслугам Лео стоит отнести и систему тремоло, хотя она и не была его собственной идеей. Джордж Бичем 26 мая 1936 года подал заявку на патент музыкального инструмента с тремоло, и патент был выдан 4 апреля 1938 года. Пол Бигсби тоже сделал свой первый механизм тремоло до того, как Лео разработал улучшенное тремоло для Страта. Лео подал заявку на патент тремоло-системы, включающей шестисекционный регулируемый бридж, и гнездо подключения под углом 45 градусов, 30 августа 1954 года. Весной 1954, когда модель Fender Stratocaster была представлена взбудораженному, готовящемуся войти в эпоху рок-н-ролла музыкальному миру, он демонстрировал несколько новаторских, если не революционных характеристик. Самым радикальным для того времени нововведениями были система «Synchronized Tremolo» (именно с легкой руки Фендера слово «тремоло» стало использоваться для обозначения конструкции осуществляющей вибрацию струн) и эргономичный дизайн корпуса «Comfort Contour Body». Новая модель также имела еще целый ряд новшеств от Fender, таких как полностью регулируемый бридж с шестью независимыми сёдлами, три звукоснимателя с профилем сердечников и гнездо на верхней деке. Несмотря на большую сложность конструкции по сравнению с Telecaster, Strat в той же мере следовал философии Лео о том, что инструмент предназначен для работы музыканта. Таварес подчеркивает эту концепцию: «Позиция Лео была такова: сделать всё практичным, максимально практичным, и максимально простым… он всегда следовал принципу – проще и легче в обслуживании. Чтобы можно было легко починить». Фендер сам говорит на этот счёт: «Я столько лет проработал с радио и электронным оборудованием, и меня волновала прежде всего утилитарная сторона дела. Это было главнее всего, о внешнем виде думали потом». Таким образом, Strat унаследовал основные параметры предыдущих моделей электрогитар Fender, такие как корпус из ясеня, съемный цельный гриф из клена (без отдельной накладки), асимметричная голова грифа, и простой колковый механизм. Весь комплект звукоснимателей устанавливался на одну пластину, крепящуюся поверх фрезерованного корпуса, так что каждый компонент мог легко быть снят и заменен при необходимости. Самым перспективным новшеством в новой модели была система Synchronized Tremolo. В начале 1950-х тремоло система Bigsby приобретала всё большую популярность, особенно среди исполнителей кантри-и-вестерн. Билл Карсон поясняет: «Ценность тремоло была в том, что стил-гитара в те дни использовалась в большинстве кантри-вестерн и свинговых групп. Когда я работал в студии с приспособлением, которое для меня сделал Лео, я мог делать вибрато в духе стил-гитары, и иногда я получал двойной гонорар за сессию. Вот почему мне нужно было тремоло на гитаре!». Основной проблемой тремоло-систем, выпускавшихся в те дни, было то, что они не всегда точно возвращали строй, что вызывало проблемы. Synchronized Tremolo была завершена в конце 1953 года и через год, 30 августа 1954 года, Фендер подал патентную заявку на «Тремоло систему для струнного инструмента» и патент был выдан 10 апреля 1956 года.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

А вот причина, по которой на Strat было установлено три датчика, похоже, никак не связана с чисто музыкальными требованиями. С точки зрения звука, потребности музыкантов середины 1950-х были еще довольно консервативны, и комплект из трёх датчиков появился по целому ряду разных причин. Самое простое объяснение предлагает сам Фендер – он использовал три звукоснимателя, потому что у него на складе был запас трёхпозиционных переключателей! Таварес вспоминает: «Лео сказал, что два звукоснимателя есть у всех, поэтому у нас их будет три!» В те времена усилители не выдавали достаточно высоких частот, и от бриджевого датчика требовалось обеспечить «яркие звонкие верха». А наклонно он был установлен для лучшего звука. Фредди поясняет: «Задний звукосниматель скошен по очень важной причине. Если вы извлекаете звук у самого бриджа, все звучит намного ярче, но вы теряете глубину. Поэтому наклон сделан для того, чтобы получить чуть больше «тела» от толстых струн, но сохранить нужную нам яркость».

