Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана

Рассказ в рассказе характерный литературный прием Чехова

В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, которые воспринимаются как “маленькая трилогия”, ибо они объединены не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией (“рассказ в рассказе”). Уже само название первого произведения из этого цикла знаменательно. Оно построено на явном противопоставлении, антитезе: человек и футляр.

Беликов прячется от мира, максимально ограничивая свое пространство, предпочитая широкой и вольной жизни тесный и темный футляр,

Земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Так художественный образ пространства становится одним из главных способов выражения авторской концепции. Узкому, замкнутому пространству (“футляр”, три аршина, усадьба) противопоставляется, невиданно широкий простор – “весь земной шар”, необходимый свободному человеку.

Композиционное построение каждого рассказа позволило Чехову выдвинуть в качестве объекта художественного исследования и самих повествователей. Их реакция на жизненные ситуации становится одним из важных средств их объективной характеристики. Иван Иванович, например, рассказывает в “Крыжовнике” не только о судьбе брата, но и о себе, о той перемене, которая произошла в нем под влиянием увиденного в усадьбе новоявленного помещика.

Духовное прозрение помогает ему понять гибельность всеобщей тишины и довольства. Должен быть, восклицает он, “человек с молоточком”, который возмущал бы сытое спокойствие счастливых людей. Однако его спутники Буркин и Алехин не принимают его выводов и тревоги, не сочувствуют им.

Заключает “маленькую трилогию” рассказ “О любви”, в котором продолжается исследование проблемы “футлярности”. Еще в “Крыжовнике” Иван Иванович заметил: “…эти усадьбы те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь, это эгоизм”.

Слова эти имеют прямое отношение к Алехину, который сам рассказывает о себе. Жизнь, которую Алехин избрал для себя,- тот же футляр. Он, похожий более на профессора или художника, чем на помещика, почему-то считает необходимым жить в тесных маленьких комнатах (узкое пространство!), хотя в его распоряжении целый дом.

Даже мыться ему некогда, и говорить он привык только о крупе, сене и дегте…

Алехин боится перемен. Даже большая, настоящая любовь не в состоянии заставить его сломать установившиеся нормы, пойти на разрыв со сложившимися стереотипами. Так постепенно он сам обедняет, опустошает свою жизнь, становясь подобным – не в деталях, а по сути – на героев “Человека в футляре”, “Крыжовника” и “Ионыча”.

Расположение рассказов в “трилогии” было тщательно продумано Чеховым. Если в первом из них “футлярность” была показана и разоблачена прямо и наглядно, то в последнем речь идет о скрытых и, быть может, еще более опасных формах бегства человека от действительности, жизни, любви, счастья…

Related posts:

Источник

Композиция и композиционный прием «рассказ в рассказе»

Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Смотреть фото Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Смотреть картинку Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Картинка про Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Фото Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана

Ни одно достойное литературное произведение не может обойтись без композиции. Ведь она представляет собой построение художественного творения, расположение его отдельных частей в системе и последовательности, которая подчеркнет главную идею произведения и поможет ее раскрыть наиболее максимальным образом.

Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Смотреть фото Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Смотреть картинку Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Картинка про Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Фото Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана

Содержимое разработки

Главная Wiki-учебник Литература 7 класс Композиция: композиционные приемы и понятие об авторском стиле

Композиция и композиционный прием «рассказ в рассказе»

Ни одно достойное литературное произведение не может обойтись без композиции. Ведь она представляет собой построение художественного творения, расположение его отдельных частей в системе и последовательности, которая подчеркнет главную идею произведения и поможет ее раскрыть наиболее максимальным образом.

Понятие композиции в литературном произведении

Но о композиции нельзя сказать, что это только определение последовательности сцен романа или глав. Это понятие включает в себя целостную систему определенных методов, способов и форм художественного изображения. А то, из чего будет состоять эта система, зависит от содержания художественного произведения.

Композиция способствует выражению идейного смысла и убедительному сочетанию определенных мотивов и тем в одном произведении. Писатель тщательно продумывает композицию своего творения, так как она поможет ему ярче раскрыть те стороны повествования, которые и должны привлечь внимание читателя.

