За счет чего стал пополняться бюджет страны
Казна пустеет. На чем зарабатывает государство?
Доходы бюджета России на фоне кризиса 2020 г. сократились на 4,7% до 29,8 трлн. руб. (без внебюджетных фондов) и откатились на уровень 2018 года, что оказалось максимальным спадом с 2009 года (-18,7%). В реальном выражении (с учетом инфляции) доходная часть сжалась еще больше. Рассмотрим источники пополнения казны по типам доходов и уровню бюджетов, а также ответим на вопрос – сборы каких налогов снизились больше всего?
Под казной понимаются доходы консолидированного бюджета России – сумма федеральных и собственных региональных налогов и сборов (без внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов). На источники пополнения казны можно посмотреть в нескольких разрезах: по отраслевому признаку (нефтегазовые и ненефтегазовые доходы) и уровню бюджетов (федеральный и региональные бюджеты, вкл. местные) или спуститься до конкретных налогов и сборов.
В 2018–2020 гг. 60–70% бюджетных доходов приходилось на 4 налога: НДС, налог на прибыль, НДФЛ и НДПИ. Доля нефтегазовыхдоходов (в основном – НДПИ и экспортных пошлин) из-за ценовой волатильности и налоговых маневров в последние 3 года колебалась от 17% до 30%. Тут учитываются только прямые рентные нефтегазовые сборы без общеэкономических налогов, которые платит нефтегазовый сектор, (например, налог на прибыль) и акцизов.
Собираемые налоги преимущественно зачисляются в федеральный бюджет (62-65% или 18-20 трлн. руб.), из них около 10-15% (2-3 трлн. руб.) перераспределяются в пользу регионов в виде межбюджетных трансфертов. Основные источники пополнения федерального бюджета: НДС, НДПИ, экспортные и ввозные пошлины, а региональных бюджетов: налог на прибыль организаций и НДФЛ.
В 2020 году основное снижение пришлось на бюджетные доходы государства от продажи нефтегазового сырья и продуктов (-33,9% или 2,7 трлн. руб.) из-за снижения мировых цен и спроса на энергоресурсы. Поскольку рентные налоги и сборы от нефтегазового сектора пополняют казну федерального Правительства, то именно федеральный бюджет пострадал в наибольшей степени (-7,3% или 1,5 трлн. руб.). Если не учитывать формальную сделку между ЦБ и Минфином России по продаже акций Сбербанка (1,1 трлн. руб., указано в статье «прочие»), то федеральный бюджет в 2020 году сократился на 2,6 трлн. руб. или 13%.
Собственные доходы (без федеральной помощи) региональных бюджетов остались на уровне прошлого года (+0,1%), что является нестандартным для кризисных периодов. Общие доходы консолидированных бюджетов регионов увеличились на 9,8% за счет масштабной федеральной помощи (+54%) для финансирования мер по борьбе с эпидемией.
Сокращение доходной части (-4,7%) совпало с активным ростом бюджетного финансирования расходов (+13%), в наибольшей степени здравоохранения (+30%) и социальной политики (+13%), что привело к формированию дефицита консолидированного бюджета России (4,3 трлн. руб.).
Казна пустеет. На чем зарабатывает государство?
Доходы бюджета России на фоне кризиса 2020 г. сократились на 4,7% до 29,8 трлн. руб. (без внебюджетных фондов) и откатились на уровень 2018 года, что оказалось максимальным спадом с 2009 года (-18,7%). В реальном выражении (с учетом инфляции) доходная часть сжалась еще больше. Рассмотрим источники пополнения казны по типам доходов и уровню бюджетов, а также ответим на вопрос – сборы каких налогов снизились больше всего?
Под казной понимаются доходы консолидированного бюджета России – сумма федеральных и собственных региональных налогов и сборов (без внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов). На источники пополнения казны можно посмотреть в нескольких разрезах: по отраслевому признаку (нефтегазовые и ненефтегазовые доходы) и уровню бюджетов (федеральный и региональные бюджеты, вкл. местные) или спуститься до конкретных налогов и сборов.
В 2018–2020 гг. 60–70% бюджетных доходов приходилось на 4 налога: НДС, налог на прибыль, НДФЛ и НДПИ. Доля нефтегазовыхдоходов (в основном – НДПИ и экспортных пошлин) из-за ценовой волатильности и налоговых маневров в последние 3 года колебалась от 17% до 30%. Тут учитываются только прямые рентные нефтегазовые сборы без общеэкономических налогов, которые платит нефтегазовый сектор, (например, налог на прибыль) и акцизов.
Собираемые налоги преимущественно зачисляются в федеральный бюджет (62-65% или 18-20 трлн. руб.), из них около 10-15% (2-3 трлн. руб.) перераспределяются в пользу регионов в виде межбюджетных трансфертов. Основные источники пополнения федерального бюджета: НДС, НДПИ, экспортные и ввозные пошлины, а региональных бюджетов: налог на прибыль организаций и НДФЛ.
В 2020 году основное снижение пришлось на бюджетные доходы государства от продажи нефтегазового сырья и продуктов (-33,9% или 2,7 трлн. руб.) из-за снижения мировых цен и спроса на энергоресурсы. Поскольку рентные налоги и сборы от нефтегазового сектора пополняют казну федерального Правительства, то именно федеральный бюджет пострадал в наибольшей степени (-7,3% или 1,5 трлн. руб.). Если не учитывать формальную сделку между ЦБ и Минфином России по продаже акций Сбербанка (1,1 трлн. руб., указано в статье «прочие»), то федеральный бюджет в 2020 году сократился на 2,6 трлн. руб. или 13%.
Собственные доходы (без федеральной помощи) региональных бюджетов остались на уровне прошлого года (+0,1%), что является нестандартным для кризисных периодов. Общие доходы консолидированных бюджетов регионов увеличились на 9,8% за счет масштабной федеральной помощи (+54%) для финансирования мер по борьбе с эпидемией.
Сокращение доходной части (-4,7%) совпало с активным ростом бюджетного финансирования расходов (+13%), в наибольшей степени здравоохранения (+30%) и социальной политики (+13%), что привело к формированию дефицита консолидированного бюджета России (4,3 трлн. руб.).
Государственный бюджет
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. В нем принято указывать все источники доходной и расходной части бюджета.
Другими словами, государственный бюджет — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы.
Функции государственного бюджета:
Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность.
Структура государственного бюджета состоит из таких уровней:
Государственный бюджет и учет федеральных внебюджетных фондов.
Фонды субъектов Российской Федерации и учет территориальных внебюджетных государственных ресурсов.
Бюджеты местного самоуправления (муниципальные).
Госбюджет по странам мира
Государство
Национальная валюта (тикер)
Доходы ($ млрд)
Расходы ($ млрд)
Дефицит или профицит (%, 2017 год)
Австрия
Евро (EUR)
197,8
201,9
Бельгия
Евро (EUR)
249,7
Беларусь
Белорусский рубль (BYN)
22,54
Болгария
Болгарский лев (BGN)
19,53
20,31
Великобритания
фунт стерлингов (GBP)
Банк Англии
1077
1120
Венгрия
Венгерский форинт (HUF)
НБ Венгрии
63,63
66,96
Германия
Евро (EUR)
1598
1573
Греция
Евро (EUR)
95,36
98,08
Дания
Датская крона (DKK)
НБ Дании
173,5
175,5
Эстония
Евро (EUR)
Ирландия
Евро (EUR)
85,41
87,22
Испания
Евро (EUR)
492,4
535,9
Италия
Евро (EUR)
884,5
927,8
Исландия
Исландская крона (ISK)
ЦБ Исландии
Кипр
Евро (EUR)
Латвия
Евро (EUR)
10,13
10,43
Литва
