Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

О мониторинге инклюзивного процесса в образовании

Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

О МОНИТОРИНГЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА

г. Москва, ИПИО МГППУ

Развитие инклюзивного подхода в современном образовании сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды», но прежде всего с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ учителей принять принципы инклюзивного образования, а также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования. Наряду с декларируемыми философскими принципами, отсутствие методологии инклюзивного образования рождает множество вопросов, связанных с недоверием и критикой относительно самой идеи. На этапе понимания и внедрения инклюзивного образования прикладные исследования могут дать знания о процессах и результатах качественных изменений, повлиять на общие представления об эффективности процессов инклюзии в образовании. Необходимо изучение успешного опыта практической реализации инклюзивного подхода и подробное описание процессов и механизмов его запуска и сопровождения.

Инклюзивное образование не будет успешным, если оно будет основано лишь на организационных изменениях. Это динамичный процесс, связанный с глубокими ценностными и содержательными изменениями. Опыт инклюзивного образования в мире знает различные стратегии изменения существующей ситуации, различные модели и практики включающего образования. Российский опыт инклюзивной практики связан с длительным этапом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений, авторской адаптации образовательных условий под индивидуальные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому остро встаёт вопрос качества самого процесса включения, профессиональной оценки его эффективности относительно различных категорий детей. В условиях нисходящей стратегии изменений важным становится оценка готовности того или иного образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода, работа с рисками, корректировка ошибок.

Для успешного планирования и анализа существующих тенденций в целом необходимо располагать объективными данными. Для эффективного управления процессом внедрения и развития инклюзивной практики необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые в ней складываются. Для оценки качества инклюзивного процесса в системе образования необходима разработка комплекса программ мониторинговых исследований, связанных с динамической оценкой психологических параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе в целом.

Теперь мы хорошо понимаем, что школа проходит два основных этапа – этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса. Даже при наличии приказов сверху и общей установки не каждая школа готова принять путь инклюзии и стать инклюзивной школой. Каждая из таких школ должна иметь программу оценки своих изменений и владеть мониторинговыми программами или участвовать в системных мониторингах по отслеживанию изменений. Для оценки качества этих изменений необходимо создавать систему экспертной поддержки школ, обсуждение опыта педагогов, организовывать рефлексию конкретного опыта.

Ключевая роль в процессе развития инклюзивного процесса в общем образовании и оценке качества процесса включения принадлежит мониторингу.

Важно отметить, что мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных деятельностей, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, разработку параметров исследования, составление программы, реализацию организационной модели, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов. Крайне важно, чтобы данные мониторинга стали обсуждаемой и проектной информацией, а сам мониторинг заканчивался реализацией мероприятий, нацеленных на внедрение результатов исследования в практику образования. В то же время лица, ответственные за принятие управленческих решений и формирование инклюзивной политики, нуждаются в достоверной информации об актуальных и потенциальных социальных барьерах и естественных ограничениях инклюзивного образования, а также о факторах, тормозящих или стимулирующих процесс его внедрения. Кроме того, крайне важно заложить основы мониторинга основных социальных параметров процесса внедрения инклюзивного образования для дальнейшей фиксации изменений и осуществления корректирующих воздействий. Любое системное изменение требует постоянного анализа промежуточных результатов, корректировки рисков и основных действий, предупреждения ошибок.

Выделяют следующие этапы проведения мониторинга.

I. Этап подготовительный:

1. Уточнение потребности в информации, работа с заказом.

2. Формирование плана исследования.

3. Формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового обследования.

4. Создание модели мониторинга.

5. Обоснование выборки и деление её на определенные группы.

6. Разработка и научное обоснование параметров и индикаторов.

7. Подбор метода и разработка инструмента.

8. Разработка процедуры проведения мониторинга.

9. Создание методики для сбора и обработки данных мониторинга.

10. Согласование сроков и графиков работ по каждому этапу проведения мониторинга.

II. Пилотное исследование:

1. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке.

2. Обработка и анализ данных.

3. Необходимая корректировка содержания анкет, методик и инструкции.

III. Полевая стадия исследования:

1. Проведение мониторинга на всех группах выборки.

2. Сбор первичной эмпирической информации по всем выделенным группам выборки.

IV. Этап обработки и анализа информации:

1. Обработка оперативных данных.

2. Анализ независимыми экспертами полученных результатов.

3. Обсуждение полученных результатов.

4. Создание аналитического отчёта по результатам мониторинга.

