За что выступали анархисты в 19 веке

Анархизм

Анархизм (от греч. «anarchia» — безвластие) — социальное учение, выступающее за общество без государственности, которая может быть заменена общественным самоуправлением.

Впервые целостная концепция анархизма была изложена в середине 19 века французским мыслителем П. Прудоном, который выдвинул требование борьбы за «анархию» (общество без государственной власти). Производство должно было быть передано в руки трудящихся. Общины работников должны были сами решать свои дела, а для решения общих вопросов создавать союзы, которые в свою очередь объединяются в федерации. Решения, таким образом, вырабатываются снизу и в масштабе страны только согласовываются. Существовало также течение анархо-индивидуализма. Его основатель М. Штирнер выступал за абсолютную свободу личности.

Анархизм стал реакцией на государственный произвол и капиталистическую эксплуатацию. Учение Прудона, а затем М. Бакунина получило широкое распространение среди рабочих крестьян Франции, Испании, Италии и др. стран. Прудонистом был первый президент Испании Ф. Пи-и-Маргаль, прудонисты и более радикальные анархисты установили свой контроль над несколькими городами Испании. В Парижской Коммуне прудонисты создали сильную фракцию, которая добилась передачи части предприятий работникам и провозглашения Франции федерацией самоуправляющихся коммун. Одним из лидеров I Интернационала стал М. Бакунин, который выступал за передачу производства в руки коллективов трудящихся, а не всего общества, против государственного социализма Маркса.

Поражение Коммуны, Революции в Испании и распад Интернационала привели к спаду анархистского движения. В 1881 г. антиавторитарный Интернационал, сохранившийся после раскола I Интернационала, также фактически распался. Тем не менее, анархисты нередко собирались на международные конгрессы, где обсуждали важнейшие вопросы теории и тактики.

Источник

Что такое анархизм: идеи и политика, русский анархизм и его основоположники

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.

Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.

Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.

Идеи анархизма

Анархистский идеал – это:

свобода от принуждения;

Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.

Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.

Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.

По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.

Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.

Основоположники анархизма

Анархизм сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются немецкий философ Макс Штирнер и французский мыслитель Пьер Прудон. Русский анархизм ассоциируется с именами Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно, сражавшийся на полях Гражданской войны (1918-1920 годы).

Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.

Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 векеПьер Жозеф Прудон. herzenlib.ru

Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.

В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.

Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно

Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).

Михаил Бакунин создал и распространил идеи так называемого коллективистского анархизма. По Бакунину, все юридические законы, в отличие от законов природы и «заурядного правила общежития», – внешне навязанные и потому деспотические. Политическое законодательство враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 векеМихаил Бакунин

Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.

Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 векеПетр Кропоткин

Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.

Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.

Махно возмущался тем, что в результате «позорного» Брестского мира Украину оккупировали немцы и австро-венгры. Его последователи нападали на имения и хутора немцев, убивали их и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 векеНестор Махно. РИА «Новости

С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.

Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.

История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.

Виды анархизма

Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.

Базовый принцип анархо-индивидуализм а заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.

Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.

Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.

Источник

Развитие идей анархизма в XIX веке

История

Развитие идей анархизма в XIX веке

1. Истоки

Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию, представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами, средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами, английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле, русским еретиком Ф. Косым, французским мыслителем конца 18 века С. Марешалем и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.

Возможно, анархизм, стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.

2. Теоретики анархизма

Уильям Годвин и Макс Штирнер

Первыми глашатаями анархизма выступили англичанин Вильям Годвин (1756-1836) и немец Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт; 1806-1856). В книге Годвина «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье» (1793) и в работе Штирнера «Единственный и его собственность» (1844) были обозначены контуры анархического мировоззрения. Оба мыслителя попытались обосновать необходимость уничтожения государства и децентрализации общественной жизни и производства, доказать противоположность интересов общества и государства. Однако взгляды упомянутых теоретиков анархизма совпадали далеко не во всем.

Годвин, оставаясь приверженцем идей Просвещения, еще верил в великую силу слова, в возможность преобразовать общество путем пропаганды. Штирнер уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии. Он признает необходимость рабочих забастовок, экспроприации собственности и создания свободного «союза эгоистов». Однако акцент в книге немецкого мыслителя делается не на проповеди социальной революции, а на призыве к «восстанию личности».

И Годвин, и Штирнер были одинокими мыслителями, не слишком вовлеченными в общественную жизнь. Ни тот, ни другой еще не обозначали свои взгляды как анархические.

