Докажите что очередность расположения рассказов была тщательно продумана
Рассказ в рассказе характерный литературный прием Чехова
В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, которые воспринимаются как “маленькая трилогия”, ибо они объединены не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией (“рассказ в рассказе”). Уже само название первого произведения из этого цикла знаменательно. Оно построено на явном противопоставлении, антитезе: человек и футляр.
Беликов прячется от мира, максимально ограничивая свое пространство, предпочитая широкой и вольной жизни тесный и темный футляр,
Земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Так художественный образ пространства становится одним из главных способов выражения авторской концепции. Узкому, замкнутому пространству (“футляр”, три аршина, усадьба) противопоставляется, невиданно широкий простор – “весь земной шар”, необходимый свободному человеку.
Композиционное построение каждого рассказа позволило Чехову выдвинуть в качестве объекта художественного исследования и самих повествователей. Их реакция на жизненные ситуации становится одним из важных средств их объективной характеристики. Иван Иванович, например, рассказывает в “Крыжовнике” не только о судьбе брата, но и о себе, о той перемене, которая произошла в нем под влиянием увиденного в усадьбе новоявленного помещика.
Духовное прозрение помогает ему понять гибельность всеобщей тишины и довольства. Должен быть, восклицает он, “человек с молоточком”, который возмущал бы сытое спокойствие счастливых людей. Однако его спутники Буркин и Алехин не принимают его выводов и тревоги, не сочувствуют им.
Заключает “маленькую трилогию” рассказ “О любви”, в котором продолжается исследование проблемы “футлярности”. Еще в “Крыжовнике” Иван Иванович заметил: “…эти усадьбы те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь, это эгоизм”.
Слова эти имеют прямое отношение к Алехину, который сам рассказывает о себе. Жизнь, которую Алехин избрал для себя,- тот же футляр. Он, похожий более на профессора или художника, чем на помещика, почему-то считает необходимым жить в тесных маленьких комнатах (узкое пространство!), хотя в его распоряжении целый дом.
Даже мыться ему некогда, и говорить он привык только о крупе, сене и дегте…
Алехин боится перемен. Даже большая, настоящая любовь не в состоянии заставить его сломать установившиеся нормы, пойти на разрыв со сложившимися стереотипами. Так постепенно он сам обедняет, опустошает свою жизнь, становясь подобным – не в деталях, а по сути – на героев “Человека в футляре”, “Крыжовника” и “Ионыча”.
Расположение рассказов в “трилогии” было тщательно продумано Чеховым. Если в первом из них “футлярность” была показана и разоблачена прямо и наглядно, то в последнем речь идет о скрытых и, быть может, еще более опасных формах бегства человека от действительности, жизни, любви, счастья…
Related posts:
Композиция и композиционный прием «рассказ в рассказе»
Ни одно достойное литературное произведение не может обойтись без композиции. Ведь она представляет собой построение художественного творения, расположение его отдельных частей в системе и последовательности, которая подчеркнет главную идею произведения и поможет ее раскрыть наиболее максимальным образом.
Содержимое разработки
Главная Wiki-учебник Литература 7 класс Композиция: композиционные приемы и понятие об авторском стиле
Композиция и композиционный прием «рассказ в рассказе»
Ни одно достойное литературное произведение не может обойтись без композиции. Ведь она представляет собой построение художественного творения, расположение его отдельных частей в системе и последовательности, которая подчеркнет главную идею произведения и поможет ее раскрыть наиболее максимальным образом.
Понятие композиции в литературном произведении
Но о композиции нельзя сказать, что это только определение последовательности сцен романа или глав. Это понятие включает в себя целостную систему определенных методов, способов и форм художественного изображения. А то, из чего будет состоять эта система, зависит от содержания художественного произведения.
Композиция способствует выражению идейного смысла и убедительному сочетанию определенных мотивов и тем в одном произведении. Писатель тщательно продумывает композицию своего творения, так как она поможет ему ярче раскрыть те стороны повествования, которые и должны привлечь внимание читателя.
Единство мысли писателя и формирует структуру композиции. Элементами композиции называют пейзаж, описание, портрет, сюжет, фабулу, повествование, диалог, систему образов, монологи персонажей, авторские характеристики и отступления, вставные рассказы.
Способы изображение зависят от жанра произведения. Важно отметить, что каждое произведение имеет свою собственную композицию и систему. Но есть и композиционные каноны, которые присущи определенным традиционным жанрам. Строение классической драмы или трагедии пятиактное, а для сказки характерен счастливый конец и трехкратные повторы.
Интересен и оригинален такой элемент композиции, как «рассказ в рассказе». Это означает, что непосредственно в литературном произведении представлен еще один рассказ, с помощью которого автор пытается донести общую фабулу своего творения.
Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.
Конспект урока.Литература. 10 класс. А. П. Чехов. Рассказы.
Литература. 10 класс.
Цель: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом познавательную и социальную компетентности.
Ожидаемые результаты: желание ближе и глубже познакомиться с творчеством А.П.Чехова, возможность задуматься об истинных и ложных ценностях, пересмотреть современные идеалы молодёжи и свои лично.
Оборудование: портрет А.П.Чехова; иллюстрации к рассказам (приготовленные обучающимися заранее); выставка сборников произведений А.П.Чехова (из школьной и сельской библиотек); тексты анализируемых рассказов (на каждой парте, прочитанные к уроку).
— Чем отличаются, по-вашему, прочитанные к уроку рассказы от прочитанных ранее, в младших классах?
— Каков социальный статус героев этих рассказов?
— Что объединяет героев этих рассказов и Ионыча, героя одноименного рассказа, о котором говорили на предыдущем уроке? Ответить одним словом. (бездуховность)
II . Работа по теме урока.
Нам предстоит разобраться в художественном творчестве Чехова 80-х – 90-х гг., его особенностях. Задаю три вопроса, на которые вы ищете ответ в учебнике и записываете его в тетради. (Класс делится на 3 группы, каждая получает свой вопрос; ответ группы читает один ученик, после обсуждения и коррекции тезис записываем в тетради все).
1.Что говорит А.П.Чехов о задачах литературы вообще и о своей цели в литературе в 80-90гг.?
2.Как относится А.П.Чехов к политическим и литературным группировкам?(Отстаивает свою независимость).
3.Кто является главным героем его произведений этого периода, почему, как он относится к своим героям? (обращается к представителям интеллигенции, отношение к которой неоднозначно).
Подведение итогов 1-го этапа работы.
2.Практическое усвоение материала. Интерактивные задания. Каждой группе – своё задание. Распределение ролей в работе над заданием: лидер, секретарь, помощники, докладчик. (задания на карточках, текст).
1-я группа. Рассказ «Человек в футляре».
2-я группа. Рассказ «Крыжовник».
3-я группа. Рассказ «О любви».
Выводы каждой группы класс записывает в тетради. (На выполнение задания – 7-10 минут).
Обобщение. Вопросы классу:
— Почему эти три рассказа называются «трилогией»?
— Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?
— К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?
— В чём актуальность этих рассказов?
— Что объединяет эту трилогию и рассказ «Ионыч»?
Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном существовании его, о труде как основе справедливой и честной жизни. Он восхищается умом, бескорыстием, работоспособностью русской интеллигенции.
Примером этого могут служить рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой».
Рассмотрим рассказ «Попрыгунья».
— Передайте сюжет рассказа.(2-3 ученика цепочкой пытаются пересказать сюжет рассказа).
Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы думаете? (слушаем 2-3 ответа). Конечно, каждое произведение психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями, которые вовлекают в своё движение читателя.
Основная мысль рассказа:
Задания по группам:
Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально привлекая цитаты).
Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова (максимально используя цитаты).
Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?
Обобщающая беседа с классом.
-.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию оно вызывает?
-Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова текстом).
— Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги Ивановны?
— Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на мужа?
— Вспомните самый яркий для вас эпизод, который как-то характеризует героя или героиню.
— Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?
Слово учителя. Выслушав сообщения представителей групп, ответив на вопросы, мы можем определить и тему, и основную мысль произведения А.П.Чехова «Попрыгунья» (слушаем ответы, корректируем, записываем).
Тема. Подлинное и мнимое величие человека, его истинная и ложная красота.
Основная мысль: мы должны учиться различать мнимую и истинную ценность человека.
3.Подведение итогов урока.
Самооценка работы. (Группы в целом, каждого участника группы в отдельности).
Выставление и комментирование оценок учителем.
Ответить на вопросы: что удалось на уроке? Что нет? Почему?
4.Задание дом: индивидуальные задания: сообщения «Чехов – драматург»
Всем: прочитать пьесу «Вишнёвый сад».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Конспект урока. Литература. 10 класс. А. П. Чехов. Рассказы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скрипка Е.Н. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литература. 10 класс.
Цель: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом познавательную и социальную компетентности.
Ожидаемые результаты: желание ближе и глубже познакомиться с творчеством А.П.Чехова, возможность задуматься об истинных и ложных ценностях, пересмотреть современные идеалы молодёжи и свои лично.
Оборудование: портрет А.П.Чехова; иллюстрации к рассказам (приготовленные обучающимися заранее); выставка сборников произведений А.П.Чехова (из школьной и сельской библиотек); тексты анализируемых рассказов (на каждой парте, прочитанные к уроку).
I. Актуализация знаний.
— Чем отличаются, по-вашему, прочитанные к уроку рассказы от прочитанных ранее, в младших классах?
— Каков социальный статус героев этих рассказов?
— Что объединяет героев этих рассказов и Ионыча, героя одноименного рассказа, о котором говорили на предыдущем уроке? Ответить одним словом. (бездуховность)
II. Работа по теме урока.
1.Что говорит А.П.Чехов о задачах литературы вообще и о своей цели в литературе в 80-90гг.?
2.Как относится А.П.Чехов к политическим и литературным группировкам?(Отстаивает свою независимость).
3.Кто является главным героем его произведений этого периода, почему, как он относится к своим героям? (обращается к представителям интеллигенции, отношение к которой неоднозначно).
Подведение итогов 1-го этапа работы.
1-я группа. Рассказ «Человек в футляре».
2-я группа. Рассказ «Крыжовник».
3-я группа. Рассказ «О любви».
Обобщение. Вопросы классу:
— Почему эти три рассказа называются «трилогией»?
— Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?
— К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?
— В чём актуальность этих рассказов?
— Что объединяет эту трилогию и рассказ «Ионыч»?
Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном существовании его, о труде как основе справедливой и честной жизни. Он восхищается умом, бескорыстием, работоспособностью русской интеллигенции.
Примером этого могут служить рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой».
Рассмотрим рассказ «Попрыгунья».
— Передайте сюжет рассказа.(2-3 ученика цепочкой пытаются пересказать сюжет рассказа).
Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы думаете? (слушаем 2-3 ответа). Конечно, каждое произведение психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями, которые вовлекают в своё движение читателя.
Основная мысль рассказа:
Задания по группам:
Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально привлекая цитаты).
Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова (максимально используя цитаты).
Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?
Обобщающая беседа с классом.
-.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию оно вызывает?
-Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова текстом).
— Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги Ивановны?
— Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на мужа?
— Вспомните самый яркий для вас эпизод, который как-то характеризует героя или героиню.
— Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?
Слово учителя. Выслушав сообщения представителей групп, ответив на вопросы, мы можем определить и тему, и основную мысль произведения А.П.Чехова «Попрыгунья» (слушаем ответы, корректируем, записываем).
Тема. Подлинное и мнимое величие человека, его истинная и ложная красота.
Основная мысль: мы должны учиться различать мнимую и истинную ценность человека.
3.Подведение итогов урока.
Самооценка работы. (Группы в целом, каждого участника группы в отдельности).
Выставление и комментирование оценок учителем.
Ответить на вопросы: что удалось на уроке? Что нет? Почему?
Всем: прочитать пьесу «Вишнёвый сад».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Литература. 10 класс
Цель: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом познавательную и социальную компетентности.
Оборудование: портрет ; иллюстрации к рассказам (приготовленные обучающимися заранее); выставка сборников произведений (из школьной и сельской библиотек); тексты анализируемых рассказов (на каждой парте, прочитанные к уроку).
I. Актуализация знаний.
— Чем отличаются, по-вашему, прочитанные к уроку рассказы от прочитанных ранее, в младших классах?
— Каков социальный статус героев этих рассказов?
— Что объединяет героев этих рассказов и Ионыча, героя одноименного рассказа, о котором говорили на предыдущем уроке? Ответить одним словом. (бездуховность)
II. Работа по теме урока.
Нам предстоит разобраться в художественном творчестве Чехова 80-х – 90-х гг., его особенностях. Задаю три вопроса, на которые вы ищете ответ в учебнике и записываете его в тетради. (Класс делится на 3 группы, каждая получает свой вопрос; ответ группы читает один ученик, после обсуждения и коррекции тезис записываем в тетради все).
1.Что говорит о задачах литературы вообще и о своей цели в литературе в 80-90гг.?
2.Как относится к политическим и литературным группировкам?(Отстаивает свою независимость).
3.Кто является главным героем его произведений этого периода, почему, как он относится к своим героям? (обращается к представителям интеллигенции, отношение к которой неоднозначно).
Подведение итогов 1-го этапа работы.
2.Практическое усвоение материала. Интерактивные задания. Каждой группе – своё задание. Распределение ролей в работе над заданием: лидер, секретарь, помощники, докладчик. (задания на карточках, текст).
1-я группа. Рассказ «Человек в футляре».
2-я группа. Рассказ «Крыжовник».
3-я группа. Рассказ «О любви».
Выводы каждой группы класс записывает в тетради. (На выполнение задания – 7-10 минут).
Обобщение. Вопросы классу:
— Почему эти три рассказа называются «трилогией»?
— Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?
— К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?
— В чём актуальность этих рассказов?
— Что объединяет эту трилогию и рассказ «Ионыч»?
Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном существовании его, о труде как основе справедливой и честной жизни. Он восхищается умом, бескорыстием, работоспособностью русской интеллигенции.
Примером этого могут служить рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой».
Рассмотрим рассказ «Попрыгунья».
— Передайте сюжет рассказа.(2-3 ученика цепочкой пытаются пересказать сюжет рассказа).
Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы думаете? (слушаем 2-3 ответа). Конечно, каждое произведение психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями, которые вовлекают в своё движение читателя.
Основная мысль рассказа:
Задания по группам:
Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально привлекая цитаты). Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова (максимально используя цитаты). Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?
Обобщающая беседа с классом.
-.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию оно вызывает?
-Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова текстом).
— Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги Ивановны?
— Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на мужа?
— Вспомните самый яркий для вас эпизод, который как-то характеризует героя или героиню.
— Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?
Слово учителя. Выслушав сообщения представителей групп, ответив на вопросы, мы можем определить и тему, и основную мысль произведения «Попрыгунья» (слушаем ответы, корректируем, записываем).
Тема. Подлинное и мнимое величие человека, его истинная и ложная красота.
Основная мысль: мы должны учиться различать мнимую и истинную ценность человека.
3.Подведение итогов урока.
Самооценка работы. (Группы в целом, каждого участника группы в отдельности). Выставление и комментирование оценок учителем. Ответить на вопросы: что удалось на уроке? Что нет? Почему?
4.Задание дом: индивидуальные задания: сообщения «Чехов – драматург»
Всем: прочитать пьесу «Вишнёвый сад».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район республики Крым
. Особенности творчества 80-х – 90-х гг. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Попрыгунья».