Живой журнал что это такое
«Живой журнал» (LiveJournal, или ЖЖ)
LiveJournal, или LJ (в переводе с английского «живой журнал», или ЖЖ) – одна из самых популярных онлайн-платформ для ведения дневников и персональных блогов в интернете. Ее обширный функционал позволяет размещать собственные записи и комментировать чужие, участвовать в наполнении контентом коллективных блогов (сообществ), добавлять в друзья владельцев интересных страниц и следить за их блогами во френдленте (ленте друзей), а также привлекать новых подписчиков для роста популярности своего дневника.
Сама система ЖЖ принадлежит американской компании LiveJournal Inc., а потому платформа с самого основания работала согласно действующему законодательству США. В декабре 2016 года «Живой журнал» разместили на серверах российской компании Rambler&Co, что позволило несколько изменить правила пользования системой.
Российский сегмент ЖЖ считается одним из самых развитых. Подробно ответить на вопрос: «LiveJournal – что это?» смогут более 2 миллионов пользователей, для которых платформа стала любимой социальной сетью. В числе активных авторов «Живого журнала» – знаменитости и политики, общественные организации и движения.
Немного истории
Официальная дата запуска ЖЖ – 18 марта 1999 года. Создателем платформы стал программист Брэд Фицпатрик, разработчик ряда других крупных проектов в интернете, ныне сотрудничающий с компанией Google.
Спустя 5 лет платформой LiveJournal заинтересовалась компания Six Apart – производитель ПО для блогов. В январе 2005 года Фицпатрик передал ей права собственности. А в 2006 году Six Apart заключила договор с российской компанией SUP Media на поддержку русскоязычных пользователей и управление кириллическим сегментом, что за короткое время привлекло тысячи новых пользователей из стран СНГ. 3 декабря 2007 года «Живой журнал» был окончательно продан SUP Media.
Через 3 года на серверах LJ начали чистку «замороженных» и неактивных аккаунтов: страницы, которыми не пользовались более 2 лет были удалены. Однако страницы известных пользователей оставили, чтобы в дальнейшем провести торги на выкуп некогда раскрученных «Живых журналов», и такой возможностью воспользовались десятки и даже сотни посетителей платформы.
К осени 2011 года руководство ресурса отметило серьезное падение популярности ЖЖ, связанное в первую очередь с блокировками и судебными разбирательствами с владельцами крупных аккаунтов. Однако из-за активного развития мессенджеров и конкурирующих социальных сетей спад продолжился и в последующие 5 лет. Весной 2016 года SUP Media объявила о перезагрузке и полном обновлении всей платформы – от дизайна до функционала. Теперь LJ – крупное социальное медиа, контент которого создают сами пользователи.
LiveJournal: регистрируемся
Если вам действительно хочется в деталях узнать, что это – ЖЖ, то для начала может быть достаточно и регулярного просмотра интересных статей, поскольку в качестве инфоресурса «Живой журнал» действительно неисчерпаем. Но когда в ваших планах активное участие в жизни соцсети и развитие своего блога, то стоит начать с регистрации.
Итак, открываем главную страницу ресурса и нажимаем на кнопку «Создать блог» в правом верхнем углу.
Вам откроется форма регистрации, которая порадует минимумом запросов. Все, что вам нужно, – это ввести имя пользователя (придумайте что-нибудь особенное, если планируете выбиться в топ-лист ЖЖ), создать пароль, указать адрес e-mail и при желании – дату рождения и пол. И все, можно кликать на «Создать аккаунт». Даже reCAPTCHA при проверке сейчас невидимая.
Если заполнение всех полей «понравилось» сервису, вас сразу перенаправят в свежесозданный блог. Правда, обязательно загляните в указанный при регистрации почтовый ящик: регистрацию нужно подтвердить, чтобы не заблокировали доступ на страницу. Здесь все просто и быстро: достаточно нажать голубую кнопку в присланном письме.
После регистрации в «Живом журнале» новых пользователей не бросают один на один с неизвестностью. Всплывающие подсказки помогут вникнуть в основное меню.