Пьер-Жозеф Прудон

«Отцом анархизма» нередко называют выдающегося французского мыслителя Пьера Жозефа Прудона (1809-1865). Сын крестьянина, самоучка, проведший жизнь в тяжелом физическом труде и крайней бедности, Прудон был одним из немногих вождей социалистического движения XIX в., не принадлежавших к господствующим классам. С именем Прудона связаны самоидентификация анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в массах.

Ученый и публицист, издатель газет и депутат Национального собрания, участник революции 1848 г., проведший свои последние годы в эмиграции, Прудон написал множество книг и статей, из которых наиболее известны работы «Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846), «Исповедь революционера» (1849) и «О политической способности рабочих классов» (1865).

Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к победе реакции и к поражению революции.

Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике, анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив появление поколения парижских коммунаров.

Задачей социализма в XIX в. Прудон считал достижение реального социального равенства и обеспечение реальной свободы (т. е. преодоление власти государства над человеком). Прудон избегал абстрактных схем, не занимался прожектерством, а стремился изучить и оценить уже существовавшие тенденции. Он говорил: «Я не предлагаю никакой системы; я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия. Предоставляю другим дисциплинировать мир».

Исходя из этого Прудон так формулировал собственное кредо: «Итак, то самое, что на экономическом языке называется нами взаимностью или взаимным обеспечением, в политическом смысле выражается словом федерация. Этими двумя словами определяется вся реформа наша в политике и в общественной экономии».

Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное единство.

Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права общества, и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности. Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей. «Общество должно рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги. Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам».

Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя целый ряд выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии, Пи-и-Маргаль в Испании и другие). Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь 10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности».

3. Анархизм в России

Михаил Бакунин

Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его друзей были Н. В. Станкевич, И. С. Тургенев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, Г. Гервег, Р. Вагнер, Ж. Санд, А. Мицкевич, П. Ж. Прудон, А. Руге, В. Вейтлинг. Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида, Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского.

Осуждая патриотизм как государственно-националистическую идеологию рабства и ненависти, Бакунин подвергает подробной критике и представительную демократию, опирающуюся, по его мнению, на манипулирование управляемыми массами. Проблемы государства и социальной революции Бакунин анализирует в связи с национальными особенностями различных европейских народов, с их историей и культурой. Если бисмарковская Германия представляется Бакунину воплощением духа государственничества, централизма, милитаризма и бюрократии, то романские и славянские народы мыслитель рассматривает как среду, стихийно порождающую анархистов, чьи народные идеалы пронизаны стремлением к свободе и самоуправлению. Надо признать, что именно в славянских странах и в Южной Европе анархическое движение получило наибольший размах в 1860-1870-е гг. и позднее.

Анархизм и Марксизм

Воздействие Бакунина как личности, как мыслителя и как пропагандиста было огромно. Большинство секций Интернационала поддерживало его идеи. Это привело к неизбежному столкновению с К. Марксом. Об этом столкновении П. А. Кропоткин писал так: «Разлад между марксистами и бакунистами отнюдь не был делом личного самолюбия. Он представлял собою неизбежное столкновение между принципами федерализма и централизации, между свободной коммуной и отеческим управлением государством, между свободным и творческим действием народных масс и законодательным улучшением существующих условий, созданных капиталистическим строем».

Известно отношение Ленина к анархизму как к движению, имеющему общую цель с коммунистами. Расхождение определялось лишь в принципах достижения безгосударственного общества. Можно поэтому полагать, что и ранее в I Интернационале напряженная борьба между марксистами и бакунистами разгорелась в основном не по вопросам целеопределения, а вокруг определяющих управление организацией должностей, т. е. по вопросам влияния. Деятельность Бакунина в Интернационале неразрывно связана с его взаимоотношениями с К. Марксом, которые, в свою очередь, сложились во второй половине 40-х годов XIX века под воздействием появившегося у Бакунина интереса к коммунистическим идеям.

Впервые о коммунизме Бакунин узнал из книги «Die Socialisten in Frankreich» (1848) доктора Лоренца Штейна, в которой излагались системы французских социалистов Бабефа, Сен-Симона, Фурье и других. Эта книга открыла ему новый мир, в который он «бросился со всею пылкостью алчущего и жаждущего. «(Бакунин М. А. «Исповедь и письмо Николаю I», М 1921). С этого момента Бакунин с большим вниманием следил за развитием теории, поскольку смотрел на коммунизм, как на «естественный, необходимый результат экономического и политического развития Западной Европы; видел в нем юную, элементарную, себя еще не знающую силу, призванную или обновить или разрушить в конец западные Государства» (Бакунин М. А. «Исповедь и письмо Николаю I», М 1921). Познакомился Бакунин и с работами Вейтлинга о коммунизме. Естественно, что этот его интерес не мог не привести к основоположникам марксизма, К. Марксу и Ф. Энгельсу. Бакунин высоко оценил личные качества Маркса. Однако, не смотря на уважение его «за его знания и за его страстную и серьезную преданность делу пролетариата» (Бакунин М. А. «Исповедь и письмо Николаю I», М 1921), большой интерес к его теории, Бакунин был далек до полной близости марксистским идеям. И причиной этому было еще подсознательно складывающееся к концу 40-х годов анархистское мировоззрение, категорически отрицающее любую форму государственности, в том числе и пролетарскую.

В конце 1864 года К. Маркс предложил Бакунину вступить в только что созданное Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал), вполне определенно рассчитывая на его помощь в борьбе против влияния мадзинистов в итальянском и других национальных революционных движениях. Познакомившись с программными документами, Бакунин формально выразил свою готовность пропагандировать идеи Интернационала в Италии. Но Бакунин скрыл от Маркса тот факт, что он в это время уже имел свое тайное общество. И на это были причины.

Естественно, что бакунинская программа и не могла быть воспринята иначе, поскольку противоречила, по мнению Маркса, основным положениям Интернационала. Бакунин получил отказ по причине несоответствия структуры организации уставным требованиям Интернационала.

Образовать свою секцию в Интернационале Бакунин смог лишь после внесения изменений в программные документы Альянса. Создавая свою коалицию в Интернационале, Бакунин преследовал цель воспользоваться существующей международной организацией для расширения сферы влияния своих идей. Аналогичную цель преследовал Маркс. Принимая в свою организацию бакунистов, он надеялся открыть себе путь в те тайные организации, где сильны были позиции сторонников Бакунина. А они, бесспорно, имели большое число сподвижников в Италии, Испании и юрской части Швейцарии, в отдельных слоях населения Франции и Германии. Именно поэтому не развернулась дискуссия в момент принятия анархистов в Товарищество.

Попытки внедрить теорию бунтарского анархизма Бакунина в революционную практику были продолжены в Испании и Италии. Однако здесь последовали неудачи, причина которых вероятно в ошибочно выбранной тактике, недооценке политических методов. Но такая тактика соответствовала бунтарской доктрине Бакунина. Тем не менее, это послужило причиной резких обвинений со стороны Маркса и его сторонников в предательстве анархистами интересов рабочего класса. Организованный марксистами 2-7 сентября 1872 года в Гааге конгресс Интернационала превратился в настоящее судилище над анархистами, обвиненными во всех смертных грехах. Место проведения конгресса было выбрано так, чтобы среди участников было меньше федералистов.

4. Анархическое движение рубежа веков

Впрочем, в эти годы анархо-движение продолжало расти вширь: выходило множество анархических изданий, брошюр и листовок.

Большую роль играли анархисты и в американском рабочем движении, активно пропагандируя идею восьмичасового рабочего дня. Одним из драматических эпизодов этой борьбы стала казнь по сфабрикованному обвинению пяти чикагских анархистов в 1887 г.; в память о них 1 мая в некоторых странах отмечается как Международный день солидарности трудящихся и борьбы за их права.

В России на смену прудонистам 1860-х гг. (Соколову, Зайцеву, Ножину и другим) пришли бакунисты 1870-х. Анархическим, федералистским, антиэтатистским по духу было почти всё движение революционного народничества того времени: чайковцы (одним из идеологов которых был Кропоткин), участники процесса пятидесяти (на котором Софья Бардина в известной речи на суде прямо назвала себя анархисткой), члены «Земли и Воли», в программе которой были провозглашены анархические цели. Но в последние десятилетия XIX в. в истории русского анархизма наблюдается разрыв преемственности; лишь в начале ХХ столетия анархическое движение в России вновь приобретает значительное число приверженцев.

Конец XIX-го века ознаменовался триумфальным шествием ницшеанства, ставшего популярным среди европейских интеллектуалов и художников, и это, в свою очередь, привело к ренессансу в богемной среде анархо-индивидуализма Штирнера, которого многие называли предтечей Ницше и трактовали порой весьма вульгаризировано.

