Дпо что это в медицине
Дпо что это в медицине
6-10 декабря 2021 г.
14 декабря 2021г., начало в 13:00 МСК
Информационный вебинар «Бойцов С. А.: Современная система лечения острого коронарного синдрома в Российской Федерации»
16-17 декабря 2021 г.
16-17 декабря пройдет 5-й Российский конгресс с международным участием «Физическая и реабилитационная медицина»
ВНИМАНИЕ! Обновлены и дополнены материалы для дополнительной подготовки медицинских работников в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
Образовательные мероприятия в первой половине декабря
Проекты
Спецпроект ПСБ Банка для медицинских специалистов «Ваша финансовая грамотность»
Здесь вы можете узнать о планируемых мероприятиях, а также посмотреть записи прошедших вебинаров.
Новые возможности непрерывного образования
Уважаемые коллеги, дистанционное образование – это возможность продуктивно и комфортно учиться даже сейчас, в непростой эпидемиологической ситуации
Как вы знаете, на Портале собрано множество бесплатных интерактивных образовательных модулей, доступных с экрана вашего компьютера
Вебинары с главными внештатными специалистами Минздрава России
Не пропустите возможность задать свои вопросы!
Следите за анонсами на открытой части Портала и уведомлениями в Личном кабинете специалиста
Информационные вебинары о возможностях обучения в рамках непрерывного образования
Получите индивидуальные ответы на интересующие Вас вопросы!
Примите участие в информационных вебинарах для специалистов здравоохранения о возможностях обучения в рамках непрерывного образования с использованием модернизированного Портала
Опросы и анкетирования
Нам важно Ваше мнение по вопросам непрерывного образования специалистов здравоохранения!
Примите участие в текущем опросе и посмотрите результаты предыдущих исследований
Гипервентиляционный синдром и дисфункциональное дыхание
Клинические особенности, диагностические критерии гипервентиляционного синдрома (ГВС) и дисфункционального дыхания (ДД) недостаточно знакомы широкому кругу врачей [1, 2, 3]. К одной из исторических вех, связанной с понятиями о функциональных нарушениях
Клинические особенности, диагностические критерии гипервентиляционного синдрома (ГВС) и дисфункционального дыхания (ДД) недостаточно знакомы широкому кругу врачей [1, 2, 3]. К одной из исторических вех, связанной с понятиями о функциональных нарушениях дыхания, относят 1871 год, когда Да Коста (Da Costa Jacob, 1833–1900), американский врач, принимавший участие в Гражданской войне США, применил термин «гипервентиляционый синдром» (ГВС) у пациентов с так называемым «солдатским сердцем». С тех пор для характеристики дыхательных расстройств предлагались различные альтернативные определения: «дыхательный невроз», «нейрореспираторная дистония», «респираторный синдром», «респираторная дискинезия», «идиопатическая гипервентиляция», «нейрореспираторный синдром», «неустойчивое дыхание» и др. Однако указанные термины не получили широкого признания. Они являются достаточно общими и не отражают особенностей нарушений дыхания у конкретного больного [4]. Перечисленные определения нередко связывают с понятием «непонятная одышка» (unexplained dyspnea).
ГВС встречается в 6–11% от числа пациентов общей практики. Соотношение мужчин и женщин составляет 1:4, 1:5; чаще наблюдается в 30–40 лет, но возможно развитие в других возрастных группах, включая детей и пожилых. L. Lum (1987) подчеркивал, что «каждый врач в течение недели может встретить хотя бы одного больного с ГВС». Врачи различных специальностей — невропатологи, кардиологи, пульмонологи, психиатры — могут наблюдать у своих пациентов явления гипервентиляции. Острое течение ГВС встречается значительно реже, чем хроническое, и составляет лишь 1–2% от общего числа больных [2, 6, 7].
Причины развития ГВС довольно многочисленны. Это неврологические и психические расстройства, вегетативные нарушения, болезни органов дыхания, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, экзогенные и эндогенные интоксикации, лекарственные средства (салицилаты, метилксантины, β-агонисты, прогестерон) и др. Считается, что в 5% случаев ГВС имеет только органическую природу, в 60% случаев — только психогенную, в остальных — комбинации этих причин [6].