Кроме того, вам сразу же предложат несколько интересных аккаунтов на выбор, чтобы ближе познакомиться с творчеством блогеров этой платформы.
Знакомимся с меню
Теперь остановимся поподробнее на самых важных пунктах настройки нового блога.
1. Друзья
В разделе «Друзья» отображается ваша френдлента, то есть новые записи ваших друзей в «Живом журнале».
При этом просматривать абсолютно все, что пишут люди, которых вы «зафрендили», необязательно: вы сами можете выбрать группы интересных вам пользователей через собственный фильтр.
Если друзей еще нет, но очень хочется обзавестись, можно поискать пользователей по похожим интересам: шансы встретить единомышленников и почерпнуть что-то полезное из их записей весьма высоки. Также не забудьте указать свои увлечения в собственном профиле, но об этом чуть позже.
2. Поиск
Невероятно полезная вещь для тех, кто не желает тратить время на пролистывание миллионов пользователей и сообществ. Вбиваем важный для нас запрос в строку поиска, и система находит все необходимое по меткам и тегам.
3. Настройки профиля
Нажав на иконку возле своего имени в правом верхнем углу страницы, вы попадаете в редактор профиля. Система предложит вам заполнить своего рода анкету, где при желании можно указать следующие данные:
имя, пол, дату рождения (с возможностью запрета показа);
учебные заведения, которые вы посещали (если хотите найти своих одноклассников или однокурсников);
местонахождение (сервис может определить его автоматически при разрешении от пользователя), адрес своего сайта и прочую контактную информацию и адреса в социальных сетях;
интересы и увлечения (для поиска единомышленников и возможности ресурса показывать актуальные записи);
рассказ о себе (для тех, кто хочет привлечь больше подписчиков).
В этом же редакторе в разделе «Контакты» вы сможете настроить и приватность своей страницы, скрыв адреса почты и соцсетей и настроив фильтры для показа личной информации.
4. Ведение блога
Важнейшая возможность ЖЖ для тех, кто всегда готов высказать свою точку зрения, ведет дневник или просто любит писать обо всем на свете. Здесь все предельно просто: нажимаем «Написать в блог» в верхнем правом углу страницы и можем начинать!
Обратите внимание на крестик слева от формы записи: при нажатии на него открывается меню для добавления фото и даже видео. Также вы можете настроить и внешний вид своего блога, нажав на свой юзерпик и перейдя в меню «Настройки».
Выбор стилей для оформления своей странички достаточно большой: бесплатно предоставляется почти 20 тематик.
После того как ваша запись будет опубликована, вы сможете отслеживать просмотры и комментарии других пользователей в блоге. Кроме того, возможность отредактировать свой пост или добавить метки для более частого показа остается доступной всегда.
Полезные вещи для популярности блога в LiveJournal
Если вы пишете интересно и актуально, у вас есть шанс попасть в список самых популярных блогеров ЖЖ. Однако, если положиться только на собственный писательский талант, известности своего «Живого журнала» придется ждать довольно долго.
Платформа предлагает несколько инструментов, которые позволят сделать страничку более привлекательной для пользователей и повысят частоту ее показов. Помимо упомянутого выше прописывания меток под постами, можно попробовать и указанные ниже способы.
1. RSS-трансляции
RSS (Rich Site Summary) переводится с английского как «обогащенная сводка сайта». Представляет собой описания новостей и анонсов в формате XML. Благодаря такому формату специальные онлайн-сервисы и программы-агрегаторы могут обработать предложенную информацию и предоставить пользователю в удобном для него виде. Иначе говоря, это краткое описание появившихся на сайте записей или новостей и ссылка на полный текст.
В ЖЖ есть функция «Добавить RSS-трансляцию», которая позволяет добиться сразу нескольких целей: увеличить число входящих ссылок на блог, ускорить индексацию новых постов и статей и в конечном итоге привлечь внимание большего количества пользователей.
2. Сообщества и социальный капитал
Участие в сообществах «Живого журнала» (называемых еще коллективными блогами) также позволяет значительно расширить френдленту и увеличить популярность собственной странички. Оценить степень интереса своего ЖЖ для пользователей помогает параметр под названием «Социальный капитал».
Социальный капитал – это показатель влиятельности и популярности блогера в ЖЖ или же целого сообщества. Размер капитала зависит от активности зарегистрированных пользователей платформы, подписанных на вас. Чем чаще они посещают ресурс, комментируют чужие записи и оставляют собственные, тем выше ваш рейтинг. А растет рейтинг – растет и популярность. Именно поэтому участие в сообществах позволяет нарастить социальный капитал и сделать блог более заметным.
3. Магазин
Еще один вариант выйти в топ для тех, кто увлекся блогерством в LiveJournal всерьез, – платные услуги. Если вы готовы вложить и денежные средства в развитие своей странички, то стоит заглянуть в «Магазин».
В числе привлекательных предложений «Живого журнала» следующие:
пакет услуг «Профессиональный». Позволяет загрузить еще больше юзерпиков (до 210 штук), получить 100 Гб на диске под фотохостинг, увеличить количество доступных вариантов дизайна, пользоваться расширенным поиском и скрыть рекламу не только в своем аккаунте, но и на страничках друзей;
промо. Размещение вашей записи на главной странице LiveJournal или в промоблоке популярного сообщества либо странички для повышения читаемости и рейтинга;
стили и подарки. В каталоге магазина можно выбрать эксклюзивный стиль для своего журнала или приобрести виртуальный подарок для друга.
Большая часть сервисов на ЖЖ оплачивается жетонами, которые можно приобрести в специальном разделе. Также купленными жетонами можно делиться с друзьями или получать их от подписчиков.
«Живой журнал» – популярная и комфортная в использовании блог-платформа. Высокая посещаемость, простота настроек и ведения онлайн-дневников позволяют пользователям легко осваивать аккаунты, быстро находить единомышленников, совершенствовать писательское мастерство и учиться грамотному продвижению.
Обзор и отзывы о блог-платформе LiveJournal
LiveJournal жив? Или это загибающийся пережиток прошлого и он больше не интересен авторам в 2019 году? Давайте разберёмся во всём по порядку.
Целевая аудитория
LiveJournal – это легендарная блог-платформа для публикации статей, ведения авторских блогов, онлайн-дневников и лонгридов. С Живого Журнала 20 лет назад началась эра блогинга: впервые появились блогеры и образовалась так называемая блогосфера. В середине 2000-х площадка приобрела огромную популярность среди пользователей Рунета. Многие общественные деятели, известные писатели, фотографы, журналисты, компании и бренды заводили в ЖЖ блоги на радость своим почитателям. Это была первая социальная сеть для любителей что-то написать или почитать интересное, пообщаться, обменяться впечатлениями в комментариях. Пик популярности площадки держался примерно до 2012 года и на текущий момент отмечается спад – интерес к платформе угасает.
В те далёкие времена Живой Журнал легко позволял всем желающим, по сути, создать свой блог в Интернете не имея никакого представления о движках, хостингах, конструкторах сайтов. Ещё соцсетей в привычном виде не было, а LiveJournal уже качал на полную мощность. Благодаря ему все знают о таких топ-блогерах, как Илья Варламов и Артемий Лебедев.
У LiveJournal преимущественно взрослая аудитория, так сказать, старая гвардия среди писателей, журналистов, редакторов и читателей. Темы блогов самые разные, цели их раскачки – для душевного общения либо ради монетизации, для которой сперва придётся набрать популярность, что не так просто для новичков.
Функциональные возможности
После регистрации в ЖЖ пользователь получит личный кабинет – по сути, панель управления блогом и активностью внутри сообщества платформы. Для начала придётся подписаться на 7 новостных лент, выбрав их из рекомендаций. Ленту авторов можно будет настроить, делиться трансляциями через RSS-каналы и своими личными записями. В общем, чем больше у вас друзей и подписчиков в ЖЖ, тем больше базовая потенциальная аудитория ваших статей.