В таком состоянии идейной и организационной пестроты и разброда вступили анархисты в XX-ый век.

5. Литература

Описание предмета: «История»

История – это наука, изучающая знание прошлого, основанное на свидетельствах, процесс развития природы и общества, комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Источник

Социализм и анархизм в XIX веке

Урок 12. Всеобщая история 8 класс ФГОС

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Конспект урока «Социализм и анархизм в XIX веке»

«От каждого по его способности, каждому – по его труду».

Писал французский политик и философ Пьер Жозѐф Прудо̀н.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Этой фразой он обозначил один главных принципов социализма.

Общественно-политического учения, с которым нам сегодня предстоит познакомиться.

Вопросы занятия будут следующими.

Утопический социализм в XIX веке. Марксизм в XIX веке.

В XIX столетии развивались не только либерализм и консерватизм. Наряду с этими учениями стали популярны социалистические идеи.

О необходимости замены частной собственности общественной. О важности защиты интересов всего общества, а не только его элиты. Идеи уравнительного коммунизма – создание общества абсолютно равных людей.

«Почему социализм нашёл признание?» – он предлагал третий путь.

Противопоставляя своё учение как консерватизму, по мнению социалистов слишком преданному старым порядкам. Так и либерализму, который возводил в культ частную собственность.

Идеи социализма нельзя назвать порождением XIX столетия. Зародились они задолго до «века пара и железа».

Взять к примеру труды древнегреческого философа Плато̀на. В них идеальным признавалось лишь справедливое государство.

Или устройство империи ѝнков, которую иногда называют первым коммунистическим обществом в современном значении этого выражения.

В средневековой Европе «общину равных» пытались создать гуссѝты.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

В XVI–XVII веках свои взгляды на справедливое устройство государства и общества изложили То̀мас Мор, Томма̀зо Кампанѐлла.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Во время Великой французской революции приверженцами уравнительных идей были «Бешеные». Существуют и иные примеры.

Тем не менее, как общественно-политическое учение, социализм оформился только в первой трети XIX века.

Принято считать, что в его основу легли учения Анрѝ Сен-Симо̀на, Ша̀рля Фурьѐ, Ро̀берта О̀уэна.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Эти философы видели, как в ходе промышленной революции разоряются ремесленники, остаются без работы труженики мануфактур, как зарождалось движение фабричных рабочих, недовольных своим положением.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Поэтому попытались создать модель нового государства и общества, где не будет частной собственности, вражды между классами, нищеты, а каждый человек будет защищён и уважаем.

Такого рода идеи получили название утопический социализм.

Дело в том, что авторы утопических учений не всегда объясняли, каким образом можно изменить общество.

Но заслуга этих мыслителей в том, что они резко раскритиковали старые порядки.

Отсюда и название этого направления социалистической мысли – утопический или критический социализм.

Реализовать задумки социалистов-утопистов было нереально. Тем не менее, они нашли поддержку среди рабочих и ремесленников, потерявших работу. Этим людям хотелось верить в светлое будущее.

«Золотой век человечества не позади нас, а впереди» – не единожды повторял Анри Сен-Симон.

Ещё в юности он проникся идеями просветителей. Познакомился с трудами Руссо.

Учителем молодого графа был один из составителей знаменитой «Энциклопедии» – одного из крупнейших справочных изданий XVIII века – Жан Леро̀н Д’Аламбѐр.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Сен Симон сражался на стороне колонистов во время войны за независимость США, восторженно принял Великую французскую революцию.

Труды философа преследовали одну цель – создать план по переустройству и улучшению общества.

Идеал общественного устройства по мнению Сен Симона – это новая «промышленная система». Её основа – «общество индустриалов».

В нём интересы рабочих и предпринимателей едины. И все прилагают свои силы для пользы всего человечества.

В своих книгах мыслитель объяснил, как этого достичь. Современное общество он делил на рантьѐ – класс праздных собственников и класс трудящихся-индустриалов.

К первым относились те, кто не участвовал в производстве благ. А только их потреблял. Крупные землевладельцы и капиталисты. Влиятельные чиновники. Военные. Их насчитывалось не более 4 % от всего населения.

К индустриалам Сен-Симон причислял людей, занимавшихся полезной работой. Рабочих, крестьян, предпринимателей. Банкиров, учёных. Людей творческих профессий. Они составляли остальные 96 %.

Для того, чтобы исправить сложившуюся несправедливость, философ предлагал установить контроль общества над частной собственностью. То есть передать все функции рантье самым одарённым индустриалам.

Приведём такой пример. На фабрике трудится тысяча человек. В месяц они производят продукции на 1 миллион условных денег. У фабрики есть владелец, который и получает этот миллион. Из этой суммы он выплачивает всем работникам 300 тысяч в месяц. Остальное – тратит как ему вздумается.

При этом владелец фабрики не занят ничем, кроме как распределением и тратой доходов.

Сен-Симон видел в этом крайнюю несправедливость и предлагал передать инженерам фабрики контроль над доходами. При этом отбирать завод у владельца не планировалось.

Главным в мире Сен-Симон считал промышленность. Поэтому в своих трудах связывал её развитие и состояние общества.

Критиковал окружающие порядки и Шарль Фурьѐ. Его девизом стала фраза. «Превратим мир в дворец благоденствия».

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Для этого мыслитель предлагал переустроить общество на основе фала̀нг – объединений трудящихся.

В фала̀нгах не было наёмного труда. Отсутствовала зарплата. Все доходы делились между членами фаланги. Такое распределение проходило в соответствии с величиной вложенных каждым «труда и таланта».

Выглядеть это должно было так.

Бедные вкладывают свой труд. Например, трудятся за станками на фабрике.

Богатые – свои деньги. Покупают станки, за которыми трудятся бедные.

Учёные – свои знания. Придумывают, как улучшить станки и сделать труд бедных более производительным.

Фурье не выступал за отмену имущественного неравенства в фаланге.

Но считал, что созидательный труд превратит капиталиста в труженика.

Одно из правил фаланги – постоянный переход тружеников от одной работы к другой. Это было необходимо для преодоления однообразия труда.

Также, в фаланге каждому был обеспечен прожиточный минимум.

Труд из принудительного объявлялся свободным.

Всем своим членам фаланга предоставляла школы, библиотеки, театры, организовывала праздники. Таким видел новый идеальный мир Шарль Фурье.

Значительный вклад в развитие социалистических идей внёс англичанин Роберт О̀уэн. Он считал, что все социальные противоречия в обществе возможно решить, если улучшить условия труда и жизни наёмных рабочих.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Также предлагал заменить частную собственность общественной, отменить деньги.

Оуэн был совладельцем текстильной фабрики. Там он решил воплотить в жизнь свои идеи. Прежде всего ему хотелось доказать, что что забота о наёмных рабочих совпадает с интересами нанимателя, ято угнетение работников – это не обязательно условие эффективного производства.

На своей фабрике Оуэн ограничил рабочий день десятью с половиной часами, открыл при фабрике школу и детский сад, построил для рабочих образцовое жильё.

Хорошее отношение к рабочим и рациональное использование их труда сделали фабрику Оуэна очень доходным предприятием.

Она привлекала к себе толпы посетителей, среди которых был даже Николай Павлович, будущий император России Николай I.

Но пример Оуэна не стал образцом для иных владельцев фабрик.

Тогда он пошёл на расширение эксперимента. Оуэн разработал план переустройства всего общества. В его основе были: отмена частной собственности и денег.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Мыслитель считал, что его идеи придутся по нраву власть имущим и богатым. Однако никто из тех, к кому обращался реформатор ответа не дали.

В 1825 году Оуэн вместе с сыновьями переехал в США. Там приобрёл участок земли и основал коммуну «Новая гармония». Её устав был основан на принципах уравнительного коммунизма. Проще говоря – «каждому по потребностям».

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Но уже в 1829 году это предприятие обанкротилось. Коммуна не выдержала конкуренции со стороны американских фермеров.

Оуэн вернулся на родину. Здесь он продолжил работу над своей теорией.

Также он стал одним из организаторов первых английских профсоюзов.

Сен-Симо̀н, Фурьѐ, О̀уэн обрисовали модель будущего общества, в основе которого лежал свободный труд людей.

Их учения были во многом похожи. Они выступали за мирные преобразования. Их двигателем должны были стать религия и добрая воля людей.

Сен-Симо̀н и Фурьѐ не призывали к отмене частной собственности, выступали против сильной власти государства.

Идеи первых социалистов нашли последователей. Но воплотить их в жизнь не удалось.

Хотя такие попытки и имелись. Например, ученики Фурье организовали в США около 40 общин. Но все они в скорости распались.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Ученики Оуэна создали несколько предприятий. В их основе лежали принципы уравнительно коммунизма. Но и они не смогли выжить в условиях рынка.

Разорение предприятий, основанных на идеях и принципах утопического социализма доказало несбыточность этого учения.

Дальнейшее развитие идеи социализма получили в трудах Ка̀рла Ма̀ркса и Фрѝдриха Э̀нгельса.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

В Европе 30-40 годы XIX столетия стали временем острых социальных конфликтов.

Наблюдая за происходящим, Маркс и Энгельс создали новое философское учение об устройстве и развитии общества. Оно получило название марксизм.

Одним из центральных пунктов марксизма является теория «об отчуждении человека от продуктов его труда».

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

По сути превращение работника в винтик процесса производства, в продолжение механизма, у которого нет никаких интересов, кроме работы.

Такое положение дел – основной порок капиталистического общества. И исправить его можно только путём социалистической революции.

Если коротко, то суть этой теории в следующем.

Вместе с развитием капитализма обнищание народных масс будет только усиливаться, а богатство буржуазии возрастать. В результате этого обострится классовая борьба, что приведёт к началу социалистических революций в высокоразвитых странах.

В результате победы революций установится диктатура пролетариата (рабочего класса).

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Диктатура пролетариата – это переходный период, во время которого вся власть в государстве будет принадлежать рабочему классу.

Произойдёт отмена частной собственности, а сопротивление буржуазии будет полностью подавлено.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

В таком обществе люди получат возможность всестороннего развития.

И только после этого станет возможным переход к коммунизму. Обществу без классов, где будет главенствовать принцип «каждый по способностям, каждому по потребностям».

Каким оно будет Маркс и Энгельс не указали. Они описали лишь его принципы: введение политических свобод; всеобщее равенство в правах; участие рабочих в управлении предприятиями; государственное регулирование экономики, с целью обеспечения социальных прав всех граждан.

Главным в новом обществе объявлялся принцип свободы. Достигался он обеспечением всех социальных прав, а не только их провозглашением.

Учение марксистов было изложено в «Манифесте коммунистической партии». Этот документ был программой «Союза коммунистов» –

международной коммунистической организации, созданной в 1847 году.

В «Манифесте» авторы провозглашали неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата.

«Манифест» начинался словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Заканчивался знаменитым лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

При участии Карла Маркса был создан Первый интернационалмеждународное товарищество рабочих. Он просуществовал с 1864 по 1872 год. Его главной задачей было сплочение сил пролетариата во всех странах.

Впоследствии Маркс и Энгельс доработали своё учение. Они стали говорить о возможности мирных преобразований, без пролетарской революции.

Причиной тому послужили успехи индустриальной революции. Демократические завоевания трудящихся. Переход части западных стран к политике социальных реформ.

Одной из разновидностей социализма в XIX веке стал анархизм.

В переводе с греческого «анархия» означает «отсутствие власти».

Внутри анархизма существовало множество течений. От приверженцев терроризма до сугубо мирных организаций. Но все они были объединены едиными принципами: верой в возможность сотрудничества между людьми без насилия и принуждения; необходимостью уничтожения власти государства над человеком.

Крупнейшими теоретиками анархизма XIX столетия были Пьер Жо̀зеф Прудо̀н, Михаил Александрович Баку̀нин, Пётр Алексеевич Кропо̀ткин.

За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть фото За что выступали анархисты в 19 веке. Смотреть картинку За что выступали анархисты в 19 веке. Картинка про За что выступали анархисты в 19 веке. Фото За что выступали анархисты в 19 веке

Первыми по времени были работы Прудона. В одной из них «Что такое собственность», он написал: «Собственность – это кража!». Этой фразой автор выразил протест против крупных собственников, банкиров, ростовщиков и прочих.

В мелкой собственности Прудон видел основу будущего общества. Настоящую свободу личности. Идеалом общества он считал ассоциацию, которая будет состоять из мелких производителей товаров. В ней все будут обладать равной собственностью.

Также Прудон считал, что для счастья людей следует отменить деньги.

Таким образом, в XIX столетии, наряду с либерализмом и консерватизмом оформилась идеология социализма. Она была представлена тремя основными течениями.

Утопическим социализмом. Его сторонники выступали за создание общества равных мирным путём. Но на предлагали конкретных мер по реализации своих планов.

Марксизм. Его идеологи мечтали построить бесклассовое общество путём пролетарской революции.

Анархизм. Приверженцы этого течения выступали за отмену любой власти человека над человеком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *