Желатин халяль что это

Желатин: халяль или харам?

Некоторые виды лекарств, например, желатиновые капсулы, внутри которых находится лекарство, сделаны из коллагена. Это вещество получают из коровьей туши (кожи и костей), а также из свиной туши (кожи и костей). В нашей стране мы получаем это вещество из Франции, а уже у себя наполняем его необходимыми лекарствами, которые продаются в аптеках. Дозволено ли это?

Нет ничего плохого в том, чтобы использовать желатин или желатиновые капсулы в лекарствах и другом, если само вещество было получено из костей или кожи животных, которые были умерщвлены по шариату.

Однако между алимами существуют разногласия в отношении желатина, сделанного из мертвечины или свиной туши. Ученые, которые считают, что можно прибегать к истихаля (превращение запретного нечистого вещества в чистое), говорят о допустимости использования желатина. Они считают, что нечистое вещество превратилось в дозволенное, и нет доказательств, запрещающих его использовать.

Алимы говорят о том, что не нужно опираться на основу, анеобходимо исследовать сами качества вещества. Невозможно, чтобы нечто считалось скверной, если запретные свойства пропали. Заключение о чем-либо строится на основании его свойств, при наличии и при отсутствии харама.

В аятах Корана, гласящих о запрете употребления мертвечины, крови, свинины, спиртного, не перечислены сельскохозяйственные культуры, плоды, пепел, соль, земля, уксус — ни словом, ни по смыслу, ни текстом, ни методом аналогии» («Иляму-ль-муваккыин», т. 2, с. 14).

Специалисты разъясняют, что желатин, который получен из костей и кожи, полностью изменил свое состояние. У нового вещества другие химические качества. Они не схожи со свойствами исходных веществ. Поэтому слова мусульманских ученых об истихаля могут применяться и к желатину.

В решениях, вынесенных Исламской Организацией по медицинским наукам, после рассмотрения темы о запретных и нечистых веществах, применяемых в пище и в лекарствах, в 1995 году при участии университета аль-Азхар и Объединения по Исламскому Фикху, а также Всемирной Организации Здравоохранения и Министерства здравоохранения Кувейта, сказано: «Продукты питания, в составе которых присутствует свиной жир, который не изменил /истихаля/ своего исходного состояния, как, например, в некоторых видах сыра, жиров, маргарина, масла и некоторых печеньях, шоколаде и мороженом, категорически запрещено употреблять. Это решение опирается на единодушное мнение всех ученых о том, что свинья является нечистым животным и её запрещено употреблять. Крайняя нужда употреблять эти продукты отсутствует».

Источник

Трансформируется ли желатин?

Мусульманская община составляет около 30% или 2 миллиардов населения Земли. Преобладающее большинство мусульман из Азиатско-Тихоокеанского региона, которые составляют 70% и 20% из Ближнего Востока. Ожидается, что к 2030 году эта цифра увеличится до 2,7 миллиардов. Это означает, что спрос на халяльную продукцию вырастет.

Пищевая промышленность является одной из главных проблем в мусульманском сообществе. Быстрое развитие технологии пищевой продукции приводит к появлению на рынке различных пищевых продуктов и пищевых ингредиентов.

Многие пищевые ингредиенты изготавливаются из сомнительных источников. Кроме того, недостаток информации у мусульманских потребителей может повлечь за собой трудности в выборе исключительно халяльных продуктов на рынке.

Один из самых противоречивых вопросов в пищевой промышленности мусульманского мира – это пищевые продукты на основе желатина.

Желатин представляет собой смесь пептидов и белков, полученных путем частичного гидролиза коллагена, экстрагированного из кожи, костей и соединительных тканей таких животных, как домашний крупный рогатый скот, курица, свинья и рыба.

Желатин, один из самых популярных биополимеров, широко используется в пищевой, фармацевтической, косметической промышленностях и фотоиндустрии благодаря своим уникальным функциональным и технологическим свойствам.

В пищевой промышленности желатин используется в кондитерских изделиях (главным образом, для обеспечения разжевываемости, консистенции и стабилизации пены), в спредах с низким содержанием жира (для обеспечения кремообразной консистенции, расщепления жира и придания вкусовых свойств), в молочных продуктах (для обеспечения стабилизации и текстурирования), в хлебобулочных изделиях (для обеспечения эмульгирования, гелеобразования и стабилизации) и в мясных продуктах (для обеспечения соединения с водой) (JohnstonBanks, 1990; Schrieber & Gareis, 2007).

Глобальный спрос на желатин с годами увеличивается. Недавний отчет показывает, что годовое производство желатина в мире составляет около 326 000 тонн, где желатин, выработанный из свиной кожи, составляет самый высокий процент (46%), за ним следуют шкуры крупного рогатого скота (29,4%), кости (23,1%) и другие источники (1,5%) (Karim and Bhatt, 2009). В Европе около 80% пищевого желатина получают из кожи свиньи (Boran and Regenstein, 2010).

Ислам запретил своим последователям потреблять харамные и сомнительные продукты.

Об этом говорится в Коране:

(Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие) (Аль-Майда, 5: 3) (перевод Э.Кулиева)

В целом, мусульманский ученый-правовед согласен с тем, что желатин, полученный из зарезанных и разрешенных животных, является халялем. Однако есть аргумент в отношении желатина, который получен из свиньи и мертвечины. Халяльные и харамные источники данного вещества обсуждаются среди мусульманских правоведов. Некоторые из них согласны с тем, что желатин, извлеченный из запрещенных источников, является харамом. Тогда как другие считают, что желатин из харамных источников является халялем, так как он уже подвергся процессу трансформации (Istihalah) (Hammad, 2004).

Истихаля, с точки зрения Фикха, определяется как «изменение природы оскверненного или запрещенного вещества для производства другого вещества по названию, свойствам и характеристикам. Истихаля также может быть определена как полная трансформация, происходящая физически и химически (Aizat & Radzi, 2009).

Доктор Хамед джами упомянул на 9-м медицинском Симпозиуме по фикху о критериях трансформации и сообщил, что критерии трансформации с точки зрения ислама подразумевают полное преобразование состояния материи, и поэтому ее состояние, все характеристики и свойства должны трансформироваться и в результате преобразованный материал не должен быть похож на исходный материал и должен иметь новые индивидуальные свойства, другие характеристики и новое название.

Если мы возьмем наиболее известный пример трансформации, который представляет собой превращение вина (этанола) в уксус (уксусная кислота), мы можем заметить, что исходный материал (этанол) относится к спиртовой группе, но трансформированный материал (уксусная кислота) относится к группе кислот. Это означает, что происходит полное преобразование физических и химических свойств, а также происходит изменение природы материи в новое состояние, и это не только преобразование характеристик.

Можем ли мы считать превращение коллагена в желатин трансформацией?

В действительности то, что произошло с коллагеном, является изменением его химических и физических свойств и не является трансформацией, а принцип трансформации здесь не достигается, и мы подробно объясним это.

Существует два основных типа желатина:

Желатин типа A: Сырье (в основном кожа свиньи) подвергается 24-часовому процессу кондиционирования. Данный процесс включает в себя обработку кислотой, после чего желатин может быть извлечен.

Желатин типа B: Сырье (либо оссеин, либо шкура рогатого скота) подвергается обработке щелочью в течение нескольких недель. Коллаген затем становится мягким и может быть извлечен с использованием теплой воды.

Процессы производства желатина состоят из трех основных этапов:

1-Предварительная обработка: приготовление сырья для основной стадии экстракции и удаление примесей, которые могут оказывать негативное влияние на физико-химические свойства конечного желатинового продукта,

2-экстракция: основная стадия экстракции, которую обычно проводят с использованием горячей воды или растворов разбавленной кислоты в качестве многоступенчатой экстракции для гидролиза коллагена в желатин и в заключении

Обработка коллагена кислотами и щелочами вызывает изменения третичной структуры белка путем диссоциации некоторых водородных связей между цепями белков и разрушения некоторых полипептидных связей. Это дает водорастворимые белки с низкой молекулярной массой. Мы должны знать, что изменения в структуре первичных и вторичных белков не происходят. Другими словами, изменений в структуре спиральных белков нет, и нет никаких изменений в аминокислотной последовательности, отвечающей за химический состав. Кроме того, мы можем распознать вид животного путем анализа желатина.

Для лучшего понимания белка мы должны знать структуру белка:

Первичная структура: происходит из последовательности аминокислот в полипептидах. Эта последовательность отвечает за различение белков и за определение общих и физических свойств белка.

Вторичная структура определяется моделями водородных связей между аминогруппой и карбоксильными группами основной цепи. Вторичная структура дает спиральную структуру белку.

Третичная структура представляет собой конечную специфическую геометрическую форму, которую принимает белок. Эта конечная форма определяется последовательностью соединяющих взаимосвязей между «боковыми цепями» на сворачивании белков аминокислот в одну или несколько определенных пространственных конформаций.

Превращение коллагена в растворимый желатин обусловлено расщеплением ряда внутри- и межмолекулярных поперечных связей в коллагене. В результате полученный желатин обычно имеет молекулярный вес ниже, чем нативный коллаген (Asghar & Henrickson, 1982).

Нерастворимый нативный коллаген должен быть предварительно обработан, прежде чем он может быть превращен в форму, подходящую для экстракции, которую обычно проводят путем нагревания в воде при температурах выше 45 ° C. Химическая предварительная обработка разорвет нековалентные связи, чтобы расщепить структуру белка, тем самым создавая достаточное набухание и растворимость коллагена (Stainsby, 1987). Последующая термообработка расщепляет водородные и ковалентные связи для дестабилизации тройной спирали, что приводит к переходу спирали в клубок и превращению в растворимый желатин. (Djabourov, Lechaire, & Gaill, 1993; Gomez-Guillen et al., 2002).

Разница между коллагеном и желатином

На химические свойства желатина влияет аминокислотный состав, который аналогичен составу исходного коллагена, на что влияет вид животных и тип тканей (Zhou and Regenstein, 2006).

В результате аргумент, утверждающий, что процесс Истихаля, происходящий в желатине после прохождения процесса преобразования, не может быть принят, и согласно правовому канону: «Достоверность не может быть опровергнута сомнениями». Так как свинина, мертвечина и их части представляют собой Наджас (нечистоты), таким образом, желатин, извлеченный из свиньи и мертвечины, является нечистым и не разрешается его использовать в пище и косметике.

Источник

Желатин халяль что это

от Замиль · Август 31, 2018

Некоторые виды лекарств, например, желатиновые капсулы, внутри которых находится лекарство, сделаны из коллагена. Это вещество получают из коровьей туши (кожи и костей), а также из свиной туши (кожи и костей). В нашей стране мы получаем это вещество из Франции, а уже у себя наполняем его необходимыми лекарствами, которые продаются в аптеках. Дозволено ли это?

Нет ничего плохого в том, чтобы использовать желатин или желатиновые капсулы в лекарствах и другом, если само вещество было получено из костей или кожи животных, которые были умерщвлены по шариату.

Однако между алимами существуют разногласия в отношении желатина, сделанного из мертвечины или свиной туши. Ученые, которые считают, что можно прибегать к истихаля (превращение запретного нечистого вещества в чистое), говорят о допустимости использования желатина. Они считают, что нечистое вещество превратилось в дозволенное, и нет доказательств, запрещающих его использовать.

Алимы говорят о том, что не нужно опираться на основу, анеобходимо исследовать сами качества вещества. Невозможно, чтобы нечто считалось скверной, если запретные свойства пропали. Заключение о чем-либо строится на основании его свойств, при наличии и при отсутствии харама.

В аятах Корана, гласящих о запрете употребления мертвечины, крови, свинины, спиртного, не перечислены сельскохозяйственные культуры, плоды, пепел, соль, земля, уксус — ни словом, ни по смыслу, ни текстом, ни методом аналогии» («Иляму-ль-муваккыин», т. 2, с. 14).

Специалисты разъясняют, что желатин, который получен из костей и кожи, полностью изменил свое состояние. У нового вещества другие химические качества. Они не схожи со свойствами исходных веществ. Поэтому слова мусульманских ученых об истихаля могут применяться и к желатину.

В решениях, вынесенных Исламской Организацией по медицинским наукам, после рассмотрения темы о запретных и нечистых веществах, применяемых в пище и в лекарствах, в 1995 году при участии университета аль-Азхар и Объединения по Исламскому Фикху, а также Всемирной Организации Здравоохранения и Министерства здравоохранения Кувейта, сказано: «Продукты питания, в составе которых присутствует свиной жир, который не изменил /истихаля/ своего исходного состояния, как, например, в некоторых видах сыра, жиров, маргарина, масла и некоторых печеньях, шоколаде и мороженом, категорически запрещено употреблять. Это решение опирается на единодушное мнение всех ученых о том, что свинья является нечистым животным и её запрещено употреблять. Крайняя нужда употреблять эти продукты отсутствует».

Источник

Дозволены ли продукты питания, содержащие сычужный фермент или желатину?

Желатина, или желатин (лат. gelatus — замёрзший, застывший) — студнеобразное вещество, получаемое вывариванием костей, хрящей и сухожилий. Это смесь белковых веществ животного происхождения, используемая в кулинарии, фармакологии и других областях. Сычужный фермент (реннин) — пищеварительный фермент, расщепляющий пептиды, вырабатываемый в последнем отделе четырёхкамерного желудка жвачных животных и издревле используемый для створаживания молока. В настоящее время для производства сыров широко используются заменители этого фермента бактериального происхождения.

Если желатина или сычужный фермент получены от животных, зарезанных согласно шариату, то относительно их дозволенности нет никаких разногласий. Однако разногласия существуют относительно продуктов, в которые добавлены названные вещества, полученные от животных, не зарезанных согласно шариату и, следовательно, считающихся нечистыми.

Во времена сподвижников и их последователей обсуждаемый нами вопрос нашёл выражение в дискуссии относительно дозволенности сыра, изготовленного зороастрийцами. В те времена для створаживания молока жители Персии использовали сычуг телят и козлят, и учёные разошлись во мнениях относительно дозволенности такого сыра и сычуга животных, не зарезанных согласно шариату.

Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад считали такой сычуг нечистым. Абу Ханифа, напротив, считал его чистым, потому что сподвижники в Мадаине ели сыр, изготовленный зороастрийцами. Ал-Джассас в своём тафсире сообщил, что ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Умар ибн ал-Хаттаб, Талха ибн ‘Убайдуллах, ал-Хасан ибн ‘Али, Салман ал-Фариси, а также матери правоверных ‘Аиша и Умм Салама ели сычужный сыр, изготовленный язычниками.

Ибн Кудама в «Мугни» (13/352) передал, что имама Ахмада спросили о сыре, и он сказал: «Его можно есть, кто бы его ни изготовил». Его спросили о сыре, изготовленном зороастрийцами, и он сказал, что самый достоверный хадис на эту тему рассказан ‘Амром ибн Шурахбилем о том, что ‘Умара ибн ал-Хаттаба спросили о сыре, приготовленном при добавлении сычуга подохшей скотины, и он ответил: «Помяните [Аллаха] сами и ешьте». В другой версии сообщается, что он сказал: «Разве большинство сыров, которые мы едим, изготавливает кто-нибудь, кроме зороастрийцев?»

В сборнике ал-Хайсами также приводится рассказ матери правоверных Маймуны о том, что Пророка спросили о сыре, и он сказал: «Порежь его ножом, помяни Аллаха и ешь». Этот хадис передал ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат», но его передатчиком был Ахмад ибн ал-Фарах. Ибн Абу Хатим считал его заслуживавшим доверия, но Мухаммад ибн ‘Ауф и Ибн ‘Ади назвали его слабым.

Этот хадис усиливается предыдущими двумя сообщениями, но его правдивость ставит под сомнение то, что сам ‘Ибн Умар не руководствовался данным суждением. Ат-Табарани передал со слов ‘Али ибн ‘Абдаллаха ал-Барики, что одна женщина в Мекке спросила ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о сыре. Он спросил: «Что за сыр?» Она рассказала, как из молока изготавливают сыр, используя сычуг. В ответ он сказал: «Ешь то, что изготовили мусульмане и люди Писания, и не ешь то, что изготовили другие». Ал-Хайсами сказал, что все рассказчики этого хадиса — рассказчики хадисов, вошедших в «Сахих», кроме учителя ат-Табарани, который тоже заслуживал доверия.

Ал-Хайсами также сообщил, что ат-Табарани передал слова ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда: «Не ешьте сыр, кроме того, что изготовили мусульмане или люди Писания». Все рассказчики этого сообщения заслуживали доверия.

Таким образом, все восходящие (марфу‘) хадисы о том, что Пророк ел сыр, изготовленный зороастрийцами, имеют недостатки, а мнения сподвижников относительно дозволенности такого сыра разделились. Некоторые сподвижники, проживавшие в Хиджазе, считали его нечистым, а сподвижники, переселившиеся в Ирак, считали его чистым и дозволенным.

Ибн Кудама в своём труде «Мугни» (1/100-101) предпринял попытку объяснить действия жителей Ирака. Он пишет: «Существует мнение, что зороастрийцы сами не зарезали животных и что их мясниками были иудеи и христиане. И хотя об этом нет однозначных сообщений, такое предположение имеет место, потому что иудеи и христиане жили среди них. И если в принципе есть сыр дозволено, это позволение не аннулируется на основании предположения. Сообщается, что сподвижники Пророка, прибывшие в Ирак вместе с Халидом, разбили армию персов, которые до этого разложили еду. После битвы мусульмане сели и поели еду персов. Очевидно, это было мясо. Если бы они считали нечистым то, что зарезают в их стране, они не стали бы есть их мясо. И если они считали дозволенным их мясо, то они тем более разрешали есть их сыр. Следовательно, если приезжаешь в страну, где проживают люди Писания и зороастрийцы, то разрешается есть их сыр и их мясо, опираясь на действия Пророка и его сподвижников».

Однако такое истолкование является неубедительным, что подтверждается высказываниями самого Ибн Кудамы в других главах его многотомного труда. В частности, он считает недозволенным есть мясо в стране, где большинство жителей составляют зороастрийцы и язычники, пока не станет известно, что животное зарезано мусульманами или людьми Писания (6/373-374). Кроме того, несколько ранее мы упомянули переданное им суждение имама Ахмада относительно дозволенности любого сыра.

Ибн Таймиййа тоже склонился к мнению о том, что сыр, изготовленный зороастрийцами, разрешается употреблять в пищу. В книге «ал-Фатава ал-кубра» (1/49-50) он пишет: «Животные, зарезанные зороастрийами, признаются нечистыми большинством ранних и поздних улемов. Есть высказывания о том, что между сподвижниками не было разногласий по этому поводу. При изготовлении сыра зороастрийцы использовали сычуг; одни считали его чистым, а другие нет. Очевидно, сычуг и молоко подохших животных всё-таки считаются чистыми, потому что сподвижники, освободившие Ирак, ели сыр зороастрийцев. Это делалось открыто и считалось дозволенным, и нет сообщений о том, что кто-либо из них порицал это. В Хиджазе некоторые [сподвижники] запрещали это, но их мнение сомнительно, потому что поселившиеся в Ираке лучше разбирались в этом вопросе. Зороастрийцы жили среди них, а не в Хиджазе. Это подтверждается и словами Салмана ал-Фариси, которого ‘Умар ибн ал-Хаттаб назначил править Мадаином и который призывал персов к исламу. Когда его спросили о масле, сыре и мясе дикого осла, он сказал: “Дозволено то, что Аллах дозволил в Своём Писании, и запрещено то, что Аллах запретил в Своём Писании, а то, о чём Он умолчал, прощается”. Абу Давуд [1] передал эти слова от имени Пророка. Ясно, что его спросили о сыре зороастрийцев, а не о сыре, изготовленном мусульманами или людьми Писания, потому что ответ на такой вопрос очевиден. Следовательно, Салман считал его дозволенным, и если слова Пророка по этому поводу достоверны, то вопрос можно считать закрытым». На наш взгляд, сычуг животных, не зарезанных согласно шариату, является нечистым, как и остальные части туши. Мясо и все внутренности таких животных считаются мертвечиной, и мусульманам запрещается употреблять их в пищу или добавлять в продукты питания. Но если незначительное количество сычуга, полученного от нечистой туши, было использовано при изготовлении какого-либо продукта питания и если они не изменили цвет, запах или вкус данного продукта, то он считается чистым и дозволенным к употреблению. Имам ал-Куртуби в своём тафсире сообщил, что Мандад ибн Хувайз считал сычуг животных, не зарезанных согласно требованиям шариата, нечистым, но допускал, что незначительное количество сычуга, добавленное в молоко, не делает полученный таким путём сыр нечистым.

Ибн Хазм пишет: «Если в тесто или еду, приготовленную из дозволенного, добавлено малое количество чего-либо запретного, после чего продукт не изменился в запахе, вкусе или цвете, и если следов этого запретного совсем не видно, то данный продукт остаётся дозволенным, но тот, кто добавил в него запретное, ослушался Всевышнего Аллаха. Ведь если нечто запретное теряет свойства, определяющие название, с которым связан запрет, то оно перестаёт называться так. Следовательно, запрет перестаёт распространяться на него, поскольку запреты связаны с вещами, имеющими определённые названия, такие как опьяняющие напитки, кровь, мертвечина. Если же кровь превращается в мясо, а вино — в уксус, если курица или какое-нибудь другое животное съедают мертвечину, то запрет теряет свою силу, и только Аллах наставляет на истину».

В этом высказывании Ибн Хазма содержится важное правило: если нечто нечистое превращается в другое вещество, отличное от него по цвету, вкусу, запаху и имеющее другое название, на которое не распространяется прежнее шариатское предписание (т.е. запрет), то образовавшееся вещество считается чистым. И хотя по данному вопросу между улемами существуют разногласия, это мнение представляется нам наиболее убедительным. Его придерживалось большинство ханафитских и маликитских правоведов, некоторые ханбалиты и захириты. Из этого следует, что используемые в настоящее время животный желатин и сычужный фермент считаются чистыми. Что касается желатина, который в сухом виде обычно измельчают до полупрозрачных (может иметь красный, серый и др. оттенки) гранул или порошка без вкуса и запаха, то совершенно очевидно, что по своим физическим свойствам он отличается от костей и сухожилий, из которых его получают. То же можно сказать о сычужном ферменте, который поставляется в виде белого или светло-серого порошка без запаха и цвета. Что касается сычужного фермента бактериального происхождения, то он считается чистым, и разногласия по этому поводу нам неизвестны. Принимая во внимание сказанное, можно заключить, что продукты и препараты, содержащие животный желатин или сычужный фермент, считаются чистыми и дозволенными. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху [2].

Примечания

[1] Я не нашёл этот хадис в сборнике Абу Давуда. Он приводится в «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи. Комментируя его, Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: «Это малоизвестный хадис, и мы не знаем другой восходящей цепочки этого сообщения. Суфйан [ибн ‘Уйайна] и др. передали со слов Сулаймана ат-Тайми, что Абу ‘Усман [ан-Нахди ал-Куфи] пересказывал этот хадис как слова самого Салмана [ал-Фариси]. Очевидно, прерванная версия этого хадиса более достоверна. Я спросил ал-Бухари об этом хадисе, и он ответил: “Я не считаю его распространённым (махфуз)”». Ал-Албани воздержался от оценки хадиса в книге «Мишкат ал-масабих» (4228).

[2] См.: Ибн Хазм. Мухалла. Т. 7. С. 422; ал-Хайсами ‘Али ибн Абу Бакр. Маджма‘ аз-заваид. Т. 5. С. 42-43; ал-Куртуби. Ал-Джами‘ ли-ахкам ал-Кур’ан. Т. 2. С. 147-148; ал-Джассас. Ахкам ал-Кур’ан. Т. 1. С. 148-149; Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 100-101; Ибн Наджим. Ал-Бахр ар-раик. Т. 1. С. 239; ал-Хатиб ат-Табризи Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Мишкат ал-масабих (с замечаниями ал-Албани). Т. 2. С. 460; Ибн Таймиййа. Ал-Фатава ал-кубра. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа. Т. 1. С. 49-50; Ибн Таймиййа. Дакаик ат-тафсир. Дамаск: Муассаса ‘улум ал-кур’ан, 1404 г.х. Т. 2. С. 212-213.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *