За счет чего живут прибалтийские страны
Как живут страны Балтии
В последние 5-6 лет страны Балтии практически полностью лишились возможности экспортировать свою продукция в Россию. Кроме того, выручка от транзита российских грузов к морских портам за эти годы существенно снизилась. Как отразилось на этих странах сокращение хозйственной деятельности?
Сравним некоторые социально-экономически показатели стран Балтии с аналогичными в Курской области (все данные приведены в статье ниже). Курская область обладает богатыми чернозёмами и расположена на крупнейшем в мире бассейне железных руд. Полезных ископаемых в области в 2019 г. было добыто на сумму 106 млрд. р. или 1,64 млрд долларов США[1].
Страны Балтии обладают бедными почвами, также бедны сырьём; лишь Эстония добывает сланцы (17 млн т в 2015 г.).
Так что, изначально Курская обл. находится в намного более выгодных условиях.
Рассмотрим Эстонию. При небольшом перевесе в численности населения (на 20%), Эстония производит продукции в 7,1 раза больше, чем в Курской области.
При этом, доход на душу населения, мало зависящий от числа жителей в государстве, в Эстонии в шесть раз выше.
Латвия. Имея население, на 72% превышающее число жителей в Курской обл., Латвия производит продукции в 9 раз больше. Доход на душу населения в 5,3 раза выше.
Литва при преобладании населения в 2,5 раза производит продукции больше, чем в Курской обл, в 15,3 раза. Доход на душу населения выше в 6,2 раза.
При этом в Курской области среднемесячная заработная плата составила 32 670,5 рублей, что составляет 451,8 евро.
Средний размер месячных пенсий составил 13 706,83 рублей, что составляет 189,5 евро.
В Эстонии:
— средняя зарплата — 1341 евро (или 96 954 рублей)
— пенсионное пособие составляло 440 евро (или 32 291 руб)
— средняя зарплата — 1006 евро (или 72 733 р.)
— средняя пенсия — 320 евро (или 23 126 р.)
— средняя зарплата — 1 262 евро (или 92 242 р.)
— средняя пенсия — 288 евро (или 20 824 р.)
Приведённые размеры средних зарплат и пенсий дают некоторое представление о материальном вознаграждении за труд и о социальной помощи населению в разных странах.
Относительно высокий уровень внутреннего валового продукта в прибалтийских странах (довольно отсталых, следует заметить), в разы превышающий валовой региональный продукт Курской области, свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать высокоэффективную экономику даже в тех странах, в которых отсутствуют сырьевые реурсы и мощная индустриальная база для экономического развития, а также не существует благоприятных условий для ведения сельского хозяйства. Об этом же говорит и опыт Японии, Южной Кореи и ряда развитых стран в ЮВА.
То есть, в странах Балтии люди не живут лучше, они лучше работают. Доход на душу населения в этих странах в 5-7 раз больше, чем в довольно богатой Курской области России.
В то же время, сырьевая модель экономики, возобладавшая в России, не создаёт каких-либо преимуществ для развития хозяйственной деятельности и показывает невысокие темпы развития экономики, что приводит к крайне низкой социальной обеспеченности населения, что и наблюдается в сегодняшней России.
Положение в странах Балтии многократно ухудшается тем, что активное трудоспособное население имеет возможность в поисках подходящей работы свободно мигрировать по всему ЕС, что привело к резкому сокращению трудовых ресурсов в этих странах. В то же время, в России, не входящей в ЕС, трудовые кадры не имеют возможности мигрировать в поисках работы и вынуждены трудиться порою за крайне низкую оплату труда в России.
Вести бизнес в странах Балтии крайне затруднительно, поскольку предприниматели вынуждены выплачивать немалые налоги государству и в то же время стремятся сохранить максимально высокую зарплату работающим, дабы не допустить их увольнения вследствие низких зарплат. Выходом могло бы быть привлечение к трудовой деятельности гастарбайтеров, согласных работать и за невысокую зарплату, но власти прибалтийских стран опасаются разбавления коренных наций представителями иных национальностей.
Курская область:
Площадь, кв.км — 29 997
Население, тыс.чел. — 1 104
Плотность, чел/км.кв. — 36,6
Валовой региональный продукт (ВРП) — 428,4 млрд руб = 6,631 млрд. долларов
ВРП на душу населения — 385,6 тыс.р. = 5,96 тыс. долл.
