Женитьба белугина о чем спектакль
Женитьба Белугина16+
А.Н. Островский, Н.Я.Соловьёв
«Говорить хочется только о хорошем. Потому еще, что это честный спектакль. Взята комедия, комедия и играется. С удовольствием и с чувством. И то и другое подлинное, без обмана.» (журнал «Итоги»)
Длительность: 2 часа 40 минут
Жанр: Комедия в двух действиях
Премьера: 24 января 2007
Авторы: А.Н. Островский, Н.Я. Соловьев
Имя Николая Соловьева вряд ли когда-либо воспринималось в отрыве от имени ведущего отечественного драматурга XIX столетия Александра Островского. Учитель в калужском гимназическом пансионе, вольнослушатель Московского университета, любитель театра, Николай Соловьев однажды решил попробовать себя в драматургии. Первые опыты оказались неудачными. Переезд в Петербург, а затем в Москву ничего не изменил в его личной и творческой судьбе. Череда жизненных разочарований привела Соловьева в Николо-Угрешский монастырь, где он сделался послушником. Но и здесь, вдали от мирской суеты, он продолжал сочинять пьесы. Заметил их не кто иной, как известный критик К. Леонтьев, переправивший рукописи на отзыв А.Н. Островскому. Островский, заметивший в Соловьеве литературный талант, взялся за литературную обработку пьес неопытного коллеги, в результате чего родился творческий тандем, подаривший русскому театру несколько новых оригинальных пьес.
Пожалуй, самой известной из них стала комедия «Кто ожидал?», озаглавленная впоследствии «Женитьба Белугина». В ней зритель встречает излюбленные Островским типы: купца-миллионера, влюбленного в девушку из обедневшего, но благородного семейства; циничного молодого человека без средств, готового строить каверзы за спиной друга и жить за его счет; девушку, выходящую замуж по расчету.
Источник фото: ГеоТверь (Артём Мясников)
В Тверском театре драмы «перезагрузили» ещё один спектакль. Тверской академический театр драмы продолжает добрую традицию «перезагрузок» спектаклей, особенно полюбившихся зрителям.
29 декабря и 2 января на сцену вернулась комедия А. Н. Островского «Женитьба Белугина» в постановке народного артиста России Александра Чуйкова, а режиссёром капитального возобновления выступил его ученик Александр Павлишин. Конечно, новая постановка в чём-то перекликалась с предыдущей версией, однако всё равно зазвучала по-новому.
Прежде всего, поменялся актёрский состав: так, роли богатого купца Андрея Гаврилыча Белугина и бедной дворянки Елены Карминой вместо Тараса Кузьмина и Дарьи Плавинской играют Геннадий Бабинов и Екатерина Юркова. И достаточно убедительно передают образы влюблённого Белугина и предмета его страсти, невесты, а позже и жены Елены Васильевны, согласившейся на свадьбу с ним из-за меркантильных соображений. Правда, очарование актёра Бабинова настолько велико, что какое-то время пребываешь в недоумении, как может Елена жить с ним «только ради денег» и хотеть развестись потому, что в нём «нету чего-то такого, что нравится женщинам». Однако это принимаешь за истину, зная, что в деле замешан кто-то другой, кого Елена любит по-настоящему и кто уговорил её совершить «сделку с совестью».
Ближайшую «перезагрузку» спектакля «Женитьба Белугина» зрители смогут увидеть 15 января. Затем постановку покажут 24 января. Не забудьте взять с собой медицинские маски!
Женитьба Белугина
Электротеатр «Станиславский»
Э та пьеса — одна из самых репертуарных пеьс русского театра — в первый год постановки (1878) шла на сцене семидесяти провинциальных теаров. Главный интерес у зрителей вызывал любовный треугольник, задуманный по сюжету, как основа драматической интриги. Интерес к этой пьесе то возникал, то утихал, но ее все равно играли и, главное, смотрели.
А ведь пьеса могла и не состояться. Ее написал Николай Соловьев, и называлась она «Кто ожидал?», была достаточно прямолинейной, и больше напоминала современный комикс, чем драматическое произведение. Пьеса не получила одобрения театрально-литературной комиссии и не была рекомендована к театральным постановкам. Но автору совершенно безвозмездно, собственно как и многим другим молодым авторам, помог уже оставшийся в то время драматург Александр Островский. В соавторстве в разное время они написали: «Счастливый день», «Дикарку», «Светит, да не греет». Мы не будем разбираться, что именно Островский добавил, что убрал, где изменил сюжет, но «Женитьба Белугина» превратилась в стремительную, увлекательную комедию, которая была крайне популярна. Да, несомненно, это комедия, разве можно относиться без смеха к двум влюбленным, которые хотят составить свое счастье за спиной Алексея Белугина, сынка известного и очень богатого заводчика. Он без памяти влюбился в капризную, избалованную красавицу Елену, она же соглашается на неравный брак из-за денег, но ее больше манит возможность свободы от супружеских уз и счастья с возлюбленным.
Но какая же это комедия? Только послушайте, что говорит Белугин своей жене: «Вы уезжайте скорей, скорей, говорю вам. Потому я еще люблю вас, с собою не совладаю и могу быть страшен. Я убью вас, его — ко мне уж давно к горлу подступает и грудь давит! Я дом зажгу и сам в огонь брошусь. Ради бога, пожалейте вы меня и себя… Собирайтесь — и бог с вами! Прощайте!» Это уже Шекспир. На подобных нюансах и построена вся пьеса.
Первое ее исполнение прошло в Александринском театре в бенифис Марии Савиной, актрисы, которая много играла в пьесах Островского и была им любима. Прима театра, что еще скажешь. Ее партнером был несравненный Николай Сазонов. Говорят, что именно с учетом его способностей Островский и переделывал роль Алексей Булыгина. О театральном дуэте Савина — Сазонов написана книга «Пять рассказов о знаменитых актерах» (автор А. Альтшуллер).
Режиссер спектакля «Женитьба Белугина» — Иван Бобылев. С 1969 по 1972 год он был главным режиссером Московского театра им. Станиславского, потом уехал в Пермь, где благополучно до 2004 года руководил Пермским государственным драматическим театром и ставил в нем замечательные спектакли. Его называют экспрессивным, парадоксальным режиссером. А друзья и коллеги говорят о нем еще проще: обыкновенный гений.
Небольшой фрагмент из интервью с народным артистом СССР, Иваном Тимофеевичем Бобылевым: «Да, я каждое лето отправляюсь на сплав по самым бурным пермским рекам. Живу месяц в тайге, варю кашу в котелке, ночую в спальном мешке на открытом воздухе. Испытываю полное счастье. Я никогда не задумывался даже, сколько мне лет. Я просто выполнял всегда то, что требовала жизнь, и старался выполнять хорошо. Ну и утром я уже давно, лет 50, делаю зарядку».
В 2013 году Иван Тимофеевич получил премию «Золотая маска» за вклад в развитие театрального искусства России.
Так что «Женитьба Белугина» — это тоже вклад.
Мне кажется, что спектакль получился печальный по определению, если не сказать трагичный (есть же такой жанр трагикомедия), потому что там играет главную роль Василий Бочкарев. Актер уже много лет служит в Малом театре. Один из критиков лет десять назад написал о Василии Ивановиче: «Он уникальный, эксклюзивный, раритетный человек и актер. Его уникальное амплуа носит имя собственное: «Василий Бочкарев»». Несмотря на весь пафос этих слов, я не могу не согласиться. Зритель попадает под обаяние этого актера с первый секунды его появления на сцене, что бы он на ней не делал. Его хэмингуэевское внутреннее настроение, абсолютно обезоруживает своей искренностью, таланту этого человека сопротивляться невозможно. Вполне вероятно, что опытный, мудрый режиссер Иван Бобылев и выбрал поэтому Бочкарева на роль Алексея Белугина. Да, прекрасная Елена имела в мыслях обмануть своего жениха, но она не смогла обмануть мужа, она не смогла не увидеть его прекрасную душу, не оценить его любовь и щедрость натуры, она не смогла устоять перед его обаянием.
Все отзывы о спектакле Женитьба Белугина
Постановка Театр Олега Табакова. Сцена на Чистых прудах
Рецензия «Афиши» на спектакль
В листе ожидания значились три фамилии: набивший оскомину Островский, исполнитель главной роли Евгений Миллер, которого никто до того не видел, и режиссер Сергей Пускепалис, чье имя мало кому что скажет. Однако спектакль вышел что надо: все трое — и Пускепалис, и в особенности Миллер, и, вы не поверите, Островский — выглядят на сцене «Табакерки» свежо, умно, смешно, и главное, появились они здесь в нужное время.
Когда-то Пускепалис, уже взрослым человеком, актером, приехал из Саратова в Москву учиться режиссуре у Петра Фоменко. После учебы, не найдя у столицы ответного расположения, он вернулся в провинцию, ставил там своего друга Слаповского, а вскоре, когда его пригласили возглавить Магнитогорский театр, стал самым молодым худруком России. Так что на постановку в Москву он приехал далеко не бедным родственником. То же и Белугин: приехав с фабрики в город делать светскую карьеру и потерпев крах что на светском, что на любовном поприще, он возвращается туда, откуда вышел, — и именно в этот момент все складывается по-его.
Между режиссером и протагонистом есть даже внешнее сходство: что Пускепалис, что Евгений Миллер принадлежат к тому типу брутального мужчины с тяжелым подбородком и открытым взглядом, что так нравится женщинам. Хотя Елена, в которую влюблен миллионщик Белугин, поначалу его только терпит: как и все героини Островского, она любит «не того», в нашем случае — «джентльмена с ограниченными средствами» Агишина, которого играет стремительный актер Театра Гоголя Иван Шибанов. И то правда, что в первом действии Белугина сложно полюбить — таким глупым и нелепым его сделала любовь. Все меняется после антракта, когда он берется за ум.
Режиссер придумал простое и наглядное решение: мир зажиточных Белугиных играется в традиции психологического реализма (старший Белугин, каким его изображает Владимир Краснов, в иных сценах напоминает Евгения Лебедева в легендарных «Мещанах»), а «свет», то есть гостиная склонной к мигреням Нины Александровны и ее дочери Елены, — это царство водевиля. Здесь Лина Миримская в роли Леночки смешно играет бледную немочь а-ля Литвинова, всем заправляет румяная Марианна Шульц, ни одна реплика которой не проходит без того, чтоб кто-то в зале не грохнулся со скамейки от хохота. Белугин мечется между этими двумя мирами, и нравственный его выбор подкрепляется, так сказать, выбором эстетическим: по существу, он выбирает не как жить, а как играть — как Владимир Краснов или как Марианна Шульц. «А у вас вкус есть», — говорит ему Леночка, когда он в конце концов делает выбор. Скинув свой опереточный плащ и маску, Белугин переодевается в белый свитер и куртку, которые в театре и кино носят полярники, летчики и прочие настоящие мужчины. Развратник Агишин к тому времени уже окончательно скомпрометирован в глазах Леночки, Белугин, напротив, растет в ее глазах, и более того, он даже требует жертвы, которую Леночке всегда так хотелось принести на алтарь любви, иначе какая ж это любовь. Одним словом, в финале нежная Лена едет с Белугиным на красильную фабрику.
Немудреная эта интрига забирает, как и полторы сотни лет назад. Влюбленные, старики и слуги — затертая колода, которую тасовали во все века, раскладывая из этих дам, валетов, королей и шестерок кондовые и самые авангардные пасьянсы; у нас Островскому эти пасьянсы давались, как никому другому. Но куда больше забирает в пьесе совсем другая вещь, а именно — бухгалтерия. Каков капитал у семьи Белугиных и какой лично у Андрея Гаврилыча, каков его годовой доход и на сколько его хватит Елене, приготовившейся к вечной дольче вите; через сколько лет фабрика съест саму себя, если не взяться за ее управление, — расчеты эти сообщают «Женитьбе Белугина» дополнительное, что ли, правдоподобие: математика не врет.
Без этой бухгалтерии Островский не был бы Островским. Конфликт чувства и разума, на котором стоит театр, часто выглядит у него конфликтом сложно переменчивого чувства и точных расчетов. Островский был сейсмографом, фиксировавшим едва заметные перемены в укладе москвичей, и бухгалтерия менялась у него сообразно переменам. А на его век выпали, мало сказать, перемены — эпохальная реформа и начавшаяся вслед за ней предпринимательская гонка. Кого бы ни выводил на сцену Островский в семидесятых-восьмидесятых, за их спинами слышится гвалт промышленников нового поколения, разъездившихся в Европу купцов, авантюристов, возбужденных женщин — толпа, разгоряченная предощущением призрачного «мильона», который может свалиться на голову в любой момент. Через эту толпу проходят хозяева положения, истинные воротилы бизнеса, воспитавшие сами себя, одетые в правильные пиджаки и ни разу не имевшие оснований разочароваться в силе золота. Согласитесь, не всякое время обращает общество в зачарованную «мильоном» толпу. И не всякому времени, как нынешнему, так к лицу пьесы Островского. Два года назад одна только «Последняя жертва» вышла сразу в трех центровых театрах — в МХТ, «Ленкоме» и Малом. Знатные мастера культуры — Олег Табаков, Василий Бочкарев, Марк Захаров — взялись вдруг доказать, что не все богатые — сволочи, как думает большинство. Крупный капитал, по мысли зависимых от инвестиций деятелей культуры, это надежные основы, разумность, способность понимать красоту и мало того — глубокие чувства; в душе акулы бизнеса нежны, как моллюски. В этом сезоне подали голос деятели помоложе. Не скажу за Марину Брусникину и Романа Самгина, выпускающих Островского в «Сатириконе» и Театре на Малой Бронной, но Сергей Пускепалис вывел на сцену человека, которому не жалко доверить будущее. Он не делец, но дельный человек. Умеет и желает работать. Знает себе цену, не преувеличивает ее, но и не преуменьшает — это очень упрощает расчеты.
Спектакль «Женитьба Белугина» — отзывы
Описание
Продолжительность: 2 часа 40 минут
COVID-free. На все спектакли с 28 октября 2021 допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 6 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия).
COVID-FREE. Внимание! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе действующего цифрового сертификата (QR-кода), оформленного в соответствии с указом Мэра Москвы от 8 июня 2020 г №68-УМ (в том числе при наличии отрицательного ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия), и документа, удостоверяющего личность.
Спектакль «Женитьба Белугина» в театре Олега Табакова
А.Н. Островский, Н.Я. Соловьев
Имя Николая Соловьева вряд ли когда-либо воспринималось в отрыве от имени ведущего отечественного драматурга XIX столетия Александра Островского. Учитель в калужском гимназическом пансионе, вольнослушатель Московского университета, любитель театра, Николай Соловьев однажды решил попробовать себя в драматургии. Первые опыты оказались неудачными. Переезд в Петербург, а затем в Москву ничего не изменил в его личной и творческой судьбе. Череда жизненных разочарований привела Соловьева в Николо-Угрешский монастырь, где он сделался послушником. Но и здесь, вдали от мирской суеты, он продолжал сочинять пьесы. Заметил их не кто иной, как известный критик К. Леонтьев, переправивший рукописи на отзыв А.Н. Островскому. Островский, заметивший в Соловьеве литературный талант, взялся за литературную обработку пьес неопытного коллеги, в результате чего родился творческий тандем, подаривший русскому театру несколько новых оригинальных пьес.
Пожалуй, самой известной из них стала комедия «Кто ожидал?», озаглавленная впоследствии «Женитьба Белугина». В ней зритель встречает излюбленные Островским типы: купца-миллионера, влюбленного в девушку из обедневшего, но благородного семейства; циничного молодого человека без средств, готового строить каверзы за спиной друга и жить за его счет; девушку, выходящую замуж по расчету.
Приходите на спектакль «Женитьба Белугина»!
Организатор: Московский театр Олега Табакова