Единство мысли писателя и формирует структуру композиции. Элементами композиции называют пейзаж, описание, портрет, сюжет, фабулу, повествование, диалог, систему образов, монологи персонажей, авторские характеристики и отступления, вставные рассказы.

Способы изображение зависят от жанра произведения. Важно отметить, что каждое произведение имеет свою собственную композицию и систему. Но есть и композиционные каноны, которые присущи определенным традиционным жанрам. Строение классической драмы или трагедии пятиактное, а для сказки характерен счастливый конец и трехкратные повторы.

Интересен и оригинален такой элемент композиции, как «рассказ в рассказе». Это означает, что непосредственно в литературном произведении представлен еще один рассказ, с помощью которого автор пытается донести общую фабулу своего творения.

Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.

Источник

Конспект урока.Литература. 10 класс. А. П. Чехов. Рассказы.

Литература. 10 класс.

Цель: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом познавательную и социальную компетентности.

Ожидаемые результаты: желание ближе и глубже познакомиться с творчеством А.П.Чехова, возможность задуматься об истинных и ложных ценностях, пересмотреть современные идеалы молодёжи и свои лично.

Оборудование: портрет А.П.Чехова; иллюстрации к рассказам (приготовленные обучающимися заранее); выставка сборников произведений А.П.Чехова (из школьной и сельской библиотек); тексты анализируемых рассказов (на каждой парте, прочитанные к уроку).

— Чем отличаются, по-вашему, прочитанные к уроку рассказы от прочитанных ранее, в младших классах?

— Каков социальный статус героев этих рассказов?

— Что объединяет героев этих рассказов и Ионыча, героя одноименного рассказа, о котором говорили на предыдущем уроке? Ответить одним словом. (бездуховность)

II . Работа по теме урока.

Нам предстоит разобраться в художественном творчестве Чехова 80-х – 90-х гг., его особенностях. Задаю три вопроса, на которые вы ищете ответ в учебнике и записываете его в тетради. (Класс делится на 3 группы, каждая получает свой вопрос; ответ группы читает один ученик, после обсуждения и коррекции тезис записываем в тетради все).

1.Что говорит А.П.Чехов о задачах литературы вообще и о своей цели в литературе в 80-90гг.?

2.Как относится А.П.Чехов к политическим и литературным группировкам?(Отстаивает свою независимость).

3.Кто является главным героем его произведений этого периода, почему, как он относится к своим героям? (обращается к представителям интеллигенции, отношение к которой неоднозначно).

Подведение итогов 1-го этапа работы.

2.Практическое усвоение материала. Интерактивные задания. Каждой группе – своё задание. Распределение ролей в работе над заданием: лидер, секретарь, помощники, докладчик. (задания на карточках, текст).

1-я группа. Рассказ «Человек в футляре».

2-я группа. Рассказ «Крыжовник».

3-я группа. Рассказ «О любви».

Выводы каждой группы класс записывает в тетради. (На выполнение задания – 7-10 минут).

Обобщение. Вопросы классу:

Почему эти три рассказа называются «трилогией»?

— Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?

— К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?

— В чём актуальность этих рассказов?

— Что объединяет эту трилогию и рассказ «Ионыч»?

Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном существовании его, о труде как основе справедливой и честной жизни. Он восхищается умом, бескорыстием, работоспособностью русской интеллигенции.

Примером этого могут служить рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой».

Рассмотрим рассказ «Попрыгунья».

— Передайте сюжет рассказа.(2-3 ученика цепочкой пытаются пересказать сюжет рассказа).

Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы думаете? (слушаем 2-3 ответа). Конечно, каждое произведение психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями, которые вовлекают в своё движение читателя.

Основная мысль рассказа:

Задания по группам:

Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально привлекая цитаты).

Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова (максимально используя цитаты).

Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?

Обобщающая беседа с классом.

-.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию оно вызывает?

-Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова текстом).

— Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги Ивановны?

— Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на мужа?

— Вспомните самый яркий для вас эпизод, который как-то характеризует героя или героиню.

— Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?

Слово учителя. Выслушав сообщения представителей групп, ответив на вопросы, мы можем определить и тему, и основную мысль произведения А.П.Чехова «Попрыгунья» (слушаем ответы, корректируем, записываем).

Тема. Подлинное и мнимое величие человека, его истинная и ложная красота.

Основная мысль: мы должны учиться различать мнимую и истинную ценность человека.

3.Подведение итогов урока.

Самооценка работы. (Группы в целом, каждого участника группы в отдельности).

Выставление и комментирование оценок учителем.

Ответить на вопросы: что удалось на уроке? Что нет? Почему?

4.Задание дом: индивидуальные задания: сообщения «Чехов – драматург»

Всем: прочитать пьесу «Вишнёвый сад».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования

Источник

Конспект урока. Литература. 10 класс. А. П. Чехов. Рассказы

РазделРусский язык и Русская литература
Класс10 класс
ТипКонспекты
АвторСкрипка Е.Н.
Дата02.12.2015
Форматdocx
ИзображенияНет

Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Смотреть фото Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Смотреть картинку Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Картинка про Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Фото Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана

Литература. 10 класс.

Цель: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом познавательную и социальную компетентности.

Ожидаемые результаты: желание ближе и глубже познакомиться с творчеством А.П.Чехова, возможность задуматься об истинных и ложных ценностях, пересмотреть современные идеалы молодёжи и свои лично.

Оборудование: портрет А.П.Чехова; иллюстрации к рассказам (приготовленные обучающимися заранее); выставка сборников произведений А.П.Чехова (из школьной и сельской библиотек); тексты анализируемых рассказов (на каждой парте, прочитанные к уроку).

I. Актуализация знаний.

— Чем отличаются, по-вашему, прочитанные к уроку рассказы от прочитанных ранее, в младших классах?

— Каков социальный статус героев этих рассказов?

— Что объединяет героев этих рассказов и Ионыча, героя одноименного рассказа, о котором говорили на предыдущем уроке? Ответить одним словом. (бездуховность)

II. Работа по теме урока.

1.Что говорит А.П.Чехов о задачах литературы вообще и о своей цели в литературе в 80-90гг.?

2.Как относится А.П.Чехов к политическим и литературным группировкам?(Отстаивает свою независимость).

3.Кто является главным героем его произведений этого периода, почему, как он относится к своим героям? (обращается к представителям интеллигенции, отношение к которой неоднозначно).

Подведение итогов 1-го этапа работы.

1-я группа. Рассказ «Человек в футляре».

2-я группа. Рассказ «Крыжовник».

3-я группа. Рассказ «О любви».

Обобщение. Вопросы классу:

— Почему эти три рассказа называются «трилогией»?

— Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?

— К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?

— В чём актуальность этих рассказов?

— Что объединяет эту трилогию и рассказ «Ионыч»?

Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном существовании его, о труде как основе справедливой и честной жизни. Он восхищается умом, бескорыстием, работоспособностью русской интеллигенции.

Примером этого могут служить рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой».

Рассмотрим рассказ «Попрыгунья».

— Передайте сюжет рассказа.(2-3 ученика цепочкой пытаются пересказать сюжет рассказа).

Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы думаете? (слушаем 2-3 ответа). Конечно, каждое произведение психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями, которые вовлекают в своё движение читателя.

Основная мысль рассказа:

Задания по группам:

    Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально привлекая цитаты).

    Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова (максимально используя цитаты).

    Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?

    Обобщающая беседа с классом.

    -.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию оно вызывает?

    -Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова текстом).

    — Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги Ивановны?

    — Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на мужа?

    — Вспомните самый яркий для вас эпизод, который как-то характеризует героя или героиню.

    — Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?

    Слово учителя. Выслушав сообщения представителей групп, ответив на вопросы, мы можем определить и тему, и основную мысль произведения А.П.Чехова «Попрыгунья» (слушаем ответы, корректируем, записываем).

    Тема. Подлинное и мнимое величие человека, его истинная и ложная красота.

    Основная мысль: мы должны учиться различать мнимую и истинную ценность человека.

    3.Подведение итогов урока.

      Самооценка работы. (Группы в целом, каждого участника группы в отдельности).

      Выставление и комментирование оценок учителем.