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Гнездо спереди корпуса было удобным и симпатичным нововведением. Идея была поместить гнездо в надежное место, так, чтобы подключенную гитару можно было бы ненадолго поставить к стенке или стулу. Гнездо также становилось более доступным, и музыкантам не приходилось нашаривать его на ощупь. Как и все органы управления на Страте, оно должно было быть под рукой. И последняя, важная деталь – было ещё одно новшество – прошедший сквозь годы классический силуэт головы грифа Fender. Сам Фендер неоднократно вспоминал, как пришел к идее асимметричной головы с шестью колками в ряд на одной стороне. С технической точки зрения он хотел, чтобы струны шли к колкам по прямой линии, а не расходились по сторонам, как на обычной гитаре, а с эстетической точки зрения он позаимствовал идею от хорватских струнных инструментов.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Новая гитара была готова к официальному дебюту, но еще не имела названия. Последние исследования показывают, что имя «Stratocaster» было придумано не Фендером, а Дональдом Рэнделлом, главой дистрибьютерской фирмы F ender S ales Inc. Идея была в сочетании модной в ту пору, в духе космического века, «стратосфертной» темы и запоминающегося суффикса «caster». Вот – то, что дистрибьютеры имели сказать о Stratocaster в 1954 году: «Совершенная цельнокорпусная профессиональная гитара с удобным дизайном корпуса, обеспечивающая все самые тонкие отличительные особенности Fender. Корпус из отборного лиственного дерева (первоначально – ясень, а с 1956 – ольха – М.К.), лакировка с оттенками золотистого санбёрст, гриф из белого клена, белый пикгард (защита деки от ударов плектром-медиатором – М.К.) и многочисленные ослепительные хромированные металлические части. Три передовых регулируемых звукоснимателя, ручка управления громкостью, две ручки регулировки тембра и трёхпозиционный переключатель тембрового режима. Регулируемый бридж Fender обеспечивает точное интонирование и мягкость исполнения. Гриф имеет знаменитый анкер Fender. Stratocaster доступен в варианте с великолепной встроенной системой тремоло или без нее.» На момент появления в продаже «Stratocaster with Synchronized Tremolo» имел цену по прайс-листу 249.5$ (без кейса). Для сравнения G ibson Les Paul Custom и Les Paul GoldTop стоили в сентябре 1954 года (без кейса) 325$ и 225$ соответственно, а Telecaster 189.5$.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Смотрим четыре минуты на то, как изготавливается Страт:

В период 1954-1959 годов Strat считался в первую очередь кантри-гитарой как благодаря своему характерному «твангу», так и постоянной клиентуре Fender того времени. С начала 1957 года Fender стали делать менее адресную рекламу и запустили очень забавную кампанию под слоганом «Вам тоже не захочется расстаться со своей «(«You won`t part with yours either»).

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Будет справедливым сказать, что истинное признание уникальности Strat началось с рок-н-ролла и некоторых самых ярких представителей жанра. В этом смысле Бадди Холли, чья известность помогла гитаре раскрутиться, должен быть признан самым первым «героем Страта».

BUDDY HOLLY & THE CRICKETS That’ll Be The Day (Jerry Allison / Buddy Holly / Norman Petty) 1957


RITCHIE VALENS La Bamba (William Clauson) 1958


Вместе с Бадди Холли в катастрофе погиб еще один самородок, игравший на Страте, семнадцатилетний Ричи Валенс, пионер испаноязычного рок-н-ролла, автор хитов « Donna » и « La Bamba «. 3 февраля 1959 года было названо «днём, когда умерла музыка».

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

DICK DALE Medley: Surfin’ & Swingin’ / Misirlou (Milton Leeds / Nicholas Roubanis / Bob Russell / Chaim Tauber / Fred Wise)/ The Wedge (Dick Dale) 1963


THE SHADOWS Apache (Jerry Lordan) 1960


А тем временем ставший обладателем первого Страта в Британии, Хэнк Марвин и аккомпанирующий состав Клиффа Ричарда – The Shadows в июле 1960 выпустили свой инструментальный хит « Apache «, тем самым подготовив плацдарм для нового культа Strat . Благодаря The Shadows , Англия стала заказывать тонны Fiesta Red (красных) Стратов. Конечно, фендеромания набрала обороты и при помощи других британских групп, но бум Стратов в Европе начался именно с The Shadows . Марвин:Сложно сейчас описать, каково это было: увидеть Stratocaster вживую в первый раз. Сейчас им никого не удивишь, ведь все его видели много раз, а в то время складывалось впечатление, что ты видишь инструмент с другой планеты – он просто не был похож на гитару. Нас настолько шокировал его внешний вид, что мы боялись на нём играть.

Во время своего появления в 1954 Strat был настолько близок к определению “идеальная гитара”, насколько только можно представить. Не было ничего, с чем бы можно было его сравнить. Даже самый известный конкурент Strat – Gibson Les Paul, созданный в 1952 году в качестве ответа на Telecaster, был лишь тенью того, чем станет Strat. На Les Paul, доступном в 1954 году, устанавливался громоздкий бридж с минимальной возможностью отстройки. Только к 1958 году Gibson выпустят классическую модель Les Paul Standard.

В начале 1960-х годов Strat постепенно оттеснялся на второй план за новые Jazzmaster и Jaguar (анонсированные в 1961 году). Две новые модели с асимметричными корпусами и «подвешенными» тремоло постоянно преподносились как новые элитные инструменты, а Strat скоро отошел в брошюрах и каталогах на третье место. Кроме необходимости рекламировать новые модели, которые были намного дороже, и соответственно прибыльнее, чем Strat, Fender ощущали, что музыкальная мода пошла в другом направлении. Но, конечно же, Страт вовсе не собирался окончательно сходить на обочину.

BOB DYLAN Maggie’s Farm (Bob Dylan) 1965


Вместо привычной акустики Боб Дилан взял в руки Страт, когда решил придать своей музыке электрическое звучание – вот так Fender участвует в зарождении фолк-рока: в паре со Стратом солирует Телекастер уже знакомого нам Майкла Блумфилда.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

THE BEATLES I Am The Walrus (John Lennon / Paul McCartney) 1967


Джордж Харрисон впервые использовал Strat на сингле ‘ Nowhere Man ‘, вышедшем в начале 1966 года, и выступал с ним публично во время гастролей ‘ Magical Mystery Tour ‘в 1967 году и благотворительной акции « Concert For Bangla Desh » в августе 1971 года. Рэнделл предложил битлам во время их гастролей продукцию Fender , в результате чего вошли в историю знаменитый “ rosewood ” Телекастер и вручную окрашенный Харрисоном в психоделическую расцветку Страт 1961 года по кличке « Rocky «. Харрисон: «Каким бы словом я описал Stratocaster? Я считаю, что Stratocaster абсолютно офигительный».

По словам Рэнделла, за первый год работы новой фабрики производство действительно выросло на 45% процентов. Следует отметить, что на момент совершения сделки у Fender было огромное количество предварительных заказов на некоторые модели, например, на новые Mustang, и само собой, CBS не хотели терять деньги из-за неспособности удовлетворить спрос.

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

Fender stratocaster что это. Смотреть фото Fender stratocaster что это. Смотреть картинку Fender stratocaster что это. Картинка про Fender stratocaster что это. Фото Fender stratocaster что это

JIMY HENDRIX Purple Haze (Jimi Hendrix) 1969

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *