Efqm модель что это
Efqm модель что это
В конце 1980-ых, в то время, когда экономика Европы была под угрозой из-за расширения дальневосточных и особенно японских рынков, руководители ведущих европейских компаний приняли решение ответить на вызов в области конкурентоспособности, брошенный Европе.
«Впервые в истории руководители 14 европейских транснациональных корпораций, т.е около 7 миллионов человек объединились и простояли целый день на площади.. Выражая интерес, 14 президентов целый день держали все в своих руках! Следовательно это было важно. Все это представляло из себя открытое, объединенное Обязательство к Качеству. Все это производило впечатление» — Comelius der Klugt, прежний Управляющий Philips (Нидерланды) и первый президент EFQM.
В 2001 г. была введена новая схема признания успехов организаций в применении Модели, известная как «Уровни Совершенства». Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству.
Она позволяет:
Со времени создания Модель EFQM регулярно пересматривалась и обновлялась с учетом инноваций в менеджменте и всего лучшего, что было практически опробовано организациями, хотя эти изменения и не носили принципиального характера. В частности, в последней версии из прежнего названия модели исключено слово «деловое» («business excellence») по настоянию некоммерческих организаций — образовательных и государственных (муниципальных) структур. В настоящее время идет работа по пересмотру формулировок фундаментальных концепций Совершенства.
Efqm модель что это
Мы можем запросить сохранение файлов cookies на вашем устройстве. Мы используем их, чтобы знать, когда вы посещаете наш сайт, как вы с ним взаимодействуете, чтобы улучшить и индивидуализировать ваш опыт использования сайта.
Чтобы узнать больше, нажмите на ссылку категории. Вы также можете изменить свои предпочтения. Обратите внимание, что запрет некоторых видов cookies может сказаться на вашем опыте испольхования сайта и услугах, которые мы можем предложить.
These cookies are strictly necessary to provide you with services available through our website and to use some of its features.
Because these cookies are strictly necessary to deliver the website, refuseing them will have impact how our site functions. You always can block or delete cookies by changing your browser settings and force blocking all cookies on this website. But this will always prompt you to accept/refuse cookies when revisiting our site.
We fully respect if you want to refuse cookies but to avoid asking you again and again kindly allow us to store a cookie for that. You are free to opt out any time or opt in for other cookies to get a better experience. If you refuse cookies we will remove all set cookies in our domain.
We provide you with a list of stored cookies on your computer in our domain so you can check what we stored. Due to security reasons we are not able to show or modify cookies from other domains. You can check these in your browser security settings.
We also use different external services like Google Webfonts, Google Maps, and external Video providers. Since these providers may collect personal data like your IP address we allow you to block them here. Please be aware that this might heavily reduce the functionality and appearance of our site. Changes will take effect once you reload the page.
Google Webfont Settings:
Google Map Settings:
Google reCaptcha Settings:
Vimeo and Youtube video embeds:
Подробнее о нашей политике конфиденциальности и файлах cookies вы можете прочесть на странице Политики конфиденциальности.
«Модель EFQM 2020 — наилучшая инновация на пути к деловому совершенству»
«Методы менеджмента качества» Март 2020
Новая модель EFQM 2020 [1], принятая в октябре 2019 г., ранее уже была представлена на страницах журналов «Методы менеджмента качества» и «Стандарты и качество» [2, 3]. Она ориентирована на интересы организаций-лидеров, стремящихся к достижению выдающихся результатов. О целях и возможностях ее применения в эксклюзивном интервью, подготовленном специально для журнала ММК менеджером программ EFQM в России Анатолием Сафоновым, рассказывают главный операционный директор EFQM Джанлука Муле и первый вице-президент ВОК Вадим Воробьев.
— Как вы создали новую модель EFQM 2020? Какой процесс вы реализовали? Как вы учитывали мнения и потребности заинтересованных сторон?
Дж. Муле: С момента своего создания модель EFQM является примером для организаций по всей Европе и за ее пределами по развитию культуры совершенствования и инноваций. Теперь благодаря применению современного подхода, значимых данных, нового языка и свежего взгляда на мегатренды и различные глобальные сдвиги, изменяющие мир, модель EFQM формирует современное представление о том, насколько вы успешны в бизнесе (рис. 1).
Чтобы совместно создать новую модель EFQM, мы опросили около 2000 экспертов, провели 24 семинара во всем мире, побеседовали с лидерами более чем 60 различных компаний, создали основную группу экспертов и привлекли специалистов из различных отраслей и ученых.
В.Ф. Воробьев: Несомненным достоинством EFQM 2020 является глубокое осмысление ее концепции главными пользователями модели — руководителями организаций — лидеров европейского и мирового рынков. Вовлеченность первых лиц является ярким подтверждением необходимости постоянного совершенствования механизмов управления бизнесом в условиях глобальных перемен. Модель помогает руководителям быстро, взвешенно и точно принимать управленческие решения, что обеспечивает как минимум успех, а как максимум — достижение лидерских позиций в сфере своей деятельности.
— Мы видим, что модель значительно изменилась. Какие изменения коснулись ее основных принципов?
В.Ф. Воробьев: Наглядное увязывание принципов модели с ее визуальным представлением, по-моему, является ее сильной стороной. В модели EFQM 2013 самый весомый подкритерий 6а — прямой голос потребителя. И хотя данный критерий находится в самом центре модели, но в наглядном представлении он теряется, визуально зажат между «возможностями» и «результатами» организации, включая ключевые финансовые результаты. Модель прежде всего требует от организации ясного осознания важности создания ценности для всех заинтересованных сторон, где потребитель находится в неоспоримом приоритете. Такая целевая ориентация модели получила и свое визуальное подтверждение, что, безусловно, является ее достоинством.
Дж. Муле: Модель EFQM — всемирно признанная структура, которая поддерживает организации в управлении изменениями и повышении эффективности. За прошедшие годы модель прошла ряд циклов улучшения, чтобы быть актуальной и продолжать служить основой менеджмента любой организации, нацеленной на устойчивый успех в будущем. Но, несмотря на значительные изменения в структуре и содержании модели, ключевые принципы, на которых она основана, не изменились. Независимо от размера и формы организации они сегодня так же важны, как и раньше. Последнее издание модели EFQM поддерживает важность таких принципов, как:
От пяти критериев Возможностей и четырех критериев Результатов, представленных в модели 2013 г., мы перешли к трем группам с семью критериями (целеполагания, действия и результатов) (рис. 2). Центральное место в обосновании модели EFQM играет связь между целью и стратегией организации и тем, как она используется для того, чтобы помочь ей создать устойчивую ценность для заинтересованных сторон и обеспечить выдающиеся результаты.
— Модель представляет собой целостную структуру. Если организация намерена углубиться в решение конкретной задачи, что может предложить модель?
Дж. Муле: Модель EFQM 2020 является структурой, поддерживающей холистический подход к деятельности организации. По сути она — наилучшая инновация на пути к деловому совершенству. Ее применение даст вам понимание «узких мест» и возможных на сегодняшний день решений, обеспечит возможность достижения успеха и значительного улучшения ваших результатов. Структура модели EFQM основана на простой, но мощной логике, состоящей из трех вопросов:
Тем не менее EFQM понимает, что иногда может возникнуть необходимость глубоко погрузиться в конкретную тему или задачу. С учетом этого EFQM разрабатывает набор специальных инструментов — «линз» (lenses), которые предназначены для решения задач, сфокусированных на тех или иных аспектах деятельности организации. Инновации и циркулярная экономика станут первыми «линзами» EFQM в 2020 г. Эти инструменты могут использоваться любой организацией в рамках конкретных задач, а EFQM — для диагностики результатов их реализации. EFQM не планирует останавливаться на этом и будет поддерживать инициативы организаций по разработке собственного инструментария.
В.Ф. Воробьев: EFQM как фонд, тщательно отбирающий эффективные инструменты менеджмента, без сомнения, предложит всем заинтересованным организациям различные подходы по углубленному, тщательному анализу целеполагания, деятельности, результатов. Кроме этого рынок, отдельные организации являются источником появления новых идей, новых технологий, благодаря которым организации достигают вдохновляющих побед и которые в будущем станут лучшими практиками, вызывающими необходимость пересмотра модели EFQM 2020. Не ограничивая и не предписывая конкретных действий, модель позволяет организациям «нырнуть» в самопознание на любую глубину и при этом не потерять ориентира на свою цель — смысл своей деятельности и ценность для своих заинтересованных сторон.
— Насколько модель EFQM 2020 гибче, чем модель EFQM 2013?
В.Ф. Воробьев: Двухкомпонентная структура модели EFQM 2013 предусматривает прежде всего создание возможностей организации, где весомость всех критериев (лидерство, стратегия, процессы, персонал, партнерство и ресурсы) одинакова. Такой состав позволяет определить место любому действию, предпринимаемому организацией, создавая определенный шаблон, обеспечивающий при его заполнении получение желаемых результатов. В модели EFQM 2020 цель и видение, направленные на создание ценности, являются отправной точкой деятельности, для достижения которой выстраиваются организационная структура и лидерство. Таким образом, ориентированность на потребности заинтересованных сторон, наличие лидеров на всех уровнях организации обеспечивают большую мобильность и гибкость организации в модели EFQM 2020 по сравнению с предыдущей ее версией.
Дж. Муле: Стратегическая природа новой модели EFQM в сочетании с ее ориентацией на оперативную эффективность и ключевые результаты делает ее идеальной основой для тестирования согласования амбиций организации на будущее с ее современными методами работы и реакцией на вызовы и проблемы. Она позволяет получить требуемое сочетание жесткой структуры с гибкостью, необходимой для адаптации модели организации к ее реальным потребностям и контексту. В этом отношении новая модель EFQM является более гибкой, чем предыдущая, поскольку организация должна определить, что является важным, кто является основными заинтересованными сторонами и к каким ключевым результатам надо стремиться. Кроме того, новая модель затрагивает важнейшие аспекты деятельности организации, которые не были включены в предыдущую версию, такие как многоуровневое лидерство, организационная культура, управление производительностью и трансформацией организации, видение перспективы и обеспечение создания устойчивой ценности для всех заинтересованных сторон. Это, используя неологизм, является моделью управления отображением потока создания ценности.
— Как воспринимается новая модель участниками рынка?
Дж. Муле: Очень позитивно и перспективно. Многие организации сочли новую модель современной и лучше отвечающей их потребностям. Это структура, которая может соединить различные ключевые инициативы в организации и убедиться в их согласованности. Ранее мы сталкивались с организациями, утверждающими, что для них пока не самое подходящее время для использования и внедрения модели EFQM, поскольку они находятся в процессе изменений. Новая версия модели была разработана, чтобы помочь организациям в улучшении производительности и проведении организационных трансформаций. Так же как и модель, сам EFQM как организация тоже претерпел существенные изменения. Новые цифровые сервисы и платформы для обучения и оценки были внедрены и улучшены для соответствия ожиданиям и особенностям новой модели.
В.Ф. Воробьев: Модель EFQM имеет свой период пересмотра, который во многом зависит от экономической ситуации в Европе и мире в целом, а также от многих других факторов. Прошло достаточно времени между представлением модели EFQM 2013 и модели EFQM 2020, поэтому процесс появления новой модели был широко обсуждаем. Конечно, многие специалисты, ежедневно работающие с EFQM 2013, считают, что она не потеряла своей актуальности и продолжает являться мощным инструментом самооценки и совершенствования как деятельности, так и результатов, не исчерпав свой ресурс. Они были больше склонны к тому, чтобы внести изменения в модель EFQM 2013, не меняя ее радикально. Тем не менее руководители компаний и корпораций, топ-менеджмент видели необходимость в применении более динамичной модели, повышающей роль как целеполагания, лидерства, так и организационной культуры как совокупности ценностей и норм, разделяемых всеми заинтересованными сторонами. Поэтому они выступали за радикальный пересмотр модели, считая ее наилучшей инновацией, позволяющей компаниям преуспевать сегодня и в обозримом будущем.
— Когда будут доступны учебные курсы по новой модели?
Дж. Муле: Первый тренинг для новых асессоров EFQM будет проведен в середине марта, а первый курс EFQM для практиков — в мае 2020 г. С марта 2020 г. будет также доступна первая «линза» по оценке инноваций.
В.Ф. Воробьев: На сегодняшний день партнерские организации, в число которых входит Всероссийская организация качества (ВОК), продолжают работу по проведению как обучения, так и оценки в полном объеме. Подготовка асессоров осуществляется по двум направлениям: переобучение на новую модель EFQM 2020, а также обучение тех, кто не проходил его раньше, в два этапа — обучение по модели EFQM 2013, а затем апгрейд, или, другими словами, дообучение, по модели EFQM 2020. В таком подходе есть свои плюсы и минусы. Несомненным плюсом является изучение обеих моделей, что позволяет понять логику перемен и глубже уяснить содержание модели EFQM 2020. Минус — работа с большим объемом информации, но это распространяется больше на тех, кто не хотел бы глубоко погружаться в тематику, что на самом деле необходимо.
— Как будет реализован переход на новую модель в конкурсе EFQM Global Excellence Award? Будут проводиться оценки по модели EFQM 2013 г. или EFQM 2020 г.? Каковы планы на 2020 и 2021 гг.?
В.Ф. Воробьев: Организации уже сейчас могут подавать заявки на участие в конкурсе (EFQM Global Excellence Award, Брюссель) по модели EFQM 2020. Правда, условия довольно жесткие из-за сжатых сроков, а именно:
С 2021 г. все организации проходят оценку и участвуют в конкурсе только по модели EFQM 2020.