Тут всё работает на социализации: вы подписаны, вас видят и, возможно, читают. Растут рейтинги внутри сервиса, больше показов, рекомендаций и далее по нарастающей. Это всё особенности местного продвижения: чем активнее вы участвуете в жизни ЖЖ, дружите, обмениваетесь, подписываетесь, собираете подписки, тем больше у вашего дневника шансов на успех в рамках и за пределами поисковой выдачи площадки.
Нужно понимать, что все бесплатные блоги внутри системы находятся на поддоменах с именами пользователей под общим доменом 2 уровня livejournal.com, имеющим высокий рейтинг на Alexa и не только. То есть ваши усилия направлены будут направлены, прежде всего, на популярность внутри площадки. А позже, возможно, вас станут находить из Google и Yandex по некоторым запросам.
Расценивать блог в ЖЖ как полноценный сайт с правами на него не стоит. Это, скорее, арендованная квартира, имеющая действительных хозяев и условия проживания. По смыслу ближе к аккаунту социальной сети, чем к полноценному отдельному сайту. Вы работаете на благо площадки, публикуя записи, а она благодарит вас показами в лентах друзей, во время внутреннего поиска по тегам и выдачи рекомендаций новичкам при определённом уровне популярности. Такова механика жизни внутри ЖЖ.
Функциональность личного кабинета построена вокруг настроек блога, своей ленты для чтения, агрегаторах личных сообщений и комментариев к постам. Можно также сохранять/загружать фотографии и видео, образуя библиотеку материалов к оформлению записей и просто ради расширения коллекции. Для пользователей бесплатных аккаунтов объём загружаемых файлов составляет 1 Гб.
Наибольший интерес представляет раздел «Управление записями». Сразу отметим, что вы сможете использовать отложенную публикацию, как во всех нормальных блоговых движках. Это позволит загружать записи, составлять для них расписание и ехать в отпуск – всё будет работать автоматически.
Для каждой записи можно задать параметры видимости (группы, друзья, только вы или все), включить возможность оставления комментариев, шаринга через социалки, рейтинг, добавление в RSS-ленту друзей, кросс-посты через VK, Facebook и Twitter, также поставить блок с похожими записями. В принципе, для наибольшего эффекта нужно настраивать и включать всё это сразу. Так вы увеличите охват аудитории, раскачаете лодку – да, в ЖЖ необходимо шуметь, чтобы вас заметили.
Редактор записей в Живом Журнале простейший, но его достаточно для оформления читабельных и привлекательных структурно постов. По умолчанию в строке с активным курсором вводится текст, но, если нужно вставить мультимедийные элементы, то достаточно нажать на плюсик в новой строке. Появится панель для добавления фото, видео, материалов Инстаграма, а также своего кода или ссылки. Блоки текста можно разбавлять опросами, разделителями и переносами на следующую страницу (катами). Черновики записей сохраняется автоматически.
Выделив уже напечатанный текст, вы сможете его отформатировать: придать стили, формат заголовка, выровнять, сделать анкор, цитату и добавить спойлер. Всё простейшее в обращении. Никаких колонок, сложных форм и прочего сделать безо вставки кода не получится. Материалы структурно по умолчанию просты: абзац текста, картинка, абзац, видео, галерея Инстаграма, абзац, разделитель, заголовок, фото и т. д. То есть все элементы располагаются чётко последовательно друг за другом. Смотрится это неплохо по итогу, но пространства для манёвра фантазии в новом редакторе нет.
В ЖЖ есть ещё старый редактор, с более традиционным, информативным интерфейсом. Вы можете использовать его по умолчанию, что мы и рекомендуем – он удобнее. Обычное поле для ввода текста с шапкой из вордовских значков форматирования и вставки мультимедийных элементов. Можно переключаться между вкладками визуального и HTML-режима. Внизу в столбик отображены все настройки. В новом редакторе всё это скрыто, нужно активировать панели кликами. Здесь же всё находится под рукой и на виду: меньше лишних действий, выше эффективность работы.
