Для чего мусульмане носят бороду
Почему мусульмане носят бороду
Зачем мусульмане носят бороду и обязательна ли борода в исламе? Этот вопрос достаточно популярен в обществе, поскольку чаще всего можно увидеть мужчину-мусульманина с красивой окладистой бородой. Но однозначного ответа на вопрос, какой именно должна быть борода, среди мусульманских ученых нет, поскольку у каждого из них есть своя точка зрения на этот вопрос и свое к нему отношение. Некоторые из них считают обязательным действием – отращивать и носить бороду (ваджибом) и греховным действием – брить ее (фиском). Но у некоторых других ученых господствует мнение, что отращивание бороды действие необязательное, но желательное, то есть мустахабб, а бритье ее – действие не запрещенное, то есть харам, но порицаемое, то есть макрух.
Борода в исламе
По мнению салафитских богословов аль-Албани, аль-Усаймина, Ибн База, борода – это отличительный признак мужчин в исламе как от женщин, так и от неверующих, которые ее не носят и не отращивают, поэтому придерживаются того, что бритье бороды следует отнести именно к греховным и запретным действиям. Представители шиизма Мухаммад Ширази и Али Систани придерживаются такого же мнения. Всем известен случай, когда в телеэфире из уст аятоллы Али Хаменеи прозвучало осуждение короткой бороды короля Марокко Мухаммеда VI. У короля, по мнению аятоллы, она скорее напоминает легкую небритость, и он во всеуслышание назвал ее «позором», на что король сказал, что слова аятоллы в эфире иранского национального телевидения – полная чушь.
Ношение бороды в исламских странах сегодня
Нередки случаи, когда бородатые люди в ряде стран Ближнего Востока могут стать объектами пристального внимания полиции, сталкиваться с тем, что к ним представители силовых структур относятся с подозрением. Это касается таких стран, как Ливан – там подобные случаи нередки даже с теми, кто отращивает бороду не по религиозным причинам.
Связано это еще и с тем, что бывали случаи, когда состоящие в Рабочей Партии Курдистана курды были казнены только лишь за наличие у них бороды, хотя это и не является исключительно особенностью именно членов группировки «Исламское государство».
Турецкие мусульмане отращивание бороды считают сунной, рекомендованным для мужчин действием, но существует турецкий правовой кодекс, исходя из которого государственный служащий в Турции ее носить не может, однако в последнее время, в законах Турции приняты послабления. На улицах Стамбула можно встретить все чаще бородатых мужчин, часть из которых отращивают бороду, так как следуют сунне пророка ﷺ, другие же как дань исламской мусульманской моде.
В Египте во время правления Хосни Мубарака бороду рассматривали как элемент, характерный для исламистских сил, которые выступали против президента, невзирая на то, что бороды носили не только мусульмане, но и представители других религиозных концессий – к примеру, копты-христиане и сам патриарх Феодор II. Бороды братьев-мусульман отличались тем, что были ухоженными и аккуратными, в то время как у салафитов борода была внушительной, а усы они сбривали. Среди салафитов также наблюдалась тенденция к окрашиванию волос на лице хной поэтому их бороды могли иметь цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового. В Египте в то время бороды полагалось сбривать всем государственным служащим, а когда режим Хосни Мубарака пал, мусульмане вновь вернулись к ношению бороды.
Шариатские нормы были введены на территории захваченного талибами Афганистана после того, как он стал одним из Исламских Эмиратов. По этим нормам мужчин обязали отращивать бороды, причем длинные и густые, и их регулярно проверяли, и тех, у кого они оказывались короче сжатого кулака, могли сильно наказать.
В мусульманских странах постсоветского пространства ситуация с официальной религиозной позицией относительно ношения бороды также складывается по-разному. В Казахстане Духовное управление мусульман Республики избрало своей официальной позицией мнение, что отращивание бороды – это сунна, то есть необязательное действие. О том, что бритье греховно, говорят лишь салафиты. В своей позиции религиозная верхушка Казахстана опирается на мнение Мухаммада Абу Захра и Махмуда Шалтута, египетских улемов двадцатого века, а также на постановление Управления по фетвам Египта. Танжарык Турганкулов, заведующий «Центра религиоведения», высказал на сайте мечети им. Гылмани в Астане мнение, что молодые мусульмане Казахстана отращивают сегодня бороды в том числе и с целью внесения смуты в мусульманское общество.
Основное население Узбекистана – мусульмане, и в государстве нет определенных официальных законов, которые бы вводили запрет на ношение бороды, и все равно бородатые люди постоянно испытывают на себе, что окружающие, в том числе и работник полиции, относятся к ним с подозрением. Встречаются случаи, когда имамы мечетей вынуждены были сбривать бороду, поскольку опасались попасть в так называемый «список бородатых» Службы национальной безопасности страны.
Такие случаи неофициального запрета на ношение бороды уходят своими корнями в практику борьбы с экстремистскими движениями, начавшейся в Намангане в 1997г. Тогда Ферганской долине было совершено жестокое показательное убийство одного из высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, и во время операции по розыску преступников только лишь наличие бороды могло стать причиной для уголовного преследования и ареста. Даже для получения паспорта бородатому мужчине нужно было предоставить справку, выданную Управлением духовенства области, удостоверяющую, что человек не состоит в экстремистской организации, однако получить эту справку было крайне сложно.
В российских регионах, где традиционно проживает мусульманское население, ситуация складывается по-разному. В Карачаево-Черкессии в 2011 году Совет улемов выпустил постановление, которое объявляло ваджибом ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу. В результате всем мужчинам были обязаны отрастить их «минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)». А тюменский имам-мухтасиб Ильдар Зиганшин высказал личное мнение, что для татарского народа носить бороду – не есть традиция, и право носить ее надо заслужить: после женитьбы мусульманин может отпустить небольшую бородку, а уже после шестидесяти лет можно отпустить длинную и густую.
По мнению имам-хатиба Мемориальной мечети в Москве Шамиля Аляутдинова, которым он делится в статье на эту тему, обязательным, то есть фардом ношение бороды «категорически не является», и те, кто так считает, по мнению Аляутдинова, просто проявляют свою неграмотность. В своем мнении Шамиль Аляутдинов также опирается на Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута, улемов из Египта.
Случаи, когда ношение бороды является основанием для постановки человека на полицейский учет, зафиксированы в Дагестане – здесь бородатых мужчин ставили на «профилактический учёт» по подозрению в «религиозном экстремизме».
Длина и цвет бороды
Часто возникает вопрос о том, какой длины носить бороду, поскольку богословы позволяли в большинстве своем укорачивать бороду до тех пор, пока ее длина не будет превышать длину сжатого кулака.
Мнения, что стричь ее нельзя, придерживались часть шафиитов, к примеру, ан-Навави. Но, если судить по действиям сподвижников Пророка Аллаха ﷺ Абу Хурайры и Ибн Умара, и нескольких еще улемов прошлого (Ибн Таймии, Ибн Абидина, Ибн Абд аль-Барра и Хасан аль-Басри), укорачивание бороды – деяние дозволенное. Пророк Мухаммад ﷺ призывал бороду отращивать, носить, а также окрашивать ее, чтобы было видно отличие от христиан и иудеев. Среди мусульман часто встречаются те, кто окрашивает свою растительность на лице хной (хидаб). Ан-Навави считал, что как мужчинам, так и женщинам лучше окрашивать свою седину в желтый или красный цвет, говоря: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и катма». Сам Пророк Мухаммада ﷺ, по некоторым сообщениям, волосы и бороду красил в желтый цвет. Некоторые богословы считают, что красить в черный цвет волосы и бороду нельзя, за исключением тех случаев, когда это делают для устрашения врага во время джихада.
Усы в исламе
Что же касается выбривания усов мусульманами, то по поводу этого вопроса у ученых-богословов ислама нет единого мнения, как именно следует укорачивать усы: если имам Малик ибн Анас и шафииты считали, что укорачивать нужно только ту часть усов, которая выходит за край губы, то, по мнению Ахмада ибн Ханбаля, нет ничего в укорачивании усов плохого, точно так же, как нет ничего плохого в их полном сбривании.
Среди ранних ханафитов считалось, что укорачивать усы – это полностью их искоренять (исти’саль), но позднее по ханафитскому мазхабу разрешено было просто укорачивать усы, не искореняя их полностью.
