Для чего нужна избирательная система
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1.это центральная хар-ристика уровня демократии
2.она обеспечивает легальность и легитимность существующей власти, показывает уровень доверния к проводимой политике.
3.избирательная система существенным образом влияет на состояние политического плюрализма, конкуренции в обществе, характер полит.системы в целом, способствует увеличению или понижению кол-ва партий, определяет отношения этих партий м/у собой
4.избирательная система определяет электоральное поведение граждан:
-масштаб участия в выборах,
-степень влияния на результаты голосования,
-пропорциональность представительства разных групп в органах власти
5.значение для политологической науки в том, что их изучение позволяет лучше понять технологию П. борьбы, т.к. выборы в наибольшей степени подвержены влиянию и манипулированию.
Критерии классификации избирательных систем. Электоральная формула.
ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Идеальной демократии не существует как и избирательной системы. Различие их определяется историческими, культурными, экономическими причинами, разными приоритетами и задачами власти. Все это в комплексе определяет наличие конкретного вида избирательной системы в конкретном государстве.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Избирательные системы можно классифицировать по разным критериям:
1. прямые или не прямые выборы
2. частота, периодичность проведения
3. относительное или абсолютное большинство нужно для победы
4. критерии участия (кто может участвовать)
Это все элементы электоральной формулы, которая определяет вид избирательной системы.
Мажоритарная избирательная система.
От франц. «больший, большинство»
Мажоритарная система больше подходит для стран с устоявшимися парламентскими традициями, партийными системами и гораздо менее эффективна в странах с неустоявшейся выборной и партийной системой.
ВИДЫ:
Зависят от величины требований к необходимому большинству:
1. система относительного большинства/ плюральная: побеждает тот, кто набрал больше, чем другой кандидат.
Чем больше кандидатов, тем меньше кол-во голосов достаточно для победы. Большая вероятность, что партия, за которую проголосовало большинство населения, получает меньшинство депутатских мандатов.
2. система абсолютного большинства:для победы нужно более 50% голосов.
50% от кол-ва:
а) пришедших на выборы
б) действительных бюллетеней
в) зарегистрированных избирателей
Если кандидатов много, то больше 50% в 1-ом туре редко кто наберет=> 2-й тур/ повторное голосование. До 2-го тура допускаются, набравшие определенный % голосов.
Во 2-м туре:
а) достаточно относительного большинства
Система абсолютного большинства не гарантирует соответствие полученных голосов и избранных депутатов.
+ мажоритарной системы:
1. простые и понятные правила голосования и подсчета
2. голосуют за конкретного человека
3. депутат представляет конкретный округ=> он должен отстаивать интересы конкретного населения
4. возможность участия в выборах независимых кандидатов
5. формирование коалиций
6. формирование партийной системы 2-х главных партий
— мажоритарной системы:
1. возможна деят-ть правительства, не отражающая волю большинства населения
2. значительная часть избирателей может фактически лишаться права голоса
3. затруднен доступ в парламент молодым новообразованным партиям
4. правительства однопартийные часто раскалываются из-за внутренних противоречий=> вместо межпартийной борьбы начинается внутрипартийная
Пропорциональные избирательные системы.
При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданных за списки избирателей, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Различные системы пропорционального представительства:
Партийные списки в многомандатных избирательных округаx.
Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.
При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке который они занимают в партийном списке (страны Европейского союза, Южной Африки, Израиль).
При «открытом списке», избиратели могут голосовать в зависимости от метода голосования, либо за одного кандидата, либо за двоих, либо указать порядок предпочтения кандидатов в партийном списке (Финляндии, Нидерландах, Бразилии, Демократической Республике Конго).
Система выборов по партийным спискам с дополнительным одномандатным округом.
3. Один «передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах.
Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например если имеется девять вакантных мест то все поданные голоса делятся на десять (9+1) и кандидаты набравшие этот минимум голосов занимают вакансии (Тасмании, Южная Австралия, Западная Австралия, Шотландии, Ирландии, Северной Ирландии).
Избирательная система
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия «избирательная система» — широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле). [1]
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования. [1]
Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно узкий смысл, также как и дореволюционные отечественные авторы не выделяли избирательной системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с нормативным введением в оборот понятия избирательная система в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. [2]
В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию. [3]
Содержание
Мажоритарная избирательная система
Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.
При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Гибридная избирательная система
Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему.
Пропорциональная избирательная система
Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.
Плюсы и минусы пропорциональной системы
Более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе
Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)
Гибридная избирательная система
Указание в партийном списке кандидатов каждому из них мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться, делает партийные списки предельно открытыми и превращает пропорциональную избирательную систему в гибридную избирательную систему.
Избирательная система в России
Как распределяются депутатские места в Госдуме
Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Избирательная система» в других словарях:
Избирательная система — (electoral system) Любой набор правил, согласно которым голоса граждан определяют состав органов исполнительной и/или законодательной власти. Избирательные системы классифицируют по разному. Пожалуй, наиболее приемлемо разделение на три категории … Политология. Словарь.
Избирательная система — в широком смысле порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система в узком смысле система… … Финансовый словарь
Избирательная система — (англ electoral system) в конституционном праве установленный национальным законодательством порядок организации и проведения выборов в представительные органы … Энциклопедия права
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ система, смотри в статьях Мажоритарная система, Пропорциональная система представительства … Современная энциклопедия
Избирательная система — ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, смотри в статьях Мажоритарная система, Пропорциональная система представительства. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — 1) Порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. И.с. важнейший элемент политической системы государства; она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. И.с.… … Юридический словарь
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — в конституционном праве 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства, важнейший элемент политической системы государства. И.с. регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное… … Юридическая энциклопедия
избирательная система — порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования. Как правило, избирательная система регламентирует весь избирательный процесс: нарезку избирательных округов, составление списков избирателей, формирование… … Энциклопедический словарь
Избирательная система — совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления (определение в широком смысле слова). Избирательная система является одним из важнейших и необходимых… … Российское избирательное право: словарь-справочник
Избирательная система — закрепленный в юридических нормах и существующий на практике порядок организации, проведения и участия граждан в создании представительных органов государственной власти, способы подготовки и проведения выборов. Правила, которыми определяется… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Избирательные системы
Понятие избирательной системы
Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ», «О формировании Совета Федерации ФС РФ». Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Виды избирательных систем
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.
Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов. Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.
Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей. Эта поправка вступает в действие с 2007 г. При этом оговаривается условие, что при любом итоге голосования в состав Г осударственной Думы должны пройти представители не менее двух избирательных объединений.
Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.
Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки.
Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Соответствующие изменения внесены в Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На сегодняшний день все субъекты РФ привели свое избирательное законодательство в соответствие с положениями федерального избирательного законодательства, т.е. закрепили применение на выборах смешанной избирательной системы.
Избирательные системы
Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.
Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.
В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший свыше 50 % голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победителем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.
При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Поэтому она применяется редко. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 отобщего числа действительных голосов, получает оба мандата округа.
Мажоритарная избирательная система имеет ряд достоинств:
1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство;
2) предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства;
3) способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).
Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.
Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права.
Во-вторых, данная система может способствовать ослаблению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны.
В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным.
В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.
2. Пропорциональная избирательная система. В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами: при ней не пропадает ни один голос, каждый влияет на состав выбранного органа. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.
Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновидности списков для голосования: жесткие, полужесткие, свободные (гибкие).
1. Система жестких списковтребует от избирателя голосовать за партию в целом. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).
3. Система свободных списковпредполагает голосование за партийный список целиком и допускает распределение всех депутатских мест в соответствии с преференциями избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций (Бельгия).
После голосования приступают к распределению мандатов. В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или избирательного метра. Избирательной квотой называется число голосов, необходимых для избрания одного депутата. Каждая партия получает по округу столько депутатских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как правило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.
Пропорциональная избирательная система имеет свои достоинства:
1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране. Это дает возможность в большей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;
2) эта система, если она не искажена какими-либо дополнительными «правилами», обеспечивает представительство даже небольшим партиям, то есть способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.
Однако пропорциональная система имеет и существенные недостатки.
Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.
Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.
К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она: способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. Это обеспечивает формирование устойчивого правительства; предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.
Рассмотренные типы избирательных систем непосредственно влияют на технологию проведения избирательной кампании.
Любые выборы проводятся в четко обозначенный законом период. Этот период называется избирательной кампанией. Каждая избирательная кампания имеет свой календарь предвыборных мероприятий, учитывающий предусмотренные законодательством сроки. Так, по российскому законодательству дата выборов должна быть назначена не позднее, чем за 72 дня, регистрация кандидатов осуществлена за 40 дней и т.д. Для проведения избирательной кампании партиями, отдельными кандидатами создаются предвыборные штабы, в которые входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник кандидата.
Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств, имиджмейкеры и т.д. Разрабатываются планы агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями, назначаются представители кандидата (наблюдатели) в избирательные комиссии. В условиях современной России такие штабы создаются кандидатами, представляющими властные структуры, оппозиция лишена такой возможности из-за отсутствия материальных средств.
Избирательные кампании, независимо от типа выборов (президентские, парламентские, региональные, местного самоуправления) имеют одинаковые этапы, границы которых определяются законами (положениями) о выборах.
Они выглядят следующим образом:
— определение даты проведения выборов;
— выдвижение кандидата, формирование его команды;
— сбор подписей в поддержку кандидата;
— составление социально-психологической и политической матрицы избирателей округа;
— разработка предвыборной программы кандидата и широкое ознакомление с ней избирателей;
— составление плана агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями;
— мониторинг избирательной кампании;
— создание денежного фонда кандидата, мобилизация организационно-технических средств (транспорт, связь, оргтехника и т.д.);
— обеспечение контроля в день голосования, оперативного сбора информации о ходе голосования;
— проведение заключительного социально-политологического исследования.