Евро (EUR)
21,18
21,63
Люксембург
Евро (EUR)
27,38
Мальта
Евро (EUR)
Молдова
Молдавский лей (MDL)
НБ Молдовы
Нидерланды
Евро (EUR)
344,8
340,2
Норвегия
Норвежская крона (NOK)
Норвежский банк
214,3
Португалия
Евро (EUR)
92,99
96,83
Польша
Злотый (PLN)
НБ Польши
102,2
-12,55
Румыния
Румынский лей (RON)
НБ Румынии
65,54
-12,03
Россия
Российский рубль (RUB)
Банк России
253,9
287,5
-13,23
Словакия
Евро (EUR)
37,09
38,52
Словения
Евро (EUR)
20,97
Украина
Гривна (UAH)
38,91
Финляндия
Евро (EUR)
136,8
140,7
Франция
Евро (EUR)
1334
1412
Черногория
Евро (EUR)
-20,37
Чехия
Чешская крона (CZK)
НБ Чехии
83,62
83,93
Хорватия
Хорватская куна (HRK)
Хорватский НБ
25,79
26,92
Швеция
Шведская крона (SEK)
Банк Швеции
274,8
269,9
Швейцария
Швейцарский франк (CHF)
НБ Швейцарии
223,5
222,1
Океания
Австралия
Австралийский доллар (AUD)
РБ Австралии
484,9
Новая Зеландия
Новозеландский доллар (NZD)
РБ НЗ
Азия
Азербайджан
Азербайджанский манат (AZN)
ЦБ АР
Армения
Армянский драм (AMD)
ЦБ Армении
-15,01
Вьетнам
Вьетнамский донг (VND)
ГБ Вьетнама
54,59
69,37
-27,07
Гонконг
Гонконгский доллар (HKD)
КДУГ
66,19
62,86
Грузия
Лари (GEL)
НБ Грузии
-13,84
Израиль
Шекель (ILS)
Банк Израиля
92,82
102,1
Индия
Индийская рупия (INR)
РБ Индии
544,4
725,0
-33,17
Индонезия
Индонезийская рупия (IDR)
Банк Индонезии
130,6
154,8
-18,52
Ирак
Иракский динар (IQD)
ЦБ Ирака
63,97
76,35
-19,35
Иран
Иранский риал (IRR)
ЦБ Ирана
77,22
86,26
-11,70
Казахстан
Тенге (KZT)
НБ РК
34,13
37,89
-11,01
Киргизия
Сом (KGS)
НБ КР
-12,19
Китай
Китайский юань (CNY)
НБ КНР
3312
3787
-14,34
Кувейт
Кувейтский динар (KWD)
ЦБ Кувейта
52,87
61,39
-16,11
Малайзия
Малайзийский ринггит (MYR)
51,23
60,26
-17,62
Дирхам ОАЭ (AED)
ЦБ ОАЭ
83,44
112,4
-34,70
Пакистан
Пакистанская рупия (PKR)
ГБ Пакистана
45,64
59,28
-29,88
Республика Корея
Южнокорейская вона (KRW)
Банк Кореи
351,6
Саудовская Аравия
Саудовский риял (SAR)
АДО СА
294,9
-13,42
Сингапур
Сингапурский доллар (SGD)
ДКУС
56,49
Таджикистан
Сомони (TJS)
НБ Таджикистана
Таиланд
Тайский бат (THB)
Банк Таиланда
82,00
107,00
-30,48
Туркмения
Новый туркменский манат (TMT)
ЦБ Туркмении
Турция
Турецкая лира (TRY)
ЦБ ТР
173,9
190,4
Узбекистан
Узбекский сум (UZS)
ЦБ РУ
20,11
19,92
Филиппины
Филиппинское песо (PHP)
ЦБ Филиппин
44,74
53,55
-19,69
Шри-Ланка
Шри-ланкийская рупия (LKR)
ЦБ ШЛ
12,64
16,66
-31,80
Япония
Японская йена (JPY)
Банк Японии
1678
1888
-12,51
Северная Америка
Доминиканская Республика
Доминиканское песо (DOP)
ЦБ ДР
11,18
12,77
-14,22
Канада
Канадский доллар (CAD)
Банк Канады
623,7
657,4
Куба
Кубинское песо (CUP)
ЦБ Кубы
52,36
60,57
-15,67
Мексика
Мексиканское песо (MXN)
Банк Мексики
292,8
314,9
Панама
Бальбоа (PAB)
НБ Панамы
13,56
Доллар США (USD)
6028
6807
-12,92
Южная Америка
Аргентина
Аргентинское песо (ARS)
ЦБ АР
123,3
161,1
-30,65
Бразилия
Бразильский реал (BRL)
ЦБ Бразилии
618,8
779,5
-25,96
Чили
Чилийское песо (CLP)
ЦБ Чили
56,73
64,89
-14,38
Африка
Алжир
Алжирский динар (DZD)
Банк Алжира
52,08
70,74
-35,82
Египет
Египетский фунт (EGP)
ЦБ Египта
35,54
55,09
-55,00
Марокко
Марокканский дирхам (MAD)
Банк Марокко
26,63
30,71
-15,32
Нигерия
Найра (NGN)
ЦБ Нигерии
13,97
22,15
-58,55
Тунис
Тунисский динар (TND)
ЦБ Туниса
11,61
-23,64
Рэнд (ZAR)
ЮАРБ
92,38
103,3
-11,82
Посмотрим статистику и узнаем, у каких стран самый большой бюджет.
Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!
Топ-10 стран с самым большим бюджетом
Россия находится в этом списке на 15 месте.
Части государственного бюджета
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходная часть бюджета — все поступления в государственную казну: налоги, таможенные сборы, дивиденды госкомпаний, займы от размещения облигаций и др.
Расходная часть бюджета — все расходы, которые финансируются из государственной казны: зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, строительство дорог, расходы на медицину, спорт, армию, полицию и др.
Узнаем больше, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета
Доход семейного бюджета состоит из зарплаты, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и других факторов.
В целом госбюджет похож на семейный, только его масштабы намного значительней. Для удобства его планируют на год и вносят по мере необходимости корректировки.
Структура доходной части государственного бюджета:
Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и др.
Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности.
Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
Эмиссия фиатных денег.
Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
Прибыль от деятельности государственных компаний.
Расходы государственного бюджета
Классификация расходов по целям:
Из чего состоят расходы государственного бюджета:
Зарплата работников бюджетной сферы (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц).
Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам).
Закупки государством товаров и услуг.
Транзакции из государственного в частный сектор.
Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).
Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).
Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других представительств за рубежом).
Строительство дорог и других объектов инфраструктуры государственного значения.
Пополнение золотовалютных резервов.
Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.
Дефицит и профицит госбюджета
Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов. Дефицит — разность издержек и доходов бюджета.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше затрат. Профицит — разность доходов и издержек бюджета.
Большинство стран тратит больше, чем зарабатывает. Сам по себе дефицит бюджета не так страшен для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны зачастую имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Например, США в минусе почти на 0,9 миллиардов долларов, Китай — на 475 миллиардов долларов.
Внутренние долги — кредиты внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (облигации займа).
Внешние долги — у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Что делать государству при дефиците госбюджета:
Что делать государству, если возник профицит:
Топ-10 стран с дефицитом бюджета
Удивительно, но даже такие экономические гиганты, как США и Китай, не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо траты своих золотовалютных резервов они выбирают наращивать внешний долг.
При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики.
Топ-10 стран с бюджетным дефицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):
Топ-10 стран с профицитом бюджета
Топ-10 стран с бюджетным профицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):
5-6. Швеция и Исландия +0,9.
7-8. Германия и Новая Зеландия +0,7.
9-10. Южная Корея и Нидерланды +0,6.
Близко к первой десятке расположилась Беларусь (11-е место) с профицитом госбюджета +0,5%.
Госбюджет РФ
В таблице отразили государственный бюджет Российской Федерации.
Фактические доходы в трлн руб.
Фактические расходы в трлн руб.
Дефицит или профицит
За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за три шага:
Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.
Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.
Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.
Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:
24% — доходы нефтегазового сектора;
20% — страховые взносы;
11% — налог на прибыль;
10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
2% — ввозные пошлины.
35% — социальная сфера;
15% — оборона и безопасность;
Зачем нужно знание бюджета
Данные государственного бюджета — это то, на что тратит деньги государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер.
Знание бюджета необходимо:
При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов, фондовых индексов, обыкновенных акций, депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже;
Если обобщить, показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и других перспектив той или иной страны.