Подводя итоги всего вышесказанного, будет справедливым сказать, что брить волосы на лице – это значит вносить изменение в тот свой облик, который был дарован Аллахом человеку при рождении. Этот свой облик он должен принимать беспрекословно как великий дар Аллаха, заботиться о нем и ухаживать. Это значит, что носить ухоженную и аккуратно подстриженную растительность на лице будет лучшим свидетельством бережного отношения мусульманина к своему облику, подаренному Аллахом. Носить бороду является сунной Пророка Мухаммада ﷺ, и этой его практики придерживались как многие другие пророки, так и их последователи. Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину?
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Для чего мусульмане носят бороду
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Борода в Исламе
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Одним из самых больных вопросов для мусульман современного мира является вопрос бороды. Вокруг этой темы ходит много споров, разводимых теми братьями, чьи религиозные знания обычно не поднимаются выше уровня исламских студентов.
Когда в кругу чисто выбритых мусульман поднимают тему бороды, то мы, как правило, слышим: «Борода – это Сунна, не надо концентрировать внимание на таких мелочах». Действительно, борода – это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако в фикхе существует громадная разница между обязательными и желательными элементами Сунны.
Ещё имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) разделил Сунну Посланника Аллаха на две части: Сунна мандуба (мустахабба) и Сунна ваджиба. Выполнение первой Сунны является желательным, а её нарушение – допустимым (мубах). Примеры Сунны мандуба – входить в мечеть правой ногой, чистить зубы после омовения и т.п. Тот, кто соблюдёт их, получит дополнительную награду от Аллаха, а тот, кто оставит, не возьмёт никакого греха.
Что касается второй Сунны, то бремя её выполнения лежит на всех мусульманах ахлю-с-сунна. Ваджибаты – это та часть Сунны, в отношении которой пришли хадисы, содержащие угрозу от Аллаха тем, кто ею пренебрегает, либо категорические приказы (запреты) Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мусульманин, сознательно оставляющий Сунну ваджиба, является грешником, ибо Аллах говорит:
«Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).
Тот же, кто ненавидит какой-то элемент достоверной Сунны, выходит из Ислама и становится кяфиром даже тогда, когда он соблюдает это (например, для того, чтобы не выделяться среди мусульман). Ненависть к Сунне может быть вызвана только двумя причинами: ненавистью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) либо ненавистью к его сподвижникам (как у рафидитов); и то, и другое является большим неверием.
За рамками Ислама находится и тот человек, который верит, что в мире есть законодательство или свод традиций, более правильные, чем шариат Аллаха. Также я хотел бы сурово предупредить тех, кто насмехается над Книгой Аллаха и путём Его Посланника; Всевышний в Коране говорит:
«Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы впали в неверие, после того как уверовали» (Коран, 9:65-66).
Сюда же относятся и любые насмешки над Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха), включая бороду («ваххабит», «душман», «басмач» и т.д.).
Перейдём теперь к самому вопросу. В суре «Хаджж» сказано:
«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).
Абдулла бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что под «устранением неопрятности» Аллах имеет в виду бритьё головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды к концу хаджжа. Те же высказывания приводятся от Ибн Джубайра, Мухаммада бин Кя’ба и многих других, о чём пишет имам Мухаммад бин Джарир ат-Табари в своём тафсире Корана (т. 10, стр. 149-150).
От Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал взрослым мужчинам из его уммы подстригать усы и отпускать бороду. Хадис содержат сборники аль-Бухари («аль-Джами’у-с-сахих», № 5893), Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и других хадисоведов. В ином варианте хадиса, сообщаемом аль-Бухари и Муслимом, Пророк говорит:
«Не будьте похожими на язычников, отращивайте бороды и укорачивайте усы!»
Что касается внешности самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то во время его хиджры Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с огромной [в другой версии – с густой] бородой».
Все же хадисы о том, что Пророк якобы подстригал или сбривал бороду, являются слабыми или вымышленными, и не один факых не вправе опираться на них в своём иджтихаде (выведении шариатских норм).
Если мы посмотрим на Сунну сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то передаётся, что Ибн Умар, совершая хаджж или умру, захватывал бороду в кулак от подбородка и отрезал всё, что ниже этого кулака. Джабир бин Абдилля, да будет доволен им Аллах, говорил:
«Мы всегда отпускали бороды, исключая время хаджжа и умры» (хадис от Абу Дауда).
И нигде нет ни одной достоверной истории о том, что кто-то из сахабов брил или коротко стриг бороду (напомню, что от кяфиров и сектантов хадисы не принимаются). Напротив, многие хадисы повествуют нам, как их бороды промокали от слёз горького плача. Также передаётся, что когда Кайс бин Са’д (сын Са’да бин Убады) достиг половой зрелости и сахабы увидели, что у него не растёт борода, они сказали:
«Наш Кайс – хороший человек, если бы не один недостаток: у него нет бороды. Если бы мы знали, что борода продаётся где-то за дирхамы, то сложились бы для того, чтобы купить ему бороду!»
Табиуны (второе поколение мусульман) также укорачивали свои бороды только к концу хаджжа или умры; они подстригали их, зажав в кулак, доводом для чего является вышеупомянутый хадис Абдуллы бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. К слову сказать, что Ибн Умар был одним из тех учеников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые подражали его поступкам буквально во всём. Например, когда Ибн Умар узнал, что рядом с Мединой есть дерево, в тени которого часто отдыхает Посланник Аллаха, то он каждый день приходил поливать это дерево, дабы оно не засохло.
При этом основой разделения хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на Сунна мандуба и Сунна ваджиба является то, как он призвал нас соблюдать ту или иную норму. Например, об окрашивании бороды Пророк сказал:
«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Что же касается отращивания бороды, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам это в категорической форме. Поэтому наши праведные предки единогласно назвали бороду одним из ваджибатов. Имам аз-Захаби внёс бритьё бороды в число тяжких грехов («аль-Кябаир»).
Мнения учёных Сунны в вопросе подстригания бороды разошлись: некоторые из них запрещают это делать даже во время паломничества. Эти улемы ссылаются на то, что нет ни одного достоверного хадиса об укорачивании бороды Пророком (мир ему и благословение Аллаха), что же насчёт поведения Ибн Умара и ряда других сахабов, то это был их иджтихад, в котором они ошиблись. Однако большинство учёных всё же рекомендуют стричь бороду к концу хаджжа или умры, но не придают этому характер ваджиба.
Длинная борода и короткие (либо отсутствующие) усы – главное, что отличало лица сахабов и табиунов от лиц христиан, иудеев, язычников, безбожников и заблудших мусульман. Глубоко неправы те, кто говорят, будто борода – это доисламская традиция арабов, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сохранил в их жизни только те традиции, которые не выходят за рамки шариата. Да, Абу Джахль и Абу Ляхаб носили бороды, но они не сбривали усы (как и не падали ниц перед Аллахом)!
Есть особые ситуации, в которых мусульмане могут сбривать бороды (например, для ношения респираторов, врачебных масок), но – только с разрешения улемов, выносящих фетвы для каждого конкретного случая. Беда мусульман современной эпохи – в том, что они сами дозволяют для себя многие запретные, порицаемые или сомнительные вещи (как и запрещают дозволенное), не советуясь с обладателями религиозных знаний. Один, попав в окружение кяфиров, считает дозволенным бритьё бороды, второй – употребление в пищу сала и мертвечины, третий – ношение одежды, не прикрывающей срамоту и т.п.
Закругляя эту тему, я хотел бы процитировать высказывания четырёх великих имамов (основателей мазхабов) и их последователей по вопросу бороды. Замечу попутно, что в наши дни мусульмане могут считать себя ханафитами, маликитами, шафи’итами или ханбалитами, пренебрегая более чем половиной хукмов своего мазхаба (кяфир К. Маркс однажды сказал о некоторых коммунистах его эпохи: если эти люди – марксисты, то я не марксист).
Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, один из учеников Абу Ханифы, да помилует его Аллах, говорил:
«Каждый раз, когда Абу Ханифа совершал хаджж, он укорачивал свою бороду, сжав её в кулак, после чего он подстригал усы. И поэтому мы используем тот же способ во время хаджжа».
Бритьё же бороды имам Абу Ханифа внёс в категорию «макрух тахрими» (нежелательные действия, близкие к хараму). Один из великих ханафитских улемов Ибн Абидин сказал по этому поводу:
«Что касается подстригания бороды короче, чем до уровня сжатого кулака, то это – поступок некоторых марокканцев и гермафродитов из числа мужчин, и он не разрешается никому».
Имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах, писал:
«От Абдуллы бин Умара приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал отпускать бороды и укорачивать усы»,
полностью согласившись с Абу Ханифой в том, что подстригать бороду дозволено только паломнику и только до уровня сжатого кулака. Маликитский шейх аль-Хаттаб аль-Малики запрещал как бритьё бороды, так и бритьё усов (по его мнению, усы можно только подстригать).
Имамы аш-Шафи’и и Ахмад, да помилует их Аллах, тоже носили бороды и приказывали это своим ученикам (причём имам Ахмад поднял бороду на уровень фарда). Шейх-уль-ислам Ибн Таймия сравнил бритьё бороды с тем, что женщина будет налысо брить голову, так как борода является «фитра таби’ийя» (естественным внешним признаком). Мужчина с чисто выбритым подбородком подобен женщине с лысой головой, о которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (хадис от Ибн Аббаса, переданный аль-Бухари):
«Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».
Ношение бороды в исламе: фард, суннат или мандуб?
Бороду принято считать одним из основных атрибутов внешнего вида мусульманина. Правоверные братья отпускают её для того, чтобы узнавать друг друга среди незнакомых людей (и затем обмениваться приветствиями, как того требует ислам).
Вопрос о каноническом положении бороды в среде мусульманских богословов остаётся дискуссионным. Ряд консервативных учёных относят её ношение к обязательным (фард) действиям. Они утверждают, что мужчины, которые сбривают волосяной покров на лице, совершают грех уподобления женщинам. Однако это лишь частные мнения, к которым не стоит относиться с полной серьёзностью.
Тем не менее, некоторые видные учёные считали полное сбривание грехом. Например, имам Ибн Хазм утверждал, что удаление волос на подбородке «подобно уродованию своего тела» и недопустимо в среде мусульман.
Бо́льшая часть учёных ислама считают ношение бороды сунной. Ведь Посланник Аллаха (с.г.в.) сам имел обильную растительность на лице и призывал так ходить своих сахабов. В одном из хадисов, который приводят Бухари и Муслим, сказано: «Стригите усы и отпускайте бороду». Смысл этого Пророк (с.г.в.) видел в необходимости отличаться от персидских язычников – чтобы мусульмане могли узнать своих единоверцев. Это положение актуально и в наши дни. Именно по бороде мы имеем возможность визуально определять братьев по вере (хотя 100-процентная точность здесь не гарантирована – прим. Islam.Global). Опираясь на хадисы, большинство богословов считают ношение именно суннатом, то есть желательным.
Некоторая же часть аливов склонна причислять ношение бороды к категории мандуб (одобряемое). Свою позицию они объясняют тем, что данный атрибут внешнего вида относится к бытовой составляющей жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.), не имеющей отношения к религиозным канонам или пророческой миссии. Иными словами, в ношении бороды отсутствует религиозная составляющая. Подтверждением тому и служит мотив отпускания бороды – чтобы отличаться от многобожников.
Кроме того, внешний вид человека во многом зависит от культурных особенностей народа, к которому он принадлежит. Здесь доминирует именно национальный элемент, а не религиозный. Именно по этой причине ношение бороды – это проявление уважения к Пророку ислама (с.г.в.), но без религиозной составляющей.
Некоторые современные представители мусульманского духовенства и вовсе призывают воздерживаться от отращивания бороды по причине того, что бородатый мужчина ассоциируется во многих обществах с радикалами.
Усы: сбривать или стричь?
Если желательность бороды у мужчин особых нареканий среди богословов не вызывает, то усы стали предметом дискуссии.