Кстати, у LiveJournal есть мобильные приложения для Android, iOS и Windows Mobile, довольно старые, но всё ещё рабочие. А совсем скоро (в декабре 2019) ожидается к выходу обновленная версия приложения ЖЖ для Андроид, полностью написанное с нуля.
В LiveJournal довольно много настроек, которые по набору можно охарактеризовать как нечто среднее между социальной сетью и конструктором сайтов либо CMS. Много всего, что относится к отображению и форматам записей, комментариев, репостов и прочего. Много внимания уделено параметрам уведомлений по всем каналам и безопасности. Есть защита от спама, капча, запись IP-адресов комментаторов, блокировка пользователей, аутентификация доступа, просмотр профилей гостей и многое другое.
Особый акцент сделан на социальную составляющую – профиль автора и его связи с сообществом журнала. Группы друзей, юзерпики, подписки, сообщества – всё это можно детально настроить по уровню доступа, удобству показа и т. д. Кроме того, система ведёт подробный лог действий: сеансы связи, платежи, история сообщений и т. д.
LJ поддерживает дополнения, позволяющие интегрировать возможности полезных внешних сервисов. Вы можете подключить Google Analytics, Яндекс.Метрику, связать аккаунт с социалками (VK, Instagram, Facebook, Twitter, Tumbler), каналом мессенджера Telegram, а также добавить инструменты веб-мастера от Google, Yandex и даже Mail.ru. Платформа ориентирована на активное продвижение контента авторов – это очевидно.
Отметим наличие хорошего раздела помощи, ссылка на который висит в личном кабинете. В ЖЖ есть, чему учиться, здесь не всё так просто, рекомендации и расшифровки возможностей пригодятся многим новичкам и не только.
Подытожим возможности. В ЖЖ есть 2 версии редактора записей, из который старая интереснее. Много всего профилю пользователя, дружбе, подпискам и прочей социально-сетевой составляющей. Куча настроек статистики, безопасности, уведомлений и внешнего вида новостной ленты. Развитая интеграция с сервисами поисковых систем и социалок. Суммарно сервис является чем-то средним между конструктором сайтов и социальной сетью.
Читайте также:
Дизайн и работа с шаблонами
В LiveJournal сделан упор на адаптивность отображения записей, что важно. Вручную можно выключить этот параметр в настройках, но мы этого делать не рекомендуем. Записи на этой платформе выглядят довольно просто и по структуре, и по оформлению. Местами не хватает вычурности. Хотелось бы видеть какие-нибудь табы, симпатичные таблицы, слайдеры и прочее из того, что бывает в более продвинутых в плане подачи контента движках. Можно через код заморочиться и сделать, но многие ли станут этим заниматься?
В настройках в разделе «Управление» можно изменить шаблон вашего журнала, выбрав макет и один из многочисленных стилей оформления. Макета всего 2 вида – с правым или левым сайдбаром. А вот стилей, то есть шаблонов, по сути, здесь очень много, но они однотипные, многие выглядят устаревшими лет на 15.
Учитывая, что сами записи тоже выглядят пресно, если их обильно не разбавлять картинками и видео, приходим к тому, что визуально восхищаться в ЖЖ нечем. Можно читать, лайкать, общаться, но взгляду зацепиться не за что. Дизайн блогов здесь примитивный, однообразный. Что далеко ходить – в редакторе нельзя выбрать шрифт публикации. Всё одинаковое на вид. По этой части ЖЖ консервативен, ничего интересного не предлагает. А те крохи кастомизации, что есть, платные. Бедно, просто и скучно выглядит ЖЖ в контексте оформления дизайна.
Оптимизация (SEO) и продвижение
Для всех публикуемых записей можно добавлять теги, по которым их будут показывать в рамках площадки и находить в поиске. Ключевые слова, по сути. Также большой упор сделан на раскрутку в социальных сетях – шаринг, репосты, лайки, кроссовые публикации и т. д. Это основной инструмент для раскрутки ваших записей Живого Журнала.
Для контроля за процессом продвижения есть возможность подключения статистики и веб-мастерских инструментов основных поисковых систем. В личном кабинете много статистики по активности, меткам, друзьям, профилю и т. д. Можно вручную выбрать лучшие посты, которые будут показываться блоком в качестве персональных рекомендаций под другими вашими записями.
Основной упор сделан на продвижение журналов внутри площадки. Это работает как социальная сеть – друзья, друзья друзей, репост, комментарии, подписка и т. д. по цепочке. Развитие аккаунта ЖЖ неразрывно связано с активностью его сообщества. Не стоит рассчитывать на создание автономного блога, который будет напрямую продвигаться в поисковых системах в качестве самостоятельно единицы. Сначала нужно завоевать популярность внутри площадки.
Вы можете продвигать свой журнал внутри платформы бесплатно. Для расширения потенциала придётся купить домен, отключить рекламу и ещё что-то. Недёшево получится. Вы часто встречали в выдаче Google записи с ЖЖ на поддоменах? Вряд ли. В этом всё дело. Платформа уже не так популярна, не уникальна по своим возможностям и не столь полезна, как это было в нулевых. Так что по части SEO здесь всё работает, но общий уровень эффективности продвижения посредственный.
Читайте также:
Ценовая политика
В базовой версии можно свободно зарегистрироваться и пользоваться ЖЖ бесплатно. Если есть желание писать куда-то и, возможно, получать отклик. При серьёзном подходе ЖЖ требует вложений, причём, больше, чем стоимость онлайн конструкторов или блоговых CMS + хостинг.
На LiveJournal развитая модель монетизации. Платных функций множество: шаблоны, отключение рекламы, подключение домена, какие-то иконки/смайлики, дополнительные юзерпики, подарки и ещё куча всего. Есть пакеты для промо внутри платформы, причём, на аукционной основе – чем больше ставка, тем больше шансов получить пакет.
На бесплатных аккаунтах в записях показывают чужую рекламу. Отключение платное. Сделав это, сможете разместить свою для монетизации блога.
Таким образом, при желании конкурировать с топами платформы в ЖЖ нужно вкладывать средства, причём, немалые. Учитывая множественные ограничения возможностей платформы, на сегодняшний день это смысла не имеет. Дорого и почти бесполезно.
Читайте также:
Плюсы и минусы
Основной плюс Живого Журнала – тёплая репутация из 2000-х. Ностальгия у многих жива до сих пор, площадка висит в закладках, а рука не поднимается удалить. Основная причина, по которой топовые блогеры все ещё остаются в ЖЖ – это привычка, от которой трудно избавиться. Сейчас любой желающий может создать себе полноценный, отдельный блог и рулить им по своим правилам без каких-либо ограничений. На фоне этого возможности LiveJournal выглядят скромно, особенно с учётом необходимости платить тройную цену за стандартные для других платформ опции.
По итогу, ЖЖ можно читать, наведываясь к проверенным авторам. Но создавать сейчас блог и продвигать его в рамках этой платформы невыгодно. Есть варианты куда более интересные и удобные.
Читайте также:
Аналоги и конкуренты
LiveJournal – это конструктор блогов и медиа платформа для публикации статей или ведения дневников, хоть по функциональности сильно не дотягивает до полноценного сайтбилдера. Но всё же, по итогу работы с ним, пользователь получит личный кабинет, сайт в Интернете, доменное имя и место в сообществе площадки. Так что все признаки соответствия налицо. Сравнивать будем с двумя лучшими, с нашей точки зрения, вариантами блоговых платформ.
Лучшие блог платформы – альтернативы LiveJournal:
Итого, Живой Журнал в современности уже не так актуален в качестве сервиса для ведения блогов №1, как раньше. Начинающие блогеры и эксперты предпочитают создавать свои блоги с нуля на полноценных движках, получая неограниченные возможности для их развития. Что CMS WordPress, что веб-сервис uCoz на три головы выше ЖЖ с точки зрения технических возможностей и перспективности. И дешевле в эксплуатации с целью монетизации блогов, что важно.