Для чего вводные слова
Вводные слова – что это такое понятным языком, как их найти и определить их тип, что про них обязательно надо знать в школе
Слова, которые можно выкинуть без потери смысла.
Вводные слова – это такие слова, которые можно убрать из предложения без потери смысла. Например: «Во-первых, я не ботаник, а биохимик» = «Я не ботаник, а биохимик».
Это было простое объяснение. Более правильное такое – это слова и сочетания слов, которые никак не связаны с другими словами в предложении. То есть к ним нельзя задать вопрос от других слов, от них к другим словам вопрос тоже не задается.
Давайте познакомимся с этим лексическим явлением поближе.
Типы вводных слов
Школьная программа требует, чтобы ученик знал типы вводных слов и умел приводить примеры каждого типа. Я очень хорошо помню урок, когда наша учительница вызывала всех подряд и велела приводить эти самые примеры. И половина класса получила двойки. Я бы и сам получил двойку, если бы меня тогда вызвали, но пронесло, к счастью.
Чтобы запомнить эти типы, учите их в контексте. Я буду не просто давать вам примеры слов, а приводить предложения, которые будут более-менее связаны между собой. Надеюсь, что смогу облегчить вашу школьную жизнь.
Уверенность говорящего
Вы выражаете свою уверенность в том, о чем говорите:
Неуверенность говорящего и неопределенность ситуации
Счастье и радость от происшедшего
Сожаление о чем-либо
Удивление
Опасение
Общая экспрессия
Это когда просто хочется сказать какое-то вводное слово, сделать высказывание чуть более эмоциональным:
Источник информации
Эти вводные слова помогают нам сослаться на того, от кого мы получили информацию.
Порядок мыслей и связь мыслей между собой
На связь мыслей указывают вот такие вводные слова:
Оценка высказывания
Оценка меры
Сюда же относятся вводные слова, которые указывают на обычность или необычность происходящего. То есть они указывают на «меру» обычности: по обычаю, как это всегда бывает.
Привлечение внимания
Чем вводные слова отличаются от всех остальных
Их можно легко отличить по наличию вопроса. Если можно задать вопрос – значит не вводное. А вот если никакой вопрос от других слов задать нельзя – вводное.
Ну и по интонации тоже. Думаю, читая примеры, вы заметили, что вводные слова произносятся с особой интонацией, выделяются голосом.
Какими знаками выделять вводные слова
Их всегда надо выделять запятыми. Причем не важно, где находится вводное слово:
Запятыми мы показываем, что вводное слово может быть удалено из нашего предложения и оно [предложение] при этом не потеряет целостности:
Что про них надо говорить учительнице
Что они осложняют предложение. При разборе простого предложения вы в конце своей пламенной речи должны сказать: «Осложнено вводным словом». Можно еще тип назвать, учительница похвалит.
У меня выходила отдельная статья про осложненное предложение, где я рассказывал обо всех осложнителях. Их всего лишь пять. Откройте прямо сейчас и прочитайте, чтобы запомнить раз и навсегда.
Надо ли их отмечать на схеме
Нет. Потому что они осложняют простое предложение «внутри». А схема нам нужна, чтобы показывать связь между сложными предложениями.
Поэтому на схеме эти слова никак выделять не надо.
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на рассылку. Сайт развивается, в феврале будет еще 50-70 статей по русскому. Ссылки на все мои публикации будут приходить вам на почту.
Загляните в три моих подборки с курсами по ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там есть материалы почти для всех классов. Курсы помогают готовиться к экзаменам, не выходя из дома, не тратя время на дорогу до репетитора. По ценам выходит даже дешевле, чем занятия в индивидуальном формате.
Из других статей по лексике я советую вам прочитать вот эти:
Практика показывает, что их дети знают хуже всего.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Говорите смело обо всех плюсах и минусах, критикуйте нещадно. Если эта статья не дала вам полного ответа на вопрос о вводных словах, если вам не понравились примеры, если просто вы не в настроении – пишите.
Вводные слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое вводные слова
Начнем, как всегда, с определения — разберемся, какие слова называются вводными и зачем они нужны. Школьники сталкиваются с ними, начиная с 5 класса, хотя подробно изучают только в 8 классе. Это не сложная тема, если у вас хорошая зрительная память — правил относительно вводных слов в русском языке очень мало, и какие-то вещи придется просто запомнить.
Вводные слова — это единицы предложения, которые не несут отдельной смысловой нагрузки, но усиливают эмоциональную оценку, уверенность или сомнения говорящего. Также они могут указывать на последовательность событий, привлекать внимание и т. д. |
Существует несколько типов вводных слов, но все они обладают следующими особенностями:
Рассмотрим на примере:
Итак, у нас есть слово «правда», которое в первом предложении выступает вводным, поскольку к нему нельзя поставить вопрос. Во втором предложении оно же является дополнением. Мы можем поставить вопрос: «Саша подтвердил что?».
Как видите, во втором предложении к «верно» можно поставить вопрос «как?». Следовательно, это слово не является вводным.
Такие же правила распространяются и на составные вводные слова. Они тоже могут замаскироваться под различные члены предложения, и важно научиться их распознавать.
Еще один способ отличить вводные слова — убрать их вовсе и посмотреть, не потеряет ли предложение свой смысл. Попробуем это сделать на одном из наших примеров:
Понятно, что в первом случае смысл остался тем же, а вот во втором — он был утерян. Это подтверждает, что в первом предложении мы имеем дело именно со вводным словом.
Признаки вводных слов: таблица для 5 класса
Грамматически вводные слова могут представлять собой любую часть речи и даже короткое предложение:
Примеры употребления вводных слов:
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Разряды вводных слов по значению
Как мы уже сказали, вводные слова могут выполнять самые разные функции в устной и письменной речи. Одни из них подчеркивают позицию говорящего — его уверенность, удивление, сожаление и т. д. Другие же указывают на очередной действий или событий, на логику повествования или источник информации. Третьи и вовсе нужны лишь для того, чтобы привлечь внимание. Разберемся, что обозначают вводные слова разных видов, а в конце подведем итог с помощью таблицы с примерами.
Различная степень уверенности, предположение и допущение
Это самая распространенная категория вводных слов, к которой мы обращаемся ежедневно. Основная функция данного разряда — подчеркнуть уверенность или неуверенность в какой-либо информации, поэтому он очень важен.
Примеры: несомненно, безусловно, конечно же, разумеется, допустим, вероятно, возможно, быть может.
Если убрать такое вводное слово, предложение не потеряет смысл, но его значение все же станет немного иным.
В первом случае остается неопределенность, во втором же предложение звучит утвердительно.
Если говорить о вводных словах, которые выражают уверенность, такая разница менее заметна. С ними утверждение становится более категоричным, но не приобретает других оттенков смысла.
Не путайте с членами предложения:
Я поверил его словам (как?) безусловно и без малейших сомнений.
Дальше мы еще рассмотрим, как обозначаются вводные слова, а пока напоминаем: если можно поставить к слову вопрос, оно является членом предложения и не выделяется запятыми.
Эмоции, чувства и оценка происходящего
С помощью данной категории вводных слов говорящий выражает свое отношение к событиям, дает оценку. Такими словами можно обозначить радость, восторг, огорчение, ужас, чувство стыда, опасения и т. д.
Примеры: к всеобщей радости, к ужасу, к моему восторгу, к несчастью, к сожалению, неровен час, того и гляди.
Они характерны для прямой речи, поскольку отражают эмоции и чувства говорящего.
В художественной литературе эти же вводные слова могут использоваться и для того, чтобы рассказать о чувствах героя или его отношении к событиям.
Не путайте с членами предложения:
(К чему?) К восторгу зрителей примешивалась доля разочарования от того, что любимый хит так и не прозвучал.
Обыденность, обычность происходящего
Довольно малочисленная категория вводных слов, в которой большую часть составляют разговорные выражения. Они не только позволяют указать на обыденный характер событий, но и оживляют текст, придают ему колорит.
Примеры: бывало, как обычно, случалось, как правило, по обычаю, по обыкновению, как всегда.
Не путайте с членами предложения:
Не принимая церковной реформы, община продолжала жить (как?) по старому обычаю.