      Ответить на вопросы: что удалось на уроке? Что нет? Почему?

      Всем: прочитать пьесу «Вишнёвый сад».

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      «Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования

      Источник

      Литература. 10 класс

      Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Смотреть фото Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Смотреть картинку Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Картинка про Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана. Фото Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана

      Цель: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом познавательную и социальную компетентности.

      Оборудование: портрет ; иллюстрации к рассказам (приготовленные обучающимися заранее); выставка сборников произведений (из школьной и сельской библиотек); тексты анализируемых рассказов (на каждой парте, прочитанные к уроку).

      I. Актуализация знаний.

      — Чем отличаются, по-вашему, прочитанные к уроку рассказы от прочитанных ранее, в младших классах?

      — Каков социальный статус героев этих рассказов?

      — Что объединяет героев этих рассказов и Ионыча, героя одноименного рассказа, о котором говорили на предыдущем уроке? Ответить одним словом. (бездуховность)

      II. Работа по теме урока.

      Нам предстоит разобраться в художественном творчестве Чехова 80-х – 90-х гг., его особенностях. Задаю три вопроса, на которые вы ищете ответ в учебнике и записываете его в тетради. (Класс делится на 3 группы, каждая получает свой вопрос; ответ группы читает один ученик, после обсуждения и коррекции тезис записываем в тетради все).

      1.Что говорит о задачах литературы вообще и о своей цели в литературе в 80-90гг.?

      2.Как относится к политическим и литературным группировкам?(Отстаивает свою независимость).

      3.Кто является главным героем его произведений этого периода, почему, как он относится к своим героям? (обращается к представителям интеллигенции, отношение к которой неоднозначно).

      Подведение итогов 1-го этапа работы.

      2.Практическое усвоение материала. Интерактивные задания. Каждой группе – своё задание. Распределение ролей в работе над заданием: лидер, секретарь, помощники, докладчик. (задания на карточках, текст).

      1-я группа. Рассказ «Человек в футляре».

      2-я группа. Рассказ «Крыжовник».

      3-я группа. Рассказ «О любви».

      Выводы каждой группы класс записывает в тетради. (На выполнение задания – 7-10 минут).

      Обобщение. Вопросы классу:

      — Почему эти три рассказа называются «трилогией»?

      — Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?

      — К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?

      — В чём актуальность этих рассказов?

      — Что объединяет эту трилогию и рассказ «Ионыч»?

      Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном существовании его, о труде как основе справедливой и честной жизни. Он восхищается умом, бескорыстием, работоспособностью русской интеллигенции.

      Примером этого могут служить рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой».

      Рассмотрим рассказ «Попрыгунья».

      — Передайте сюжет рассказа.(2-3 ученика цепочкой пытаются пересказать сюжет рассказа).

      Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы думаете? (слушаем 2-3 ответа). Конечно, каждое произведение психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями, которые вовлекают в своё движение читателя.

      Основная мысль рассказа:

      Задания по группам:

      Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально привлекая цитаты). Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова (максимально используя цитаты). Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?

      Обобщающая беседа с классом.

      -.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию оно вызывает?

      -Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова текстом).

      — Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги Ивановны?

      — Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на мужа?

      — Вспомните самый яркий для вас эпизод, который как-то характеризует героя или героиню.

      — Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?

      Слово учителя. Выслушав сообщения представителей групп, ответив на вопросы, мы можем определить и тему, и основную мысль произведения «Попрыгунья» (слушаем ответы, корректируем, записываем).

      Тема. Подлинное и мнимое величие человека, его истинная и ложная красота.

      Основная мысль: мы должны учиться различать мнимую и истинную ценность человека.

      3.Подведение итогов урока.

      Самооценка работы. (Группы в целом, каждого участника группы в отдельности). Выставление и комментирование оценок учителем. Ответить на вопросы: что удалось на уроке? Что нет? Почему?

      4.Задание дом: индивидуальные задания: сообщения «Чехов – драматург»

      Всем: прочитать пьесу «Вишнёвый сад».

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      «Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования

      Красноперекопский район республики Крым

      . Особенности творчества 80-х – 90-х гг. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Попрыгунья».

      Источник

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *