Десятичная запись что это
Десятичная запись что это
*Заочная математическая школа
Составитель преподаватель КубГУ Соколова И.В.
Тема 1. Десятичная запись натурального числа.
Первые представления о числе приобретены людьми с незапамятной древности. Они возникли изсчета людей, животных, плодов, различных изделий человека и других предметов. Результатом счета являются числа 1, 2, 3, 4, 5,… Этот ряд продолжается без конца; он называется натуральным рядом, а числа–натуральными.
Способы записи чисел называют системами счисления. Нашу систему счисления называют позиционной, т.к. каждая из цифр (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) имеет различное значение в зависимости от позиции цифры в записи числа. Например, каждая цифра 3 в записи числа 333 имеет различное числовое значение: первая слева обозначает 3 сотни, вторая – 3 десятка, третья – 3 единицы. За основание нашей системы счисления взято число 10, поэтому она называется десятичной.
Любое натуральное число в десятичной системе счисления можно записать в виде суммы числа единиц, десятков, сотен и т.д. Например, запись 27 354 выражает, что в составе числа имеются 4 единицы, 5 десятков, 3 сотни, 7 тысяч и 2 десятка тысяч. В виде суммы оно запишется так:
27 354=2 · 10 000 + 7 · 1 000 + 3 · 100 + 5 · 10 + 4.
.
Двузначное число разделили на его первую цифру. В результате получили 14. Найти все такие двузначные числа.
У трехзначного числа поменяли местами последние 2 цифры. В результате число уменьшилось на 18. Найдите это число.
Тема 2. Деление с остатком.
Известно, что всякое натуральное число a можно разделить на другое натуральное число b с остатком, т.е. единственным образом представить a в виде:
В страну Арифметику прибыла “делегация” чисел, при делении которых на 11 получались частные равные остаткам. Какой вид имели эти числа и сколько их было?
Тема 3. Правила нахождения остатков.
Рассмотрим правила нахождения остатков при делении натуральных чисел на 2, 3, 4, 5, 10, 25:
1. Число делится на 2 (на 5, на 10), если его последняя цифра делится на 2 (на 5, на 10);
2. Число делится на 4 (на 25), если число, записанное двумя его последними цифрами, делится на 4 (на 25);
3. Число делится на 3 (на 9), если сумма его цифр делится на 3 (на 9).
Упражнение 2. Получить указанные правила на примере делимости трехзначных чисел.
Решение. Воспользуемся свойством: если и
, то
1. . Пусть левая часть равенства делится на 2, тогда так как в правой части первое слагаемое делится на 2 (в разложении его на множители есть число 2), то число c тоже должно делиться на 2. Получили. что последняя цифра c числа
делится на 2. Аналогично доказывается для делимости на 5 и 10 (доказательство провести самостоятельно).
2. . Пусть
делится на 4. Так как в правой части 100 × а делится на 4, то
тоже должно делится на 4, т.е., число, записанное двумя последними цифрами делится на 4.
3.. Пусть
. Так как в правой части
то a+b+c тоже должно делится на 3. Получили что сумма цифр числа
делится на 3. Докажите самостоятельно для делимости на 9.
Сформулируйте признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 10, 25.
Упражнение 3. Докажите, что если в трехзначном числе средняя цифра равна сумме крайних, то число делится на 11.
Решение. Если цифры числа (слева направо) a, a+b, b, то само число: .
Получили, что в разложении числа на множители есть 11, следовательно, число делится на 11.
Из трех различных цифр, отличных от нуля составили всевозможные двузначные числа так, что цифры в записи числа не повторялись. Докажите, что сумма всех полученных чисел делится на 22 независимо от исходного выбора цифр.
Докажите, что число составное.
Если натуральные числа a и b делятся на некоторое натуральное число d, то d называется их общим делителем. Наибольший из общих делителей называется их наибольшим общим делителем и обозначается НОД(a, b). Если НОД(a, b)=1, то числа a и b называют взаимно простыми.
Упражнение 4. Найти все пятизначные числа вида 34x5y, каждое из которых делится на 36.
Решение. Число 36 можно представить в виде произведения взаимно простых чисел 9 и 4, следовательно, искомые числа делятся на 4 и 9. Число 5y должно делиться на 4, значит y=2 или y=6. 3+4+x+5+y=12+x+y должно делится на 9. При y=2 находим такую цифру x, чтобы , отсюда x=4. При y=6
, отсюда x=0 или x=9. Значит, условию задачи удовлетворяют три числа: 34 452, 34 056, 34 956.
Чтобы получить доступ к секретной информации компьютера, необходимо набрать код – четырехзначное число. Известно, что 1-я и 3-я цифра кода – единицы, а все число делится на 15, но не делится на 2. Найдите минимальное количество кодов, которые нужно перебрать, чтобы обнаружить искомый код.
Тема 4. Алгоритм Евклида.
Для разыскания НОД чисел применяется и другой метод. Он называется алгоритмом Евклида. Познакомимся с алгоритмом Евклида на примерах.
а) НОД(6621,111); б) НОД(40,5).
а) Делим 6621 на 111 с остатком:
Теперь делим делитель 111 на остаток 72:
Снова делим делитель на остаток и т.д.
Процесс закончен, если на некотором шаге получаем остаток, равный нулю. НОД данных чисел равен последнему отличному от нуля остатку в алгоритме Евклида. В нашем случае это 3, т.е. НОД(6621,111)=3. Процесс, описанный в алгоритме Евклида не бесконечен, так как остатки убывают, оставаясь неотрицательными, а самый маленький из них ноль: 72>39>33>6>3>0=0.
б) Разделим 40 на 5: 40=5·8+0. На первом шаге получили остаток 0. В этом случае НОД(40,5) равен меньшему из чисел, т.е. 5.
Если натуральное число k делится на числа a и b, то оно называется общим кратным чисел a и b. Наименьшее из таких общих кратных называется наименьшим общим кратным чисел a и b и обозначается НОК(a, b).
НОК двух чисел равно их произведению, деленному на их НОД, т.е.
Пользуясь алгоритмом Евклида, найдите НОД и НОК номера вашего дома и почтового индекса.
Из победителей математической олимпиады был сформирован отряд, в котором больше 100, но меньше 150 детей. Для отправки в летнюю математическую школу их разместили вначале в 8, а затем в 10 автобусах. При этом в обоих случаях детей в автобусах оказалось поровну. Сколько в отряде было девочек и мальчиков, если девочек было на 40 человек меньше, чем мальчиков?
Для учеников трех шестых классов школа к новогоднему вечеру закупила шоколадные конфеты: 390, 405 и 420 штук. Сколько подарков получил каждый класс, если в каждом подарке одинаковое количество конфет и число их – наибольшее из всех возможных.
а) б)
в)
; г)
Даны две равные дроби. Одна из них , а сложив числитель со знаменателем второй дроби, получили 91. Найдите вторую дробь.
Укажите различные способы разрезания данной фигуры на 4 равные части, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. (Способы считаются различными, если части, получаемые при одном способе разрезания не равны частям, полученным при другом способе).
Системы счисления. Позиционная система счисления десятичная.
Впервые позиционная система счисления возникла в древнем Вавилоне. В Индии система работает в
виде позиционной десятичной нумерации с использованием нуля, у индусов данную систему чисел
позаимствовала арабская нация, у них, в свою очередь, взяли европейцы. В Европе эту систему стали
Позиционная система счисления — значение всех цифр зависит от позиции (разряда) данной цифры в числе.
Примеры, стандартная 10-я система счисления – это позиционная система. Допустим дано число 453.
Цифра 4 обозначает сотни и соответствует числу 400, 5 — кол-во десятков и соответствует значению 50,
а 3 — единицы и значению 3. Легко заметить, что с увеличением разряда увеличивается значение. Таким
образом, заданное число запишем в виде суммы 400+50+3=453.
Десятичная система счисления.
Здесь 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, однако информативная нагрузка не лишь у цифры, но и у места,
на котором цифра стоит (то есть ее позиция). Первая цифра числа справа указывает на единицы, вторая
33310 = 3*100 + 3*10+3*1 = 300 + 30 + 3
Десятичная позиционная система счисления является наиболее распространенной из всех систем. Конкретно ею мы
пользуемся, называя цену товара или номер автобуса. Во всех разрядах (позициях) можно использовать лишь одну цифру
от 0 до 9. Основание позиционной системы счисления – это число 10.
Один десятичный разряд в десятичной системе счисления бывает называют декадой. В цифровой электронике одному
десятичному разряду десятичной системы счисления соответствует один десятичный триггер.
Позиционные системы счисления арифметические операции.
Таблица сложения в десятичной системе счисления.
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел
Урок 2. Математика 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Цифры. Десятичная запись натуральных чисел»
Давайте представим себе такую историю…
– 2, 0, 1, 7, 2, 0, 1, 7, 2, 0, 1, – бурчал себе под нос Саша.
– Чем это ты тут занимаешься? – спросил Паша.
– Хочу научиться красиво писать цифры, – ответил Саша.
– Саша, смотри, какое интересное число у тебя получилось, – провозгласил Паша. – А ты можешь его прочитать? – спросил он у Саши.
– Прочитать! Конечно! – взбодрился Саша. – Что тут сложного? 2, 0, 1, 7, 2, 0…
– Нет, Саша! – перебил Паша. – Ты просто перечисляешь записанные цифры, а назвать число – это совсем по-другому. Вот как ты думаешь, что общего между буквами и цифрами?
– Не знаю, – прозвучал ответ Саши. – Может, только если одни и другие мы учим в школе?
– Ну почти! – сказал Паша. – Буквы и цифры – это знаки, которые придумали для записи. Так, например, из букв можно записать слово, а вот из цифр – число. У тебя из цифр тоже получилось число, которое имеет своё имя.
– Правда? – удивился Саша. – И как же его зовут?
– Ты знаешь, я немного забыл, как правильно его назвать, – стушевался Паша. – Но я точно знаю, кто нам может помочь!
– Ребята, прежде, чем я вам поведаю свой рассказ о цифрах, числах и ещё кое о чём интересном, хочу, чтобы вы немного размялись и выполнили устные задания, – предложил Электроша.
– Давайте сверимся! – сказал Электроша. – Посмотрите, что у вас должно было получиться!
– Ну а теперь давайте поговорим о числах, – предложил Электроша. – Вы уже знаете, что в алфавите русского языка существует 33 буквы и из них можно составить огромное множество слов.
Цифры в математике выполняют такую же роль, как и буквы в русском языке. Только из цифр составляют различные числа.
Правда, цифр гораздо меньше, чем букв. Их всего лишь 10:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Так мало? –удивился Саша.
– Цифр-то мало, а вот составить из них чисел можно сколько угодно! – продолжил Электроша.
– А вы знаете, что цифры изобрели давным-давно? – спросил у мальчиков Электроша. Это произошло в Индии ещё в VI веке. Правда, сами цифры принято называть арабскими.
– Арабскими? – удивился Паша. – Но ведь ты же сказал, что цифры придумали в Индии? А значит, их нужно называть индийскими!
– Всё правильно Паша! – улыбнулся Электроша, – придумали то их в Индии, но к нам цифры пришли от арабов, которые подсмотрели их у индийцев, поэтому-то их и стали называть арабскими.
– А теперь поговорим о том, как называют числа! – продолжил Электроша. От количества цифр (знаков) в числе зависит его название. Так, например, если число состоит из одной цифры, то его называют однозначным.
– Такое смешное название! – ухмыльнулся Саша.
– Да, да, одна цифра – один знак, поэтому и однозначное, – продолжил Электроша. –Самое маленькое однозначное натуральное число – 1, а самое большое – 9.
Кроме однозначных чисел, есть и многозначные. Если число состоит из двух цифр, то его называют двузначным числом.
– Вот вы, мальчики, можете назвать самое маленькое и самое большое двузначное натуральное число? – спросил Электроша.
– Конечно! – обрадовались мальчишки. – Это же легче лёгкого!
– Самое маленькое двузначное число – это 10, – сказал Паша.
– Верно! – подтвердил Электроша.
– А вот самое большое двузначное число – это 90! – воскликнул Саша.
– Нет, нет, – исправил Сашу Электроша. Самое большое двузначное число – 99. А вот следом за ним уже идёт наименьшее трёхзначное натуральное число – 100. Число сто записано тремя цифрами, поэтому его называют трёхзначным.
Запомните! Многозначное число может начинаться с любой цифры, кроме цифры ноль.
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию.
– Что это значит – определённое место? – решил спросить Саша.
– Перед вами три трёхзначных числа, – продолжил Электроша. – Посмотрите: в их записи участвуют одни и те же цифры.
– Но ведь сами числа же различны, – возразил Паша. – В них цифры стоят на разных местах.
– Ты правильно заметил, Паша, – сказал Электроша. – В записи числа важно то, какую позицию занимает цифра, то есть на каком месте она стоит.
Место, на котором стоит цифра в записи числа, по-другому называют разрядом числа. Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.
– Да, да, я вспомнил, – радостно сказал Паша, – нам в школе рассказывали. Вот если взять, например, число 358, то у него цифра 8 относится к разряду единиц, цифра 5 – к разряду десятков, а вот цифра 3 – к разряду сотен.
– Всё правильно, Паша! – подбодрил мальчика Электроша. Самый младший разряд – разряд единиц. Им заканчивается любое число. С него же начинают отсчитывать разряды.
Обратите внимание: числа читают слева направо, а разряды отсчитывают наоборот – справа налево. Итак, первый – это разряд единиц. Следующий за ним разряд – разряд десятков. Сделав ещё шаг влево от десятков, получаем разряд сотен.
Если в числе отсутствует какой-либо разряд, то в записи числа на его месте будет стоять цифра 0 и при чтении числа данный разряд не называют.
– Мы с Сашей хотели прочитать число, которое у него получилось, – перебил Паша. – Посмотри, какое большущее число у него вышло.
– Ребята, прочитать это число совсем не сложно, – сказал Электроша. – Сейчас я вам покажу, как это сделать.
Итак, чтобы прочитать многозначное число, цифры его записи нужно мысленно разбить справа налево на группы по три цифры в каждой, при этом крайняя слева группа цифр может состоять необязательно только из трёх цифр, в ней могут быть две, как в нашем числе, или даже одна цифра. Эти группы называют классами.
– Классами? – уточнил Саша. Ты ничего не путаешь, Электроша? В классах учатся в школе. Числа же не учатся в школе.
– Именно классами! – улыбнулся Электроша. – Многозначные числа разбивают на классы для удобства их чтения и записи. Единицы, десятки, сотни образуют первый класс – класс единиц. Следующие три цифры числа образуют соответственно разряды: единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч. Единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч образуют второй класс – класс тысяч. Если мы продвинемся ещё дальше влево, то обнаружим ещё три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов. Единицы миллионов, десятки миллионов, сотни миллионов образуют третий класс – класс миллионов. Следующие три цифры числа образуют соответственно разряды: единицы миллиардов, десятки миллиардов и сотни миллиардов, а вместе они составляют четвёртый класс – класс миллиардов.
– Я понял, как назвать моё число! – вскрикнул Саша. – Это число два десятка миллиардов, одна сотня миллионов…
– Нет, Саша! – перебил мальчика Электроша. – Ты не до конца понял.
При чтении многозначного числа число, записанное в каждом классе, читают как трёхзначное, двузначное или однозначное, добавляя при этом название класса. Только вот название класса единиц, как правило, не произносят.
– А, понятно, – обрадовался Саша. – Значит, в моём числе 20 миллиардов?
– Правильно! – сказал Электроша. – Может, ты сможешь назвать всё число?
– Я попробую, – ответил Саша. – Моё число, – продолжил он, – можно прочитать так: 20 миллиардов 172 миллиона 17 тысяч 201.
– Всё правильно, Саша! – сказал Электроша. – С чтением многозначного числа ты справился на отлично. Ещё вам с Пашей полезно будет узнать, как правильно записывать многозначные числа.
Чтобы записать многозначное число, вам пригодятся следующие правила:
1. Многозначные числа записывают слева направо и начинают со старшего разряда.
2. Во всех классах, кроме старшего, должно быть по три цифры.
3. Для удобства чтения между классами можно оставить небольшой промежуток.
4. Если отсутствуют единицы какого-либо разряда, вместо них пишут нули.
5. Если отсутствует целый класс, то вместо него пишут три нуля.
– Ребята, давайте вы попробуете сами записать многозначное число! – предложил Электроша. – Слушайте внимательно число: двадцать три миллиона пять тысяч двадцать три.
– Какие вы молодцы! – обрадовался за ребят Электроша. – Всё правильно написали!
А ещё вот что вам нужно знать, – продолжил он. – Запись натуральных чисел, которой мы пользуемся, называют десятичной. Такое название связано с тем, что 10 – это основа десятичной нумерации. Самое главное для вас сейчас – это понять, что десять единиц одного разряда образуют одну единицу следующего за ним разряда. Например, 10 единиц составляют 1 десяток, в свою очередь, 10 десятков – 1 сотню и так далее.
Числа 10, 100, 1000 и так далее называют разрядными единицами.
Зная это, вы сможете любое натуральное число представить в виде суммы разрядных слагаемых. К примеру, возьмём число 8 543. Его можно записать суммой разрядных слагаемых так:
8 543 = 8 000 + 500 + 40 + 3.
Или вот так: 8 543 = 8 · 1 000 + 5 · 100 + 4 · 10 + 3.
Последнее равенство называют записью числа 8 543 в виде суммы разрядных слагаемых.
– А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы всё поняли и выполним несколько заданий.
Задание первое: прочитайте число .
Решение: мысленно делим наше число на группы по три цифры начиная справа. Три первых цифры составляют класс единиц, три следующих – класс тысяч, ещё три следом – класс миллионов и последние – класс миллиардов. Видим, что в классе миллионов и классе тысяч стоят нули, значит, в этих классах отсутствуют единицы в разрядах. Тогда указанное число – пятьдесят миллиардов триста.
Следующее задание: запишите цифрами число пять миллионов одиннадцать тысяч шестьсот один.
Решение: число пишем слева направо. Старший класс в нашем числе – миллионы, и их пять, значит, записываем цифру 5. Следующий класс – тысячи. Сказано, что в числе их одиннадцать, значит, отсутствует разряд сотен и вместо него мы запишем цифру 0. За ней ставим 11. И последний класс в этом числе – класс единиц, их 601, разряд десятков отсутствует, на его месте ставим цифру 0.
И последнее задание: запишите число 7 506 в виде суммы разрядных слагаемых.
Решение: у нас в числе семь тысяч, значит, пишем … дальше идёт класс единиц… пишем
… видим в числе отсутствует разряд десятков, там стоит 0… значит, дальше пишем
.