Дж. Муле: 2020 г. — переходный, и EFQM продолжит поддерживать версию модели 2013 г. с обучением и признанием. В конце 2020 г. этот период закончится, и EFQM будет в дальнейшем работать только с версией модели 2020 г. Методические указания и другие практические инструкции будут распространены в сообществе EFQM по всему миру.
— Как обстоят дела с национальными партнерами?
Дж. Муле: Национальные партнеры будут играть основную роль в распространении опыта применения новой модели. Переводы выполняются на многих языках. Модель EFQM уже доступна на десятке языков, а тренинги и процессы оценки будут переведены в соответствии с планом.
Прежде всего необходимо сказать, что EFQM принял решение посредством оплаты национальным партнером спонсорского взноса сделать доступной модель EFQM для всех желающих на бесплатной основе.
В.Ф. Воробьев: ВОК с поддержкой спонсоров — РИА «Стандарты и качество», АО «Медицина», ООО «Союзсерт», СтГАУ, НИУ «МЭИ» — предоставила возможность широкого доступа к модели EFQM 2013. Вы можете ее бесплатно скачать на сайте национального партнера EFQM в России: efqm-rus.ru.
После утверждения перевода на русский язык модели EFQM 2020 и формирования ее спонсорского пакета ее планируют бесплатно разместить на сайте ВОК.
По мере готовности методических материалов и предоставления их EFQM национальным партнерам они будут переведены на русский язык, и все возможности для поддержки российских организаций на пути к совершенству будут поддержаны ВОК.
— Будет ли база оценки доступна на разных языках для местного использования в странах-партнерах? И если да, то когда?
В.Ф. Воробьев: Электронная база оценки, так же как и база знаний, является хорошо отработанными EFQM инструментами по информационной и методической поддержке организаций, ежедневно сталкивающихся с проблемами, изменениями и желающих преуспеть и стать лидерами. Как и весь мир, EFQM переходит на электронные платформы. Вопрос перевода информации на этих платформах и их корректной работы EFQM намеревается решить до конца 2020 г. ВОК планирует в согласованные с EFQM сроки провести эту работу и предоставить российским организациям сначала сведения о возможностях данных платформ и их использовании. Информация об этом будет размещаться на электронных ресурсах ВОК, а также будет представлена в печатных изданиях РИА «Стандарты и качество».
Дж. Муле: База оценки — это цифровая платформа, на которой будут выполняться все оценки EFQM. В настоящее время она доступна на английском, немецком и испанском языках. Цель в том, чтобы охватить все языки, поддерживающие модель EFQM. К концу 2020 г. база оценки должна быть в состоянии поддерживать оценки на всех доступных языках.
— Насколько доступно будет для НПО присоединиться к новым инициативам EFQM с позиций экономики и ресурсного обеспечения?
Дж. Муле: EFQM будет поддерживать национальных партнеров насколько это возможно.
В.Ф. Воробьев: Многолетнее сотрудничество с EFQM, понимание интересов, планов и амбиций друг друга позволяют ВОК и EFQM выстраивать деловые конструктивные отношения. EFQM поддерживает информационно и методически как свои продукты, так и национальных партнеров. Мы наблюдаем за опытом применения продуктов EFQM в других странах и видим большие перспективы их использования на российском рынке. Модель EFQM — это взгляд на организацию, представляющую собой сложную, но в то же время единую систему, которую посредством модели можно, как в зеркале, детально рассмотреть и увидеть то, что делает организацию сильной, и то, что мешает ей получать более значимые результаты. На основе такой оценки и методики EFQM по проведению улучшений организации могут сделать значительный рывок в своем развитии, что в настоящий момент является велением времени.
Модель EFQM
Модель EFQM (European Foundation for Quality Management) – модель Европейского фонда управления качеством, призванная стимулировать организации совершенствовать качество выпускаемой продукции и качество управления. Фонд был создан в 1987 году 14 ведущими европейскими компаниями.
В 1991 году EFQM учредил награду в области качества – European Quality Award (Европейская награда за качество). Целью учреждения этой награды является помощь Европейским организациям в совершенствовании продукции и системы управления, и за счет этого повышение их конкурентоспособности на мировом рынке. В 2006 году название награды за качество было изменено. Новое название Европейской награды за качество – EFQM Excellence Award (награда EFQM за совершенство). Награда EFQM за совершенство является признанием того, что организация применяет модель EFQM.
Участвовать в конкурсе EFQM может любая организация, находящаяся в Европе или за ее пределами.
Все участники разделяются на 4 категории:
Внутри каждой категории участники делятся на группы в зависимости от размеров – малые и средние организации, а также большие и очень большие организации. Ежегодно определяется победитель, несколько призеров и несколько финалистов награды EFQM.
Победителем называется организация, которая добилась исключительных результатов во всех областях своей деятельности, применяет модель EFQM и может продемонстрировать высокоэффективную, результативную и непрерывно совершенствуемую систему управления.
Призерами награды EFQM признаются организации, которые применяют фундаментальные концепции модели EFQM и добились выдающихся и устойчивых результатов по одному из следующих направлений:
Финалистами становятся организации, которые могут продемонстрировать высокий уровень зрелости в реализации своих стратегий и достигли хороших результатов по всем критериям модели EFQM.
Награда EFQM за совершенство основывается на критериях, которые содержит модель EFQM. Для участия в конкурсе организация должна подать заявку в комитет премии, провести самооценку по критериям модели EFQM и представить отчет. Эксперты комитета проводят оценку и отбирают организации, набравшие наибольшее количество баллов. После этого проводится проверка на территории выбранных организаций. Лучшая из них становится победителем (иногда победителей не бывает), остальные призерами или финалистами (в зависимости от количества набранных баллов).
Награда EFQM за совершенство включает в себя девять критериев, каждый из которых содержит еще ряд подкритериев. Критерии верхнего уровня разделяются на две группы «возможности» (включают в себя 5 критериев) и «результаты» (включают в себя 4 критерия).
Критерии группы «возможности» показывают, что организация может делать, и что она делает в вопросах совершенствования своей деятельности. Критерии группы « результаты » показывают реальные достижения организации.
Критерии, которые содержит модель EFQM, представлены на рисунке.
Критерии группы «возможности» модели EFQM включают в себя:
1. Лидерство руководства. Этот критерий показывает, каким образом руководители за счет своих лидерских качеств формируют будущее состояние организации, проявляют гибкость в управлении и способность быстро реагировать на изменяющиеся условия бизнес-среды. Критерий состоит из пяти подкритериев:
2. Стратегия. Критерий показывает, каким образом миссия и видение учитывают интересы всех заинтересованных сторон. Оценка по критерию позволяет понять как за счет политики, планов, целей и процессов реализуется стратегия развития организации. Модель EFQM по данному критерию состоит из четырех подкритериев:
3. Персонал. Персонал является одной из главных ценностей организации. В данном критерии оценивается способность достигать целей, как организации, так и целей работающих людей на взаимовыгодной основе. Модель EFQM учитывает возможности организации по вознаграждению и признанию заслуг персонала, мотивации сотрудников, созданию условий для развития навыков и способностей и применению этих способностей на пользу организации. Критерий состоит из пяти подкритериев:
4. Партнерство и ресурсы. В данном критерии оценивается, каким образом организация планирует взаимодействие и управляет внешними партнерами, поставщиками и внутренними ресурсами. Учитывается, как эти действия обеспечивают реализацию стратегии, политик и эффективное исполнение процессов. Критерий модели EFQM состоит из пяти подкритериев:
5. Процессы, продукция и услуги. По этому критерию оценивается способность организации разрабатывать, управлять и улучшать процессы, продукцию и услуги таким образом, чтобы в результате повышалась ценность для потребителей и других заинтересованных сторон. Критерий включает в себя пять подкритериев:
Критерии группы «результаты» модели EFQM включают в себя:
6. Результаты для потребителей. По данному критерию модель EFQM определяет способность организации достигать выдающихся результатов в вопросах удовлетворения текущих потребностей своих клиентов и предвосхищения их будущих потребностей. Критерий состоит из двух подкритериев:
7. Результаты для персонала. Модель EFQM оценивает, каким образом организация достигает выдающихся результатов в вопросах удовлетворения текущих и будущих потребностей своего персонала. Критерий включает в себя два подкритерия:
8. Результаты для общества. По данному критерию оценивается, каким образом организация достигает выдающихся результатов в вопросах удовлетворения текущих и будущих потребностей общества и других заинтересованных сторон. Модель EFQM по данному критерию состоит из двух подкритериев:
9. Результаты для бизнеса. Оценивается, каким образом организация достигает выдающихся результатов в вопросах удовлетворения текущих и будущих потребностей бизнес-среды. Критерий включает в себя два подкритерия:
Каждому из критериев назначено определенное количество баллов. Эксперты комитета награды EFQM за совершенство проводят оценку отчетов организаций и выбирают претендентов на премию. Общее количество баллов по всем критерием составляет 500 баллов.
Более подробную информацию по модели EFQM и награде EFQM за совершенство можно посмотреть на сайте EFQM.