Представители мазхабов Абу Ханифы (он сам, его ученики Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани), а также Ахмада ибн Ханбала считают, что желательно сбривать растительность над губой. Аргументируют они свою позицию высказыванием Заключительного Божьего посланника (с.г.в.): «Удаляйте усы» (хадис приводит Бухари). Однако более поздние богословы-ханафиты, а также учёные шафиитского и маликитского мазхабов утверждали, что полное сбривание усов нежелательно, а лучше их просто укорачивать. Основным их аргументом служит другой хадис: «Естественное состояние человека кроется в 5 составляющих: обрезание, укорачивание усов, устранение волос на лобке, подстригание ногтей и удаление волос подмышками» (Бухари, Муслим).
В довесок приводятся слова сахаба Мугира ибн Шугба (р.а.): «Я носил длинные усы – увидев их, Пророк, саляллаху алейхи уа салям, подстриг их по длине мисвака» (Абу Дауд).
При этом Малик ибн Анас, основоположник маликитского мазхаба, и вовсе называл бритьё усов нововведением (бид`а), которое вредит верующим.
Известный мусульманский учёный имам Навави утверждал, что усы нужно подстригать так, чтобы был виден край верхней губы.
Некоторые алимы, такие как Табари или Ибн Хаджар, и вовсе считали допустимым оба варианта.
Какой длины должна быть борода
В Пречистой сунне не содержится указаний на то, какого размера должна быть борода мусульманина. Но Божий Посланник (с.г.в.) призывал верующих к чистоте и аккуратности, и волосяной покров – не исключение. Верующий должен ухаживать за бородой, используя для этого все необходимые средства. Опрятный внешний вид – то, к чему должен стремиться каждый.
Что касается длины бороды, то такой сахаб, как Ибн Умар (р.а.), брал свою бороду в кулак так, что большой палец его руки касался подбородка, и отрезал то, что выступало за пределы ширины его ладони (Бухари). Опираясь на пример этого сподвижника, мусульмане могут поступать аналогичным образом. А длину волос на щеках затем «подстраивать» по размеру волос на подбородке.
Борода или работа?
В современном обществе бытует множество стереотипов об исламе, главными жертвами которых становятся сами мусульмане. По этой причине густая борода нередко становится барьером при трудоустройстве. Как же быть в такой ситуации?
Одной из важнейших обязанностей мужчин считается содержание семьи. Именно мужчина в Судный день будет ответственен за то, в каком материальном положении была его семья и как он справился с содержанием своей жены и детей. Если же борода становится преградой на пути к устройству на работу, и работодатель требует побриться, то в такой ситуации правоверному следует выбрать «меньшее из двух зол». Содержание семьи выглядит в данном случае более предпочтительным, так как от этого зависит жизнь и достаток не только его самого, но и его родных. То есть если с начальством не удаётся договориться, и оно настаивает на своём, то лучше сбрить бороду и трудоустроиться.
Если борода не растёт
Некоторые молодые люди сталкиваются с тем, что борода начинает расти слишком поздно, либо она растёт, но редкими волосами. Безусловно, густая ухоженная борода выглядит симпатичнее, и молодые мусульмане хотят иметь мужественный вид. Как же быть?
Сегодня существует множество различных средств, стимулирующих рост волос. Кроме того, специалисты в этой области рекомендуют употреблять в пищу побольше фруктов и овощей, содержащих натуральный сахар (яблоки, морковь, гранат). Для увеличения выработки тестостерона, ведущего к росту волос, медики рекомендуют заниматься спортом. Также необходимо включить в рацион продукты, содержащие большое количество витаминов A, B3, B5, B7, C, E.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Брить бороду нам мусульманам НЕЛЬЗЯ. Усы укорачиваем, а бороду опускаем. И НЕ ВОЛНУЕТ ЧТО СКАЖЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ ИЛИ КТО НИБУДЬ ДРУГОЙ. Если работодатель против, то бросаем такую работу и ищем другую. Этим все сказано. ВаАллаху А’лам.
Ассаламу Алейкум Рахматулахии Вабарактух как объяснить своей супруги что нельзя говорить мусульманину збрить бороду или шетену. Что так говорить грех
Брить бороду нам мусульманам НЕЛЬЗЯ. Усы укорачиваем, а бороду опускаем. И НЕ ВОЛНУЕТ ЧТО СКАЖЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ ИЛИ КТО НИБУДЬ ДРУГОЙ. Если работодатель против, то бросаем такую работу и ищем другую. Этим все сказано. ВаАллаху А’лам.