V. Составление рекомендаций

В процессе мониторинга можно получить динамическую информацию о том:

· Какие категории детей «включены» в инклюзивный процесс в образовательных учреждениях. Анализ категорий детей, включенных в инклюзивное пространство учреждения, характер и форма инклюзии.

· Какие формы инклюзии присутствуют в деятельности дошкольных и школьных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, системы среднего профессионального образования.

· Каковы образовательные и социальные потребности детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образовании.

· Какова методическая обеспеченность образовательного учреждения.

· Какова степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода.

· Какие отношения складываются у всех участников инклюзивного образовательного процесса, на каких ценностных принципах они формируются.

· Каково отношение учителей, родителей и педагогов к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомлённости о принципах инклюзии, уровень принятия.

Аналитические данные мониторинга ориентированы на дальнейшее проектирование и принятие необходимых решений в целях снижения рисков предполагаемых изменений. Например, проведение мониторинга готовности педагогов образовательных учреждений к включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы должно обеспечить информационную и аналитическую составляющую процесса внедрения инклюзивного подхода в образовательных учреждениях, определить основные направления повышения квалификации педагогических кадров по реализации инклюзивного подхода в сфере образования и эффективные способы психологической поддержки педагога в процессе внедрения инклюзивной формы обучения.

Мониторинг всегда работает на отслеживание актуальной ситуации. На современном этапе развития инклюзивного образования, при существующих условиях его развития, программы мониторингов в сфере инклюзивного образования могут быть ориентированы на отслеживание основных показателей развития инклюзивной практики и культуры: готовность педагогов к включению ребёнка с ОВЗ в массовый класс; оценка потребности в инклюзивном образовании как детей с ОВЗ, так и обычных детей; состояние образовательной среды и её готовность к включению; отношение учителей и родителей к инклюзии в образовании.

Теперь попробуем понять, кто должен создавать и реализовывать программы мониторинга. Учитывая сложность и технологичность самого мониторингового исследования, мы считаем, что это должны делать подготовленные специалисты, владеющие мониторинговыми технологиями. Разработка системы индикаторов мониторинга – сложная профессиональная задача, решить которую могут лишь специалисты в узкой предметной области. Мониторинг процесса развития инклюзивного образования может стать одним из важных направлений деятельности ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, которые стали создаваться в некоторых регионах Российской Федерации, в частности, в Москве. Институтом проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета разработаны и запущены некоторые из названных мониторинговых программ, начата разработка параметров и индикаторов качества инклюзивного процесса в общем образовании.

Современные требования к образованию связаны с доступностью и качеством предоставления образовательных услуг. Постоянный мониторинг инклюзивного процесса позволит двигаться к решению этих вопросов осознанно и системно.

Источник

Подготовка учителей к инклюзивному образованию

Психологическая готовность к инклюзивному образованию подразумевает сформированность определенной позиции, основанной на следующих ценностях и убеждениях:

Дети с особенностями развития имеют право обучаться и развиваться вместе с так называемыми нормотипичными детьми.

Совместное обучение должно не только помогать «особым» детям научиться социальному взаимодействию, но и развивать у нормотипичных детей эмпатию, толерантность к иному, непонятному поведению, способность к сопереживанию и другие гуманистические ценности. Эти качества, конечно, должны присутствовать также у учителей и других специалистов, работающих с детьми.

Обучение «особых» детей вместе с «неособыми» — непростая задача, в ходе которой неизбежно будут возникать сложности. К этому надо быть готовыми.

Обучение детей с ОВЗ требует отдельной методической подготовки — разработки, адаптации и внедрения специальных программ или педагогических технологий.

«Особые» и «обычные» дети могут участвовать в совместной групповой работе, при этом им могут ставиться разные учебные задачи.

Обязательным условием успеха является принятие «особых» детей вместе с их особенностями и готовность помочь им достичь поставленных целей.

Для формирования такой позиции необходимо гуманистическое мировоззрение, энергия и навыки заботы о себе. Без последнего условия педагог, работающий в непростых условиях инклюзии, рискует подвергнуться так называемому профессиональному выгоранию. Кроме того, внедрение инклюзивного подхода в школе невозможно без активной поддержки администрации. Должна проводиться методическая и разъяснительная работа с коллективом, чтобы все сотрудники стояли на единой позиции и выработали единый рамочный алгоритм, как поступать в сложных ситуациях. Учитель должен знать, к кому ему обращаться за помощью. В школе должна функционировать эффективная служба психологической поддержки. Ее сотрудники будут заниматься сопровождением «особых» детей, налаживанием и поддержанием контакта между детьми и педагогами, поддержкой педагогов и родителей, системной работой с классом. Такая работа должна быть направлена на принятие и поддержку «особых» детей, помощь им в сложных ситуациях, разъяснение, почему важно, чтобы они учились вместе с остальными детьми, почему они иногда ведут себя странно, что это может означать и как им правильно помочь.

Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

С целью профилактики эмоционального выгорания необходимо организовать неформальное пространство, где учителя могут делиться как своими сложностями, так и успехами. Хорошо подходит для этого формат интерактивных семинаров, клубов, кругов сообщества. Основная цель таких мероприятий — психологическая разгрузка, снятие тревоги и эмоционального напряжения.

Основные сложности в работе учителя с инклюзивным классом:

Другие дети могут обижать детей, реагируя на особенности их поведения.

Родители нормотипичных детей могут требовать принятия немедленных мер, вплоть до удаления неудобного ученика из класса.

Наконец, возможности детей могут не позволять им освоить учебную программу в требуемом объеме.

Как справиться с этими сложными ситуациями? Во-первых, важно понимать, что внедрение инклюзивного подхода в любом случае требует вложения различных ресурсов. Это и адаптация программ, составление индивидуального учебного плана и отдельных заданий, и привлечение специалистов для работы с «особыми» детьми, и дополнительное общение с родительским сообществом. К этой работе важно быть готовым и грамотно ее спланировать.

Оценив возможности «особых» детей в обучении, необходимо понять, будет ребенок учиться по общей с классом программе или нет. В случае отрицательного ответа нужно составить индивидуальный план его обучения с реалистично поставленными целями, обозначить сроки их выполнения и последовательно реализовывать намеченное.

Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

В случаях выраженных поведенческих сложностей к ребенку должен быть прикреплен тьютор — сопровождающий, который постоянно находится рядом с ребенком, помогает ему включаться в работу на уроках, не мешает общаться с другими детьми на переменах, но грамотно пресекает острые ситуации. Сейчас тьюторство, или наставничество, — специальность, которой учат на психологических факультетах некоторых вузов. Тьютором может быть кто-то хорошо знакомый ребенку, его близкий родственник. Очень хорошо, если в школе работает такой специалист. Если его нет, надо обсудить с родителями ребенка эту проблему и подумать вместе, где найти такого помощника. Существуют различные помогающие организации, куда можно обратиться с этим запросом. Школа должна обеспечить безопасность и «особого» ребенка, и остальных детей в его окружении, поэтому, если его поведение представляет опасность, присутствие тьютора может быть основной гарантией того, что ребенок сможет посещать школу.

Если сложное поведение возникает нечасто, и острой необходимости в присутствии тьютора нет, нужен понятный всем алгоритм действий в сложных ситуациях. Например, если ребенок внезапно впадает в аффективное состояние, надо отвести его в отдельное помещение и побыть там с ним, пока он не успокоится. Дети должны знать, что в таких случаях они должны позвать на помощь любого взрослого сотрудника школы.

Работа с родительским сообществом должна носить разъяснительный характер. Важно рассказать, какой позиции придерживается педагогический коллектив в отношении совместного обучения разных детей и почему это правильно с вашей точки зрения. Если родители отдают детей в вашу школу, они разделяют или как минимум принимают эту ситуацию. В случае, если возникает серьезный конфликт, риск травматизма или другая опасная ситуация, надо решать ее с участием всех вовлеченных сторон.

Необходимо также проводить разъяснительную работу с классом. Кроме того, хорошо помогают тренинговые или даже учебные задачи, в которых выявлялись бы сильные стороны каждого участника. Важно донести до детей, что у каждого есть сильные и слабые стороны, надо только их найти. Но самое важное — чтобы взрослые транслировали принятие и готовность помочь всем.

На самом деле готовых ко всему людей не бывает в природе! Поэтому неуверенность в своих силах — норма при работе с «особыми» детьми, слишком много непредсказуемого заложено в ситуации. Иногда важнее всего, чтобы было кому помочь советом и поддержать морально.

Источник

Задачи мониторинга в инклюзивном образовательном учреждении (ИОУ)

Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Задачи мониторинга в инклюзивном образовательном учреждении (ИОУ)

Описание слайда:

Определение понятия
Мониторинг — весьма специфический вид исследования. Он не опирается на гипотезу, и основная причина его проведения — не поиск истины, а получение информации о качестве осуществляемой деятельности или эффективности реализуемого процесса. Под мониторингом в образовании мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Описание слайда:

Роль мониторинга
Мониторингу принадлежит ключевая роль в процессе развития инклюзивного процесса в общем образовании и оценке качества процесса включения. Сам процесс мониторинга может способствовать развитию инклюзивных подходов в образовании. Мониторинг может выступить методом, при помощи которого школы могут идентифицировать и преодолевать барьеры на пути обучения и полноценного участия каждого ученика или взрослого в школьной жизни.

