Дефляционный актив что это
Что такое дефляция: причины и последствия, как снижать цены и не проиграть
Дефляция – процесс не менее опасный, чем инфляция, однако он имеет положительные и отрицательные стороны. Предпринимателю важно уметь разбираться в видах дефляции, особенностях ее течения, чтобы понять, когда нужно оптимизировать бизнес путем снижения стоимости товаров.
Что такое дефляция
Дефляция – это процесс, в ходе которого происходит снижение стоимости товаров или услуг. За одну и ту же сумму можно приобрести продукцию большего объема, чем раньше, так как увеличивается покупательская способность денег.
Чем отличается от инфляции
Оба процесса связаны с изменением стоимости товаров, однако инфляция характерна для ситуаций, в которых происходит рост цен, из-за чего деньги обесцениваются. Покупательская способность при инфляции снижается. Дефляция увеличивает стоимость денег и возможность приобретения товаров, которые, становятся доступнее.
Что хуже
Несмотря на то, что падение цен при дефляции кажется благоприятной ситуацией, на деле это оказывается более опасным процессом для экономики. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени дефляция замедляет развитие бизнеса из-за постоянного падения цены готовых продуктов. Это приводит к закрытию предприятий, которые становятся нерентабельными.
Признаки дефляции
Характерными признаками наступления дефляции считаются:
Примеры дефляции в истории: «Великая депрессия» в США, возникшая из-за стремительного роста экономики, «Потерянное десятилетие» в Японии, когда в 90-е годы 20 века резко повысился уровень доходов населения. Дефляция влияет на стоимость ценных бумаг, кредитные ставки, индексацию пенсий и пособий, зарплаты и т.д.
Причины
Причины дефляции связаны с несколькими факторами, сочетание которых приводит к снижению стоимости продукции:
Дефляция делится на две разновидности, отличающиеся экономическими последствиями.
Опасная дефляция
Дефляция, характерная для экономического спада, отличается следующими чертами:
В первую очередь дефляция влияет на банковскую деятельность и при отсутствии государственного регулирования распространяется на остальные сферы.
Хорошая дефляция
Хорошей ситуацией считается устойчивое повышение эффективности предприятий, последовательное уменьшение себестоимости и увеличение конкуренции. В этой ситуации для привлечения покупателей в период дефляции происходит снижение цен без сокращения рабочих мест и заработных плат.
Последствия дефляции
Последствия дефляции сводятся к:
Меры борьбы
Борьба с дефляцией требует много времени и состоит из поддерживающих и долгосрочных мер:
Дефляцию нужно решать комплексными мерами на государственном уровне, потому что такая ситуация не проходит самостоятельно.
Как бизнесу снизить цену и не проиграть
Во время дефляции бизнес может позаботиться о своих интересах через снижение цены, что привлечет клиентов. Однако рост спроса нужно тщательно контролировать, следуя определенным алгоритмам.
Анализ
Снижение стоимости позволяет увеличить объемы производства, поэтому необходимо понять, хватит ли для этого ресурсов. Важно учитывать технологические мощности, размеры складов, численность рабочих. Предварительный анализ покажет, насколько можно увеличить производство для обеспечения потребностей новых клиентов.
Временная реклама
Чтобы клиенты узнали о снижении стоимости, нужно провести кратковременную рекламную кампанию для привлечения внимания. Она не потребует столько же средств, как обычная маркетинговая работа, и приведет заинтересованную аудиторию.
Оптом дешевле
При заказе одной единицы товара, клиент оплачивает ее по прейскуранту. При больших объемах условия обговариваются индивидуально, что приводит к взаимовыгодному сотрудничеству. Компания получает большой заказ на оптовую поставку и обеспечивается работой, клиенту полагается скидка, располагающая его к сотрудничеству.
Взаимовыгодный обмен
Важно не забывать подстраховываться, если компания идет навстречу клиенту. Например, при снижении цены просить полную предоплату, написание рекомендаций и т.д. Если сложилась ситуация, в которой уменьшение цены неизбежно, нужно извлечь из этого максимум пользы.
Будьте хитрее
Для этого можно, например, разделить товар на несколько единиц для увеличения доходов. Основу продавать отдельно, а комплектующие создадут дополнительные продажи. Также можно делать скидки при покупке нескольких товаров.
Скидки для постоянных клиентов
Такой вариант увеличит объем продаваемой продукции и усилит лояльность покупателей. Это хороший способ удержания клиентов, которые не пойдут к конкурентам, имея персональную скидку или бонусы, накопленные за время сотрудничества с вашим брендом.
Не позволяйте покупателям привыкать к распродажам
Скидки не должны быть основой взаимодействия с клиентами. В противном случае сниженные цены будут восприниматься как норма, а возвращение к привычным ценникам вызовет недовольство и отказ от покупок.
Убедитесь, что выгоду получают ваши клиенты
Посмотрите, не оседает ли разница между постоянной ценой и скидочной в кошельках посредников. Важно, чтобы акционные предложения доходили напрямую до покупателя, иначе не будет отдачи со стороны клиентов, а соответственно и увеличения прибыли компании.
Помните о прибыли
Снижение цен за счет расширения предложения
Снижение стоимости продукции должно сопровождаться расширением ассортимента для компенсации затрат компании. Продукты на время должны упрощаться для уменьшения издержек. Кроме того, если снижаются цены на стандартные предложения, из них должны исключаться дополнительные услуги. Например, в сфере фитнеса это может выражаться продажей абонемента по доступной цене и предложением дополнительного пакета услуг по более высокой цене: массаж, СПА и пр.
Почему конкурент снижает цены
Для снижения цены со стороны конкурентов может быть несколько причин:
Заключение
Отрицательная дефляция сказывается на всем секторе бизнеса, так как изменяет покупательскую способность и спрос на товары. Предприниматели могут локально вводить меры по защите своего бизнеса, однако окончательное решение проблемы происходит только на масштабном уровне с участием государственного регулирования.
Как уберечь инвестиционный портфель от падения в кризис?
Меня интересует тема защитных активов. Мировая экономика развивается циклично. Рано или поздно случается очередной финансовый кризис. Котировки акций падают, отдельные компании банкротятся, некоторые валюты сильно обесцениваются.
Подскажите, какие существуют защитные инструменты, позволяющие переждать финансовый шторм и сохранить ценность активов? В частности, интересуют инструменты, представленные на Московской бирже.
Вячеслав, вы правы: в отдельных странах и в мире в целом периодически случаются кризисы, что плохо влияет на рынок акций. Если вы не можете или не хотите рисковать, часть денег стоит вложить в защитные активы.
Когда падает рынок акций, цена защитных активов не падает или незначительно снижается. Некоторые защитные активы могут подорожать в кризис или будут давать стабильный денежный поток в любой ситуации.
Защитные активы снижают риск инвестиционного портфеля. Если включить их в портфель, в кризис он подешевеет меньше, чем если бы состоял только из акций. Правда, при росте рынка акций защитные активы снизят доходность портфеля.
Расскажу, какие активы помогут меньше волноваться из-за падения рынка акций и как их использовать.
Деньги и инструменты денежного рынка
Самый простой способ защититься от падения рынка акций — иметь побольше свободных денег, причем не только в рублях, но и в долларах или евро на случай резкого падения рубля. Минус в том, что денежные средства не приносят доход, а их покупательная способность снижается из-за инфляции.
Как вариант, деньги можно держать на банковских вкладах, накопительных счетах и картах с процентом на остаток. Так вы будете получать проценты, что защитит деньги от инфляции. С вкладами, счетами и картами в кризис ничего не случится. На всякий случай напомню, что лимит страхования АСВ — 1,4 млн рублей на одного человека в одном банке.
Еще пригодятся инструменты денежного рынка — максимально короткие долговые инструменты надежных эмитентов. Это, например, векселя казначейства США, которые считаются очень надежным активом.
На Московской бирже есть три фонда денежного рынка. Они подойдут и как защитная часть портфеля, и для временного вложения свободных денег, которые есть на брокерском счете или ИИС.
Фонд FXTB состоит из векселей казначейства США. Это долларовый актив, доходность которого с учетом расходов на управление фондом — около 0% годовых. Раньше доходность была выше, но ставки ФРС снизились.
FXMM — это то же самое, но с рублевым хеджированием: цена FXMM не зависит от курса доллара. С учетом расходов фонда можно рассчитывать примерно на 5% годовых в рублях.
Еще есть фонд VTBM, который вкладывает деньги в обратное РЕПО — популярный среди банков и других финансовых учреждений вид сделок. Это рублевый актив, как и FXMM. С поправкой на расходы фонда VTBM может принести около 5% годовых.
Инвестиции — это не сложно
Облигации
Вклады и фонды денежного рынка надежны, но дают небольшую доходность. На облигациях можно заработать больше, поэтому именно облигации чаще всего используются как менее рискованная часть инвестиционного портфеля.
Однако у облигаций есть разные риски. Прежде всего, это кредитный риск: если эмитент обанкротится, владельцы облигаций потеряют деньги.
Защитным активом стоит считать не любые облигации, а только облигации инвестиционного уровня. Это бумаги органов власти платежеспособных стран и крупнейших компаний. Чем выше рейтинг эмитента, тем ниже риск проблем с его бумагами, тем меньше такие бумаги дешевеют в кризис и тем лучше они защищают портфель от просадок.
Еще один риск — процентный. Если процентные ставки в экономике растут, ранее выпущенные облигации будут дешеветь. Это может стать неприятным сюрпризом. Чем меньше дюрация облигации, тем меньше ее цена зависит от изменения процентных ставок.
Из тех облигаций, что есть на Московской бирже, подойдут ОФЗ и облигации региональных и муниципальных органов власти. Можно добавить к ним облигации крупнейших компаний, например Сбербанка, МТС, РЖД. Также пригодятся еврооблигации, если вас интересуют валютные активы.
Можно использовать не отдельные облигации, а фонды. На Московской бирже есть фонд облигаций федерального займа SBGB, фонды еврооблигаций FXRU, RUSB и другие, а также фонды рублевых корпоративных облигаций наподобие VTBB.
К сожалению, на Московской бирже пока нет фондов надежных облигаций других стран. Есть VTBH, позволяющий инвестировать в высокодоходные облигации американских компаний, но в кризис такие бумаги могут сильно дешеветь. Например, за 2008 год рынок американских высокодоходных облигаций упал более чем на 21%.
Золото
В отличие от вкладов и облигаций золото гораздо менее предсказуемо и весьма волатильно: его цена может сильно колебаться. Тем не менее золото традиционно считается защитным активом. Во время неопределенности и плохих новостей инвесторы переходят из акций в золото, а его цена в кризис обычно растет.
У золота низкая корреляция с рынком акций. Например, c 30 мая 2009 по 30 мая 2019 года корреляция месячной доходности золота и индекса акций всего мира MSCI ACWI была 0,06. Корреляция золота и индекса S&P 500 равнялась −0,09.
Близкая к нулю и тем более отрицательная корреляция — это хорошо: чем меньше поведение разных активов связано между собой, тем лучше они дополняют друг друга в портфеле. Впрочем, корреляция может меняться со временем.
Еще один плюс золота в том, что это валютный актив. Рублевая цена золота зависит от его долларовой цены и курса доллара. В кризис может вырасти и долларовая цена золота, и сам доллар, так что цена золота в рублях тоже увеличится.
Есть и минус: в долгосрочной перспективе доходность золота, вероятно, будет примерно равна инфляции. Кроме того, золото не обеспечивает денежный поток.
Вложиться в золото можно через фонд FXGD на Московской бирже. Примеры таких фондов на иностранных биржах — GLD и IAU.
Есть и другие способы инвестировать в золото: обезличенные металлические счета, инвестиционные монеты и т. д.
Могут ли акции быть защитным активом
К защитным активам иногда относят акции некоторых компаний. Это, например, акции производителей золота типа Polymetal. Когда золото дорожает, цена акций золотодобытчиков растет.
Другой пример — акции крупных компаний из сектора потребительских товаров первой необходимости, например Coca-Cola и Walmart. Секторы здравоохранения и коммунальных услуг тоже считаются защитными.
Наконец, к категории защитных некоторые инвесторы относят акции американских «дивидендных аристократов». Это компании, которые входят в индекс S&P 500 и хотя бы 25 лет подряд увеличивают размер дивидендов. Многие «аристократы» работают как раз в защитных секторах. Инвесторы рассчитывают, что цена таких акций не будет сильно падать, а дивиденды будут выплачиваться даже в кризис.
В кризис акции некоторых компаний действительно могут падать меньше, чем рынок акций в среднем, а некоторые акции могут расти. Кроме того, акции иностранных компаний — это валютный актив. Если в кризис они подешевеют, но при этом упадет рубль, их рублевая цена может не измениться или даже вырасти.
Тем не менее это все равно акции, то есть достаточно рискованный вид вложений. Дивиденды могут урезать или отменить, цена акций может сильно упасть по разным причинам, а доходность сложно предсказать.
Так, по итогам 2008 года акции Coca-Cola упали примерно на 24%. Это заметно лучше, чем результат американского рынка акций в том же году, но все-таки существенное падение. За февраль — март 2020 года акции Coca-Cola упали сильнее, чем рынок акций США, а за апрель 2020 года выросли слабее рынка.
Какой бы хорошей и стабильной ни была компания, ее акции — это лишь условно защитный актив, компромисс между потенциально высокой доходностью и защитой от падений всего рынка. Не стоит слишком сильно полагаться на защитные свойства акций, даже если они хорошо показали себя в прошлые кризисы. Это не денежные средства и не облигации.
Как использовать защитные активы
Нет надежных способов предсказать, когда начнется кризис. Если вы опасаетесь падения рынка акций, часть вашего инвестиционного портфеля стоит заранее вложить в защитные активы и постоянно держать их. Например, можно выделить 40% портфеля на надежные облигации, а 10% — на золото.
Какую долю портфеля выделить на акции, а какую — на другие инструменты, зависит от горизонта инвестирования и пожеланий по доходности и риску. Например, чем меньше времени у инвестора в запасе, тем меньше должна быть доля акций в портфеле и тем выше доля денежных средств, вкладов и надежных облигаций.
Защитные активы снижают волатильность портфеля, то есть делают его менее рискованным. Минус в том, что в долгосрочной перспективе они снижают доходность портфеля: их доходность обычно меньше той, что дают акции. Зато с защитными активами вам будет спокойнее: в кризис портфель подешевеет не так сильно.
Портфель надо периодически ребалансировать — восстанавливать исходные доли разных активов. Это позволяет контролировать риск портфеля, а в некоторых случаях может повысить его доходность.
Например, в кризис акции подешевеют — их доля в портфеле станет меньше, чем планировали. Можно продать часть защитных активов или внести дополнительные деньги и купить подешевевшие акции. Затем, когда акции сильно вырастут, можно докупить менее рискованные активы, продав часть акций или внеся в портфель дополнительные средства.
Как защитные активы ведут себя на практике
Посмотрим, что происходит с защитными активами в кризис и как они влияют на результат инвестиций.
Пример 1. С 20 сентября по 24 декабря 2018 года индекс S&P 500 упал на 19,4%. Индекс акций малых американских компаний Russell 2000 снизился на 26,1%, а рынок акций развитых стран без США и Канады в лице индекса MSCI EAFE упал на 13,6%.
За тот же период векселя казначейства США дали 0,6%, казначейские ноты принесли инвесторам 2,4%, а золото выросло на 5%. Те инвесторы, у кого в портфеле были не только акции, но и деньги, инструменты денежного рынка, облигации и золото, могли беспокоиться меньше тех, у кого были только акции.
Пример 2. Теперь оценим, как защитные активы могут работать в составе долгосрочного инвестиционного портфеля. Представим, что два инвестора вложили деньги в 1972 году.
Первый инвестор решил рискнуть и вложил все деньги в американский рынок акций, реинвестируя дивиденды.
Второй был более осторожным. Он вложил 50% портфеля в американский рынок акций, 40% — в среднесрочные казначейские бумаги США, а на оставшиеся 10% купил золото. Он тоже реинвестировал доход, а ребалансировку портфеля проводил раз в год.
Что такое дефляция. Объясняем простыми словами
Дефляцию нельзя считать благом, хотя многие рядовые потребители думают именно так. Если этот процесс затягивается, последствия для экономики оказываются очень тяжёлыми.
В XIX — первой половине XX века дефляция обычно происходила во время экономических кризисов. Товары никто не покупал, продавцы снижали цены. Это шло во вред бизнесу и часто приводило к банкротству. Во время Великой депрессии в США (1929–1933) цены упали почти на 30%, но даже такие суммы оказались неподъемными для множества потерявших работу американцев.
Пример употребления в «Секрете»
«Дефляция России не грозит, так как она свойственна развитым рынкам с высокой конкурентной средой. Россия — страна с вертикально интегрированной экономикой, и процесс повышения или снижения цены — результат договорённостей (чаще всего устных) правительства с ключевыми игроками. А любое снижение цен — это уменьшение выплат в бюджет страны, и в текущей ситуации это невозможно».
(Эксперт по управлению личными финансами и инвестициями Игорь Файнман — об угрозе роста инфляции в России.)
Нюансы
Экономисты выделяют несколько причин дефляции. Это факторы сокращения спроса, в том числе — рост спроса на деньги (наличные и безналичные), сокращение кредитования, рост необеспеченного спросом производства, слишком жёсткая бюджетная политика, излишнее ограничение денежной массы в экономике (слишком резкое повышение ключевой ставки Центробанка).
В ситуации снижения цен и низкого спроса при уменьшении объёма доступных средств экономика может попасть в дефляционную спираль. Этот механизм включает в себя несколько этапов.
Когда потребители сокращают траты на товары и услуги, происходит перепроизводство, механизм зацикливается, дефляция усиливается. Потому этот процесс называют дефляционной спиралью.
Инфляционные и дефляционные процессы могут происходить в разных сферах экономики одновременно. Такую ситуацию называют бифляцией.
Отрицательный рост цен, или Дефляция. Как возникает, к чему может привести
Дефляция – это необычное для экономики явление, имеющее эффект, противоположный инфляции. На первый взгляд кажется, что дефляция несет для граждан только позитивные последствия, однако, это далеко не так. В некоторых случаях она даже хуже инфляции.
💡 Что такое дефляция
Дефляция – это экономический процесс, при котором в течение длительного времени снижается средний уровень цен на товары и услуги. Таким образом, покупательская способность денег увеличивается – на ту же сумму потребитель может приобрести больше товаров.
Дефляция является антиподом инфляции, но объединяет их то, что оба процесса являются показателями проблем в экономике страны.
Главная опасность дефляции в том, что она провоцирует снижение выпуска продукции на рынке и уменьшение объемов производства. Это происходит из-за того, что падает спрос – граждане не тратят деньги, предпочитая выждать время, чтобы потом купить товар еще дешевле. Если нет спроса, то останавливается и производство, в результате чего экономический рост сокращается, и начинает увеличиваться безработица.
Если негативные последствия инфляции в первую очередь бьют по гражданам, то дефляцию сначала ощущают предприятия и бизнес, а только потом – потребители.
💫 Причины возникновения
Чаще всего дефляция возникает по следующим причинам:
Фактор | В чем выражается |
Рост производства | Благодаря современным технологиям, предприятия могут увеличивать объем выпускаемой в продажу продукции. Это приводит к необходимости понижать цены. Объем производства возрастает, а доходы населения не меняются |
Повышенный спрос на наличные и безналичные деньги | Ожидая еще большего возрастания покупательской способности денег, граждане не тратят средства, а откладывают их в банках и дома, собираясь приобрести нужный товар потом. Такую ситуацию называют ловушкой ликвидности. В результате денежные средства уходят из оборота, возрастает ценность национальной валюты |
Регулирование государством объемов денежной массы | Борясь с дефляцией, государство уменьшает объем денежной массы в обороте. Способы могут быть различны – снижение госрасходов, повышение учетной ставки, рост налогов и т. д. Но такая дефляционная политика иногда может давать результат, противоположный желаемому |
Сокращение объемов выдаваемых населению кредитов | Снижение кредитования граждан приводит к уменьшению количества денег в обращении и дефляционным рискам |
К другим причинам дефляции можно отнести банковские депозиты с высокой процентной ставкой, неправильную денежно-кредитную политику, в ходе которой удерживаются слишком высокие процентные ставки, и применяются ограничительные инструменты, а также большую кредитную задолженность при отсутствии денежной эмиссии.
Основные признаки
К наиболее значимым дефляционным признакам можно отнести падение потребительского спроса, уменьшение зарплат, резкий рост безработицы и снижение цен на товары, выпускаемые национальными предприятиями.
На деле это выражается в том, что первыми дефляцию начинают ощущать предприниматели – доходы компаний снижаются. Чтобы как-то компенсировать убытки, руководители компаний вынуждены уменьшать зарплату работникам.
Поскольку дефляция увеличивает покупательскую способность денег, то из-за этого падают и доходы компаний-производителей. Чтобы выдержать конкуренцию, компании вынуждены снижать стоимость своих товаров. И без того убыточная для бизнеса ситуация становится еще хуже.
Из-за сокращения зарплат и роста безработицы спрос на выпускаемые товары резко падает.
Чем выше уровень дефляции, тем отчетливее проступают ее признаки. В конечном счете дефляция может угрожать устойчивости банковского сектора страны и промышленности.
Дефляционная спираль
Если неблагоприятный период затягивается, он может перерасти в дефляционную спираль. Это ситуация, когда после одного случая, спровоцировавшего безработицу, снижение зарплат и расходов, процесс продолжает развиваться по инерции и остановить его крайне тяжело. Экономика при этом может нести колоссальные убытки. Население перестает брать кредиты: их нужно будет отдавать деньгами, стоимость которых выше, чем у денег, взятых в долг. Граждане начинают массово закрывать вклады. Это провоцирует падение ликвидности рынка и уменьшение капиталов банковских организаций.
Выход из дефляционной спирали может затянуться на годы, и столько же уйдет на полное избавление от последствий.
💰 Дефляция и инфляция: в чем разница и что хуже
При инфляции за одну и ту же сумму можно купить меньше товаров или услуг, чем, к примеру, в прошлом месяце. При дефляции за одну и ту же сумму можно купить больше товаров или услуг, чем в прошлом месяце.
Оптимальным считается 1-3% инфляции. Такое значение благоприятно для экономики и обеспечивает плавный и безболезненный отток средств от населения в бизнес и производство. Более того, инфляция в пределах 3% годовых позволяет экономике нормально развиваться.
При более сильном росте инфляции потребители смогут купить меньше товаров, ведь деньги обесцениваются, а зарплаты остаются такими же. Поэтому многим кажется, что раз при дефляции цены падают, то это намного лучше, нежели инфляция, и вообще является благом для экономики.
Но на самом деле даже незначительная дефляция может спровоцировать серьезный финансовый кризис и затяжную рецессию. Любая экономика базируется на балансе спроса и предложения. При дефляции происходит дисбаланс, о котором уже говорилось выше: спрос со стороны населения уменьшается, стоимость продукции сокращается, начинается «оптимизация» производства из-за невозможности нормально работать в сложившихся условиях, повышается безработица, и население начинает экономить еще больше. Замкнутый круг.
Фактически дефляция и рецессия – тождественные понятия. Останавливаются производство и продажи, вся экономика замирает. Люди забирают деньги из банков, банковская система терпит убытки и у нее больше нет средств, чтобы выдавать кредиты. При этом многие новые проекты национальных компаний требуют кредитных заимствований.
Одновременно начинается дефицит государственного бюджета, который пополняется за счет налогов, а при дефляции налогооблагаемая база сжимается.
Таким образом, и инфляция, и дефляция несут негативные последствия для экономики. Но дефляцию можно назвать все-таки более вредоносной, поскольку она может быстро затянуть производство и бизнес в дефляционную спираль, а избавиться от ее последствий намного труднее, чем от инфляционных.