Важной особенностью развития ГВС является то обстоятельство, что если причины, являющиеся триггерными, устраняются, то гипервентиляция, которая уже не соответствует требованиям конкретной ситуации, сохраняется, сохраняется и гипокапния. Происходит стабилизация гипокапнических нарушений газообмена и формируется «порочный круг» ГВС, который начинает циркулировать автономно, и симптомы могут персистировать достаточно долго — феномен «махового колеса». Эти изменения реакции дыхания указывают на уязвимую систему контроля дыхания, которая не способна поддержать нормальное парциальное давление углекислого газа в крови (РСО2) и кислотно-щелочной гомеостаз [8, 9, 10, 11].
В основе развития клинических проявлений ГВС лежат гипокапнические нарушения газообмена [2, 3, 10]. Среди множества клинических проявлений ГВС одышка является ведущей жалобой и встречается практически в 100% случаев. Одышка может быть единственным клиническим проявлением, но чаще сочетается с другими симптомами.
Основные клинические проявления ГВС
Респираторные: одышка, вздохи, зевота, сухой кашель.
Общие: снижение трудоспособности, слабость, утомляемость, субфебрилитет.
Кардиальные: кардиалгия, экстрасистолия, тахикардия.
Психоэмоциональные: тревога, беспокойство, бессонница.
Гастроэнтерологические: дисфагия, боли в эпигастрии, сухость во рту, аэрофагия, запоры.
Неврологические: головокружение, обмороки, парестезии, тетания (редко).
Мышечные: мышечная боль, тремор.
Диагностика ГВС в первую очередь опирается на знание врачей самых различных специальностей об особенностях клинической картины ГВС. ГВС должен устанавливаться только после проведения дифференциальной диагностики с другими заболеваниями, протекающими с синдромом одышки. Полиморфизм клинических проявлений ГВС вызывает диагностические проблемы. Назначаются многочисленные обследования, дорогостоящие, ненужные, а иногда и опасные для больного. L. Lum (1987), обсуждая диагностические проблемы, называет среди врачебных ошибок бесполезные абдоминальные операции, операции на позвоночнике и других органах, инвазивные исследования, проводимые не без риска, и, что еще хуже, такие диагнозы, как эпилепсия и инфаркт миокарда. Взаимосвязи гипокапнии и ассоциированных с ней симптомов являются чрезвычайно сложными. Многие врачи при регистрации у больных низких значений РСО2 автоматически устанавливают диагноз ГВС, что является неправильным. Известно, что явления гипокапнии могут быть у больных рестриктивными легочными процессами, при лихорадочных состояниях, сердечной патологии, однако при этом «классических» гипокапнических жалоб может и не быть. И наоборот, так называемые гипокапнические жалобы, например тревога, одышка, парестезии и др., встречаются у пациентов с нормокапнией.
В практической медицине больной с ГВС — это пациент, предъявляющий жалобы на одышку, которая не соответствует данным объективного осмотра, показателям клинико-инструментальных исследований дыхания, с диспропорциональной, непонятной одышкой, субъективное восприятие которой является довольно тягостным. К сожалению, при отсутствии достоверных объяснений одышки больные обычно направляются для консультаций в различные лечебные учреждения. В конечном итоге они и формируют основной контингент альтернативной медицины, различных псевдоспециалистов «по тренировке правильного дыхания».
Исследование функции внешнего дыхания, имеющее важное значение в дифференциальной диагностике одышки, не помогает в верификации функциональных нарушений дыхания. Основным подтверждением ГВС служит выявление гипокапнических нарушений газообмена. Снижение РСО2 — прямое свидетельство альвеолярной гипервентиляции. Однако исходная гипокапния у больных с ГВС встречается не так часто. Поэтому в тех случаях, когда у пациента с предположительным ГВС в условиях покоя определяются нормальные значения углекислоты, рекомендуется определение изменений уровня СО2 при различных провокационных тестах. К «золотому стандарту» диагностики ГВС относят пробу с произвольной гипервентиляцией.
Департаментом пульмонологии университета г. Наймиген (Голландия) разработан Наймигенский опросник (Nijmegen questionnaire) для выявления физиологических показателей дизрегуляции вентиляции, сопоставимых с ГВС (табл.). Анкета содержит 16 пунктов, которые оцениваются по 5-балльной шкале (0 — никогда, 4 — очень часто). Минимальные и максимальные достижимые числа — 0 и 64 соответственно.
Данный опросник нашел свое применение прежде всего для скрининг-диагностики ГВС. Существует положение, согласно которому использование данного опросника позволяет корректно предсказывать ГВС в 90% от всех случаев [2, 12].
В последние годы в клиническую практику начинает внедряться понятие «дисфункциональное дыхание» (ДД). Приоритет внедрения термина принадлежит Ван Диксхорну (J. van Dixhoorn), который привел его в работе Hyperventilation and dysfunctional breathing (1997). Основанием для этого явилось понимание, что при функциональных нарушениях дыхания возможны различные изменения паттерна дыхания и значений РCO2, а не только гипокапнические расстройства, характерные для ГВС. ДД может проявляться также быстрым, аритмичным, поверхностным дыханием, частыми вздохами, преобладанием грудного типа дыхания.
Одной из сложных и дискуссионных проблем в пульмонологии является понимание взаимоотношений ГВС, ДД и бронхиальной астмы (БА) [15–18]. С. И. Овчаренко и др. (2002) у 22 из 80 больных БА выявили нарушения дыхания, соответствующие критериям ГВС. Сведений относительно встречаемости дисфункциональных нарушений дыхания при астме немного. Установлено, что среди лиц с диагнозом БА и по крайней мере с одним предписанием антиастматического препарата 29% имеют клинические признаки ДД [19]. Указывается, что ДД может усиливать симптомы БА и приводить к избыточному назначению лекарств.
Достаточно сложным является понимание механизмов развития дисфункциональных расстройств дыхания при БА; существует ряд предположений. К достаточно обоснованным факторам развития гипервентиляции относят тревожные расстройства. Использование больными бронходилататоров (β-2-агонисты, теофиллин), которые обладают эффектами стимуляции дыхания, также относят к факторам развития гипервентиляции. Обсуждается роль изменений перцепции одышки при БА. Анализ существующих проблем взаимосвязи ДД и БА провел M. Morgan (2002), представив следующие ключевые положения:
В зависимости от установления особенностей ДД должна осуществляться и программа лечения больных. При выявлении ГВС релаксирующие методы дыхательной гимнастики проводятся под руководством опытных инструкторов, назначаются β-адреноблокаторы, бензодиазепины [5, 22, 23]. При явлениях гиповентиляции — массаж дыхательных мышц, использование дыхательных тренажеров. Выявление ГВС при БА указывает на необходимость применения методов коррекции функциональных нарушений дыхания. Релаксирующие дыхательные упражнения за счет неспецифических механизмов дыхательного тренинга улучшают качество жизни у этих больных.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
В. Н. Абросимов, доктор медицинских наук, профессор
Рязанский ГМУ им. акад. И. П. Павлова, Рязань
Дополнительное профессиональное образование медицинского персонала
Система дополнительного образования
Дополнительное профессиональное образование (далее по тексту — ДПО) — это процесс обучения медицинского персонала по дополнительным образовательным программам за пределами основных образовательных программ.
В Российской Федерации существует три основных вида ДПО:
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинского персонала осуществляются согласно Приказу Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее по тексту — Приказ № 66н).
Повышение квалификации медицинского персонала
Повышение квалификации — вид ДПО, направленный на обновление теоретических и практических знаний медицинского персонала в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.
Повышение квалификации проводится не реже чем один раз в пять лет (п. 4 Приказа № 66н).
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
Профессиональная переподготовка медицинских работников
Профессиональная переподготовка (далее — переподготовка) — вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.
По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации медицинского персонала в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Стажировка
Стажировка — форма повышения квалификации или переподготовки с помощью непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности медицинского персонала. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.
В системе ДПО стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
Дополнительное образование среднего персонала медицинского учреждения
Названный Перечень в виде таблицы содержит информацию о периодичности (не реже 1 раза в 5 лет), продолжительности и виде постдипломного образования по окончании определённой тематики циклов. Одна или несколько тематик для повышения квалификации установлена для определённых категорий специалистов и должностей работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием.
Однако стоит не забывать, что упомянутый Приказ Минздрава № 186 не имеет статуса нормативного правового документа, поэтому требования некоторых должностных лиц органов надзора, касающиеся его точного исполнения, не являются правомерными.
Основные требования к организации ДПО
Сроки, формы, содержание и технология обучения медицинского персонала по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.
Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской деятельности.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.
Новые правила проведения ДПО
Стоит отметить, что на смену Постановлению Правительства РФ от 26.06.1995. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» пришел новый Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам«.Он внес ряд изменений в правила организации ДПО, в частности сократил минимальное количество часов обучения в рамках повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП). Теперь они составляют: минимум 16 часов для ПК и 250 часов — для ПП. Однако, данные правила «не работают» в рамках ДПО в сфере здравоохранения. Это очевидно подтверждается новыми образовательными программами, издаваемыми Приказами Минздрава России, начиная с 2014 года (например, Приказ Минздрава России от 22.01.2014 № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности „Гериатрия“»).
Критерии профессионального роста
Соотнести уровень профессиональной подготовки врача с существующими требованиями к его квалификации можно на основании следующих нормативных документов:
Правила приема на обучение по программам ДПО
Зачисление на обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) проводится в соответствии с ежегодно утверждаемыми образовательными и научными организациями правилами приема (п. 6 Приказа № 66н).
В силу п. 8 Приказа о дополнительном профессиональном образовании медицинских работников № 66н обучение по программам ДПО работников, имеющих среднее и (или) высшее медицинское образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более пяти лет, организуется 1 :
Группа | Стаж работы по специальности | Нормативное количество часов |
---|---|---|
1 | Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности десять лет и более | При любой форме обучения — от 100 до 500 часов аудиторных занятий |
2 | Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от пяти до десяти лет | При любой форме обучения — свыше 500 часов аудиторных занятий |
Условия зачисления на программы дополнительного профессионального образования
Условиями зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования являются:
Результаты обязательной итоговой аттестации
По результатам обязательной итоговой аттестации медицинскому персоналу:
Работники же, указанные в п. 8 Приказа № 66н, могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицинской специальности.
Чем отличается дополнительное профессиональное образование от дополнительного образования?
Чтобы ответить на поставленный в заголовке вопрос, стоит для начала определить, в чем заключается отличие дополнительного и основного образования. В России основное образование представлено средней школой, которая дает базовый минимум знаний, обязательный для всех граждан страны.
Неполное среднее образование предусматривает окончание 9 классов, полное – 11. После получения диплома выпускник самостоятельно принимает решение о дальнейшем развитии: он может как сразу устроиться на работу, так и поступить в средне-специальное либо высшее учебное заведение. Именно на этом этапе уместно говорить о дополнительном образовании.
Что такое ДПО?
ДПО – это аббревиатура, означающая “дополнительное профессиональное образование”. Под этим словосочетанием понимаются курсы и программы, предназначенные только для людей, уже окончивших колледж/техникум или университет. Иными словами, получение ДПО доступно только выпускникам с дипломами высших либо средних специальных учебных организаций.
Помимо определенных требований к поступающим, ДПО отличается от классического дополнительного образования строго регламентированными учебными планами. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки обязаны соответствовать четким критериям, установленным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и прописанным в законодательных актах.
Учебные центры ДПО должны быть лицензированы, а предлагаемые ими программы обязательно составляются с учетом действующей нормативно-правовой базы, профессиональных стандартов и квалификационных требований.
Особенности дополнительного образования
Что касается классического дополнительного образования, то здесь формирование учебных планов законодательно регулируется крайне редко. Получить ДО может любой желающий вне зависимости от наличия специализации. Оно не является обязательным и не предусматривает какую-либо регулярность в “обновлении” знаний и умений.
Так, например, курсы оформлению и декорированию подушек от условной Натальи Петровой, оканчивающиеся выдачей сертификата участника, – это обычное дополнительное образование, ведь для начала обучения не нужно предоставлять никаких дипломов. Кроме того, по итогам программы человек не приобретает новую специальность, лишь персональные умения.
В противовес приведенному выше примеру, практически все сотрудники, занятые в области здравоохранения, должны не реже одного раза в 3-5 лет проходить курсы повышения квалификации (ДПО), чтобы подтвердить свою компетентность. Это обязательство закреплено на законодательном уровне, поэтому медикам не подойдут “домашние” программы вместо полноценного длительного обучения в лицензированном центре.
В чем отличия между ДПО и дополнительным образованием?
Главное отличие между дополнительным и дополнительным профессиональным образованием заключается в жестких требованиях, выдвигаемых ко второму виду обучения. Если получить дополнительное образование может любой желающий “с улицы”, то для поступления в организацию ДПО абитуриент в обязательном порядке предоставляет диплом высшего либо среднего специального учебного заведения.
Дополнительно стоит выделить ряд отличительных особенностей ДПО:
Кроме того, ДПО получают исключительно взрослые граждане, тогда как дополнительное образование доступно и детям.
Еще одной особенностью ДПО раньше была ориентированность на очное обучение, однако сегодня центры дополнительного профессионального образования широко предлагают дистанционные программы, что позволяет получать новые знания без отрыва от основного места работы. Подобное обучение предлагает и Современная научно-технологическая академия, которая уже более 7 лет успешно проводит обучение по курсам повышения квалификации и профессиональной подготовки для специалистов различных категорий и направлений.