Среднемесячная заработная плата в целом по области за 2019 год составила 32 670,5 рублей, что составляет 451,8 евро[1].
Средний размер месячных пенсий на 01.02.2020 года составил 13 706,83 рублей, что составляет 189,5 евро.
Средний курс рубля к доллару составил в 2019 г. 64,6
Средний курс рубля к евро составил в 2019 г. 72,3
Эстония:
Площадь, кв.км — 45 227
Население, тыс.чел. — 1 324
Плотность, чел/км.кв — 28
ВВП (ППС) — 47,306 млрд долл.
На душу населения — 35,8 тыс. долл.
Средняя зарплата — 1341 евро или 96 954 рублей
В среднем по стране за 2018 год пенсионное пособие составляло 440 евро (или 32 291 руб)
Латвия:
Площадь, км.кв — 64 589
Население, тыс.чел. — 1 906 чел. (2020 г.)
Плотность, чел/км.кв — 29,5
ВВП (ППС) — 60,56 млрд долл.[1]
На душу населения — 31,7 тыс. долларов.
Средняя зарплата в Латвии составила 1006 евро или 72 733 р.
Средняя пенсия составила 320 евро или 23 126 р.
Литва:
Площадь, кв.км — 65 300 км.кв
Население, тыс.чел. — 2 794
Плотность, чел/км.кв — 42,8
ВВП (ППС) — 101,611 млрд. долл.
На душу населения — 36 997 тыс. долл.
Средняя зарплата — 1 262 евро (или 92 242 р.)
Средняя пенсия — 288 евро (или 20 824 р.)
1)Курская область в цифрах. Статистический сборник
За счет чего живет Латвия
А сегодня попалась статистика 2012 года. Когда не было санкционной войны, когда Латвия еще не билась в дикой истерике и вроде бы как жила благополучно. Просто и доходчиво отвечено на вопрос «откуда бабки»:
За счет чего она покрывается? Один из сыновей уезжает за границу и регулярно присылает деньги, богатые заграничные родственники регулярно дают деньги на конкретные работы (ремонт квартиры, машины, обучение),оставшийся в наследство от бабушки домик и большой кусок фамильной земли семья по частям продает соседям. Время от времени берутся кредиты. Таким образом с трудом удается свести баланс семейного бюджета.
Минус 397 плюс 252 = минус 145 млн латов (252 млн долларов) дефицита.
Еще есть сальдо доходов. Оно тоже с минусом.
Иностранцы все чаще забирают прибыль от купленных здесь предприятий и вкладывают ее за пределами Латвии. Таким образом, за первые месяцы года за границу утекло на 57 млн латов (99 млн долларов) больше, чем отправленные на родину доходы от инвестированного за границу латвийского капитала.
Итого: минус 145 миллионов минус 57 миллионов = минус 202 млн латов (351 млн долларов).
Что делать? За счет чего покрыть? Без паники. Есть еще сальдо банковских переводов. Оно положительно. В Латвию в первом квартале перечислили на 103 млн латов (179 млн долларов) больше, чем ушло за границу. Позитив получился за счет получения денег из европейских фондов (в первом квартале этого года это 127 млн латов или 220,8 млн долларов),а также за счет перечислений наших соотечественников, работающих за границей.
Итого: минус 202 плюс 103 = минус 99 млн латов (172 млн долларов).
Оставшаяся разница покрывается за счет позитивного финансового сальдо. Оно с плюсом, ведь сто миллионов как-то должны быть покрыты.
Тут помогают иностранные инвестиции. В первом квартале их было 127 миллионов. Это продажа иностранцам домов, земли, лесов, предприятий, а также за счет инвестиций, в основном в транзит. Кроме того, в первом квартале Латвия продала долговые бонды на миллиард долларов. Небольшая часть этих денег пошла на погашение предыдущего кредита от МВФ, а остальные пойдут на покрытие недостачи.
Ура! Наконец дебет с кредитом сошелся. Но почему-то грустно.
Первый квартал этого года не очень отличается от других. Он ярко показывает, за счет чего живет экономика Латвии. Будем честными: несмотря на сбалансированный бюджет и рекорды роста, Латвия не может себя целиком обеспечить и уже много лет сводит баланс с помощью распродажи своих активов (недвижимости и предприятий),регулярных дотаций из еврофондов (4,5 млрд евро за последние 6 лет),иностранных кредитов (около 7млрд долларов, из них 6 миллиардов заняты в последние 5 лет) и продажи своей рабочей силы за границу (более 350 млн латов (608,5 млн долларов ежегодно).
Профессор Ерёмина: Экономика Прибалтики всецело зависит от вливаний ЕС
Финансирование проектов в странах Прибалтики в новом бюджетном периоде ЕС: долгосрочные и новые вызовы — важная и интересная тема. Насколько сильно данные государства зависят от внешних вливаний? Какое значение для их экономик имеют «привозные деньги». Каковы перспективы такого донорства, затянувшегося уже на два десятилетия? Обо всём этом в беседе с EADaily рассказывает Наталья Ерёмина — доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор СПбГУ, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, эксперт Российского совета по международным делам.
— Каким образом страны Прибалтики включились в ЕС, насколько для них данные процессы оказались позитивными?
— Здесь надо отдавать отчет в некоторых очевидных вещах, я бы даже сказала — в аксиомах интеграции. Дело в том, что интеграционный процесс несёт с собой как позитивные, так и негативные аспекты. То есть, мы не можем расценивать любое явление исключительно как положительное и не содержащее никаких негативных моментов. Такого в принципе не бывает. Среди позитивных аспектов интеграции назовём образование новых торговых и финансовых потоков, снижение издержек производства, рост межрегиональных связей и другие… Однако не стоит забывать, что слабые экономики, вступая в интеграционный союз, оказываются в жёсткой зависимости от других, более сильных экономик. В условиях интеграции из слабых экономических систем всегда происходит отток разнообразных ресурсов в сторону сильных экономик, оказывающихся в роли некоторого магнита для сил. Ведь прежде всего в слабых экономиках закрываются производства. Слабые экономики находятся в зависимости от программ перераспределения финансов в интеграционном блоке. При этом существующие экономические диспропорции не просто сохраняются, но постепенно углубляются. В этих условиях слабые экономики часто прибегают к институту лоббизма. И именно страны Прибалтики хорошо демонстрируют как позитивные, так и негативные аспекты интеграционного процесса. Думаю, что процесс адаптации к общему рынку там постоянно сопровождается процессом адаптации к политическим задачам, продиктованным в том числе взаимодействием с НАТО.
С самого начала Эстония, Латвия и Литва столкнулись с негативными аспектами интеграционного движения. Так, Брюссель выдвинул множество условий для вступления прибалтийских государств в ЕС. Например, по его требованию была остановлена Игналинская АЭС в Литве; в Латвии были закрыты заводы по производству сахара; во всех странах начали умирать наукоёмкие производства; практически уничтожена была рыболовная отрасль; произошло сокращение сельскохозяйственного производства, что привело к изменениям в структурах экономик. Особенно негативные последствия оказала необходимость закупать электроэнергию у других стран. И если Эстонии длительное время удавалось справляться с решением вопросов энергетики и сохранять звание лидера в этой сфере среди прибалтийских государств, то теперь, в условиях перехода к «зеленой энергетике», к чему принудил Брюссель, Таллин вынужден постепенно закрывать сланцевое производство. Нельзя не отметить и переток рабочих рук в другие страны ЕС. После вступления в Евросоюз страны Прибалтики покинул каждый пятый житель. К этим проблемам добавляются текущие задачи борьбы с пандемией короновируса.
— Постойте, но ведь страны Прибалтики постоянно говорят о своих успехах в ЕС?
— Да, действительно. Сами страны Прибалтики в своих отчетах свидетельствуют об успехах интеграции. Однако текущие условия экономического развития и короновирус, который сам по себе его серьёзно замедлил, показывает, что даже относительный небольшой рост ВВП не решает проблему дефицита бюджетов Латвии, Литвы и Эстонии. Кстати, забавно и показательно одновременно, что страны Прибалтики ссылаются на своё «неудобное соседство» с Россией, объясняя экономические проблемы. Даже сейчас, в условиях короновируса, политики зачастую объясняют распространение Covid-19 «колхозным советским менталитетом».
— Да. Решение сохраняющихся экономических проблем осуществляется благодаря субсидиям структурных фондов. Страны Прибалтики получают дотации по различным программам в рамках политики сплочения (региональной политики). Причём софинансирование проектов со стороны ЕС составляет 70%, а иногда и 90% от их стоимости. На эту тему опубликовано уже множество научных статей. Программы региональной политики формируются на период семь лет, т. е. являются многолетними (бюджет ЕС также принимают на семилетний период). Они остаются основным финансовым каналом для получения поддержки из коммунитарного бюджета. И этот канал очень важен — если судить по размерам субсидий, которые получают Латвия, Литва, Эстония.
Данные государства стали частью ЕС в 2004 году и сразу стали получить субсидии, прежде всего, по программам региональной поддержки благодаря структурным фондам. Так, они получили финансовую поддержку на период до 2006 г. в следующих объемах (многолетний период с 2000 по 2006 гг.): Латвия — более € 1 млрд, Литва — свыше € 5 млрд, Эстония — € 698 млн. Эти первые цифры были небольшими — что связано с тем, что страны получили субсидии только на два года, так как вступили в ЕС уже на финале действия многолетних программ, финансируемых из коммунитарного бюджета. Но вот с этого времени субсидии только растут, а зависимость от них постоянно усугубляется. Так, в бюджетный период 2007—2013 гг. Латвия получила € 6,8 млрд, Литва — более € 7 млрд, Эстония — € 3,4 млрд. На следующем этапе с 2014 по 2020 гг. Латвии предоставили € 7 млрд, Литве — около € 7 млрд, Эстонии — € 5,8 млрд.
Однако многолетние планы 2014−2020 гг. закончились, а с 2021 года начал действовать уже новый бюджет. 21 июля 2020 г. он был согласован в размере € 1,074 трлн (многолетние финансовые планы) на следующие семь лет. В бюджете также был создан фонд возмещения в размере € 750 млрд — для поддержки восстановления государств-членов ЕС от экономических последствий Covid-19. Именно по этой причине те страны, которые должны были недополучить средства в размере как минимум € 1−1,5 млрд, все-таки получат даже чуть большие средства на следующий бюджетный период. При этом отметим масштабное лоббирование интересов стран Прибалтики и Польши, которые стремились добиться сохранения финансирования своих экономик — с учётом ухудшения положения сельскохозяйственных работников и роста безработицы в связи с короновирусом. Также в качестве обоснования необходимости поддержки данные государства снова сослались на якобы неблагоприятное соседство с Россией и на то, что они ограничены в торгово-экономических возможностях из-за неких негативных влияний со стороны РФ. Очевидно, что Россия, уводя свои грузы из прибалтийских портов, влияет таким образом на сокращение объема ВВП стран Прибалтики. Однако Россия здесь просто следует своим экономическим интересам.
— Да, а ведь теперь, в условиях перевода и белорусских товаров в российские порты, эти страны вновь недополучат серьёзные средства.
— Так оно и есть. Дело в том, что экономика позитивно развивалась в условиях, с одной стороны того, что эти государства пользовались своим транзитным статусом, а с другой — получали стабильную финансовую поддержку ЕС. И это всё на стабильном фоне в сфере энергетики. Однако волатильность в этой сфере сейчас, тот факт, что страны Прибалтики поставили телегу впереди лошади (т. е. политику перед экономикой) ограничивает их возможности, которые сейчас нельзя перекрыть стабильными доходами и уверенными темпами экономического роста, которые были до 2008 года и тем более в докоронокризисный период. Именно по этой причине страны Прибалтики лоббируют дополнительные механизмы при перечислении помощи ЕС.
Принципы распределения средств на период 2021—2027 гг. по-прежнему основаны на показателях ВВП на душу населения. Но добавлены и новые критерии (безработица среди молодежи, низкий уровень образования, изменение климата, а также приём и интеграция мигрантов). Самые отдаленные регионы будут по-прежнему пользоваться особой поддержкой ЕС. Также к программам поддержки в рамках региональной политики добавляются суммы из фонда восстановления экономики от влияния короновируса. Эти суммы фактически являются неиспользованными в рамках программ региональной политики предшествующего этапа. Поэтому государства будут их получать в виде займов и с учетом неизрасходованных ими средств в предшествующий период.
Благодаря этому Эстония получит поддержку в рамках региональных программ в объеме € 6,8 млрд. Однако перед правительством была поставлена задача сократить софинансирование со стороны ЕС на реализацию инфраструктурных проектов до 30%. Также Эстония рассчитывает на возврат суммы в размере € 1,5 млрд из фонда восстановления экономики. В целом страна планирует получение субсидий ЕС в размере € 8,3 млрд.
Латвия на период 2021—2027 гг. получит около € 10,5 млрд — с учётом суммы из Фонда восстановления экономики, что явно говорит об успешном лоббировании позиций страны внутри ЕС. Но Латвии также необходимо сократить предлагаемое снижение доли софинансирования ЕС с 85% до 70%.
Совет ЕС утвердил бюджет Литвы на период 2021—2027 гг. в размере € 6,2 миллиарда — по программам региональной политики (политики сплочения) и поддержки фермеров. Дополнительно к этой сумме Литва получит в виде займов из фонда восстановления экономики около € 3 млрд, так что в целом страна гарантированно обеспечена поддержкой от ЕС в размере более € 9 млрд.
— Вы хотите сказать, что из-за коронокризиса страны Прибалтики получат даже еще большие средства, нежели раньше?
— Да. Именно так. Им удалось пролоббировать свои интересы. Поэтому государства Прибалтики в общем смогли сохранить прежние объемы финансирования и немного их увеличить (на сумму около 2 и более € 2 млрд в случае Латвии) — благодаря фонду восстановления экономики. Более того, мы учитываем только важнейшие программы поддержки ЕС, через которые поступают основные и наибольшие объемы субсидий. Но стоит отметить, что работают и другие проекты, на основании которых страны Прибалтики как получали, так и получают и будут получать финансирование. И очень важно, что эти возможности обеспечиваются благодаря активному лоббированию интересов этих государств на уровне ЕС. Ведь известны расчёты 2018 и 2019 гг., которые гарантированно показывали сокращения коммунитарного бюджета и уменьшение поддержки экономик стран-членов на уровне не менее € 1 млрд. При этом данная «недостача» должна была с течением времени увеличиваться.
— Как вы считаете, о каких тенденциях (позитивных или негативных) свидетельствуют эти цифры?
— Я полагаю, что утверждённые объемы поддержки свидетельствуют о том, что экономики данных стран не способны к самостоятельному развитию. Они зависят от постоянных финансовых дотаций, не готовы к их уменьшению — и тамошние политики проявляют чудеса изворотливости для их сохранения. А основные финансовые тяготы в очередной раз понесут граждане ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Швеции (которые вводили более легкие ограничения и сохранили экономику) и некоторых других стран. Очевидно, что данные цифры с учетом роста инфляции и различных издержек, однако, будут уже направлены скорее на поддержание экономики, но не на её развитие. Все крупные инфраструктурные проекты Эстонии, Латвии и Литвы по-прежнему зависят от субсидий ЕС. Возьмем хотя бы в качестве примера железнодорожный проект Rail Baltica, на который постоянно требуются всё большие и большие суммы из ЕС. Но куда пропадают эти деньги в результате? И данная зависимость дорого стоит не только с точки зрения сокращения потенциала экономического роста самих прибалтийских государств. Она очень дорого обходится налогоплательщикам других стран ЕС. Поэтому пока политики стран Прибалтики радуются тому, что на каждый вложенный в коммунитарный бюджет один евро они получают почти четыре и даже более, политики Австрии и Нидерландов негодуют. Эти словесные перепалки между политиками разных стран мы будем ещё наблюдать. И уже известная всем русофобия прибалтийских государств мешает им налаживать диалог и получать экономическую выгоду от сотрудничества с Россией. Отсутствие диалога с Россией не позволит этим странам встраиваться и в глобальные проекты, например, во взаимодействие с Китаем. Впрочем, они и не будут выступать в нём самостоятельно — но только как часть ЕС.
Как живут прибалтийские страны, по сравнению с Россией? 147
Чем больше ВВП, тем соответственно богаче страна. Чтобы понять какая страна богаче, не достаточно сравнить ВВП разных стран.
Необходимо разделить ВВП на количество жителей страны. В итоге этого действия мы получим ВВП на душу населения. Это показывает, сколько государство производит товаров и услуг в расчете на одного жителя. ВВП стран в 2018 г:
Россия дает фору всем странам Прибалтики.
Но все становится на свои места если посчитать ВВП на душу населения. Берем ВВП нужных нам стран и делим на количество жителей. Получаем. ВВП на одного человека:
Как видно из расчетов, все страны Прибалтики живут лучше России.
Россияне, по доходу на душу населения, стоят примерно на уровне Латвии. Если принять во внимание, что основой ВВП России служит добыча газа и нефти, доходы от которой пилит не самая большая кучка людей, а в прибалтийских странах это все-таки реальные товары и услуги. Можно гипотетически сравнить, сколько разворовывается из бюджета России и стран Прибалтики. Теперь, если вы, или кто-то из ваших друзей, в споре скажет об этих нищих прибалтийских странах, вы вспомните эти цифры. Можете поспорить на коньяк и выиграть.
Ну и вишенка на торте, все это время Европа помогает этим странам дотациями, не кредитами, а дотациями. За последние пять лет они составили 3.5 млрд. долларов, на все страны Прибалтики. С 2019 года помощь будет сокращаться. Но эти деньги были потрачены на перестроение сельского хозяйства и промышленности. Они теперь будут работать на дальнейшее увеличение ВВП. У нас все нефте-газо-доходы уходят в туман. В лучшем случае, чтобы добывать еще больше нефти и газа, чтобы продавать еще больше, чтобы добывать еще больше.
Ткачев, это который с Цапками дружил? Вы ж ему скажите там, что Россия экспортирует фураж, он для скота, не для людей, и в Латвии о таком экспорте вообще постеснялись бы говорить как о сельхозпродукции
Ткачев, это который с Цапками дружил? Вы ж ему скажите там, что Россия экспортирует фураж, он для скота, не для людей, и в Латвии о таком экспорте вообще постеснялись бы говорить как о сельхозпродукции
Ах ах..значит, исключительно из стеснения латвийские фермеры навозом не хотят торговать.
Да, Вы правы—у нас ведь каждый второй зарплату в 1000 евро имеет, поэтому живем все в хоромах-хрущевках, крутые ремонты закатываем и пальцами друг перед другом растопыриваем.
Подсчитали – прослезились: в странах Балтии люди живут богаче, чем в России
Дмитрий Севастьянов в своем блоге развеял напрочь один из устоявшихся мифов последних 20 лет, будто бы бывшие республики Советской Прибалтики живут настолько бедно, что вот-вот помрут с голода. На самом деле средняя зарплата в этих странах составляет от 1300 до 1600 евро.
Разумеетмся, этот миф тешит великодержавные комплексы граждан России, большинство которых живет в непроходимой бедности, а пропаганда уверяет, что соседи живут еще хуже. Но это вранье, причем уже очень давно.
В Латвии дела идут настолько хорошо, что она может себе позволить развивать лесное хозяйство: массово сажать деревья, получая древесину из выросших деревьев. Это в отличие от «великой газовой России», у которой леса либо вырубаются, либо горят.
Литва входит в 20 лидирующих стран по лёгкости ведения бизнеса и надёжности вложений. Продукция химической промышленности идет на экспорт, а кроме того традиционно хороши молочные продукты и мебель – все это пользуется спросом в странах Евросоюза.
А еще Литва активно развивает производство лекарств и медицинского оборудования. НО и это не все: литовские компании одними из первых в мире перенесли фундаментальные лазерные исследования в производство и экспортируют лазерные технологии и устройства почти в 100 стран, занимая до 80 % мирового рынка.Средняя зарплата в Литве доходит до 1600 евро!
Эти цифры подтверждает Николай Егоров, живущий в столице Эстонии Таллине:
Мы с женой живем в однокомнатной квартире площадью 34,2 м2. Вот мой счёт по коммунальным услугам за март, когда нужно ещё платить за отопление (конец отопительного сезона в апреле). У нас стиральная машина-автомат. Посуду моем вручную. Плита электрическая (старого образца). Также есть микроволновка, пользуемся пару раз в день. Холодильник двухкамерный.
Житель Вильнюса Павел Вишневский дополняет пост своими цифрами: