Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью

Контроль дебиторской задолженности

Контроль дебиторской задолженности

Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Смотреть фото Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Смотреть картинку Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Картинка про Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Фото Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью

финансовый аналитик компании «1С-Архитектор бизнеса»

Дебиторская задолженность (Accounts receivable) является составной частью оборотного капитала и характеризует отвлечение средств из оборота предприятия и использование их дебиторами. С юридической точки зрения, под дебиторской задолженностью понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Имущественные требования организации к контрагентам, которые своевременно не оплатили товары, выполненные работы, оказанные услуги и т.п., являются типичными и самыми распространенными примерами дебиторской задолженности. В значительно меньших объемах дебиторская задолженность возникает в рамках недоговорных обязательств: из причинения вреда или неосновательного обогащения. В сфере вертикальных правоотношений дебиторская задолженность возникает, когда по каким-либо основаниям государственные органы обязаны произвести организации компенсационные выплаты. Таким образом, дебиторская задолженность — это входящие в состав имущества организации ее имущественные требования к другим лицам.

Доводы в пользу необходимости контроля

Вопрос управления дебиторской задолженностью требует тщательной проработки, поскольку, прежде всего, это вопрос финансовой устойчивости (читайте, как ее проанализировать) и, следовательно, безопасности бизнеса.

Ответ, казалось бы, очевиден. Тем не менее, в подавляющем большинстве организаций контролем дебиторской задолженности пренебрегают, что приводит к таким негативным последствиям, как:

Тщательный анализ может выявить наличие и других проблем. При этом необходимо каждую организацию рассматривать комплексно. Очевидно одно — дебиторская задолженность всегда дополнительная нагрузка на бизнес, и, как показывает практика, не каждый бизнес способен вынести такую нагрузку.

Одно из ключевых правил менеджмента гласит: «хочешь управлять, начни измерять». Именно поэтому при управлении «дебиторкой» так важно проводить периодический анализ ее показателей.

Методы и мероприятия контроля

Эффективный контроль дебиторской задолженности предполагает отдельный учет двух основных ее видов: непросроченной и просроченной. Непросроченная дебиторская задолженность — это долги любых третьих лиц по обязательствам, сроки исполнения которых на момент составления баланса не наступили. Они, в принципе, могут быть получены при надлежащем исполнении должником своих обязанностей. Следовательно, эта задолженность реальна к взысканию.

Просроченная дебиторская задолженность — это долги любых третьих лиц по обязательствам, сроки исполнения которых на момент составления баланса наступили и нарушены дебиторами.

Выявлению дебиторской задолженности способствует инвентаризация расчетов с контрагентами, которая в обязательном порядке проводится перед составлением годового отчета (читайте также про управленческую отчетность). Однако для получения достоверной информации о состоянии расчетов этого недостаточно, поскольку проблемы с контрагентами могут возникать и в течение отчетного года. Поэтому основным способом контроля состояния дебиторской задолженности должна быть регулярная (лучше — ежемесячная) сверка расчетов с контрагентами. Если позволяют трудовые ресурсы, то желательно такой контроль осуществлять не менее двух раз в месяц. Это связано, прежде всего, с человеческим фактором. Мотивация менеджеров по продажам часто «завязана» на собираемости денежных средств, что, несомненно, правильно. Но менеджеры используют для этого много разных способов, и не все они в интересах компании. Поэтому нужен комплексный подход, который наравне с используемыми способами и методами мотивации персонала включает также организационные мероприятия, связанные с финансовым контролем.

В понимании подавляющего большинства руководителей финансово-экономическая служба только мешает и тормозит развитие бизнеса. Но с объективной точки зрения, она — якорь, который необходим каждому кораблю. В данном случае контрольные мероприятия, проводимые этой службой по работе с дебиторской задолженностью, позволяют вернуть в компанию немалое количество денежных средств. Даже сам факт введения контрольных мероприятий дисциплинирует менеджеров по продажам.

Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью можно условно разделить на мероприятия организационного характера и мероприятия, направленные на оценку различных показателей дебиторской задолженности.

Для реализации организационных мероприятий, как минимум, требуется:

Для оценки различных показателей дебиторской задолженности необходимо:

С помощью коэффициента инкассации составляется план погашения дебиторской задолженности, на основе которого можно спрогнозировать ее остаток на конец каждого месяца, а также сроки поступления денежных средств;

Для оценки степени деловой активности компании можно сравнивать сроки погашения дебиторской задолженности с фактическими сроками, на которые предоставляется кредит покупателям.

Таким образом, можно определить эффективность механизмов кредитного контроля, а также получить представление о надежности дебиторов.

Пример.

Проведенное Министерством Торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность. При этом зависимость такова: в общей сумме дебиторской задолженности по срокам погашения до 30 дней около 4% относится к разряду безнадежной; 31—60 дней — 10%; 61-90 дней — 17%; 91-120 дней — 26%; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3 — 4%.

Кроме этого, для оценки различных показателей дебиторской задолженности рекомендуется устанавливать критический срок оплаты, который представляет собой дату, не позднее которой должен быть осуществлен платеж по коммерческому кредиту. В общем виде критический срок оплаты определяется, как дата возникновения дебиторской задолженности плюс установленное количество дней отсрочки. При этом момент возникновения дебиторской задолженности каждая компания определяет самостоятельно.

Учитывать данные о компаниях, имеющих задолженность перед дебитором, весьма полезно, так как иногда можно произвести взаимозачет и погасить свои кредиторские обязательства под дебиторскую задолженность.

Среди мероприятий, направленных на оценку различных показателей дебиторской задолженности, рекомендуется проводить оценку её реального состояния.

Взвешенное «старение» счетов дебиторов — довольно распространенный в мировой учетно-аналитической практике прием. В этой фазе анализа подробно рассматривается состав просроченной задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженности, то есть оценивается качество дебиторской задолженности. Исходной информацией для анализа служат данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения.

Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.

Когда такая информация получена, составляется реестр «старения» счетов дебиторов, где все дебиторы ранжируются на 12 групп по убыванию величины задолженности. Такая группировка позволяет прогнозировать появление безнадежных долгов.

Ну и, наконец, рекомендуется создавать резерв на списание безнадежных долгов. Предоставляя товар в кредит, компания рано или поздно столкнется с ситуацией, когда покупатели не оплатят поставленные товары или услуги. К сожалению, по российскому законодательству списанные безнадежные долги непосредственно не уменьшают налогооблагаемую базу. Бухгалтер должен исходить из того, что резерв на списание безнадежных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всю дебиторскую задолженность, которая просрочена, например, более чем на 180 дней, и определенную небольшую часть просрочки в других временных интервалах.

Предложенная система комплексного подхода с указанием современных методов контроля дебиторской задолженности может помочь выработать логику принятия решений в области её эффективного управления.

Сопутствующие риски

Образование сомнительной к взысканию дебиторской задолженности из-за «неблагонадежных» контрагентов сопряжено с рядом рисков.

Среди «неблагонадёжных» могут быть организации, которые фактически находятся и ведут деятельность в регионе действия компании, но при этом имеют регистрационные данные (ОРГН, ИНН) другого региона. Очень часто подобные контрагенты оказываются фирмами-однодневками.

Имеется также высокий риск при работе с компаниями, которые только что организованы. В данном случае не понятно, насколько успешно они будут развиваться. Или с компаниями, которые не имеют на балансе никакого имущества. В случае образования задолженности взять с дебитора, несмотря на решение суда и исполнительный лист, будет нечего.

Риск возникает, если компания имеет в качестве директора некое номинальное лицо, встретиться и пообщаться с которым не представляется возможным. Если руководителем представляется один человек, а в договоре указан другой, то это повод задуматься и получить больше информации о контрагенте перед тем, как заключать с ним сделку.

Если компании находятся в разных регионах, важно понять, насколько их сотрудничество удобно с точки зрения логистики. В случае отсутствия выгоды от логистики встает вопрос, почему компания не работает с поставщиками своего региона. Речь, конечно же, не идет о компаниях, имеющих филиалы в различных регионах и ведущих через них свою деятельность.

Чтобы определить «серость» контрагента, надо проверить факт занесения сведений о компании в ЕГРЮЛ, запросить копии учредительных документов, а также ксерокопии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Бывает также, что проблемы с «дебиторкой» возникают в компании из-за отступлений работников от установленных в компании правил предоставления отсрочки платежа контрагентам, а порой из-за откровенных мошеннических действий сотрудников.

Примеры.

Проводя регулярный контроль дебиторской задолженности, факты, перечисленные выше и им подобные, можно выявить. Разумеется, для этого требуется грамотный аналитик, услуги которого стоят определенных денег. Многие компании решают сэкономить и обойтись без него. В результате, сэкономив на аналитике, компании регулярно теряют значительные суммы от злоупотреблений сотрудников, аферы которых остаются незаметными для компании.

Таким образом, наличие у компании дебиторская задолженность не грозит ей гарантированными финансовыми потерями и окончательно упущенной выгодой. Напротив, грамотно построенная система управления дебиторской задолженностью позволит менеджерам выбирать «правильных» дебиторов, а предприятию — увеличить портфель заказов и величину операционной прибыли.

Источник

Система управления дебиторской задолженностью. Зачем она нужна компании и как сможет повысить ее финансовую устойчивость.

Вопросы, рассмотренные в данной статье:

— Что такое система управления дебиторской задолженностью и зачем она нужна
— Какие существуют этапы управления ДЗ и в чем их суть
— Что такое регламент работы с ДЗ, зачем он нужен и что должен содержать
— Для чего нужно формировать имидж требовательного кредитора и как это сделать
— Какие существуют основные источники получения информации о потенциальном партнере
— Какие контрагенты могут входить в группу повышенного риска
— Какие индикаторы могут говорить о возможных долговых проблемах у контрагента
— Какие существуют меры, способствующие исполнению сторонами своих обязательств
— Какие меры способствуют профилактике неплатежей со стороны бизнес-партнеров
— Какие мероприятия способствуют эффективному взысканию уже просроченных долгов

Если в процессе хозяйственной деятельности компания взаимодействует с большим количеством контрагентов-дебиторов, то важным фактором эффективной работы такой компании является грамотное управление дебиторской задолженностью (ДЗ). Это позволит свести к минимуму просрочку платежей со стороны контрагентов и риск возникновения кассовых разрывов, обеспечить платежеспособность и финансовую устойчивость компании, а также застраховать компанию от возможных претензий со стороны налоговых органов в части должной осмотрительности.

Грамотно составленный единый регламент – один из основных инструментов управления ДЗ, который сформирует всю дальнейшую политику в этом направлении.

Сам регламент является лишь частью системы управления ДЗ.
Концептуально всю систему можно разделить на 4 этапа:

Суть каждого этапа разберем отдельно:

1) Первый этап — стратегический

На этом этапе стоит провести тщательную подготовительную работу и определиться в целом со стратегией управления ДЗ в компании: определить конкретных ответственных лиц, их функции и полномочия, снабдить их понятными и эффективными регламентами, подготовить типовые проекты договоров, сформировать имидж пунктуального и требовательного кредитора и донести этот имидж до потенциальных партнеров.

Важным действием на данном этапе, как упоминалось выше, является создание эффективного регламента. Он должен стать фундаментом для всей системы управления ДЗ в компании. В нем следует четко и понятно прописать необходимые мероприятия, конкретные сроки их проведения, ответственных лиц, их функции, полномочия и KPI, чек-листы по проверкам и многое другое. Этот регламент должен быть не формальным документом, а дорожной картой и настольной книгой для всех специалистов, отвечающих за данное направление. Его следует написать простым языком, чтобы не возникало двусмысленностей, и четко структурировать, чтобы легко в нем ориентироваться.

— Концептуальная блок-схема мероприятий по управлению ДЗ;
— Конкретные виды мероприятий, сроки их проведения и способ фиксации их результатов;
— Конкретные ответственные лица, их функции и полномочия;
— Понятная мотивация для сотрудников (KPI);
— Чек-листы (например, по проверке контрагентов);
— Метод оценки и градации потенциальных контрагентов;
— Условия работы с контрагентами исходя из их градации;
— Блок-схема мероприятий по взысканию просроченной задолженности и др.

Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Смотреть фото Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Смотреть картинку Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Картинка про Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Фото Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью

Следующим важным моментом на данном этапе является подготовка типовых проектов договоров. На этом этапе к работе следует подключить внутренних юристов-договорников либо привлеченных специалистов. Следует составить несколько возможных проектов, исходя из градации контрагентов. В проектах должны быть закреплены конкретные меры, направленные как на мотивацию исполнения сторонами своих обязательств, так и на защиту интересов компании в случае неисполнения обязательств со стороны контрагента.

Некоторые способы формирования имиджа:

— информирование партнеров о наличии Регламента;
— публикация выдержки из Регламента на сайте;
— публикация на сайте реестра недобросовестных контрагентов;
— ознакомление контрагентов с выдержками из Регламента до заключения сделки;
— включение выдержек из Регламента в приложения к договору.

2) ВТОРОЙ ЭТАП – ПЕРЕД ЗАКЛЮЧЕНИЕМ СДЕЛКИ

Согласно результатам исследования «Осторожность и осмотрительность российского бизнеса: тенденции и факты», проведенного компанией IPT Group в июне 2017 года, 85% российских компаний уделяют внимание проверке контрагентов, однако более трети из них находятся в зоне риска из-за недостаточно регламентированных процессов. Чтобы не попасть в зону риска, стоит регламентировать процессы по сбору и анализу информации о потенциальных и текущих контрагентах.

Перед заключением конкретной сделки стоит провести следующие мероприятия:

Основные источники информации о потенциальном партнере:

Сам партнер (просто запросите у него необходимую информацию);

Сеть Интернет (Яндекс, Google, отраслевые порталы, электронные СМИ, сайты отзывов и др.);

Обзвон иных контрагентов потенциального партнера (найти можно в СМИ, Картотеке арбитражных дел);

Метод «Тайный покупатель» (совершить звонок в компанию с мнимой целью приобретения товара или услуги и собрать необходимую информацию о его работе);

Специализированные сервисы проверки контрагентов (Контур Фокус, СПАРК-Интерфакс, Глобас, БИР Аналитик, СБИС, Seldon Basis и др.);

Если нет доступа к специализированным сервисам, которые аккумулируют данные из множества источников, то следует самостоятельно проверить следующие источники:

Сайт ФНС (nalog.ru — данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП, количество сотрудников, налоговые режимы, уплаченные налоги, «массовые» адреса, «массовые» руководители и учредители, факт отсутствия связи с ФНС, налоговая задолженность, дисквалифицированные лица, непредставление отчетности);

Сайт Казначейства (roskazna.ru — госконтракты);

Сайт Росстата (gks.ru — бухгалтерская отчетность);

Сайт электронного правосудия (kad.arbitr.ru — арбитражные дела);

Сайт ЕФРСБ (bankrot.fedresurs.ru — банротство);

Сайт ФССП (fssprus.ru — исполнительные производства);

Сайт Интерфакс-ЦРКИ (e-disclosure.ru — эмитенты);

Сайт ФНП (notariat.ru — залоги);

Сайт Федресурс (fedresurs.ru — договоры лизинга);

Сайт Headhunter.ru (вакансии);

Сайт Роспатента (rupto.ru — товарные знаки);

Сайт Росаккредитации (fsa.gov.ru — сертификаты и декларации);

Сайт ФАС (fas.gov.ru —недобросовестные поставщики);

Сайт МВД (мвд.рф — проверка действительности паспортов);

Сайт ТПП (tpprf.ru — членство);

Сайт Генпрокуратуры (genproc.gov.ru — плановые проверки);

Реестр МСП (rmsp.nalog.ru — оценка среднесписочной численности и доходов по категории предприятия).

Собрав информацию из доступных источников, следует ее проанализировать по тем параметрам, которые вы установите в вашем регламенте исходя из вашей отрасли, рынка, бизнес-модели.

*Вышеперечисленные факторы учитываются в совокупности, а не отдельно.

*Вышеперечисленные факторы учитываются в совокупности, а не отдельно.

Определение рейтинга партнера и возможных условий работы по нему
На этапе создания регламента мы уже определили метод оценки и градации потенциальных партнеров и перечень возможных условий работы по ним. На данном же этапе мы просто подставляем собранные о партнере данные в заранее подготовленную автоматизированную таблицу и получаем рейтинг нашего партнера и тип договора, который нужно использовать.

Один из простых вариантов таблицы для градации партнеров может выглядеть следующим образом:

Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Смотреть фото Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Смотреть картинку Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Картинка про Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Фото Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью
*Типов партнеров может быть больше либо меньше — все будет зависеть от конкретной специфики бизнеса.

3) ТРЕТИЙ ЭТАП – ВО ВРЕМЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛКИ

На третьем этапе следует, в процессе переговоров с потенциальным партнером, закрепить конкретные условия работы исходя из градации контрагента. Как говорилось выше, эти условия должны способствовать надлежащему исполнению сторонами обязательств по договору (по принципу: сделать добросовестно выгоднее, чем не сделать). Это могут быть мотивационные меры, обеспечительные меры и меры ответственности. На этом этапе мы пользуемся уже готовыми типовыми формулировками и договорами, которые мы разработали на стратегическом этапе.

Задачи мер, направленных на надлежащее исполнение сторонами своих обязательств:

Мотивация — создать для сторон условия поощрения исполнения обязательств;
Обеспечение — создать для сторон страховку от возможных последствий неисполнения обязательств контрагентом;
Ответственность — создать для сторон негативные последствия неисполнения обязательств.

4) ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛКИ

На этом этапе важно дальше поддерживать имидж требовательного и пунктуального кредитора (в т.ч. для профилактики неплатежей) и продолжать мониторинг состояния партнеров.

Также на четвертом этапе несмотря на профилактические меры, может возникнуть ситуация, когда партнер вовремя не исполнил свои обязательства и образовалась задолженность. В такой ситуации важно последовательно действовать по схеме, которая была проработана и закреплена в Регламенте.

При проведении мероприятий по взысканию уже просроченной задолженности следует основное внимание уделить внесудебному урегулированию спора, поскольку для бизнеса «мир всегда выгоднее и дешевле войны». И существует большая вероятность, что стороны при таком подходе смогут найти взаимовыгодное решение и выйти из долговой ситуации, если только контрагент не действовал со злым умыслом. И только в крайних случаях, когда контрагент действует со злым умыслом либо принципиально не исполняет свои обязательства, стоит прибегать к судебным разбирательствам и принудительному взысканию задолженности.
Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Смотреть фото Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Смотреть картинку Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Картинка про Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью. Фото Для чего нужно управлять дебиторской задолженностью
Автор статьи:
Руслан Кубатаев
Старший партнер ЮК ЛЕОНАКС
r.kubataev@leonax.ru

Источник

Эффективная работа с дебиторской задолженностью

Увеличение дебиторской задолженности снижает финансовую устойчивость компании. Нехватка оборотных средств не только приводит к зависимости от внешних источников финансирования, но и негативно сказывается на платежеспособности, рентабельности, продуктивности бизнеса в целом. Эффективная работа с дебиторской задолженностью обеспечивает финансовую стабильность и способствует динамичному развитию. Давайте разберемся, как правильно организовать работу с задолженностью на предприятии.

Причины возникновения

Возникновение дебиторской задолженности в бизнесе – это не отклонение, а скорее норма. Важно держать ее объем на приемлемом уровне. Задача руководства компании – разобраться в причинах возникновения, разработать мероприятия по борьбе с дебиторской задолженностью и обеспечить контроль их выполнения.

Среди основных причин возникновения можно выделить следующие:

Многие компании провоцируют долги сознательно, особенно в условиях финансового кризиса. Ограниченность в финансовых ресурсах заставляет их затягивать с платежами.

Рост долгов перед вами рано или поздно скажется на эффективности бизнеса. Поэтому важно разобраться в причинах возникновения дебиторской задолженности, разработать методы борьбы с нею и минимизации рисков ее возникновения в будущем.

Этапы работы с дебиторской задолженностью

Работу по возврату дебиторской задолженности можно условно разделить на несколько этапов:

Работа с долгами должна проводиться комплексно. На каждом из этапов используются свои методы, которые предприятие выбирает самостоятельно.

Методы борьбы с дебиторской задолженностью

Система работы с дебиторской задолженностью разрабатывается каждой компанией самостоятельно, зависит от специфики бизнеса, масштабов убытков, наличия ресурсов и других факторов.

Работа с дебиторами должна проводиться на постоянной основе. Необходимо проводить анализ величины задолженности, ее структуры, оценивать платежеспособность клиента и выбирать оптимальные методы работы с должниками, которые принесут результат.

Телефонные звонки, отправка писем

Звонить контрагенту необходимо не только тогда, когда он просрочил платеж. Хороший результат дает профилактика. Напомните партнеру, что через несколько дней наступает дата, когда нужно рассчитаться за товары или услуги. Во многих случаях напоминание о близком сроке платежа работает. Если же платеж просрочен, телефонный звонок – это самый простой метод «давления» на должника. Важно правильно наладить процесс:

Если должник не идет на контакт или уклоняется от расчетов, необходимо переходить к более действенным методам. Первый шаг – это рассылка писем. Рекомендуется наладить автоматическую рассылку писем параллельно с телефонными звонками. Вначале рассылаются письма с напоминанием о сроках платежа, в случае просрочки – с требованием оплатить долг. Для работы с должниками должен быть разработан шаблон письма-напоминания и письма-требования.

Письма с напоминанием о сроках платежа можно высылать на электронную почту. Строгие письма-требования рекомендуется отправлять с уведомлением о получении. Если дело дойдет до судебного разбирательства, они будут свидетельствовать о том, что вы пытались выйти на контакт с клиентом и разрешить вопрос.

Переговоры

Сознательные контрагенты, у которых возникли временные финансовые трудности, обычно идут на контакт и пытаются договориться об отсрочки платежа. Соглашаться на это или нет, зависит от конкретной ситуации. Переговоры – это один из этапов работы с дебиторской задолженностью и провести их нужно. Важно перед их проведением подготовиться – собрать данные о должнике и разработать стратегию ведения переговоров.

Ведение переговоров – целая наука. Часто их проведение является крайней мерой, когда сроки стали критичными и превысили 90 дней. Если речь идет о крупной сумме, целесообразно к ведению переговоров привлекать руководителей высшего звена, которые не только владеют техниками переговоров, но и уполномочены принимать соответствующие решения. Можно привлекать целую команду специалистов (например, юристов, финансовых аналитиков и т. д.).

Если в ходе переговоров достигнуты какие-либо договоренности, это обязательно должно быть зафиксировано и отражено в соответствующих документах.