Описание слайда:

Специфика мониторинга
Процедура мониторинга подразумевает коллективную оценку опыта каждого, кто связан со школой. Этот процесс – не оценка компетентности участников, а поиск путей поддержки педагогического и профессионального развития, планирование развития школы в направлении инклюзии.
Аналитические данные мониторинга ориентированы на дальнейшее проектирование и принятие необходимых решений.
Процесс мониторинга инклюзивного образования и цикл планирования развития школы можно представить в виде схемы.

Описание слайда:

В процессе мониторинга можно получить информацию:
какие категории детей «включены» в инклюзивный процесс в образовательных учреждениях;
какие формы инклюзии присутствуют в деятельности образовательных учреждений – временная, частичная, полная, др.;
каковы образовательные и социальные потребности детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образовании;
какова методическая обеспеченность образовательного учреждения;
какова степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода;
какие отношения складываются у всех участников инклюзивного образовательного процесса, на каких ценностных принципах они формируются;
каково отношение учителей, родителей и педагогов к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомленности о принципах инклюзии, уровень принятия.

Описание слайда:

задачи
1. Выявить оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Определить оснащение оборудованием и организации мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях.
3. Изучить повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях.
4. Выявить степень подготовки педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях инклюзивного обучения.
5. Выявить систематичность мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов системы образования для обучения детей-инвалидов.
6. Изучить состояние материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения в них условий для воспитания и обучения детей-инвалидов.

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Мониторинг инклюзивного образования

Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

Инклюзия в общеобразовательной школе – это не только включение в образовательный процесс и социальную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья, но это также построение такой школы, где хорошо и комфортно учиться и работать всем: и ученикам, и учителям и родителям. Инклюзивная школа – это школа, где понятие «социального меньшинства» перестает существовать, где каждый ребенок становится очень важным и значимым участником школьного сообщества, вне зависимости от религии, пола, этнической принадлежности и состояния здоровья. А взрослые – учителя, родители, администраторы и др. взаимодействуют как равноправные партнеры, и всем им небезразлично, что происходит с каждым ребенком в школе.

Для России инклюзивное образование является педагогической инновацией. Российский опыт внедрения инклюзивных подходов связан с длительным периодом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений. Образовательная практика в настоящее время опирается на уже существующие организационно-управленческие и научно-методические ресурсы образовательных учреждений. В целом процесс инклюзии системно не регулируется, он работает локально в отдельных образовательных учреждениях, в отдельных регионах в виде экспериментальных моделей. Поэтому остро стоит вопрос о качестве самого процесса включения, профессиональной оценки его эффективности относительно разных категорий детей. Важным становится оценка готовности самого образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода.

Любая инновация проходит несколько этапов. В инклюзивном образовании мы сейчас наблюдаем этап внедрения, который с одной стороны характеризуется стихийностью, а с другой, попытками с научной точки зрения оценить условия готовности к принятию того нового, что несет любое нововведение.

Школа, принявшая инклюзивную стратегию, проходит два основных этапа — этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса. Каждая из таких школ должна иметь программу оценки своих изменений и участвовать в системных мониторингах по отслеживанию изменений.

Большинство ныне существующих моделей инклюзивного образовательного процесса предполагает:

— создание новой обучающей среды – совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах,

— непрерывность, преемственность и комплементарность инклюзивного процесса;

— обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

— создание психолого-педагогических условий эффективного академического и социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями;

— формирование инклюзивного школьного этоса: культуры, политики и практики инклюзии.

Оценкарезультативности инклюзивного образования могут быть представлены следующими критериями:

— Изменение физического и психического здоровья детей.

— Уровень академического развития и успеваемости.

— Уровень социального развития.

— Уровень основных направлений инновационного развития.

Для отслеживания результатов реализации модели инклюзии применяются следующие виды мониторинга:

— дидактический (отслеживание за различными сторонами учебно-воспитательного процесса);

— воспитательный (слежение за различными сторонами воспитательного процесса, система отношений взаимодействия участников процесса);

— социально-психологический (слежение за системой коллективно-групповых, должностных отношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, детей, родителей);

Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Смотреть картинку Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Картинка про Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии. Фото Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии

— медицинский (состояние здоровья: улучшение, ухудшение).

Инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика представляют собой основные векторы методики оценки инклюзивного развития школы. «Необходимо иметь четкое представление о том, что развитие школы в направлении инклюзии обязательно должно происходить во всех этих областях»[10].

Мониторинг — весьма специфический вид исследования. Он не опирается на гипотезу, и основная причина его проведения — не поиск истины, а получение информации о качестве осуществляемой деятельности или эффективности реализуемого процесса. Под мониторингом в образовании мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторингу принадлежит ключевая роль в процессе развития инклюзивного процесса в общем образовании и оценке качества процесса включения. Сам процесс мониторинга может способствовать развитию инклюзивных подходов в образовании. Мониторинг может выступить методом, при помощи которого школы могут идентифицировать и преодолевать барьеры на пути обучения и полноценного участия каждого ученика или взрослого в школьной жизни.

Процедура мониторинга подразумевает коллективную оценку опыта каждого, кто связан со школой. Этот процесс – не оценка компетентности участников, а поиск путей поддержки педагогического и профессионального развития, планирование развития школы в направлении инклюзии.

В процессе мониторинга можно получить информацию:

· какие категории детей «включены» в инклюзивный процесс в образовательных учреждениях;

· какие формы инклюзии присутствуют в деятельности образовательных учреждений – временная, частичная, полная, др.;

· каковы образовательные и социальные потребности детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образовании;

· какова методическая обеспеченность образовательного учреждения;

· какова степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода;

· какие отношения складываются у всех участников инклюзивного образовательного процесса, на каких ценностных принципах они формируются;

· каково отношение учителей, родителей и педагогов к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомленности о принципах инклюзии, уровень принятия.[11]

Аналитические данные мониторинга ориентированы на дальнейшее проектирование и принятие необходимых решений.

Процесс мониторинга инклюзивного образования и цикл планирования развития школы можно представить в виде схемы (Приложение 2).

На этапе подготовки к инклюзивной стратегии развития важно определить уровень готовности общеобразовательных школ к инклюзивному образованию в организационно-управленческом аспекте. Объектом диагностического исследования в данном случае будут выступать возможности общеобразовательной школы, которыми она располагает для реализации инклюзивного образования в плане организации учебного процесса, методического оснащения образовательного процесса и наличия специализированного оборудования в школе.

Диагностическое исследование ставит следующие задачи:

1. Выявить оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

2. Определить оснащение оборудованием и организации мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях.

3. Изучить повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях.

4. Выявить степень подготовки педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях инклюзивного обучения.

5. Выявить систематичность мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов системы образования для обучения детей-инвалидов.

6. Изучить состояние материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения в них условий для воспитания и обучения детей-инвалидов.

7. Изучить степень обеспечения для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.

Следующая фаза мониторинга развития инклюзии в школе – это анализ и оценка трех взаимосвязанных аспектов: инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика.

А. Создание инклюзивной культуры. Данный аспект инклюзивного образования оценивается по двум критериям: построение школьного сообщества и принятие инклюзивных ценностей. Этот аспект показывает, что создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, толерантного, принимающего сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создает общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми участниками образовательного процесса. Принципы и ценности инклюзивной культуры влияют как на решение в отношении всей школьной политики, так и на ежеминутную практику обучения в каждом классе.

В. Разработка инклюзивной политики. Данный аспект оценивается по двум критериям: развитие «школы для всех» и организация психолого-педагогической поддержки. Этот аспект показывает необходимость присутствия инклюзивного подхода во всех школьных планах. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь нацеливают всех сотрудников и учащихся школы на то, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизировать риски исключающих практик. Поддержкой считаются действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом обеспечивала разнообразие потребностей своих учащихся.

С. Развитие инклюзивной практики. Критерии оценки данного аспекта инклюзивного образования – это управление процессом обучения и мобилизация ресурсов. Оценка инклюзивной практики обучения отражает инклюзивную направленность культуры и политики школы. При внедрении такой практики на уроках обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а ученики поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники школы проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, которые могут быть задействованы для поддержки обучения и полноценного участия каждого ребенка в школьной жизни.

Результаты диагностического исследования лягут в основу планирования развития школы в направлении инклюзии. Постоянный мониторинг инклюзивного процесса позволит двигаться к решению вопросов доступности и качества предоставления образовательных услуг осознанно и системно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *