Для чего эта борьба куда ты стремишься
Примеры сочинений: За что и против чего борется Чацкий?
Пример сочинения №1
Сюжет пьесы «Горе от ума» основывается на борьбе главного героя — Чацкого, с фамусовским обществом. За что же и против чего борется Чацкий?
В первую очередь, Чацкий борется против консервативных людей, застрявших в прошлом и не желающих развиваться, двигаться дальше. Будучи сильной и не привыкшей ни от кого зависеть личностью, Чацкий не может смирится с неправильным, однако устоявшимся укладом жизни, пытается донести это до других, но каждый раз вызывает неодобрение, что, впрочем, никогда его не останавливает.
Идеи Чацкого очень схожи с идеями декабристов, он так же выступает за отмену крепостного права, улучшение качества образования и развития страны и собственных идей вместо копирования у иностранцев.
Также Чацкий выступает против лицемерия, он не одобряет гонение за чинами, попытки сделать всё, чтоб только угодить людям, стоящим у власти. Герой считает служение Родине — делом чести и священной обязанностью и система чинов оскорбляет его взгляды. Чацкий считает, что лесть равносильна преступлению, а потому недопустима.
Кроме очевидной борьбы Чацкого с фамусовским обществом, есть ещё одна, менее значимая борьба — борьба не идеалиста, но простого человека — борьба Чацкого за любовь. Чацкий любит Софью, но даже отдаваясь этому чувству, Чацкий не предаёт своих принципов. Он ненавидит ложь и поэтому винит свою возлюбленную даже не в том, что она предала его и распустила о нём сплетни, а в том, что она не рассказала ему правду. Из последнего монолога Чацкого кажется, что поступки Софьи заставили его её разлюбить, однако, тот факт, что он уезжает, а не устраивает скандал, говорит о его бесконечной любви.
Образ Чацкого — это типичный образ высоконравственного человека, а потому он остаётся актуальным даже спустя много времени. Такие, как Чацкий, были и будут всегда, а значит борьба умного человека с невежами никогда не закончится.
Пример сочинения №2 с планом и цитатами
План
1. Чацкий – центральный герой в комедии “Горе от ума”.
2. За что и против чего борется Чацкий?
3. “Горе от ума” – отражение нашего общества
Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
Служить бы рад, прислуживаться тошно…
Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха.
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти «ключ» к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. «Всегда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине:
Тут был, как громовой отвод.
Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой:
Не зря автор пометил, что во время всех этих слов Чацкого, никто его не слушал, и скорее всего не хотел слушать:
Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам…
Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.
Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия «Горе от ума». Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.
Пример сочинения №3
Комедию “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов написал после Отечественной войны 1812 года и незадолго до Декабрьского восстания в стране. Таким образом, произведение в полной мере передает настроения, витавшие в воздухе в тот период. Общество фактически раскололось на два оппозиционных лагеря.
К первому относились люди “минувшего века” – состоявшиеся дворяне, которые перестали считать крепостных за людей, не желали учиться, развиваться и принимать нововведения.
Ко второму лагерю автор отнес всего лишь одного героя в произведении. Это был Александр Андреевич Чацкий – человек умный, образованный, с новыми идеями и взглядами на жизнь. Он хоть и происходил из дворянского сословия, но не был богат, а к крестьянам относился в равной степени уважительно. Провозглашая свои широкие свободные взгляды и истинный патриотизм, он представляет “век нынешний”.
Чацкому чужды лицемерие и фальш фамусовского общества, оттого он и оказывается втянут с общественно-значимый конфликт.
Сам Грибоедов о своем произведении говорил: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящегочеловека”. Понять главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле.
Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Еще один аспект в фамусовском обществе возмущает героя Грибоедова. Он не может понять, как человек может так низко пасть, чтобы лебезить и унижаться перед другим ради чинов. Здесь речь идет о Молчалине и ему подобных. Его вольнолюбивые идеи и просвещенность, конечно же, не нравятся гостям Фамусова, ведь он всех и каждого обличает в низости и подлом поведении. Так, например, Тугоуховские приезжают на бал только, чтобы найти побогаче женихов для своих шести дочерей.
Внучка графини Хрюминой появляется только, чтобы пощеголять своим новым нарядом от “французской модистки”. Властная старуха Хлестова приходит не одна, а с прислугой и собачкой. Молчалин всячески старается всем угодить найти лазейку для повышения по службе.
Но худшее открывается чуть позже, когда Софья наблюдает сцену, как уважаемый и любимый ею Молчалин заигрывает с Лизой и говорит той, что ухаживает за Софьей только ради своей карьеры. Именно такие, как Молчалин стоят на пути у Чацкого. Этот мягкий, трусливый и беспринципный человек фактически отнял у него Софью, в которую Чацкий был влюблен чуть ли не с самого детства. В этом прогнившем и подлом обществе его удерживала только любовь к Софье, которая в результате его предала.
Она не только изменила былым чувствам, но и сама пустила слух о “сумасшествии” Чацкого, как бы в отместку за неуважительное отношение к Молчалину.
“Горе от ума” – это комедия умного, свободного и гордого человека, который чужд обществу. Автор уверен, даже если такие как Чацкий “лишние”, они были, есть и будут. Пока они существуют, будет происходить борьба свежего с отжившим.
По этой причине произведение Грибоедова было и будет актуальным.
О том, что на подвижников бесы нападают крепко, а нерадивых презирают как своих рабов, и что Бог помогает стремящимся к благу, а брань попускает для нашей же пользы
Кто-то из отцов рассказывал, как один трудолюбивый монах был внимателен к себе, но случилось ему впасть немного в нерадение. И поняв свою лень, он спросил: «Душа, доколе же ты будешь пренебрегать своим спасением? Разве ты не боишься суда Божия? Вот застигнет Он тебя в таком небрежении и предаст вечным мукам?» Такими словами он побудил себя на дела Божии.
И вот однажды, когда он совершал свое правило, ему явились бесы и стали пугать его. Он спросил:
– До каких же пор вы будете терзать меня? Неужели вам мало моего минувшего нерадения?
– Ты был небрежен, – отвечали духи, – и мы пренебрегали тобой. Сейчас ты восстал против нас, и мы восстали против тебя.
Услышав это, монах заставил себя усерднее взяться за Божии труды и с помощью Христовой благодати стал преуспевать.
2. Один старец рассказывал о брате, жившем в свое время в Египте. Как-то этот монах шел по дороге. Наступил вечер, и он вошел в гробницу, чтобы переночевать и укрыться от холода. Ночью ему явились бесы, и один сказал другому:
– Ты посмотри, какой храбрый монах! Даже ночует в гробнице! Давай напугаем его.
– А что его пугать? – сказал другой. – Он и так весь наш. Делает то, что мы хотим: ест, пьет, пустословит, службой пренебрегает. Стоит ли тратить время на такого? Давай лучше пойдем мучить аскетов, которые молитвами и скорбями воюют с нами и ночью и днем.
3. Старец говорил: «О человече, если ты хочешь жить по закону Божию, твоим Покровителем станет Сам Законодатель. Если же ты хочешь ослушаться заповедей Божиих, твоему падению поможет дьявол».
И еще сказал: «Отдашь волю Богу – обретешь силу».
Б. Из святого Ефрема
Каждый брат должен с большой бережностью постоянно хранить свое сердце и чувства, потому что в этой жизни мы ведем великую войну, а враг свиреп, особенно к подвижникам. Как сказано в Писании, он ходит, ища кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ). И нужно противостоять ему твердо, призывая помощь свыше. А кто примирился со страстями, как он может бороться с ними, когда сам себя продал в рабство наслаждениям и по доброй воле полностью платит дань тирану? Ведь где вражда, там и брань. Где брань, там и подвиг. А где подвиг, там и венцы.
Поэтому кто хочет освободиться от горького рабства, пусть объявит войну врагу. Ведь и святые удостоились небесных благ только после победы над лукавым. Однако, возможно, кто-нибудь спросит: если в самом деле там, где есть ненависть к страстям, то естественно возникает и борьба с ними, как ты говорил, тогда почему же мы видим любителей наслаждений, чрезвычайно порабощенных низменными страстями и не в состоянии придти к раскаянию? На это отвечу: не думаю, возлюбленный, что люди подобного рода способны на борьбу ради добродетелей или против тирана. В их страстях скорее больше раболепия и любви к наслаждениям и не заметно даже желания подняться на врага.
Ведь у воюющих нет никакого согласия между собой, и они сами сдались на милость врага и продали себя в рабство страстям, в таком случае какая же это война? Если они и терпят брань, то это никак не связано с борьбой за добродетели или натиском на врага, но с жестокостью того, кто ввергает их в беззакония, чтобы они платили привычную дань грехам и не могли сделать даже краткую передышку в работе 63 постыдным страстям, которым они добровольно отдали себя, как рабы. Ведь ясно сказано: Кто кем побежден, тот тому и раб ( 1Пет. 2:19 ). Такие люди попали в рабство не насильно и не против собственной воли. Напротив, они готовы сами платить, дабы ублажать волю своего обманщика, и потому и преуспевают во зле, и в них нет и намека на раскаяние, воздержание, ни решимости не грешить больше.
А битва подвижников не такова. На них нападают – они отбиваются; опаляют огнем – терпят; является соблазн – по страху Божию отвращаются от него; дают подножку – тут же поднимаются. А кто оказался у варваров, под пятой тирана, попал в плен, приспособился да еще и рад, тот без оков и стражи сам останется у врага, будет воевать за него и станет его лазутчиком среди своих соплеменников. А кому тоскливо в плену, в который они попали, и омерзительны варварские нравы и беззакония этого народа, те постараются поскорее сбежать, лишь улучив удобный момент, чтобы вернуться к родным и обрести прежнюю свободу, и (непрестанно) молятся о помощи соплеменников. Освободившись из вражеского плена, они сразу же вступают в битву с врагом, сражаются вместе с соплеменниками и плечом к плечу с ними одерживают победу. Вот почему тем, кто хочет избавиться от горького рабства лукавого, должно восстать против его произвола и открыто вступить с ним в борьбу, от всего сердца мужественно повторяя слова отроков: Да будет известно тебе, дьявол, что мы ни голоса твоего не послушаем, ни воле твоей угождать не будем (Ср.: Дан. 3:18 ).
А во время борьбы еще хорошо призывать Божью помощь и вслед за отроками говорить: Господи, ныне мы следуем за Тобой всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему по множеству милости Твоей и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи, и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится, и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной ( Дан. 3:41 ). Даже если беснующийся тиран раскалит печь страстей в семь раз сильнее, мужайтесь и уповайте на Господа ( Пс. 4: 24 ), и Он тут же остудит печь прохладной росой, а тиран, которого они боялись, сам будет трястись даже от одной их тени – так велика помощь, ниспосылаемая свыше.
Когда захочешь положить начало благим делам, перво-наперво приготовь себя к искушениям, которые могут постичь тебя в будущем. Ведь враг по своему обыкновению, если видит, что кто-то с горячей верой начал жить благочестиво, то насылает на него всевозможные устрашающие искушения, чтобы человек испугался и оставил благие намерения. Бог же попускает тебе искушения для того, чтобы ты настойчивее стучался к Нему в дверь, и от страха перед скорбями память о Боге зарождалась в твоем сознании, чтобы своими молитвами ты приближался к Господу, и постоянным памятованием о
Нем освящалось сердце твое. А попросишь Его, Он услышит тебя, и ты познаешь, что это Он избрал тебя, и поймешь, Кто вылепил тебя, Кто укрепляет тебя и бережет. Ибо покров и промысел Его – над всеми человеческими родами. Бога невозможно видеть, не очистившись от грехов и не помышляя о Нем постоянно. Однако исключительно явно Божия помощь и промысел обнаруживаются, когда приходится претерпевать немалые искушения ради истины – вот тогда они воспринимаются умом совершенно ясно.
Некоторые видят Божию помощь телесными очами подобно тому, как бывает во время искушений, и, ощутив поддержку, преисполняются мужества, о чем мы знаем по Иакову, Иисусу Навину, трем отрокам, апостолу Петру и другим святым, пострадавшим за Христа. Божия помощь представала перед их взором в человеческом виде, вдохновляя и наставляя в благочестии. Отцов, которые обжили пустыню, изгнали из нее бесов и превратили ее в обитель ангелов, тоже нередко посещали святые ангелы и всячески помогали им, поддерживали их во всем, укрепляли и избавляли от искушений и от злобных козней, которые чинила им нечисть. Божья помощь и поныне не оставляет людей, которые целиком посвятили себя служению Ему. И Он всегда рядом со всеми, призывающими Его.
Г. Из святого Максима
Говорят, есть пять причин, по которым Бог попускает демонам воевать с нами. Во-первых, чтобы, нападая и защищаясь, мы научились различать добро и зло. Во-вторых, в бою и труде не только обретали добродетель, но и соблюдали ее твердо и непременно. В-третьих, чтобы, преуспевая в добродетели, не превозносились умом, а научились смиренномудрию. В-четвертых, чтобы, претерпев зло, мы раз и навсегда возненавидели его. И пятая причина, которая превыше всего, чтобы, достигнув бесстрастия, мы не забывали ни о собственной немощи, ни о могуществе Помогающего нам.
Один монах, страдавший от искушений, пришел к старцу и рассказал ему о бесовских кознях.
– Брат, – сказал старец, – не бойся искушений, которые происходят с тобой. Потому что враги, когда видят, что душа возносится на небо и соединяется с Богом, беснуются от зависти. Однако не бывает, чтобы Бог и Его ангелы не были рядом с человеком в искушении и не протянули ему руку помощи. Поэтому ты непрестанно взывай к Нему и смиренно проси помощи. А при искушении памятуй о Его неодолимом могуществе, о нашей немощи и жестокости наших врагов и получишь помощь от Бога.
Брат спросил старца:
– Почему люди в миру постов не соблюдают, молитвой пренебрегают, на всенощные не ходят, едят все подряд, с удовольствием тратят время на подсчеты дебета и кредита, друг друга пожирают, целыми днями дают клятвы и сами их нарушают, но тем не менее не падают, не говорят, что, мол, грешен, и не отлучают себя от причастия? У нас же, монахов, и пост, и бдения, и сон на земле, и сухоядение, и никакого утешения для плоти. Да к тому же еще скорбим и плачем и говорим, что погибли и повинны геенне огненной.
Старец, вздохнув, ответил:
– Ты хорошо сказал, брат, что мирские не падают. Потому что они однажды уже пали падением великим и тяжким и не могут подняться, а дальше им падать некуда. Несчастные так и остаются в прежнем падении и в полном неведении и даже не подозревают, что пали. И какая охота дьяволу воевать с теми, кто все время лежит? А монахи открыто противостоят врагу и постоянно сражаются с ним. Вот почему то они побеждают, то их. Они все время падают и встают, наступают и отступают, наносят удары и получают, пока Божией благодатью не спасутся и не избавятся от своих немощей и слабостей. Вот тогда они совершенно примирятся с Богом и обретут покой и утешение, постоянно очищаясь изнутри Божией тишиной и радостью.
Авва Пимен рассказывал, что авва Иоанн Колов молился Богу, и страсти оставили его. Почувствовав успокоение, он пришел к старцу и сказал:
– Вот теперь я спокоен – никакой брани.
Тогда старец ему посоветовал:
– Пойди и моли Бога, чтобы брань пришла, потому что душа преуспевает в брани.
Авва Иоанн стал молиться, и брань началась. Но он уже молился не об избавлении от нее, но говорил:
– Господи, дай мне терпение в брани.
Авва Коприй сказал: «Блажен, кто переносит тяготы с благодарностью». Сам он долгое время был прикован болезнью к постели, но благодарил Бога и отсекал собственную волю.
Старец рассказывал, как помысел искушал одного брата девять лет. В благоговейном страхе брат осуждал себя и говорил: «Я погубил свою душу». Ибо виновником мысленного искушения считал одного себя. Вконец измученный помыслом, он отчаялся в собственном спасении, что не следовало ему делать, и сказал:
– Раз я погубил себя, то лучше вернусь в мир.
Когда он уже вышел на дорогу, то услышал глас: «За девять лет, которые ты терпел искушения, тебе даны венцы. Поэтому возвращайся назад, и избавишься от помыслов». Брат вернулся к себе и обрел покой. Из этого видно, что венцы добываются в битвах.
– В первое время после отречения от мира (и принятия монашества) демонам не попускается слишком искушать новоначального, чтобы это не испугало его и не сбило с пути, и он сразу не вернулся бы в мир. Когда же монах со временем преуспеет в своих трудах, тогда ему попускается брань со страстями и похотями да еще и с гневливостью, ненавистью и иными пороками. И ему нужно смиряться и плакать, осуждая и уничижая самого себя. Благодаря искушениям он накапливает опыт, учится терпению, рассуждению и, наконец, со слезами молится Богу. Кто-то из них, подавленный скорбями погрузился в пучину отчаяния, душой вернулся обратно в мир, а кто-то и телесно. Мы же, братья, никогда не станем отчаиваться и трусить, но мужественно и великодушно перенесем искушения и возблагодарим Бога за все, что с нами происходит. Ибо благодарность Богу разрушает все козни врага.
Как тот, чьи руки в смоле, может отчистить их маслом, так и мы, осквернившись грехом, снова очистимся милостью и человеколюбием Спасителя нашего Иисуса Христа. Будем прибегать к Нему во всех искушениях и благоговейно призывать Его помощь и благодарить за все, что случается с нами. И тогда мы сами убедимся, как легко победить врага и каким слабым и бессильным он станет перед нами.
Старец сказал: «Если нам причиняют зло, то Господь попускает это, ибо Он долготерпелив. Но гораздо более он содействует нам, когда мы хотим творить благо».
Е. Из святого Ефрема
Кто хочет угодить Богу и сделаться Божиим наследником в вере, родиться от Святого Духа и стать сыном Божиим, тому следует прежде всего запастись мужеством и терпением, потому что ему неизбежно встретятся и скорби и лишения. Их должно переносить с мужеством и благодарностью, будь то телесные болезни и страдания, издевательства и поношения от людей или всевозможная невидимая брань, которую духи злобы навязывают душе, стремясь ввергнуть ее в безсилие и уныние. Сам Господь по своему замыслу спасения попускает каждому искушения скорбями, чтобы проявились те, кто любят Его всей душой. Такие люди переносят все нападки лукавого с мужеством и благодарностью и не теряют надежды и веры, но всегда с верой и превеликим терпением ожидают избавления от скорбей с помощью Божией благодати. Это помогает им преодолевать всякие искушения и достичь обетования. Тогда и они удостоятся Царства (Небесного). А следуя по стопам всех от века святых за Самим Господом, они становятся причастниками не только их мучений, но и славы.
Ты (конечно) согласишься, если вспомнишь, как с самого начала все отцы: патриархи, пророки, апостолы, мученики – шли путем скорбей и искушений. Все трудности они переносили стойко и с радостью, потому что ожидали вожделенной награды и тем самым смогли угодить Богу. Об этом в Писании сказано: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд (См. Сир. 2:1–2 ). Другими словами, взирай на Бога и укрепляйся надеждой на Него. О том же и апостол говорил: Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр. 12:8 ). И как сказал он в другом месте: «Все, что случается с тобой, принимай как благо, зная, что без Бога не происходит ничего».
Господь называет блаженными тех, кто ради Него подвизается и терпит жесточайшие страдания либо явно от людей, либо тайно от духов злобы, которые, как уже говорилось, восстают на любящую Бога душу и причиняют ей всяческие скорби, чтобы отрезать ей дорогу к (вечной) жизни и ввергнуть в равнодушие и отчаяние. Так искушениями испытывается душа, любит она Бога или не любит, и отсюда становится ясно, достойна она Бога или нет.
Поэтому каждая душа, которая хочет угодить Богу, должна прежде всего решительно укрепиться в терпении и надежде. Тогда она сможет стойко выдерживать и преодолевать всякие нападения и козни врага. Ибо душе, которая надеется на Господа и терпеливо ожидает Его, Он не попускает тягот и мучений сверх ее сил. И лукавому дозволяется искушать и терзать человека, не сколько ему заблагорассудится, а сколько допустит Господь. Ведь нашему Творцу ведомо, какое испытание и какой огонь душа может выдержать, такое и попускает.
Когда горшечник вылепит сосуды, он знает, сколько времени их нужно обжигать. Ведь если их не обжечь, то ими нельзя будет пользоваться. Но и в печи он держит изделия не дольше, чем нужно, иначе они растрескаются, и по той же причине не вынимает их раньше времени, а то они тоже будут хрупкими и ни к чему не пригодными. И на вьючных животных кладут не одинаковый груз на всех, но по силам каждого. Так же и у корабля есть линия, указывающая предельную нагрузку для безопасного плавания.
Автор, сравнивая работу постыдным страстям, применил глагол [. ] – изготовлять саманный кирпич, для чего использовались главным образом глина, навоз и солома, которые перемешивались ногами, – труд тяжелый и грязный.
Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»