Привлечение сторонних специалистов по взысканию

Если у компании нет достаточных ресурсов для борьбы с дебиторской задолженностью, она может привлекать для этих целей сторонних специалистов в формате аутсорсинга. Этот подход позволяет эффективно работать с должниками, оптимизировать расходы и не отвлекать персонал компании от решения основных производственных задач.

Такой формат работы имеет ряд преимуществ:

Аутсорсинг для борьбы с проблемной задолженностью используется не только малым и средним бизнесом, которому сложно организовать эффективную систему работы, но и крупным бизнесом, который стремиться оптимизировать свою деятельность и рационально использовать ресурсы.

Продажа долга

В некоторых случаях выгоднее продать задолженность, чем тратить время и средства на ее возврат. Законом разрешена переуступка прав требования денежных средств или других активов третьему лицу. Продажа позволяет сразу получить деньги, пусть и меньшую сумму (за вычетом дисконта). Такой шаг целесообразен, если компания остро нуждается в деньгах или задолженность признана безнадежной.

Обращение в суд

Взыскание долга через суд – крайняя мера. Обычно на нее идут, если работа с дебитором не дала желаемого результата. Это касается долгов, просрочка по которым превысила 90 дней. Предварительно компания высылает письмо-претензию, в котором требует выполнять обязательства до указанного срока. В нем указываются требования к должнику, сумма претензии, доказательства, подтверждающие обстоятельства, реквизиты для уплаты долга.

Направление такой претензии является формой досудебного урегулирования спора. Если вы не получили ответ, можно готовить документы для передачи в суд. Подготовка искового заявления должна выполняться профессиональным юристом, чтобы исключить риск проиграть дело. Если в штате такового нет, рекомендуется привлекать адвокатов извне или обращаться в юридическую контору.

Ответственные за дебиторскую задолженность компании

Управления рисками позволяет не допустить бесконтрольный рост задолженности, эффективно планировать деятельность и обеспечить финансовую стабильность. Управление дебиторской задолженностью подразумевает разработку мероприятий, направленных на недопущение возникновения задолженности и снижения ее объема.

В условиях современного бизнеса свою эффективность доказала система ответственности и мотивации сотрудников. Практика показала, что заинтересованность персонала в оперативном получении платежей позволяет существенно сократить объемы дебиторской задолженности.

Внедрение такой системы на предприятии подразумевает:

В штат может быть введена отдельная единица или отдел, отвечающий за работу с должниками. Если речь идет о небольшой компании, которая не может себе этого позволить, ответственность за данное направление работы возлагается на бухгалтеров, сотрудников юридического отдела, линейных руководителей.

Непосредственно к работе с дебиторами привлекаются и рядовые сотрудники. Как правило, это работники отделов продаж, которые непосредственно контактируют с покупателями. Важный момент – разработка системы мотивации, которая учитывает взаимосвязь между объемом, качеством задолженности и вознаграждением персонала. Должна быть предусмотрена и система наказания. Но наказание должно применяться исключительно к сотрудникам, которые показывают низкую эффективность. Нельзя наказывать сотрудников за ситуацию, на которую они не в силах повлиять.

Профилактика возникновения

Лучший метод борьбы с долгами – профилактика их возникновения. Профилактические мероприятия должны проводиться беспрерывно. Их цель – предотвращение финансовых рисков.

Для поддержания уровня дебиторской задолженности на приемлемом уровне необходимо:

Рост дебиторской задолженности и ухудшение ее качества приводит к снижению платежеспособности предприятия. Дефицит оборотных средств влечет за собой увеличение кредиторской задолженности, как следствие – снижение рентабельности, иногда ведет к сокращению объемов производства и даже банкротству. Эффективная работа, направленная на уменьшение задолженности должна проводиться постоянно, включать в себя не только работу с должниками, но и профилактические мероприятия. Используйте эти инструменты комплексно, это позволит обеспечить финансовую стабильность и процветание вашего бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *