Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов

Стихотворение и анализ «Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Краткое содержание

Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть картинку Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Картинка про Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов

П. Шапошников. Выхожу один я на дорогу

Одно из самых известных стихотворений М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» было написано в роковом 1841 году. Стихотворение начинается описанием ночной, пустынной дороги, образ которой ассоциируется с жизнью поэта. Фраза «Выхожу один я …» говорит о том, что у героя нет иных спутников, кроме одиночества. Странник, отправляющийся в неизвестность, ищет только одного – свободы и покоя. Его жизнь наполнена разочарованием, в отличие от природы, в которой «все торжественно и чудно». Уставший от однообразных, серых будней, он просит у нее ответа на вечные вопросы и желает уснуть таким сном, который принесет ему то, чего не может дать земная жизнь.

В то же время, он не мечтает о «холодном сне могилы», а желает оставить на земле след в виде своего творчества, и ему важна уверенность в том, что он не будет предан забвению. Не сожалея о прошлом, он не планирует и будущее, ничего не прося от жизни, он, соответственно, ничего не получает. Он лишь пытается обрести долгожданное спокойствие.

Анализ

История создания

Первая публикация стихотворения состоялась в 1843году, в журнале «Отечественные записки», а написано оно было на стыке весны и лета 1841 года, за несколько месяцев до трагической гибели поэта. В нем отразились все основные черты поздних работ Лермонтова. Этот период характерен поисками внутреннего «я», стремлением постичь настоящую свободу, отсюда и наполненность произведений этого времени философскими мотивами.

Данное стихотворение является тому подтверждением. Но, если предыдущие стихи были воплощением пессимизма и безнадежности, это произведение пронизано спокойствием и легкой грустью. Душа поэта, когда-то переполняемая волнующими мечтами и желаниями, сейчас опустошена и желает лишь одного – свободы и покоя. В тексте, который, в некотором смысле, автобиографичен, звучит предсказание собственной участи. Некоторые исследователи называют его предсмертным завещанием поэта.

Персонажи и образы

В стихотворении значительное место занимают образы природы. Путь, дорога, могила относятся к земным образам. Голубое сияние, звезды и туман – к небесным. Человеческой душе, которая скитается между телесным и чувственным, не дано узнать, что ее ждет после смерти. Поэтому поэт ищет нечто, что даже по ту сторону жизни будет связывать его с земным миром.

Вероятно, это образ дуба, корни которого проросли глубоко в землю, а крона устремляется к небу, что является символом некой оси, соединяющей верхний и нижний миры. Этим нечто может быть и голос, поющий о любви, напоминающий колыбельную матери. Герой готов слушать его бесконечно, потому что он позволяет ему смириться с неизбежностью и обещает избавление от гнетущего одиночества.

«Кремнистый путь» – символ жизненного пути со всеми победами и поражениями, взлетами и падениями, восторгами и разочарованиями. Окутанный туманом пейзаж – не что иное, как символ неизвестности, таинства, ведь герой стоит на распутье и не знает, куда ему следует идти и что делать дальше.

Композиция

В стихотворении пять строф, композиционно его можно поделить на две части. Первая часть повествует об одиноком путнике, оказавшемся на ночной, безлюдной дороге. Персонаж восхищается гармонией и величественной красотой природы. В этой части превалирует состояние отрешенности и спокойствия.

Во второй части показаны внутренние переживания героя. Она, по сравнению с первой, более динамична. Душевные терзания не дают покоя персонажу, он не может понять, с чем связана его усталость от жизни, от борьбы, пытается выяснить причины и найти выход из этого состояния.

После этого наступает спокойная развязка. Об этом говорит появление в тексте образа сна, которым бы хотел заснуть герой. «Но не тем холодным сном могилы…», а совершенно иным, похожим на волшебное забвение.

Исследователи творчества Лермонтова причисляют это стихотворение не к пейзажной, а к философской лирике, поскольку в центре повествования – внутренний мир героя. По жанру его определенно можно назвать элегией, поскольку в нем звучат мотивы одиночества, печали и опустошенности.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован пятистопный хорей с перекрестной рифмой. Такое сочетание характерно для элегических произведений, так как этим приемом достигается плавность и своеобразная музыкальность повествования. Схематично рифмовка выглядит как АВАВ, женские рифмы чередуются с мужскими.

Из художественных средств здесь присутствуют эпитеты: «кремнистый путь», «холодный сон могилы», «сладкий голос», «темный дуб»; олицетворения: «звезда с звездою говорит», «спит земля», «пустыня внемлет богу» и метафора: «холодным сном могилы». Произведение выстроено на антитезе. Опустошенность лирического героя противопоставлена величавому спокойствию природы. Риторические вопросы, которые задает персонаж, остаются без ответа, а большое количество восклицаний свидетельствует о его боли и душевном надрыве.

Проблематика и основная идея произведения

Проблематика стихотворения тесно взаимодействует с его тематикой. Все вопросы, которые здесь поднимаются, связаны с мироощущением поэта. В первую очередь, это одиночество. Этой теме посвящены многие произведения Лермонтова, и в этом повествовании она также проходит красной нитью.

Тема жизни и смерти подается в виде усталости и непонимания мира и общества. Тем не менее, несмотря на разочарования и страдания, поэту хочется жить:

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Тема природы отражает душевное состояние героя. Он любуется красотой южной ночи, подчеркивая ее очарование и гармонию, чего, к сожалению, он не видит в человеческом обществе. Тема смысла жизни заключается в подведении итогов пройденного пути. Герой понимает, что совершено много ошибок, которые, к сожалению, уже не исправить. Да и будущее не сулит ему радужных перспектив. Однако герой продолжает желать любви, изменений, продолжения жизни:

Источник

Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу: Стих

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно», которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.

Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.

Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».

Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.

Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.

Источник

Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу…(+ Анализ)

Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть картинку Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Картинка про Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов

Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть картинку Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Картинка про Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов

Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть картинку Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Картинка про Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов«Выхожу один я на дорогу…»
Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.

Год написания: 1841

Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть картинку Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Картинка про Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
(1 вариант)

Окружающая природа, к которой поэт постоянно обращается в своем творчестве. Лишь подчеркивает его одиночество. Ведь в полночном небе даже «звезда с звездою говорит», в то время как автор лишен возможности поделиться своими мыслями с теми, кто смог бы оказаться если и не хорошим собеседником, то хотя бы благодарным слушателем. Эту миссию Лермонтов решил возложить на потомков, хотя и не был уверен в том, что спустя годы его стихи будут востребованы.

У Лермонтова подобное душевное состояние с учетом его беспокойной и деятельной натуры ассоциируется лишь со смертью. Но даже такой исход событий его не удовлетворяет, так как физическое прекращение существования является для поэта равносильным полному забвению. Безусловно, Лермонтов жаждет славы, хотя и не питает иллюзий по поводу своего творчества. Его заветная мечта – повторить подвиг участников Бородинского сражения и войти в историю великим полководцем, который смог защитить свою родину от врагов. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как поэту довелось родиться в другую эпоху, когда честь и доблесть уже перестали быть в фаворе. Поэтому автор хочет уснуть дивным и глубоким сном, который позволит ему преодолеть время, но при этом остаться сторонним наблюдателем, чтобы знать, какой станет Россия через годы.

К *** (Я не унижусь пред тобою…) (+Анализ)

Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть картинку Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Картинка про Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
(2 вариант)

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).
Тема стихотворения – это произведение относится к философской лирике, оно об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.
Композиция – прямая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – пятистопный хорей.
Эпитеты“кремнистый путь”, “холодный сон”, “тихий голос“.
Инверсия“сиянье голубое“.
Олицетворение“пустыня внемлет Богу“, “звезда с звездою говорит“.
Оксюморон – “светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нём, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчёркивает, что не хотел бы заснуть “холодным сном могилы” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания испытывает его лирический герой.
Так, в первой строфе звучит мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звёзды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчёркивается во второй строфе.
Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободы и покоя, а четвёртая и пятая поясняют, что имелось в виду: человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под её покровительством.

Завещание (Есть место: близ тропы глухой…) (+ Анализ)

Написан стих пятистопным хореем. Рифмовка перекрёстная. Окончательную ритмическую завершенность произведению придаёт чередование мужской и женской рифмы.

Тема

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.
Центральной является тема одиночества, которая проходит через всё творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчёркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же, ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждёт покоя и любви, он прославляет всё сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедшие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Жанр

Это произведение – лирическое стихотворение. Оно отражает мысли и чувства лирического героя. Образ лирического героя и самого поэта максимально сближены в данном стихотворении. Поэт также хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания.
В стихотворении есть:

Также в качестве вспомогательных средств выступают вопросительные предложения – “Жду ль чего? жалею ли о чём?” и восклицания – “Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!“.
Они придают стихотворению экспрессию, подчёркивают эмоциональную окраску определённых строф.

Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть картинку Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Картинка про Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
(3 вариант)

В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно» , которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.

Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.

Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».

Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ)

Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.

Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.

Анна Герман — Выхожу один я на дорогу

P.S. Мелодия принадлежит Елизавете Сергеевне Шашиной. Родилась она в усадьбе Глубокое Тверской губернии в семье декоратора дворцов и умерла там же в 1903 году, прожив 98 лет.
В молодости она и сестра Ида скрытно от родителей перебрались в Италию. Там обе получили музыкальное образование и даже выступали в миланском театре Ла Скала. Потом вернулись в Россию и несколько сезонов пели в Петербурге в Итальянской опере. Затем Елизавета заболела, да так, что потеряла свой чудесный голос и смогла лишь аккомпанировать сестре на ее выступлениях. Потом занялась композицией и писала романсы на стихи Е. Ростопчиной и А. Кольцова.
В 1858 году, будучи в Минеральных Водах, Шашина прочла стихи «Выхожу один я на дорогу». Они поразили ее вкус, показались выкованными из булатной стали и отточенными, как кинжал у черкеса. Строчки и рифмы вызывали озноб. Такой озноб бывает у костра, когда руки охватывает жар огня, а спина погружена в холод.
Из текста женщина узнала, что на небе есть Сон-звезда («мне б теперь забыться и заснуть»), что вопросы «жду ль чего? жалею ли о чем?» были у Лермонтова и в уме и в сердце.
Вязь наречий, вихрь глаголов поэт подал, как на ладони, и камертонная натура Шашиной отозвалась на них, ватага нот всплыла со дна души. Новорожденный мотив женщина сыграла еще и еще и поняла, что «кровь» музыки по группе совпала с «кровью» стихов. Получилась песня-клич. Ее и слушали больше, чем пели: могучая, степенная, раздольная, давалась она лишь большим голосам.
Но притяжение песни было таким сильным, что тянули ее и сивоусые старцы, и кудрявые в три ряда юноши, и каждый раз сладко вызванивали: «Уж не жду-у от жи-изни ни-ичего я!». Не песня, а медикамент!
Музыка Шашиной в соединении с гениальным лермонтовским слогом, как перстень с бриллиантами, сверкает всеми каратами: тут и полное единение интонации текста с музыкой, тут и очень пленяющая мелодия, и естественность языка, и национальный дух. А еще ее можно воспринять как Библию — выражения «внемлет Богу», «в небесах» настраивают нас на зенитную высоту чувств.

Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Смотреть картинку Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Картинка про Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов. Фото Жду ль чего жалею ли о чем лермонтов

Евгений Багринцев, Максим Сасов, Арсений Симатов, Михаил Калинин, Иван Лапин, Илья Чекунов,
Михаил Заморин, Дмитрий Матвеенко, Евгений Ковалёв, Ростислав Кононенко

Октябрь 2018

Источник

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом …
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы …
я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
1841

Произведение живёт, пока его читают и перечитывают. Для этого его надо полюбить. Многие ли любят стихи? Большинство если и читает, то читает, увлекаясь захватывающим сюжетом. В лирическом пейзажно-философском стихотворении нет сюжета, но есть метафорическая сгущённость языка, слитность картины природы, мысли и чувства — нечто волшебно-одухотворённое и непростое для восприятия. Полюбить стихотворение — это как полюбить человека.

Для этого нужны особые условия, когда душа вдруг настроится в унисон со стихотворением, когда невольно вчитываешься в него — и открывается его красота, глубина, неповторимость, притягательность. Это состояние души М.Пришвин назвал «родственным вниманием».

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу … » — одно из самых моих любимых с раннего, наверное ещё дошкольного, детства. В деревенском доме маминого брата, куда мы нередко всей семьёй вечерами ходили в гости, за ужином часто пели. Теперь я знаю, что это стихотворение положено на музыку Елизаветой Сергеевной Шашиной, Может быть, я полюбила его через песню? Она завораживала … Возвращались домой поздно. Нас с сестрой, закутанных крест-накрест шалями, сажали в санки.

Морозный воздух приятно холодил дыхание после жарко натопленной избы. Скрипели полозья, сверкал снег, санки бежали по узкому пустынному проулку, а справа по тёмно-синему небу бежала за санками ясная луна. Потом санки вырывались на простор. Тишина, мороз, скрип полозьев, сверкание снега и всё заливающий свет луны. И песня всё ещё звучала в тебе.

Ещё одно яркое впечатление, связанное с этим стихотворением. Как-то (такое случилось только раз!) пришлось мне вылетать из Москвы глубокой ночью. Ночь ясная и полнолуние. Народ в самолёте спал. А в иллюминаторе открывалась фантастическая картина: все реки, речушки, причудливо сливаясь в своих течениях, от света луны светились голубыми лентами на фоне потонувшей во мраке земли. Точно: «спит земля в сиянье голубом … », поразило меня одно:
ведь Лермонтов никогда не поднимался над землёй в самолёте.

Как же он мог увидеть это? Другими, лучшими словами, чем это сделал Лермонтов, описать увиденное было невозможно. Картина промелькнула. Мне осталось только сожалеть о ней и мечтать увидеть её когда-нибудь снова. Но больше не удавалось никогда.

Что мне нравится в этом стихотворении?

Красота мира, правда об одиночестве души человека в бесконечных просторах земли и в необъятности неба — это чувство очень грустное и одновременно сладкое. А вот «больно» и «трудно» — это как было от меня далеко, так далеко и остаётся; как вводило меня в недоумение желание недвижно забыться то ли сном, то ли смертью (когда продолжает жить только душа) и слышать только голос любви — так это некоторое недоумение и сохраняется. Однако это нисколько не мешает мне наслаждаться стихотворением.

Особенно мне нравятся строки:
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Мне так и видится дуб «Лукоморья» в густой листве (всё стихотворение шумит листвой — аллитерациями ск, Ш, чт, ж, Щ, ст). Не знаю, как он может склоняться (ведь это дуб, а не молодой дубок!), но опять-таки это не мешает мне любить и понимать стихотворение. И этого мне вполне хватает для «анализа».

В Интернете я прочитала: «Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрёстная. Строфы представляют собой чёткие четверостишия. Все это придаёт особую мелодичность и плавность стиху. Использование приёма звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи». Ну да, всё это есть. Но разве можно так говорить о стихотворении?

Это похоже на стиль врачебного диагноза в карте больного. Почему-то стихотворение становится жалко. И странно, что мелодичность и плавность, по мнению автора этого текста, придают стихотворению именно «четкие четверостишия».

Действительно, стихотворение написано хореем, как и детские скачущие стихи: «Наша Таня громко плачет … » Но разве таков его ритм? Составим схемы рифмовки хотя бы первых двух строф:

Заметно, как пиррихии вносят такие перебивы в ритм строк, что сразу на слух и не определишь, что это хорей. В своей замечательной статье об этом стихотворении
С.Я.Маршак подметил: « … как чудесно соответствуют ритму нашего дыхания сосредоточенные, неторопливые строки с теми равномерными паузами внутри стиха, которые позволяют нам дышать легко и свободно». И далее, отмечая «неразрывную песенную вязь» стихотворения, Маршак пишет: «Размер, ритм, аллитерации, рифмы, цезура служат одной музыкальной и смысловой теме».

Соглашаясь почти во всём с поэтом, признаюсь, что мне цезура говорит не о свободе, а о стеснённости дыхания. От внутреннего тяжёлого чувства, когда «больно» и «трудно» и давит в груди, просто необходимо бывает остановиться, вдохнуть. цезура здесь – это вздох измученной души поэта.

Читателю, чтобы полюбить стихотворение, бывает достаточно увидеть, а точнее услышать, в стихотворении слова, которые ярко, точно и прекрасно передают его собственное видение мира, его собственные чувства-слова, которые он сам не мог найти. Но от стихотворения к стихотворению, поддаваясь обаянию поэта, он всё больше начинает проявлять интерес к его личности, искать в стихах жизнь души поэта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *