Для чего используют звуковые повторы в речи конспект занятие в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Звукопись как выразительное средство устной речи»
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 5 класс |
Автор: | Майер Ольга Николаевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 56.00 Kb |
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Звукопись как выразительное средство устной речи
Цели: 1) повторить знания о фонетической транскрипции и фонетическом разборе, научиться разграничивать понятия аллитерация, ассонанс, звукоподражание;объяснять роль звукописи в поэтическом тексте;
2) развивать умение выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения звукового анализа художественного текста; развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
3) приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух
Тип урока: комбинированный.
Методические приёмы: составление кластера, наблюдение, лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обобщение.
1.Организационный этап. Запись в тетрадях числа.
2.Актуализация знаний по теме «Фонетика».
Лингвистическая задача № 1. Осложнённое списывание.
Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу: 1) звуков > букв; 2) звуков букв: ёжик, поют
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Конспект урока русского языка (5 класс) по теме: «Какую роль играют звуки речи в художественном тексте»
Урок разработан в соотетсвии с принципами технологии развивающего обучения, предназначен для 5 класса при изучении темы «Фонетика»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка (5 класс) по теме: «Какую роль играют звуки речи в художественном тексте»»
5 класс. Роль звуков речи в поэзии
1. Формирование у учащихся представление о звукописи как фонетическом изобразительно-выразительном средстве;
2. Создание условия для развития познавательного интереса к родному языку и восприятия учениками эстетической функции русского языка;
3. Создание условия для применения полученных знаний на практике;
4. Способствовать формированию у школьников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
Послушайте сказку и попробуйте догадаться, кто герои?
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Как ты поживаешь?
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:
– Я и песня нерасторжимы.
– Какой ты счастливый и какой я несчастный!
Как вы думаете, кто участники этого диалога?
Подумайте, что мог бы ответить гласный звук согласному? (работа в парах)
2. Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.
1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ______.
2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ________.
3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные _________.
3. К.Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
— Согласны ли вы с этим утверждением?
— О каком приеме выразительности вы узнали на прошлом уроке?
— Что такое аллитерация?
4. Проверка ДЗ. Упражнение 67 (учебник В.В. Репкин«Русский язык», 5 класс)
Прочитать стихотворение выразительно. («Многоголосие», Ю.Визбор
О чем оно? Почему называется «Многоголосие»?
Благодаря повтору каких звуков – гласных или согласных – автору удается передать многоголосье родной стороны, её просторы и величие?
В каких строчках слышен колокольный звон? раскатистое эхо? Крик птичьей стаи в поднебесье?
Можно ли однозначно ответить на эти вопросы?
— Только ли согласные придают этим стихам особую выразительность?
— Какова роль гласных?
Ассонанс – повтор гласных звуков.
Восприятие на слух.
Поэты часто используют приём звукописи в своих произведениях. Попробуйте на слух определить, что хотели передать авторы.
К Чуковский: И сейчас же щетки, щетки затрещали, как трещотки, и давай меня тереть, приговаривать: «Моем, моем трубочиста чисто-чисто, будет будет трубочист чист- чист- чист»
Урок русского языка для 5 класса «Выразительные средства фонетики»
Необходимо оборудование: проектор, интерактивная доска.
Науроке используются различные формы работы.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка для 5 класса «Выразительные средства фонетики»»
Урок русского языка для 5 класса
«Выразительные средства фонетики»
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
— развивать речевой слух учащихся;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Организационный момент и проверка домашнего задания (5 мин)
Проверка ранее изученных знаний
Ведет вступительный диалог с учащимися по ранее изученному материалу
1.Что такое фонетика?
2.Что такое орфоэпия?
3.Как они связаны между собой?
4.В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согл. звук? (темп, музей, шинель, Одесса)
5.В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согл. звук? (отель, пресса, антенна, диспансер)
6. В каком слове произносится твёрдый [т]
Термин, тема, тезис, теория.
Отвечают на вопросы учителя
Работа по карточкам у доски:
2 ученика на доске выполняют фонетический разбор слова тишина, якорь
Фронтальный опрос домашнего задания
2 ученика на доске выполняют карточку (фонетический разбор слова тишина, якорь)
Проверка работы, исправление ошибок
Опрос и проверка домашнего задания
Этап мотивации к обучению и целеполагание (7 мин)
Актуализация знаний через постановку проблемного вопроса
Задает проблемный вопрос
Рассуждают, находят ответ на проблемный вопрос, используя личностный опыт
Выход на цель урока
Ребята, вы знаете, что каждое слово имеет свою звуковую оболочку.
Но в результате частого употребления слов мы настолько привыкаем к ней, что не обращаем на нее никакого внимания. Звуковая форма слов перестает«переживаться» нами, осознаваться как нечто значимое, ценное.
-Посмотрите на слайд, прочитайте слова, сказанные Гоголем, про себя и вслух.
Н. В.Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»
Спишите слова в тетрадь.
Предполагаемые ответы обучающихся;
Постановка целей урока
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь на уроке?
сегодня мы будем говорить о звуковых тайнах, о выразительных средствах фонетики.
(Запись числа и темы урока).
Каков будет цель нашего урока? (Узнать, какие существуют выразительные средства фонетики, научиться их находить)
Действительно в нашем языке есть много слов, которые интересны не только своим значением, но и звучанием. Так поэт Вадим Левин выделяет слова:
А теперь постарайтесь найти в данном тексте «горохочущие» слова.
Какие «громкие» звуки помогли сделать эти слова «грохочущими»?
А теперь постарайтесь найти в данном тексте «горохочущие» слова. Какие «громкие» звуки помогли сделать эти слова «грохочущими»?
Раскричался гром в горах,
Прогремел над черной тучей,
Прорычал над рыжей кручей.
Пусть в горах грохочет гром!
Все равно гулять пойдем!
Найдите в данном тексте «шуршащие» слова. Какие звуки помогли их сделать такими?
Шлепанье легкое… Кто это –гром?
Шшш! Там за шторами, возле окна,
Ответ. Шорох, шептанье, шумок, шлепанье и другие слова со звуком [ш].
Этап освоения нового понятия (20 мин)
Организовать работу с новым понятием
Предлагает прочитать текст и найти ответы на вопросы
Работают с текстом упражнения, рассуждают, выписывают ответы на вопросы
Нахождение в тексте ответов на вопросы
— С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к теоретическому материалу § 49 и упр. 268 с предварительным заданием:
Высказывания лингвиста Р. Попова.
Гласные звуки делают нашу речь __________
Сонорные и звонкие согласные придают устной речи ____________________________
Обилие мягких звуков делают нашу речь _______________________________________.
Работают самостоятельно, рассуждают, находят ответы на вопросы и заполняют карточку № 1
Гласные звуки делают нашу речь музыкальной и напевной.
Сонорные и звонкие согласные придают устной речи звучность, мелодичность и плавность.
Обилие мягких звуков делают нашу речь мягкой и нежной.
В Москве приезжего итальянца спросили :
— О, нет сомнения, это слово ласковое, нежное.
Ответ. Слово телятина ассоциировалось у иностранца с чем-то ласковым и нежным неслучайно. Этому способствует особый подбор звуков в слове. Так, ощущение нежности и ласки вызывают три мягких согласных [т’, л’, т’] и сонорный [н]. Кроме того, все эти согласные являются высокими звуками, обладающими повышенной тональностью при произношении. Первый и третий гласные звуки тоже относятся к высоким звукам.
А высокие звуки, по данным психологов и социологов, вызывают светлые и радостные чувства.
Упражнение № 269 (устно)
Прочитать стихотворные тексты. Обратите внимание на то, какие звуки в них повторяются. Какие образы и представления они у вас вызывают?
[р], [р] – Звонкий дрожащий звук связывается в нашем сознании с активными шумом, громом, грохотом.
[у]-долгий, протяжный, напоминает звук, издаваемый ветром.
[с, с’, ш]- шумные, глухие, ассоциируются с холодом.
Прочитать, найти шипящие звуки. Какие звуки окружающего мира они вам напоминают?
[ш] – шорох, тишина, шуршание
Для чего поэты используют приём повторения звуков и их сочетаний в своих произведениях?
Кто может дать определение этому термину?
Сравним с определением в учебник стр. 193
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат.-созвучие)
Один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков, чаще всего в начале слова.
АССОНАНС
( от франц. –созвучие, лат.- откликаюсь)
Повторение в поэтическом произведении
Для усиления яркости и выразительности речи.
Такой приём называется звукопись.
Звукопись – приём повторения звуков и их сочетаний.
Запись терминов в тетрадь
На странице 194 есть дополнительный теоретический материал. Познакомьтесь с ним самостоятельно.
Мы уже многое узнали о свойствах звуков в художественных текстах. Давайте попробуем себя в роли ученых-лингвистов и выполним упр.272.
Этап практического применения знаний (3 мин)
Чтение материала 4
Какие выразительные средства фонетики вы нашли?
Какую роль они играют в речи?
Что могут передавать звукоподражательные слова?
Передают звуки окружающей действительности.
Звучание человеческого голоса
Звуки, издаваемые животными,
Голоса неживой природы
Устная работа, нахождение определения в тексте учебника.
Этап закрепления знаний (4 мин)
Выполнить практическую работу:
Выполняют письменно задания
Выполняют практическую работу,
Выводы по уроку. Саморефлексия (1 мин)
Понятия значимости урока
Предлагает оценить важность приобретенных умений
Рефлексия и оценки
— Исследование какой темы вели на уроке?
— Где можно применить новые знания?
Подготовка к следующему уроку
Предлагает выполнение домашнего задания (на выбор)
§ 49 стр. 196 – 197 № 5 письменно, словарь стр. 140
Или попробовать сочинить небольшое стихотворение, используя прим звукописи.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Звукопись как выразительное средство устной речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Звукопись как выразительное средство устной речи
2) развивать умение выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения звукового анализа художественного текста; развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
3) п риобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух
Тип урока: комбинированный.
Методические приёмы: составление кластера, наблюдение, лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обобщение.
1.Организационный этап. Запись в тетрадях числа.
2.Актуализация знаний по теме «Фонетика».
Лингвистическая задача № 1. Осложнённое списывание.
Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу: 1) звуков > букв; 2) звуков
Звёздный, льдины, съёмки, ёжик, вьют, поют.
звуков > букв: ёжик, поют
звуков = букв: съёмки, вьют.
Лингвистическая задача № 2. Проверьте, как Таня сделала фонетический разбор слова поют. Если есть ошибки, письменно исправь их.
п- [п]- согласный, твердый парный, глухой парный;
о- [а]- гласный, ударный
ю- [ й]- согласный, твердый непарный, глухой непарный;
Взаимопроверка в парах по ключу
3. Подготовка к восприятию нового материала.
-Над каким разделом языка мы с вами поработали?(фонетика)
-Что изучается в разделе фонетика? (звуки речи)
-Чему мы уже научились? На ваших партах лежат цветные листочки. Запишите ответ на этот вопрос на листочке и прикрепите на доску.
-С какой целью мы изучаем раздел «фонетика»? ( правильно произносить слова, знать орфографические правила, связанные с фонетическими законами)
-Как вы думаете, а все ли тайны фонетики нами раскрыты? (скорее всего нет)
-А задумывались ли вы о том, что звуки обладают волшебной силой, превращают наш язык в певучий, мелодичный и красивый.
— Сегодня на уроке мы поговорим о выразительных средствах фонетики. Запишите тему урока (на слайде )
— Какова цель сегодняшнего урока? (выяснить, можно ли с помощью звуков сделать текст выразительнее)
-Знаете ли вы, что в русском языке есть много слов, которые интересны не только своим значением, но и звучанием. Поэт Вадим Левин выделяет
• рычащие
• пищащие
• чирикающие
• гремящие
• визжащие
• скрипящие
• стучащие
•и лающие слова.
Работа по рядам (по карточкам, в парах)
— Давайте поищем такие слова в поэтических текстах.
1 ряд Постарайтесь в предложенном тексте найти «грохочущие» слова. Какие «громкие» звуки помогли сделать эти слова «грохочущими»? Выпишите эти слова в тетрадь.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Грохочет в небе голубом(Ф.И.Тютчев)
— Хотите среди зимы услышать раскаты грома (аудиозапись). Как вы думаете, удалось Ф.И.Тютчеву изобразить с помощью художественного слова картину начинающейся грозы?
2 ряд В тексте стихотворения найдите «шуршащие» слова. Какие звуки помогли их сделать такими?
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлепанье легкое… Кто это –гром?
Шшш! Там за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
В.Лунин
Ответ. Шорох, шептанье, шумок, шлепанье и другие слова со звуком [ш].
3 ряд В предложенном тексте найдите звуки, передающие жужжание шмеля [ж].
Чуду царь Салтан дивится-
А царевич хоть и злится,
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится-
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
— В учебнике РР найдите упр 114,с.68. Прочитайте первое задание:подумайте, нельзя ли жужжание шмеля изобразить не повторением звуков Ж, а как-то по-другому? ( с помощью музыкальных инструментов).
-Прослушайте фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»- «Полет шмеля».
-Как вы думаете, с какой целью поэты используют в своих произведениях повторяющиеся звуки? ( С помощью повторяющихся звуков поэты и писатели достигают большей выразительности и образности).
Иными словами настоящие художники слова с помощью звуков рисуют, пишут удивительную, зримую картину действительности. Как называется такой прием? (звукопись). Запишите этот термин по середине строки. Прочитайте определение в учебнике РР на с.68.
С каким явлением вы познакомились, проанализировав поэтические тексты? (аллитерация)
Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер». С помощью каких звуков поэт изображает бурю? ([у],[о],[и] ).
Какие образы природы рисует А.С.Пушкин с помощью этих звуков? (завывание ветра, разбушевавшуюся стихию; сочетание «о» и «у», а с ними еще и «э» рождает в читателе чувство страха перед разбушевавшейся природой. )
Какое явление звукописи наблюдаем в данном отрывке? (ассонанс) .
Существует еще одна разновидность звукописи. В учебнике РР на с.68 найдите упр.115.Прочитайте дневниковую запись М.Пришвина.
Найдите предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания. С помощью какого слова автор изображает звуки, которые издает кукушка? (ку-ку) В основе каких слов лежит подражание звукам ку-ку? Запишите их в тетради (кукушка, куковать, кукующая).
Как называются такие слова? Прочитайте теоретический материал в учебнике с.59, дополните схему «Звукопись».
Что такое «звукоподражание»? (воспроизведение звуков природы)
— Пришло время отдохнуть. Предлагаю вам орфоэпическую разминку.
ДремОта и зевОта уходят за ворОта (потягиваемся)
Если прикоснешься к иве(наклоны),
Станешь ты еще красИвей.
5.Исследовательская работа. Анализ стихотворения С.А.Есенина «Пороша».
-На ваших партах лежит текст стихотворения «Пороша». Внимательно прочитайте его, определите, кто является его автором?
— Как вы догадались, что автор этого произведения С.А.Есенин? Какое задание вы могли бы предложить?
— А я предлагаю вам, ребята, попробовать себя в роли исследователей. Как вы понимаете, что обозначает слово «пороша»? (снегопад, пушистый снег)
-Определите, какое настроение у лирического героя в этом стихотворении? (Настроение сонное, мечтательное, умиротворенное, он любуется великолепием пейзажа).
-Какие сказочные образы возникают в воображении лирического героя? (волшебник-невидимка, заколдовавший лес, старушка-сосна-колдунья).
— С помощью каких изобразительно-выразительных средств автор создает удивительные образы? (сравнения, олицетворения). Приведите примеры
-Какую роль они выполняют в тексте? (помогают показать восторженное отношение лирического героя великолепием зимнего пейзажа, сделать текст ярче и выразительнее)
Практическая работа (вопросы к стихотворению)
-Какое явление звукописи наблюдается в стихотворении? (Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией). Сергей Есенин
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
— Прочитайте слова, записанные на слайде. Подумайте, какие слова можно вставить на месте многоточия?объясните смысл фразы.
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите (неожиданное).
Всматривайтесь в некрасивое – и увидите (красивое).
Всматривайтесь в простое – и вы увидите (сложное).
Всматривайтесь в малое – и вы увидите (великое).
-Объясните смысл фразы.
Постарайтесь следовать этим советам, проявляя наблюдательность и умение видеть окружающее сердцем.
1.В учебнике литературы найти два примера звукописи (аллитерации +ассонанса). Объяснить роль звукописи.
2.Сочинить миниатюру на тему «Звенит январская вьюга», используя прием звукописи.
Урок литературы для 5 класса «Звукопись»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы в 5 классе
Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования на этапе закрепления.
( технология исследовательской деятельности, технология сотрудничества)
1. Формировать у учащихся представление о звукописи как фонетическом изобразительно-выразительном средстве;
2. Создать условия для развития познавательного интереса к родному языку и восприятия учениками эстетической функции русского языка;
3. Создать условия для применения полученных знаний на практике;
4. Способствовать формированию у школьников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
В течение урока предусмотрены индивидуальная, парная и групповая виды деятельности.
2.Раздаточный материал ( скороговорки, народные и авторские, тексты стихов)
1.Изучение нового материала ( 7 минут)
2.Работа со скороговорками, народными и авторскими (4 минуты)
3.Работа с художественным текстом:
Восприятие текста на слух (5 минут)
Исследование текстов художественной литературы (7 минут)
Анализ стихотворного текста (7 минут)
4. Проверка заданий, анализ текста (10 минут)
5. Заполнение презентации ( во время проверки задания)
6. Рефлексия ( 2минуты)
7.Подведение итогов урока, домашнее задание (2 минуты)
Организация начала учебного занятия ( приветствие, сообщение темы урока, мотивация)
Подготовка к восприятию нового материала, повторение изученного материала по изобразительно-выразительным средствам языка.
А какие изобразительно-выразительным средством языка мы уже знаем?
Для чего авторы в своих текстах используют эпитеты? Приведите примеры?
Эпитеты украшают речь, делают её яркой, эмоциональной.
Изучение нового материала.
Что же такое звукопись? Для чего она служит в тексте?( ребята делают предположения, анализируют новое понятие с точки зрения морфемики).
Вы правильно сказали, что с помощью звукописи можно передать звук.
Таких высказываний о величии, выразительности нашего языка очень много. Приведите примеры ( реализация домашнего задания)
5 слайд. Что же такое звукопись? ( читаем определение, сравниваем с предположениями ребят, записываем в тетрадь).
А какие звуки могут повторяться?
6 слайд. По этому принципу звукопись делят на аллитерацию и ассонанс.
Как вы думаете, какое звуковое явление встречается чаще? Почему?
9слайд . В каком жанре устного народного творчества используется приём звукописи?
( Индивидуальная работа со скороговорками. Задание: найти повторяющиеся звуки, определить аллитерация или ассонанс встречается в скороговорке.
1. Болтунья болтала пока не переболтала.
2.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3.Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.
А бывают ли авторские скороговорки? Сможете ли вы привести примеры?( работа в парах с авторскими скороговорками)
И рассыпалось смехом,
2. Слышен шорох в камышах
Он него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат
3.Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли.
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
Восприятие на слух. Поэты часто используют приём звукописи в своих произведениях. Попробуйте на слух определить, что хотели передать авторы.
( Стихи читают заранее подготовленные учащиеся)
По крышам, по окошкам.
Зябнут под скамейкой.
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
— Как расшуршались шалуны!
Шуршат на малышей кусты.
Шуршат им с дерева листы.
Шуршит рассерженный камыш.
И дождь шуршит, и мама-мышь.
Весь лес шуршит им:
Не нарушайте тишины!
Но их не слышат шесть мышат:
Давно уже мышата спят.
Они легли пораньше спать,
Чтоб не мешать большим шуршать.
Исследовательская работа (работа в группах).
А сейчас мы поработаем в группах, вы должны провести небольшое исследование предложенных вам стихотворных текстов. Цель исследования: определить, какой фонетический приём используют писатели, что и с помощью каких звуков передают поэты?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
1 Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Трепещут сучья под тусклым ветром;
Сухие листья, под тусклым ветром,
Что говорят нам, нам шепчут что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!
Меж чёрных сучьев синеет небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над чёрным прахом синеет небо,
Как будто небу земли не жаль.
Сухие листья шуршат о смерти,
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
В цветах весенних опять блестеть!
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
( слайды заранее подготовлены, учащиеся только вносят материалы исследования)
Рефлексия. С помощью звуков передать своё настроение.
1. Написать сочинение, используя изученные изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, звукопись)
2. Найти отрывки из художественных произведений, где авторы используют звукопись, подготовить выразительное чтение и анализ.
Узнать, когда в русской литературе появилась звукопись и кто первым начал использовать данный фонетический приём в своём творчестве.