Вводные слова, указывающие на источник сообщения
Основная задача вводных слов этого типа — указать на авторство, отослать к источнику информации или придать высказыванию некую авторитетность. Они типичны для новостных сообщений, обзоров, статей в СМИ и являются частью публицистического стиля, хотя используются не только в его рамках.
Примеры: по мнению экспертов, по оценке ученых, по словам премьер-министра, по сообщению корреспондента, на мой взгляд.
Кроме того, такие вводные слова помогают передать прямую речь, не прибегая к точному цитированию.
Не путайте с членами предложения:
Не стоит делать далеко идущих выводов (по чему?) по оценкам экспертов, ситуация еще может измениться.
Связь мыслей и последовательность изложения
Этот вид вводных слов указывает на внутреннюю логику предложения, очередность или любую другую связь между событиями. Особенно часто он используется в учебниках и научных материалах, поскольку дает возможность упорядочить текст, выстроить причинно-следственную цепочку.
Примеры: следовательно, во-первых, во-вторых, соответственно, значит, с одной стороны, прежде всего, сверх того, наконец.
Не путайте с членами предложения:
Лист бумаги был разрисован только (где?) с одной стороны, а другая оставалась чистой.
Замечания о стиле речи, способе изложения мысли
Вводные слова из этой категории обычно используются для того, чтобы указать на особенности изложения или переформулировать мысль. Как и предыдущий вид, иногда они могут предварять собой некий вывод, но не указывают прямо на связь событий, а скорее помогают выразить ту же мысль через другие факты или в другом стиле.
Примеры: иными словами, мягко говоря, точнее выражаясь, с позволения сказать, собственно говоря, короче, словом.
Не путайте с членами предложения:
(Чем?) Иными словами можно ранить не хуже, чем кинжалом.
Вводные слова, привлекающие внимание собеседника
Слова-маркеры, с помощью которых можно обратить внимание слушателя на ту или иную часть высказывания, подчеркнуть главную мысль. Очень часто они стоят в начале предложения, но могут встречаться и в середине, а вот в конце бывают крайне редко.
Примеры: послушайте, вообразите, подчеркиваю, поверишь ли, видите ли, заметьте, что существенно, что еще важнее.
Не путайте с членами предложения:
Марина всегда собирала портфель с вечера, что (как?) существенно экономило ей время утром.
Конечно, все вводные слова, какие есть, перечислить почти невозможно, но мы составили краткую шпаргалку — таблицу с примерами предложений.
Значение | Вводные слова | Примеры | ||||||||
Степень уверенности, допущения, предположения | Несомненно, однозначно, может статься, конечно, разумеется, быть может, допустим, возможно и т. д. | |||||||||
Эмоции, чувства и оценка происходящего | К счастью, к удивлению, к моему стыду, на беду, неровен час, на радость, к сожалению, не дай бог, слава богам и т. д. | |||||||||
Обозначение источника информации | По мнению ученых, по сообщению прессы, говорят, по словам экспертов, по-моему, по-вашему и т. д. | |||||||||
Указание на очередность событий или мыслей | Во-первых, следовательно, стало быть, напротив, наконец, в частности, в первую очередь, таким образом и т. д. | |||||||||
Привлечение внимания ко всему предложению или к его части | Понимаешь, знаете ли, гляди, послушайте, признайтесь, если хочешь знать, сделайте милость и т. д. | |||||||||
Указание на обыденность события или предмета разговора | Бывало, обыкновенно, случалось, как всегда, как правило, по обыкновению и т. д. | |||||||||
Замечания о стиле и характере речи, способе изложения мыслей | Мягко говоря, прямо говоря, одним словом, грубо выражаясь, иными словами, вернее сказать, что называется и т. д. |
Вставные конструкции и вставные предложения отличаются от вводных слов тем, что являются автономной частью предложения и содержат завершенную мысль. Они могут выступать в качестве попутных замечаний, указаний, авторских разъяснений по отношению к главному предложению, а иногда и вовсе имеют с ним слабую синтаксическую связь. |
Чтобы было понятнее, чем различаются вводные слова и вставные конструкции, мы составили небольшую таблицу.
Вводные слова | Вставные конструкции |
Июль, говорят, будет теплым и солнечным. | Июль, я так думаю, будет теплым и солнечным. |
Алексей, конечно, уже знал, как правильно оседлать лошадь. | Алексей, мы были уверены в этом, уже знал, как правильно оседлать лошадь. |
Перстень лежал на видном месте и, безусловно, привлекал внимание. | Перстень лежал на видном месте, и — как читатель уже догадался — привлекал внимание. |
Несложно заметить, что вставные конструкции, в отличие от вводных слов, имеют свое подлежащее и сказуемое. Очень часто их можно оформить в качестве отдельного предложения.
Короткие вставные конструкции могут выделяться запятыми, а более длинные часто обособляются скобками или тире. Впрочем, это зависит не столько от длины конструкции, сколько от авторского замысла. Поставить вместо запятой тире или скобки в большинстве случаев не будет ошибкой.
Обычно при выборе между запятыми, скобками и тире руководствуются следующим: если вставная конструкция имеет слабые синтаксические связи с предложением или не имеет их вовсе, лучше заключить ее в скобки.
Иногда вставное предложение ради усиления экспрессии заканчивается восклицательным или вопросительным знаком. В этом случае его можно выделить исключительно скобками или тире.
Прошлой весной — это было настоящее чудо! — старая яблоня вдруг снова покрылась цветами.
Интересно, что и вводные слова иногда могут выделяться таким же образом. Как правило, это встречается в художественной литературе и является одним из способов подчеркнуть эмоции, выразить чувства автора или героя.
Здесь мы имеем дело со вводными словами, которые могли бы выделяться запятыми, но ради усиления эмоциональной окраски текста представлены в виде вставных предложений с восклицательным знаком. Их с равным успехом можно обособить скобками или тире.
Вот мы и разобрались с такой обширной темой, как вводные слова в русском языке, а чтобы закрепить знания, рекомендуем напоследок пробежаться глазами по таблицам и спискам.
Вводные слова. Первое знакомство
Каждому из нас нравится красиво поставленная речь. Грамотный человек всегда сможет привлечь внимание слушателей и интересно подать материал. Разнообразить монолог, передать эмоции автора и, в принципе, с чего-то начать, помогают вводные слова. Однако существует тонкая грань между «употребить в меру» и «вставлять через каждое слово».
Вводные слова – слово или словосочетание, грамматически не связанное с предложением, то есть к ним нельзя задать вопрос от какой-либо части предложения; конструкции, помогающие говорящему выразить своё отношение к повествуемому сообщению.
Со смыслом и предназначением всё понятно, а вот как правильно с ними обращаться, мы расскажем ниже.
Вводные слова в предложении
Какими частями речи могут быть вводные слова
ВС могут состоять как из единственного слова, так и из словосочетания или даже целого предложения. В русском языке, обычно, они являются:
Прилагательным
Наречием
«Бесспорно, виноватого мы не найдем. Вернемся к этому завтра.»
«Я, конечно, не специалист, но у этого человека очевидные признаки болезни!»
Существительным
«Вас я, к счастью, больше не увижу. Можете быть свободны.»
Глаголом
«Справилась она, честно сказать, очень неплохо. Дайте ей что-нибудь посложней, если она, конечно, не испугается.»
Местоимением
«По-вашему, я должна была стоять в стороне, пока это происходило на глазах у всего университета?»
Какие существуют отличия вводных слов от членов предложения
Единственная сложность при выявлении ВС – это их контекст употребления, можно сравнить этот процесс с идентификацией функциональных омонимов.
Функциональные омонимы – это слова, имеющие схожее значение, но употреблённые в виде разных частей речи. Например, «Белые отступали». «Белые» по определению прилагательное. Но в данном примере оно было употреблено как подлежащее.
«Кажется, вы не совсем уловили смысл.»
«Этот фрагмент кажется мне непродуманным».
Функциональное назначение вводных слов
Ниже мы представим несколько групп в виде списка вводных слов, которые отличаются друг от друга выражением автором разных психологических состояний в процессе разговорной речи либо художественного повествования.
Выражение чувств говорящего
В случае, когда требуется подчеркнуть конкретную эмоцию, мы используем следующие ВС:
Проявление степени уверенности
Обращение с целью привлечь внимание
Упорядочивание, последовательность мыслей
Указание на источник сообщения
Этот ряд близок тем, кто связан со средствами массовой информации или с сарафанным радио: по преданию, по-моему, по слухам, по-вашему, говорят, передают, сообщают, по мнению, мол, дескать .
Оценка меры того о чём говорится
Внимание! Вводными словами и выражениями не являются
Приблизительно, вдруг, ведь, фактически, к тому же, почти, в последствии, по традиции, в любом случае, вместе с тем, по возможности, абсолютно, вряд ли, словно, в результате, в добавок, в особенности, между тем, поэтому, просто и т. д.
Вводные слова и знаки препинания при них
Запомнить правила обособления достаточно просто: вводное словосочетание всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Что касается одного слова или предложения – тут трудней, ниже, в таблице вы можете прочитать и запомнить все правила обособления ВС запятыми.
Девочка, по-видимому, убегавшая от мальчиков, споткнулась об ветку и упала.
«Это очевидно, однако, у нас нет доказательств.»
«По-видимому, убегая от мальчиков, девочка споткнулась об ветку и упала.»
Задумчивый мальчик, по-видимому думающий о чём-то важном, сдвинул бровки и смотрел в одну точку.
«Жизнь его не скучна, а следовательно, ему всегда есть что рассказать.»
«Она задумалась, споткнулась о ветку, упала, подумала несколько минут, и, наконец, встала.»
«Наконец мы вышли из этого заведения.»
«Прежде всего вы должны были посоветоваться со мной!»
Тест по теме
Ну а теперь, когда мы ознакомили вас со сводом правил и рассказали обо всех нюансах, предлагаем вам проверить свои знания с помощью теста!
Вводные слова и предложения с примерами
Вводное слово — это слово (либо словосочетание), которое входит в состав предложения, но не вступает с его членами в синтаксическую связь. Обычно дает сведение об источнике сообщения или связи с контекстом, а также выражает отношение к высказыванию (оценку).
В этом задании ты столкнешься с таким явлением в русском языке, как вводные слова и конструкции, и 5-ege.ru поможет тебе во всем разобраться.
Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.
Видео о вводных словах в русском языке
Если вам удобнее смотреть видео, включите его. Видео без звука.
Признаки вводных слов и конструкций:
Различай! Одни и те же слова могут быть вводными и нет.
Правило.
Вводные слова и конструкции на письме выделяются с двух сторон запятыми.
Список вводных слов (примеры). Можно выделить следующие разряды вводных слов и конструкций:
ЗНАЧЕНИЕ | ВВОДНОЕ СЛОВО | ПРИМЕР |
Уверенность или неуверенность | конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю | Совсем скоро, безусловно, птицы улетят на юг. В это воскресенье мы, возможно, пойдем на рыбалку. |
Различные чувств и эмоции | к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело | Вдруг, к нашей радости, на горизонте мы увидели большой корабль. |
Источник высказывания | говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать | Дальние озера, по слухам, богаты рыбой. |
Порядок явлений или мыслей и связь между ними | итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю | Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой. |
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли | словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное (если к ним можно добавить говоря) | Словом, роль каждого замечания огромна. |
Призыв к собеседнику | видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста | Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие |
Различай!
Ловушка №1! Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с тех пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.
Ловушка №2! Частица бывало запятыми выделяется.
Алгоритм выполнения задания.
1) Вспомни, не относится ли слово, которое ты считаешь вводным, к тем словам, которые на письме не выделяются.
2) Убери его из предложения. Смысл не поменялся? Выдели запятыми.
3) Попробуй задать вопрос к слову, которое, как ты думаешь, является вводным. Если не задается, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.
4) Вспомни значения вводных слов. Входит ли твое слово в их число?
Разбор задания.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Это (1) возможно (2) сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла (3) вернее (4) убежала, смущенно укрыв шалью лицо.
Пробуем убрать их из предложения: Это сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла убежала, смущенно укрыв шалью лицо. В первом предложении слово возможно не убирается, так как без него нарушается, поэтому оно не выделяется запятыми.
Во втором предложении вернее легко извлекается из предложения. Также к нему нельзя задать вопрос, оно относится к разряду вводных слов, выражающих способ оформления мыслей. Делаем вывод: на письме вернее выделяется запятыми.
Таким образом, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.
1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Вводные слова и предложения с примерами