Диджитал бизнес что это
Что такое диджитал-маркетинг? Про основы, принципы и технологии
Сегодня digital-маркетинг не только собирает точную и объективную информацию о целевой аудитории, но и прослеживает результаты продвижения бренда или продукта.
В последнее время часто можно услышать о цифровизации всего и вся и о digital-технологии в маркетинге в частности. Что такое диджитал-маркетинг простыми словами? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит посмотреть на окружение человека в больших городах. Сегодня люди пользуются большим количеством гаджетов, каждый из которых обеспечивает взаимодействие со своим владельцем при помощи подключения к интернету. Конечно, это в первую очередь смартфоны, но и также прочие носимые и не очень устройства. Например, планшеты, смарт-часы, браслеты, умные колонки, смарт-ТВ и т.д.
Гаджеты сегодня выполняют роль отправной точки для совершения покупок и получения услуг. В любом смартфоне пользователя можно обнаружить множество полезных приложений, которые помогают перемещаться по городу, стране и миру, совершать финансовые операции, делать заказы в кафе и ресторанах и оплачивать их, не дожидаясь счёта от официантов, и т.д.
Одним словом, digital- или цифровой маркетинг — это способ для бизнеса поддерживать взаимодействие со своими клиентами с помощью их персональных устройств. Конечно, основной целью диджитал-коммуникаций являются траты потребителей на предоставляемые компанией товары и услуги. Занимается привлечением и удержанием клиентов в цифровой среде digital-маркетолог. С функционалом и задачами данной профессии подробнее можно познакомиться в данной статье. В этом же материале предлагаем разобраться с тем, что представляет собой и что входит в диджитал-маркетинг.
Основы digital-маркетинга
Можно смело утверждать, что digital-маркетинг не только является обозначением стратегии продвижения с использованием цифровых устройств, но и также синонимом современных маркетинговых инструментов. Дело не только в том, что потребители сегодня проводят много времени в интернете и используют для выхода в сеть свои мобильные устройства.
В перегруженном информационном пространстве очень сложно получить внимание потребителей. Это приводит к тому, что люди готовы воспринимать предложения компаний только в том случае, если они соответствуют интересам и запросам. Сегодня рекламная коммуникация должна оказываться перед глазами клиента в нужное время и в нужном месте — в момент, когда он находится в поиске решения и максимально заинтересован рассматривать поступающие к нему предложения. В этом случае у компании есть шанс получить желаемую реакцию в ответ.
Чтобы реализовать подобным образом рекламную кампанию, бизнесу необходимо глубокое понимание потребностей целевой аудитории, особенностей её выбора, а также создание персонализированных сообщений. Ковровые обезличенные рекламные кампании ещё не полностью потеряли значение, но их эффективность существенно снизилась. Все эти изменения заставляют компании искать возможности для сбора данных о своих потребителях и понимание о вероятных сценариях действий, которые приводят пользователей к покупкам.
Это серьёзный технологический вызов для многих компаний. Он подводит нас к определению основы digital-маркетинга. Гаджеты не только выполняют роль устройства, которое используется для входа в сеть, где в большинстве случаев начинается поиск существующих решений для возникшей потребности у человека. Смартфон ещё постоянно находится вместе с потребителем. Это открывает возможности для его идентификации не только в пространстве, но и для сопоставления его онлайн-профиля в оффлайн-реальности.
Таким образом, главный принцип диджитал-маркетинга не столько связан с использованием онлайн-коммуникаций для контакта с клиентом, сколько с методом вплетать контекст особенностей поведения человека в индивидуальное взаимодействие с ним. Полученные компанией данные и выбор благоприятного времени для взаимодействия с потребителем повышает вероятность желаемой ответной реакции с его стороны и, соответственно, совершенной им покупки в конечном результате.
Появление и развитие digital-маркетинга напрямую связано с желанием бизнеса достучаться до своей целевой аудитории. И не просто осуществить контакт, а сделать его эффективным. В этом смысле цифровой тип продвижения ничем не отличается от подхода традиционного маркетинга. Просто новая технология взаимодействия с потребителями заменяет устаревшую, которая уже не в состоянии дать бизнесу ожидаемый результат.
Каналы и технологии
Используя каналы digital-маркетинга, компания получает приток пользователей на свои онлайн площадки. Конечной целью привлечения данного трафика, конечно же, являются продажи. Но современный потребитель редко делает покупки на основании лишь одного контакта с брендом, поэтому на практике используется комплекс воздействий на пользователя, который охватывает сразу несколько направлений для коммуникации.
Итак, через какие каналы digital-маркетинга компания взаимодействует с пользователями сети?
Внимательный читатель наверняка заметил, что используемые в цифровом маркетинге каналы работают на разных стадиях взаимодействия с пользователями, начиная от первого контакта и заканчивая возвратом тех, кто уже однажды сделал покупку. Это говорит о том, что путь потребителя к покупке длительный и требует неоднократного контакта с применением различных каналов и инструментов. Более того, лучший результат показывают персонализированные сообщения.
Совокупность всех особенностей раскрутки товаров и услуг на современном рынке заставляет компании прибегать к технологическим решениям в цифровом маркетинге, которые улучшает качество кампаний. К ним относятся:
Виды и направления digital-маркетинга
Сбор информации о потребителях и использование полученных данных на каждом этапе пути клиента к покупке для улучшения показателей конверсии и эффективности продвижения — основная идея диджитал-маркетинга. Это дает возможность реализовывать маркетинговые кампании следующих видов:
Усилия цифрового маркетинга можно разделить на следующие направления:
Актуальность и важность для бизнеса
Почему бизнес идёт в сеть и направляет в онлайн свои маркетинговые бюджеты? Для этого есть несколько причин. Вот они:
Определенно digital-продвижение стало новым эволюционным этапом. Решения, основанные на предположениях и интуиции, которые имели место быть ранее в маркетинге, сменили действия, подтверждаемые данными. Это требует от специалистов, занятых в данной области, новых компетенций и навыков. Научиться создавать успешные стратегии, а также осуществлять кампании по отдельным направлениям диджитал-маркетинга, можно на программах повышения квалификации Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ.
Как добиться успеха в digital-бизнесе. Рецепты от Валерия Домашенко
Молодежь заходит в digital-сферу довольно резво. Но мало кто из них с самого начала задумывается над тем, что под собой подразумевает работа в digital и как добиться успеха?
Сегодня нашим проводником в мире диджитал станет Валерий Домашенко, основатель бренда Domashenko Digital Group, коуч, интернет-практик с более чем 20-летним опытом работы в диджитал-сфере. Валерий поделился с нами своей историей успеха, рассказал, как менялось представление и потребности клиентов в диджитал, как ему удалось пережить не один кризис и отстоять бизнес. А также дал несколько полезных советов новичкам в интернет-маркетинге.
Пройдите тест и узнайте, возьмут ли вас на работу интернет-маркетологом.
Критерии успеха
— Мы же с вами говорим об успехе с большой буквы, поэтому для меня показателями успешности являются Список Forbes и Нобелевская премия. Вот это настоящий успех, к которому нужно стремиться. Если говорить о конкретных цифрах, то когда ты в личном доходе проходишь миллион в месяц, то можно считать, что ты сделал свой первый шаг к миллиарду. Но успех — это ведь не только про деньги. Вспомним пирамиду потребностей Маслоу, на вершине которой находится самоактуализация. Так вот успех — это ещё и про самореализацию. Почему она на вершине? Потому что человек начинает задумываться про самореализацию только когда добился нижестоящих потребностей. Когда у тебя есть пища, дом, одежда, ты уверен в своей безопасности, ты освобождаешься от необходимости думать об этом, и теперь ты свободен и можешь служить миру.
С чего все началось
— Я родился и вырос в Екатеринбурге. Детство прошло в советский период, когда денег постоянно не хватало. Все время хотелось чего-то большего. Я постоянно подрабатывал. В детстве сдавал бутылки, разводил рыбок, подтягивал английский у одноклассников. В 16 лет устроился к дяде собрать компьютеры. Это была первая интересная работа. В 99 году мне предложили сделать сайт. И я с приятелем — тогда нам было по 16-17 лет — отправился на первые в моей жизни серьезные переговоры. Когда нас спросили, за сколько мы готовы сделать сайт, я на автомате выпалил: «За 50 долларов». Сделка свершилась молниеносно. Так я стал делать сайты.
Digital в 90-е и диджитализация бизнеса в России
— Тогда бизнесу в России еще было непонятно, зачем вообще нужен сайт. Или когда мы спрашивали у заказчика, какой сайт он хочет, то нам отвечали, чтобы был такой же, «как у пацанов». Представление о сайте как о двигателе бизнеса сформировалось году к 2003. Тогда мы делали очень много интернет-магазинов. А в 2004-2005 годах начались заказы, связанные с SEO-продвижением. Тогда это было совершенно другое SEO, чем мы понимаем его сейчас. С 2014 года мы вообще не занимаемся разработкой, мы занимаемся диджитал-трансформацией. Мы меняем бизнес. Помните знаменитое высказывание Билла Гейтса: «Если вашего бизнеса нет в Интернете, то вас нет в бизнесе!». Сейчас у вас должен быть не просто сайт, но и все основные процессы должны быть оцифрованы. У компании должна быть корпоративная цифровая культура.
Время первых в digital
— Легкой работу первопроходцев не назовешь. Мы начинали интернет-бизнес в далекие времена, когда люди плохо понимали, что такое бизнес в интернете. Когда я стартанул с разработкой сайтов, инвесторы предложили вложить денег и сделать веб-студию. Я согласился. Но через месяц они уже забрали все свои инвестиции, так как интерес почему-то пропал. Но студия уже работала, мы набрали заказов. Надо было продолжать. Я остался один. И вот помню, как перед Новым годом я раздал зарплату людям, и остался почти без денег. А новогодние каникулы — это мертвое время в диджитал. И для меня это был показатель, что я не ушел тогда в найм. Мне хватало денег буквально на самое необходимое: на легкий завтрак, на бензин и оплату парковки, на корм собаке и на бизнес-ланч. И вот 27-ого января 2003 года нам приходит оплата. Мы тогда сразу взяли дизайнера, купили ему компьютер. И у меня даже остались деньги какие-то. Я тогда купил себе чебуреков, пожарил — и это были самые вкусные чебуреки в моей жизни. А потом понеслось. К 2008 году, когда я переезжал из Екатеринбурга в Москву, моя студия входила в ТОП-7 лучших студий Екатеринбурга.
Бизнес в кризис: как выжить?
— Кризисы будут всегда. Причем это могут быть и ваши личные кризисы. Я сейчас развиваю свое 3-е диджитал-агентство. Мое первое агентство я вынужден был оставить инвесторам. Второе агентство тоже перешло в руки других владельцев. Кризисы — это даже хорошо, потому что через них мы учимся и лучше узнаем себя. Если говорить об экономических кризисах 1998, 2008, 2014 годов, то это потрясающий способ просканировать людей, узнать своих бизнес-партнеров. Начинается такое: люди начинают вести себя очень непредсказуемо: срывают сделки, обрывают все договоренности, проявляют свои мародерские наклонности. В кризис ты понимаешь, с кем нельзя выстраивать долгосрочные отношения. Что такое кризис? Это когда игра в шахматы превращается в игру в поддавки. И чем быстрее ты поймешь новые правила, тем проще тебе будет. Проигрывают те, кто продолжает играть в шахматы вместо того, чтобы перестроиться и начать играть в поддавки.
Диджитал бизнес и коронавирусный кризис — как живется?
— Да не очень, честно говоря. Кризис очень тяжелый. Пожалуй, его можно сравнить с дефолтом или с Великой депрессией. Мы уже довольно давно живем в кризисе. И сейчас это все лезет наружу. Эта ситуация усугубляется тем, что людям не разрешают работать. Диджитал бизнес работает онлайн, но он ведь не самостоятельный. Мы, конечно, готовы работать, только наши заказчики, которые оказывают офлайн-услуги, не могут работать и оплачивать нашу работу. Получается, что сейчас страдает не только офлайн-сфера, но и весь интернет-бизнес.
ТОП-5 диджитал-инструментов для интернет-маркетолога
— Без этих 5 инструментов и механик в digital просто нечего делать.
Как стать интернет-маркетологом с нуля
— Сейчас довольно много образовательных площадок, которые дают системные знания, которые необходимы для старта. Конечно, вы можете научиться работать и без этого используя метод проб и ошибок. Но тогда вы будете очень долго разбираться с основами. Без системы — нет специалиста. Конечно, великая сила — это мотивация. Без мотивации невозможно сделать ровным счетом ничего. Если вам стало неинтересно делать то, что вы сейчас делаете, то значит, вы готовы переходить на новый уровень. И если вы чувствуете, что у вас возникает внутренний конфликт с тем, кто вы есть сейчас и кем вы хотите быть, то значит, ваше время пришло. Пора сделать свой первый шаг к миллиону. Я, как человек, который перешагнул этот порог, скажу так: мы не способны заработать больше, не вложив денег в свое обучение. Только так. И конечно, важно, чтобы в профессии был наставник, учитель, гуру, который потянет за собой. Желаю всем удачи!
Хотите больше узнать о том, как настраивать рекламу в Facebook и на других рекламных площадках, вступайте в ряды студентов онлайн-курса учебного центра MaEd «Профессия интернет-маркетолог».
На курсе «Профессия интернет-маркетолог» вы не только научитесь настраивать таргетированную рекламу с нуля, но также сможете самостоятельно формулировать цели интернет-продвижения и оценивать свои KPI. Обучение на курсе подходит в том числе и интернет-маркетологам с опытом работы, которые хотят усовершенствовать свои умения и навыки и получить свежие знания от корифеев отрасли. Вы можете получить консультацию по курсу от консультантов MaEd.
Обучение в центре «Маркетинговое образование»
На курсе «Профессия интернет-маркетолог» мы готовим интернет-маркетологов для работы в российских и зарубежных компаниях. Учим смотреть комплексно на маркетинг компании, продукта или услуги, планировать эффективные кампании в интернете, самостоятельно работать с ключевыми каналами продвижения.
Вы научитесь:
Формат обучения — вебинары и видеоуроки.
Длительность — 4 месяца.
Уровень — с нуля.
На курсе вас ждет встреча с 15 специалистами в своей области — экспертами в области digital-технологий, которые всегда находятся в поиске новых сотрудников или подрядчиков. Наши преподаватели помогут разобрать ваш проект досконально.
Лучшие ученики получат рекомендательное письмо от авторов курса.
Студенты, успешно прошедшие обучение, получат диплом на выбор от школы MAED или международный диплом NIMA.
💛 Понравилась статья? Расскажите о ней в соцсетях
Digital маркетинг: на пальцах о том, что это такое
Почему мы подняли эту тему?
Digital маркетинг: совершенно внезапно и случайно обнаружилось, что многие не знают определения этого понятия. Случилась очень забавная ситуация: к нам пришел клиент со словами:
«Нам нужен комплексный digital маркетинг, присылайте КП (коммерческое предложение), описания, презентации… после утвердим смету»
На что был простой ответ с нашей стороны:
«Ок. А вам прямо комплексный-комплексный или все-таки есть пул пожеланий?»
«Ну диджитал, вы же разбираетесь, вот и делайте»
Разумеется диалог продолжался еще какое-то время, и в итоге мы получили чистосердечное признание, что человек вообще не в курсе, что это слово означает. Мы, само собой, все объяснили и обсудили, но именно из-за этой ситуации хочется посвятить данному определению отдельную статью.
Итак, в первую очередь сформулируем общее понимание. В переводе с английского digital означает «цифровой». Digital маркетинг – это использование всего комплекса цифровых каналов, через которые продвигается бренд/компания/продукт или привлекается вниманию аудитории.
Диджитал-маркетинг (или цифровой маркетинг) не так давно начал осваиваться отечественными маркетологами, хотя существует довольно давно. Его называют также цифровым маркетингом. Это маркетинг товаров и услуг, ориентированный на применение цифровых технологий в целях привлечения и удержания клиентов (потребителей).
Термин «диджитал-маркетинг» начали широко использовать в 1990-х годах. При этом и в 1980-х на практике применяли приемы digital маркетинга, но термин этот не использовали. Например, компания ChannelNet (на тот момент она называлась SoftAd Group) разработала и реализовала рекламную кампанию для автопроизводителей: в журналах размещали вкладыши, которые читатели должны были вырезать и по почте выслать производителям. В ответ они получали бесплатный тест-драйв и дискету с рекламой разных марок автомобилей. По сути, это уже был диджитал маркетинг, ведь использовался цифровой носитель.
После этого абзаца можно подумать, что digital это просто «весь маркетинг», однако, это не так. В данном случае мы не используем каналы традиционного маркетинга. Мы используем только цифровые каналы. Вы спросите в чем фундаментальная разница? Она не всегда на поверхности.
Что же все-таки входит в digital?
Давайте еще раз, тезисно.
Инструменты диджитал-агентств
Диджитал-агентства занимаются продвижением брендов в цифровой среде.
В таких компаниях обычно есть маркетологи, SEO-специалисты, аналитики, менеджеры проекта, дизайнеры, верстальщики, программисты, контент-менеджеры и копирайтеры. Также иногда нанимают видеооператоров или фотографов.
К основным инструментам digital агентств относят социальные сети, контекстную и медийную рекламу, раскрутку сайтов, рекламу в мобильных приложениях, управление репутацией. Одним из важнейших инструментов агентства является SEO, то есть оптимизация сайтов под поисковые системы. Агентства, которые занимаются диджитал маркетингом, создают локальные сети и распространяют через них информацию. В сети несколько устройств, и пользователи могут получать полезную информацию, обмениваясь файлами и сообщениями. Также ведется работа по продвижению по каналам цифрового телевидения. Для владельцев интернет-ресурсов организуют участие в семинарах, форумах и других профессиональных мероприятиях.
Все множество инструментов можно разделить на три группы:
3 главных метода диджитал-продвижения
Чем хорош digital-маркетинг
Этот вид маркетинга дает охват не только онлайн-пользователей, но и людей, использующих планшеты и мобильные телефоны, загружающих приложения. За счет этого расширяется аудитория. Этот подход позволяет привлекать офлайн-аудиторию на онлайн-рынок, и наоборот. Например, когда с помощью рассылки по электронной почте вы приглашаете пользователя на офлайн-мероприятие, например, бизнес-завтрак.
Диджитал маркетинг позволяет собирать четкие статистические данные о пользователях, так как почти все действия онлайн учитываются специальными сервисами. В результате выводы об эффективности отдельных каналов и портрет потребителя точнее.
Цифровая трансформация бизнеса: как и зачем меняться в digital-эру
Цифровая трансформация — модный, но всё ещё не до конца понятный термин. Что он включает и почему касается не только программистов? Разбираемся вместе с куратором факультета Цифровая трансформация Московской школы коммуникаций MACS Максимом Григорьевым.
Прорывные технологии и капитализация бизнеса
Цифровая трансформация — это глубокое преобразование продуктов, бизнес- и операционной модели организации с помощью прорывных технологий.
Что такое прорывные технологии? О них мы слышим повсюду последние несколько лет: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненная реальность и многоe другое. В английском, кстати, технологии называются разрушительными, “Disruptive Technologies”. Но, в русском это слово явно имеет отрицательное значение, мы называем их прорывными. Так они называются потому, что радикально преобразуют экономику, сегменты бизнеса, организации, отношения в обществе и самих людей. В свое время именно такими технологиями были паровой двигатель, электричество, компьютеры и Интернет.
Почему прорывные технологии повышают ценность бизнеса? Всё просто. Они не просто оптимизируют эффективность и увеличивают производительность компании, они, как мощный рычаг, позволяют создать принципиально новые цепочки добавления ценности, придумать новые более прибыльные и полезные клиенту продукты. Соответственно, растет прибыль компании и инвестиционная привлекательность. Сегодня потенциал развития экономики во многом обусловлен именно прорывными технологиями. По прогнозам McKinsey, доля цифрового бизнеса составит до 34% мирового ВВП уже к 2020 году. Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы нашей жизни. Мобильное приложение налоговой службы, онлайн-банкинг, блокчейн-реестры в страховых компаниях, техподдержка клининговой компании в виде чат-бота, таргетированная реклама и медицинская диагностика использующие большие данные и искусственный интеллект, торговые маркетплейсы — все эти инновационные “фишки” являются далеко не полным набором примеров использования современных цифровых технологий.
Компаниям, которые не придали особую важность использованию этих технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Так, например, яркий представитель цифровой экономики Uber поглотил практически все небольшие сервисы такси, а Airbnb приносит все больше убытков классическим моделям гостиничного бизнеса.
Цифровая трансформация и коммуникации
Многие предприниматели считают, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять программистов, чтобы разработать сайты, мобильные приложения, электронные кошельки и чат-ботов в дополнение к тому, что уже есть. Это заблуждение. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация (т. е. внедрение технологий в существующее производство). Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии развития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления командой и процессами в целом, а также, еще более радикальные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.
Существует три направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели. Обычно компании не идут сразу по всем трем. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего понимания клиента и увеличения точек контакта с ним. Другие — за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников. Третьи — меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и осваивают новые рынки.
Как минимум два из трех направлений цифровой трансформации напрямую касаются коммуникаций — внутренних и внешних.
В частности, существенно видоизменяются задачи CEO и HR-директоров. Организационная структура компании становится гибче. Появляются новые позиции, в том числе топ-уровня, например, CDO (Chief Digital Officer), директор по цифровой трансформации или, например, Директор по подбору digital специалистов. Требования к компетенциям «старых» сотрудников меняются: директор по развитию всё чаще должен владеть технологиями, а производитель контента — работать со статистикой и аналитикой внимания. Узкие специализации перестают цениться. Растет значение дополнительного профессионального обучения и переквалификации.
Ключевой задачей внутренних коммуникаций становится настройка культурного кода бренда среди сотрудников. Техническая работа «кадровика» отдаётся на откуп программам на основе big data и machine learning. На его место приходит HR-эксперт, сосредоточенный на человеческом капитале компании и развитии бренда работодателя. Задача же CEO — уже не только общее управление и повышение капитализации бизнеса, но формирование видения компании в цифровой вселенной и уверенная трансляция этого образа сотрудникам и стейкхолдерам.
Сложно представить успех трансформации в организации, которая делает ставку на жесткую субординацию, консервативные модели принятия решений, бюрократизацию процессов. Максимальная коллаборация, совместное творчество, общение на равных и укрепление горизонтальных связей внутри компании намного ближе современному, цифровому миру.
С другой стороны, технологии big data и искусственный интеллект трансформируют пользовательский опыт и позволяют кардинально увеличить прибыль. Это означает появление новых задач у внешних коммуникаторов: маркетологов, пиарщиков и специалистов по продажам. Возрастает роль аналитики внимания, точечной работы с клиентом и digital-маркетинга.
В частности, PR-специалисты и маркетологи могут измерить эффективность коммуникации исходя из бизнес-показателей и корректировать информационную кампанию с точностью до каждой эмоции отдельного пользователя.
«Внешняя коммуникация стала не просто положительной или отрицательной — она стала умной. Цифровая трансформация сделала возможным объединение PR и аналитики. Стратегию бренда теперь можно измерять как качественными, так и количественными показателями», — Анастасия Полонская, ex-руководитель пресс-службы Ассоциации ФинТех и преподаватель Московской школы коммуникаций MACS.
Другой наблюдаемый эффект трансформации — новые форматы и места присутствия контента, связанные с тем, что аудитория все больше времени проводит в сети.
Учиться сегодня, чтобы опередить конкурентов завтра
Самые востребованные технические компетенции (hard skills):
В отношении hard skills одинаково важны компетенции в области архитектуры системы и прорывных технологий. Два этих аспекта — как поле и фишки для настольной игры: цифровая трансформация может быть эффективной лишь с учетом и того, и другого. Как никогда рынку требуется знание инновационных моделей работы. Специалистов с такими компетенциями ждут на позиции change-менеджеров, innovation-менеджеров и e-лидеров.
Самые востребованные soft skills:
Сложности цифровой трансформации
Сложность первая — критическая нехватка компетентных специалистов. В сентябре этого года в Московской школе продвинутых коммуникаций MACS запускается первая фундаментальная программа «Цифровая трансформация» по подготовке дипломированных коммуникаторов в области преобразования бизнеса. Куратор программы Максим Григорьев — в прошлом руководитель Центра финансовых технологий Центробанка. В числе образовательных дисциплин — тренд-аналитика, архитектура цифровой системы, построение эффективных операционных и бизнес-моделей, digital маркетинг и управление процессом цифровой трансформации. Школой предусмотрены скидки для обучения корпоративных клиентов и комплексные программы для решения задач компании.
«Главный навык специалистов по цифровой трансформации — это постоянное обновление знаний и инструментов, lifelong learning. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно. Актуальное фундаментальное образование плюс способность быстро переучиваться — основные факторы успеха в digital-эру», — Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS.
Сложность вторая — ограничения скорости преобразований. Организация не трансформируется одномоментно, и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режиме, чтобы перемены прошли с минимальными рисками. Нередко между цифровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. Ответственность за решение проблемы ложится на профессиональный менеджмент.
«В Банке России мы сначала подготовили операционный ландшафт и внедрили проектное управление, эффективное как в классической парадигме waterfall, так и в гибкой модели. Только после этого была запущена программа реинжиниринга бизнес-процессов и формирования целевой бизнес-модели», — Максим Григорьев, ex-руководитель Центра Финансовых технологий Банка России.
Сложность третья — консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. А основные KPI, от которых зависят и бонусы, часто нацелены на достижение сиюминутных финансовых результатов. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочиями тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компетенциями. И очень важно, реальное, а не на словах, понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.
Цифровая трансформация — процесс долгий, сложный и дорогой. Но её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты вкупе с профессиональным и гибким руководством — залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.