Для чего нужны должностные папки
Регламенты компании: 3 правила внедрения
Александр Высоцкий, эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем, основатель консалтинговой компании «Visotsky Consulting» — об ошибках и незаменимых инструментах менеджмента.
Что, если в компании есть регламенты, но сотрудники их игнорируют? Мало того, ответственные подразделения их своевременно не актуализируют. Как быть? Согласитесь, в бизнесе такие ситуации нередки. В этом материале расскажу, как внедрять инструкции и регламенты так, чтобы они работали.
Чаще всего инициатором подготовки регламента или инструкции становится владелец бизнеса. К нему либо приходит идея, либо его настолько достает хаос в компании, что другого выхода, кроме написания пошагового руководства, он не видит. Но владельцу не стоит радостно сидеть в кресле и медитировать, думая, что благодаря новому документу компания начнет сразу же жить счастливо!
Моя ошибка
Лет 20 назад я был таким же руководителем. Помню одну из своих первых инструкций для отдела продаж. Я написал ее и терпеливо ждал, когда все изменится. Но счастливая жизнь не наступила мгновенно, как я того хотел.
«Нужно, чтобы подчиненные прочитали инструкцию, поняли и начали применять, только тогда будут видны результаты», — справедливо рассудил я. Ждал долго. И через какое-то время обнаружил, что мою инструкцию почти никто не прочитал. Некоторые прочитали и не поняли. А некоторые сотрудники подумали, что эти правила не обязательно выполнять.
Правила работы с регламентами
Если в вашей компании нет службы или сотрудника, который контролирует соблюдение регламентов, они не будут выполняться. Я это гарантирую. Возможно, вы сумеете вдохновить их в самом начале, они будут действовать по инструкции, но после перестанут выполнять ваши распоряжения.
Правило № 1. Должностные папки
Регламент — это инструмент менеджмента. Что нужно сделать, чтобы он работал? Для начала убедитесь, что регламент появился в должностных папках сотрудников, к которым он относится. Эти папки могут быть как физическими, так и электронными.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
В «Visotsky Consulting» за эту область отвечает служба персонала. Также они занимаются коммуникациями, персоналом, бизнес-процессом, наймом и геймификацией. Условно его можно назвать департамент HR. Когда появляется новый регламент, служба персонала обязательно оповещает сотрудника. Они ответственны за то, чтобы регламенты были под рукой у сотрудников.
Правило № 2. Проверка знаний
Возможно, мои слова покажутся кому-то неприятными, но сотрудники никогда не будут читать и разбираться в ваших регламентах, если вы не будете проверять знания. Единственный способ мотивировать их — предупредить, что служба персонала проведет тестирование понимания регламента. Хороший вариант, который не займет много времени, — несколько контрольных вопросов в Google-форме. Тогда необходимость прочесть регламент и разобраться в нем станет для сотрудников очевидной. Но как добиться того, чтобы сотрудники выполняли регламент?
Правило № 3. Контроль выполнения
Служба персонала должна проверять, как на самом деле выполняются регламенты в компании. Понятно, что мы не можем тратить на это много времени и ресурсов, не стоит ежеминутно проверять каждый регламент. Здесь нужно здравомыслие: просто устраивайте проверки с определенной периодичностью.
Например, в «Visotsky Consulting» есть регламент по проведению общих собраний. Выполнить проверку его выполнения можно прямо во время собрания. Далее следует обратиться к руководителю, отвечающему за эту область. Если были какие-то отступления от регламента, то служба персонала должна непременно сообщить об этом.
Инициатива сотрудников
Сделайте так, чтобы каждый, кто сомневается в правильности регламента, мог написать просьбу о его отмене. Человек должен объяснить, с чем конкретно он не согласен, ведь иногда наши инструкции нуждаются в доработке. И это нормально! Сотрудник сообщит свою идею непосредственному руководителю, и если его начальник заинтересован в повышении эффективности, то обязательно рассмотрит возможность изменения регламента. Ведь все мы находимся в одной лодке, мы команда.
Запомнить
Чтобы правильно внедрить регламент, необходимо соблюдать три правила.
Регламент попал к сотрудникам, и вы в этом убедились.
Сотрудник его прочитал, понял и прошел проверку знаний.
Соблюдение регламента контролируется.
Это то, что обеспечивает его выполнение. Нет никакой магии! Обратите внимание, что чем меньше люди воодушевлены работой в компании, тем больше усилий вам необходимо к этому прикладывать. Если сотрудники осознанные, креативные и воодушевленные, то внедрять регламенты будет легко. Но от соблюдения этих трех правил вы все равно никуда не денетесь. Я убежден, что без них все превращается в цирк.
16 часть книги «Бизнес как игра. Стандарты управления малым бизнесом»
Александр Высоцкий. “Бизнес как игра. Стандарты управления малым бизнесом” — часть 16.
РОЛЬ В ИГРЕ
После того, как пустые папки появились на рабочих местах сотрудников и в них еще нет, возможно, ни одного документа, только надпись с названием должности на корешке, в них необходимо поместить все инструкции, регламенты и другие официальные документы, относящиеся к этой работе. Вы можете обнаружить, что в любой компании уже есть какие-то регламентирующие документы, только находятся они где попало, часть из них уже давно забыта, часть никто толком вообще не видел. Поэтому следующее, что необходимо сделать — собрать все эти бумаги, сделать необходимое количество копий и поместить в папки тех должностей, к которым эти документы имеют отношение. Например копия приказа о системе скидок для клиентов будет находиться в папке директора,
коммерческого директора, начальника отдела продаж и продавца. Таким образом в этих папках появляются первые документы, регламентирующие работу, устанавливающие и поддерживающие правила игры. Естественно, у каждого сотрудника должна быть своя персональная папка, даже если в отделе продаж выполняют одинаковые обязанности несколько продавцов, у каждого из них должна быть своя папка, так как она является таким же личным инструментом члена команды, как и авторучка. Задумайтесь над тем, как часто в работе мы жалуемся на то, что кто-то не выполняет свои обязанности, но если бы вы провели небольшое исследование, то обнаружили бы, что в большинстве случаев человек вообще не знает о существовании такой обязанности. Большинство людей, которые нас окружают, желают работать, но низкая культура управления, отсутствие хорошего администрирования приучают людей к мысли, что инструкции не имеют значения, ведь все равно там нет ответов на вопросы, и как следствие — к неисполнению.
Но создание должностных папок — только половина дела, для того, чтобы они работали необходимо в них поместить самую важную информацию о должности — хотя-бы описание названия и цели этой должности и ее ЦКП. Например, вы формируете папку генерального директора, кстати, скорее всего она будет самой толстой в компании, так как высший руководитель должен знать все основные правила, которые есть в компании. Вы просто берете лист бумаги и пишите на нем “генеральный директор”, указываете цель должности: “управлять компанией, добиваясь, чтобы деятельность была разумно спланирована, действия всех подразделений согласованы, каждое подразделение производило свой ЦКП и развивалось, чтобы компания повышала объем предоставляемого клиентам продукта, доход и прибыль”. Затем формулируете ЦКП его должности: “Процветающая и развивающаяся компания, которая предоставляет своим клиентам качественные продукты”. Подшиваете этот лист в должностную папку, где уже лежит некоторое количество документов и дело сделано — вы выполнили первый шаг в формировании должностных папок. Это можно сделать очень быстро, буквально за пару дней и вы тут же столкнетесь с тем, что члены команды не знают содержание даже тех немногочисленных инструкций, которые уже находятся в папках на рабочем столе.
С точки зрения командной игры, мы имеем дело с членами команды, которые не понимают, в чем заключается их роль и обязанности. Естественно, своими действиями они создают много хаоса. Например продавец, который не знает политику по скидкам будет снова и снова обращаться к своему руководителю с предложением дать скидку, если его руководитель также не знает содержимого своей должностной папки, возможно, он попытается отвлекать директора, пытаясь получить его одобрение. Сотрудник, который не знает инструкции по подготовке к отпуску, в последний день будет терроризировать бухгалтерию требованием выплаты отпускных, отвлекать от плановой работы и создаст дополнительный хаос. Если вы внимательно понаблюдаете за работой людей, то обнаружите что большая часть их усилий уходит на то, чтобы исправлять ошибки и последствия того, что были нарушены какие-то правила игры. Игрок футбольной команды, который не знает своих функций не только не поможет своей команде победить, он будет отвлекать всех остальных, создавать им помехи, и не исключено что даже закатит мяч в ворота своей команды.
Поэтому следующее действие — обеспечить, чтобы все члены команды знали содержимое своих папок. Опыт говорит, что единственный действенный способ добиться этого — регулярные проверки знания документов каждым сотрудником. Для этого человек, отвечающий за хранения архива с оригиналами документов и формирование папок сотрудников, проводит еженедельно короткую проверку. Для этого он подходит к каждому без исключения сотруднику, включая конечно высших руководителей, берет его папку в руки и задает один вопрос по какому-то из документов. Если ответ правильный, он благодарит сотрудника и идет к следующему, если верного ответа нет, просит изучить содержимое папки и сдать проверку. Это — единственный действующий способ, и кроме того, он не занимает много времени. Если в компании работает пара десятков сотрудников, на такую проверку еженедельно достаточно потратить один час работы. Но в результате мы добиваемся того, что члены команды знают свои роли в игре.
Естественно, что с развитием компании появляются новые инструкции и содержимое папок становится все больше и больше. И если эти инструкции практичны и сотрудники хорошо их знают, хаоса становится все меньше и меньше, а результаты растут.
С точки зрения основной цели и замысла компании, документы по политике в виде инструкций и регламентов служат для того, чтобы укреплять основной замысел. Например, замысел нашей компании заключается в том, чтобы консультировать компании по вопросам внедрения инструментов управления. Особенностью этой деятельности является то, что наши клиенты получают результаты только после нескольких месяцев сотрудничества. Это — не продажа товара, когда можно его подержать в руках или попробовать его на вкус прежде, чем покупать. В консалтинге клиенту приходится платить за то, что принесет ему результаты только через несколько месяцев. Поэтому очень важно, чтобы клиент испытывал большое доверие к компании, а оно в большой степени зависит от внешнего вида компании и сотрудников. Поэтому этом бизнесе необходимы довольно строгие правила внешнего вида. Даже один из сотрудников выглядят непрофессионально, он может испортить впечатление о компании, усложнить работу всей команде, и таким образом помещать реализации основного замысла.
В одной их компаний, с которой мы работали, руководители столкнулись с проблемой в обслуживании клиентов. Эта компания — сеть прекрасных кофеен, у которой есть собственное производство десертов. Каждый десерт имеет определенный, установленный политикой точный срок хранения. Если этот срок превышен, его просто необходимо выбросить. В формулировку замысла компании входит: “всегда свежее”. В процессе работы было обнаружено, что официанты нарушали установленную политику и подавали клиентам блюда, с нарушением сроков хранения. Они делали это, так как считали, что блюда вполне пригодны в пищу, что раз они сами готовы их съесть, их можно подать гостю. Таким способом они заботились о прибыли компании, но в тоже время разрушали основной замысел.
Если замыслом ресторана является “вкусная еда”, а повар нарушает политику, описывающую рецептуру блюд, чтобы сэкономить или заменить отсутствующие в кладовой продукты, он разрушает замысел.
Командная игра всегда предполагает определенные правила, которые содействуют победе. Например, если в компании приняты еженедельные отчеты об объеме произведенного продукта и только лишь один из продавцов не подал необходимые руководителям данные, они не смогут оценить ситуацию в продажах и вполне возможно, примут неверные решения, которые ослабят всю команду. Такие нарушения принятых правил наносят серьезный ущерб замыслу и сводят на нет усилия остальных членов команды.
В тоже время хорошие должностные папки, которые в достаточной степени описывают работу сотрудников, помогают каждому сотруднику вносить вклад в команду и более того — защищают его от несправедливого отношения. Довольно часто сотрудники получают распоряжения, не относящиеся к их обязанностям, и бросившись их выполнять, проваливают свою основную работу. Командная игра предполагает взаимную ответственность всех членов команды. Если правила установлены, они должны соблюдаться всеми без исключения — и руководителями и подчиненными. И если сотрудник получает распоряжение, не имеющее отношения к его должности, ему стоит потребовать, чтобы эта работа была получена ему официально и соответствующая инструкция появилась в его должностной папке. Только таким образом можно поддержать порядок в группе.
Довольно часто я сталкивался с ситуацией, когда узнав про этот простой и эффективный инструмент, руководители компаний начинали кампанию по созданию должностных папок продавцов, работников производства, на это уходило много сил и времени, это вызывало кучу несогласий. Такой подход — довольно глупое растрачивание ресурсов компании. Если навести порядок в работе руководителей, компания получит большую отдачу, если гоняться в первую очередь за дворником, отдача будет минимальной. Если свой ЦКП начнут лучше понимать руководители, это значительно повлияет на работу компании, минимум усилий принесет максимум результатов. Поэтому создание должностных папок должно всегда происходить сверху-вниз, от руководителей к подчиненным и никак иначе.
Чтобы существовала командная игра, члены команды должны очень точно понимать правила игры и быть информированными о том, какой вклад в общий результат вносит каждый. Поэтому точно сформулированные ЦКП, практичные должностные папки, которые содержат различные документы по политике, способствующие реализации основного замысла, позволяют значительно увеличить эффективность работы команды.
Что такое должностная папка и для чего она нужна HR-специалисту
Должностная папка работника — не обязательный, но очень нужный документ в работе кадрового отдела и всего предприятия в целом. Она помогает постоянно улучшать эффективность работы действующего сотрудника, незаменима при приеме на должность нового человека. В отличие от должностной инструкции, дающей только общие понятия о функциях, папка позволяет вникнуть во все тонкости работы в кратчайшие сроки.
Должностная папка — что это?
Многие путают данное понятие с должностной инструкцией. Однако последний вариант предполагает сухой список обязанностей. Должностная папка — это набор документов, подробно описывающих, как и когда работнику выполнять определенную функцию. Именно в ней содержатся пошаговые инструкции для каждого действия.
В стандартный набор для должностной папки входят:
политики и приказы, регулирующие деятельность сотрудника на определенной должности;
чек-листы для каждой функции;
календарь регулярных действий;
список контрагентов, с которыми приходится контактировать при выполнении обязанностей;
шаблоны документов, необходимых в процессе работы;
цели должности (результаты, ожидаемые руководителем от данного сотрудника);
описания успешных действий (определенные алгоритмы, делающие работу более продуктивной, собираемые опытным путем);
список подчиненных, их контакты;
к кому обращаться в случае форс-мажорных ситуаций или стихийных бедствий (например, что делать при отключении электроэнергии или прорыве водопровода).
Определенный набор документов может быть одинаковым для любого сотрудника компании. Поэтому, если должностная папка получается слишком объемной, лучше вынести в отдельный сборник приказы и политики, касающиеся всех без исключения. Такой набор документов называют «папка сотрудника». Такие папки не отличаются друг от друга и могут быть переданы любому работнику.
Справка! Должностная папка составляется непосредственно для определенного набора функций и применима только для одной должности.
Для чего нужна должностная папка
Нередко один специалист выполняет функции нескольких должностей. Особенно часто так происходит в небольших компаниях. В такой ситуации работник часто концентрируется только на одной функции, которую посчитал основной, и забывает обо всех остальных.
Кроме того, сотрудник может даже не предполагать, что он должен выполнять дополнительные действия, так как на предыдущем месте работы такой обязанности не было. Также возможна ситуация, в которой по аналогии с предыдущей должностью работник начинает заниматься совершенно другими делами, не входящими в его компетенцию. Все это вносит сумятицу, нарушает должностные связи, замедляет процесс работы, делая ее менее продуктивной.
Например, начальник отдела продаж занимается руководством и переговорами с важными клиентами. Кроме того, в его обязанности входит и работа с недовольными заказчиками для снятия негатива. Но если не разработана должностная папка, последняя функция чаще всего забывается. В результате появляется огромное количество плохих отзывов, влияющих на репутацию компании. Владельцу приходится создавать отдел для борьбы с ними или пользоваться услугами сторонних фирм, что влечет дополнительные затраты.
Более того, если начальник отдела продаж не осознает, по каким критериям выбирают важных клиентов, он может начать заниматься обычными. Тем самым сотрудник берется за выполнение чужих обязанностей, забывает о своих, вносит неразбериху в работу отдела.
Наличие должностной папки позволяет полностью осознавать все обязанности работника и методы их выполнения. Опираясь на нее, любой сотрудник в состоянии самостоятельно организовать свою работу, не замедляя деятельность других, не отвлекая руководителя и коллег вопросами и уточнениями. В масштабах даже небольшой компании повышение продуктивности работы после внедрения должностных папок заметно уже спустя 1-2 месяца.
Должностная папка является отличным инструментом и при приеме на работу сотрудника. Каждому HR-специалисту известно, насколько хлопотно введение в должность нового работника. Это занимает время и требует определенных усилий.
Нужно подобрать сотрудника, который будет заниматься обучением, введет в курс дела, расскажет о нюансах работы компании. Для того чтобы новичок начал эффективно выполнять свои обязанности, зачастую требуется потратить от 2 недель до месяца. В это время компания теряет прибыль, так как и обучающий, и обучаемый не в состоянии полноценно работать. Кроме того, затрачиваются ресурсы на оплату труда специалиста, занимающегося обучением новичка. Ошибки и недоработки, неизбежные в начале деятельности нового работника, также лягут на фирму грузом финансовых потерь. Не менее важно, что большое количество новичков уходит на этапе обучения, не выдержав эмоциональной нагрузки, связанной с непониманием нюансов работы. А это накладывает дополнительные хлопоты на HR-отдел, затраты на новый поиск и обучение.
Наличие должностной папки позволяет существенно уменьшить период обучения, сократить расходы и снизить вероятность ухода новичка.
Как создать должностную папку
Необходимо понимать, что должностная папка создается непосредственно для определенной должности. К примеру, если начальник отдела продаж совмещает деятельность и руководителя, и менеджера по работе с важными клиентами, у него должны быть две отдельные папки.
Прежде всего создается список функций, за выполнение которых отвечает сотрудник. В этом поможет должностная инструкция. Далее в папку (подойдет обычный скоросшиватель) собираются описания каждого процесса.
Вам понадобится бланк передачи функции. В нем указывают:
как часто она выполняется (например, каждый понедельник с 8-00 до 10-00);
каждый шаг выполнения функции описывают подробно (кому позвонить, какой документ составить, куда его передать);
к каждому этапу делают список инструментов (что понадобится для его выполнения);
указывают, как найти инструменты (если это электронные документы — путь к папке, если это физические вещи — где они лежат);
к каждому шагу делают список контрагентов (если они участвуют в процессе);
в подробностях описывают действия, если процесс идет не по плану.
Созданные бланки для каждой функции помещают в папку, туда же вставляют приказы и политики, касающиеся должности. Для удобства составляют краткое содержание, чтобы сотрудник понимал, какая информация содержится в материале и как ее быстро найти.
Создание папки и описания функций следует поручить сотруднику, который выполняет их на данный момент. Руководитель не знает всех нюансов и не сможет сделать полноценное описание.
Хранится папка на рабочем месте сотрудника. Если на должность приходит новый работник, в его задачу входит ознакомление со всем этим материалом. Обязанность HR-специалиста — провести затем небольшой экзамен. Не стоит заставлять работника учить информацию наизусть. Достаточно, чтобы он знал, где найти описание нужного действия и как его использовать.
Также важно разместить в папке информацию о критериях оценки деятельности сотрудника. Следует описать, по каким стандартам и кем будет оцениваться результативность его работы.
На первый взгляд процесс создания должностных папок кажется громоздким. Но если его провести, в будущем работа компании станет значительно продуктивней. Кроме того, так как в процессе развития фирмы список функций любого сотрудника может меняться, их легко обозначить в уже существующей папке. А при передаче отдельных функций другому должностному лицу никаких проблем и временных затрат не будет.
Повышение эффективности новых сотрудников путем использования должностных папок
Рубрика: Информационные технологии
Дата публикации: 02.06.2018 2018-06-02
Статья просмотрена: 999 раз
Библиографическое описание:
Корзан, В. А. Повышение эффективности новых сотрудников путем использования должностных папок / В. А. Корзан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50951/ (дата обращения: 28.12.2021).
В данной статье будет рассмотрено применение конструктора должностных папок как инструмента по оптимизации времени требуемого для «внедрения» нового сотрудника в компанию. Поэтапно разобран процесс создание должностной папки сотрудника. Приведены решения для увеличения скорости получения первых результатов новым сотрудником компании.
Должностная папка — это документ, в котором указаны основные функции (обязанности), и последовательность их выполнения (алгоритм работы) сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. [1]
Важно уточнить, что должностная папка не является учебным пособием или каким-либо курсом обучения данной профессии, кандидат на пост должен иметь необходимый уровень знаний и образование соответствующее занимаемой должности.
Основным критерием для определения хорошей должностной папки является способность нового сотрудника произвести ожидаемый от данного поста продукт (результат) используя материалы из должностной папки.
Для создания должностной папки воспользуемся конструктором [2]. Интерфейс добавления новой папки визуально разделен на 3 части (шага):
Рассмотрим подробно, вкладку «Содержание» (рис. 1). Она содержит определенный список полей обязательных для заполнения.
Рис. 1. Содержание должностной папки
Поля вкладки «Содержание»:
На вкладке «Обязанности» находится подробное описание обязанностей поста. Первое раздел — «Общее» может содержать в себе вводную информацию по посту или общие положения по занимаемой должности. Далее, в порядке сформированном на первом шаге, идут описания обязанностей поста. В начале дается краткое описание обязанности, затем описывается результат, ожидаемый от выполнения данной обязанности, и в завершении, дается последовательность действий для выполнения данной обязанности.
Вкладка «Контрольный лист» состоит из заданий, необходимых для выполнения новым сотрудником. Например можно создать задание о прочтении должностной папки и написания эссе, для того чтобы понять что сотрудник может объяснить цели и порядок своей работы своими словами, а следовательно, понимает предъявляемые к нему требования компании.
После завершения создания должностной папки в интерфейсе конструктора будет доступна функция печати как всей папки целиком так и печати контрольного листа отдельно.
Важной особенностью конструктора должностных папок является возможность приглашать сотрудников фирмы и давать им доступ к просмотру информации. Для этого в меню «Пользователи» (рис. 2) нужно нажать на кнопку «добавить сотрудника», после чего указать данные сотрудника и нажать на «сохранить». Новый сотрудник получит уведомление на электронную почту с логином и паролем для доступа.
Рис. 2. Процедура добавления нового сотрудника
Наличие у конструктора должностных папок большого количества незаменимых на сегодняшний день функций и возможностей во многом является результатом применения программных разработок Юрия Бушева, чьи идеи и их реализации легли в основу функционирования данного сервиса. В итоге был создан новый, не имеющий аналогов и востребованный на рынке продукт, повышающий эффективность работы новых сотрудников компаний в России.