Если голосуешь не по месту прописки что делать
Если голосуешь не по месту прописки что делать
Голосование в течение нескольких дней
17, 18 и 19 сентября будет проводиться голосование по выборам депутатов Государственной Думы и муниципальным выборам.
Все три дня избирательные участки будут работать с 8.00 до 20.00 часов.
Избиратель сможет проголосовать на избирательном участке по месту регистрации или по месту его нахождения, если заранее подаст такое заявление.
Заявление подается с 2 августа по 13 сентября через портал «Госуслуги» (до 00.00 часов по московскому времени 13 сентября), или в любой МФЦ (в рабочие часы), или в любую территориальную избирательную комиссию (по будням – с 16.00 до 20.00 часов, в выходные– с 10.00 до 14.00 часов); а такжес 8 по 13 сентября – в любую участковую избирательную комиссию (по будням – с 16.00 до 20.00 часов, в выходные– с 10.00 до 14.00 часов).
Голосование вне помещения («на дому»)
Предусмотрена возможность голосования вне помещения для тех избирателей, которые по уважительной причине не смогут прибыть в помещение для голосования.
Уважительные причины: состояние здоровья, инвалидность, уход за больным человеком, маленьким ребенком, иные уважительные причины.
Для того, чтобы проголосовать «на дому» избирателю нужно подать письменное заявление (устное обращение) о голосовании «на дому» с 9 сентября до14.00 часов 19 сентября в участковую избирательную комиссиюпо месту регистрации, или с 9 по 14 сентября(до 00.00 часов по московскому времени) через портал «Госуслуги».
Члены участковой комиссии 17, 18 или 19 сентября придут к избирателю, который подал такое заявление, для голосования.
Прокуратура разъясняет: граждане с временной регистрацией получили право голосовать на региональных выборах и референдумах
Федеральным законом от 29.05.2019 №104-ФЗ российским гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства на территории РФ и зарегистрированным по месту пребывания не менее чем за 3 месяца до дня голосования, в случае подачи заявления о включении в список избирателей, участников референдума предоставлено право голосовать на региональных выборах и референдумах.
Поправки внесены в связи со значительным количеством граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства, но имеющих регистрацию по месту пребывания.
Законом установлен порядок включения в списки избирателей, работающих вахтовым методом, аналогичный порядку включения в списки избирателей лиц, находящихся в местах временного пребывания.
МВД России наделено правом проведения проверки в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, и представления по ним сведений об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
С целью учета специфики территорий России субъектам РФ предоставлено право устанавливать региональным законом срок полномочий участковой комиссии (не менее 1 года и не более 5 лет), вместо установленного в настоящее время 5-летнего срока.
Принятие решения о проведении контрольного (ручного) подсчета голосов на участках с применением технических средств подсчета предоставлено комиссии, организующей соответствующие выборы, референдум.
Избиркомы и комиссии референдума получили доступ к сведениям из Единого госреестра ЗАГС.
ЦИК уполномочена проводить закупки товаров, работ и услуг в целях использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы».
Можно ли участвовать в выборах в другом городе
Время на прочтение: 4 минут(ы)
В период выборов в госорганы РФ и местные администрации не все граждане находятся по месту постоянной «прописки», точнее, регистрации по месту постоянного проживания, сменившей советскую госсистему контроля миграции населения страны еще в 1993 году. Причиной может стать пребывание в другом городе в командировке, на лечении, по личным проблемам. На вопрос, можно ли голосовать не по месту прописки, ответ однозначен: да. Но только раз и в одном месте.
Законодательная база
В другом населённом пункте можно принять участие в выборах президентских, региональных. На муниципальном уровне голосовать можно на другом участке, но только в пределах своего города. Эти вопросы регулируются законодательно. Статья 32, пункт 2 Конституции РФ предоставляет каждому гражданину России право избирать и быть избранным. Закон № 67-ФЗ регулирует избирательные гарантии граждан РФ (в новой редакции от 03.07.18).
Общие принципы проведения муниципальных выборов определяются статьёй 23 закона № 131-ФЗ с изменениями от 01.05.18. Права граждан гарантируются федеральным законом. На его основе применяются законы субъектов.
В законодательные акты о выборах РФ часто вносятся поправки, за которыми важно следить. Много изменений было внесено в законодательство Госдумой накануне выборов президента 2019 года. Информация о том, по каким причинам и как правильно голосовать в другом городе, освещена в пакете законов Госдумы от 24 мая 2019 года.
Одно из обсуждаемых и результативных решений – отмена открепительного удостоверения на президентских и региональных выборах (с сохранением лишь на муниципальном уровне). Это значительно упростило избирательную процедуру.
Муниципальные законодательные акты также регулируют ряд вопросов. Например, закон Московской области № 46/2013 ОЗ (с изменениями на 21.06.2018) регулирует вопросы муниципальных выборов. Ст. 59.2 посвящена открепительному удостоверению. Голосование по нему предусмотрено в период выборов в местные органы самоуправления. Каждый избиратель вправе отдать свой голос там, где находится в такой день.
Проблемы с голосованием по месту пребывания
В свете гарантированных избирательных прав проблем с возможностью голосовать по месту пребывания возникнуть не может. Отказать в выдаче ОУ члены комиссии не вправе. Проблемой может стать лишь утеря (порча) открепительного талона, так как повторная выдача такого документа (или его дубликата) не предусмотрена.
Иногда возникают затруднения, связанные с переездом в новое место постоянного проживания в предвыборный период. Фамилию в списки могут не успеть внести. Во избежание такого инцидента, есть смысл за несколько суток до выборов убедиться в наличии своих данных в списках. При их отсутствии – просто предъявить регистрацию для устранения досадного казуса.
Как и где получить открепительное удостоверение
Ст. 62 «Открепительное удостоверение» 63-ФЗ освещает вопрос о том, как голосовать по удостоверению, если прописан в другом городе. Речь идет о документе, который предоставляет гражданину право участия в выборном процессе не по месту регистрации. ОУ свидетельствует об исключении человека из списков на том участке, где он зарегистрирован. Избирательное право может быть реализовано на любом другом.
Оформляется документ по заявлению гражданина, где называется причина отсутствия. Неиспользованные открепительные талоны подлежат погашению до начала голосования. Выдача ОУ осуществляется в ТИК (от 45 до 20 суток до выборов) или УИК (от 19 до 1 дня до выборов).
После этих действий гражданин исключается из списков на своем участке. Получить ОУ можно лично либо привлечь представителя на основании доверенности, заверенной нотариусом. Голосование по ОУ может происходить на любом участке муниципального образования. Форма и внешний вид удостоверения утверждается за 2 месяца до избирательного дня.
Необходимые документы
Есть два варианта реализации права выбора не по месту «прописки»:
Процедура голосования
Есть два варианта голосования не по месту прописки: с ОУ и без такового. Первый используется на муниципальных выборах в пределах одного субъекта. В день выборов:
ОУ изымается у избирателя безвозвратно. Второй способ используется на федеральных, региональных выборах. Как голосовать на выборах, если находишься в другом городе:
Заявление может предъявляться в электронном или бумажном варианте.
Если не получилось уехать
Бывает, что по какой-то причине, оформив заявление в другом городе, гражданин оказывается по месту регистрации. К примеру, отменили командировку или выезд на лечение. Эта проблема разрешима. Ведь ОУ дает право участвовать в выборах на любом участке, и на котором он взят, в том числе. Главное, иметь талон при себе. После голосования он изымается, что исключает возможность повторного участия в выборном процессе.
Вывод
Отмена на выборах ОУ уже дала ожидаемые результаты по увеличению числа избирателей в период президентских выборов. Ведь это намного упростило всю схему голосования. Теперь любой гражданин РФ может осуществить избирательное право не по месту «прописки», приложив минимум усилий и времени, не оформляя открепительного талона. Его действие сохраняется только на муниципальных выборах в пределах одного субъекта.
☎️ Остались вопросы после прочтения статьи?
Получите бесплатную консультацию квалифицированного юриста.
Звоните прямо сейчас! +7 800 302-76-57
Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства
По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».
Содержание
Что такое прописка
«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.
На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.
Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.
Отличие постоянной регистрации от временной
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время. Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Где можно оформить регистрацию
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.
Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).
Постоянная регистрация на даче
С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.
Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.
Можно ли жить без постоянной прописки
По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.
Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.
Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Постоянная регистрация: риски для собственника
Регистрация других лиц в квартире может таить риски для собственника. Регистрация наделяет прописанных в квартире правом проживания и пользования жильем, но они не могут продать квартиру. При этом собственник не может самостоятельно выписать этих лиц из квартиры по своей инициативе, если они не захотят сделать это добровольно, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.
«Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется исключительно в судебном порядке. Поэтому лучше при регистрации устанавливать срок, так проблем будет однозначно меньше. В ином случае в суде потребуется доказывать, что лицо утратило интерес в пользовании», — посоветовал юрист.
Также риск возникает тогда, когда необходимо продать или подарить недвижимость, а новый собственник не захочет делить свои квадратные метры с теми, кто сегодня в ней зарегистрирован, добавил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
При этом основной схемой, связанной с постоянной регистрацией по месту жительства, является массовая прописка граждан или фиктивная регистрация, продолжил член АЮР. Обычно собственники прописывают за вознаграждение на свой жилплощади людей, которым требуется формальная регистрация в определенном городе. «Прописывая большое количество людей в одну или две комнаты, один собственник чинит таким образом препятствия другому, заставляя его отказаться от своей доли или делая жизнь в квартире затруднительной», — добавил Вадим Ткаченко.
Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.
Как прописаться в квартире
Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:
· в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Список документов:
· заявление, подписанное вами или собственником помещения;
· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;
· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;
· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;
· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.
Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.
Как сняться с постоянной регистрации
Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).
Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.
В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.
У меня нет своего жилья. Как мне сделать регистрацию?
У меня вопрос на больную для многих наших граждан тему — про прописку. Где регистрироваться людям, у которых нет в собственности жилых помещений и нет никаких родственников, готовых прописать в своем жилье?
У нас с женой нет своей недвижимости. Мы уже больше 12 лет снимаем жилье, но зарегистрироваться по месту жительства не можем, потому что хозяева квартиры не согласны нас прописывать.
Органы власти в лучшем случае соглашаются провести только регистрацию по месту пребывания — выдать половинку листа A4 с соответствующей записью. Штамп в паспорте в этом случае не ставится и все вышеописанные проблемы так и остаются нерешенными.
Покупка регистрации — это прямое нарушение закона. Подскажите, как же все-таки зарегистрироваться по месту жительства, если заключил долгосрочный договор аренды жилья?
Здравствуйте, Роман. В нормативных актах упоминается три вида регистрации: по месту жительства, месту пребывания и месту фактического проживания. Разберемся с каждым из них.
Виды регистрации
Регистрация по месту жительства — это то, что мы привыкли называть пропиской, хотя на самом деле этого термина давно нет в законах. Это вид постоянной регистрации там, где человек живет. Ее подтверждают штампом в паспорте.
Регистрация по месту пребывания — отдельный вид, она может быть только временной. Ее оформляют независимо от постоянной, например при переезде в другой регион. При этом не ставят штамп в паспорте, а выдают свидетельство. Временная регистрация не заменяет и не отменяет постоянную. Она как бы подтверждает, что сейчас человек по каким-то причинам живет по этому адресу: приехал на работу или учится здесь. Когда оформляют временную регистрацию, то постоянную не аннулируют, она остается.
Место фактического проживания может совпадать с местом жительства, пребывания или быть вообще другим местом. Так бывает, если молодая семья прописана у родителей, а живет в съемной квартире в том же городе. Они не обязаны оформлять временную регистрацию, но у них место фактического проживания не совпадает с местом жительства. В садик они могут записывать ребенка по месту фактического проживания.
Как наличие регистрации влияет на получение госуслуг
Существуют правила регистрации по месту пребывания и месту жительства. За их нарушение могут оштрафовать. По закону нужно временно регистрироваться в съемной квартире, но при этом иметь и постоянную регистрацию. Из вашего вопроса понятно, что с временной у вас все в порядке, но из-за отсутствия своего жилья нет постоянной. И это создает проблемы с получением госуслуг.
На самом деле проблем быть не должно, и вот почему.
Практически во всех законах и правилах государственные услуги предоставляются разными ведомствами по месту жительства или пребывания. Очень редко услуги или льготы привязаны именно к месту жительства: обычно это касается каких-то региональных доплат и гарантий.
Иногда получить услугу можно и по месту фактического проживания, даже вообще не имея регистрации. В таких случаях заполняют заявление и указывают фактический адрес. Например, так делают при оформлении материнского капитала.
Могут быть проблемы с кредитом, но постоянная регистрация — это не единственный критерий для банка. Если вы платежеспособный заемщик, получить кредит можно и с временной. Но если банк вам отказывает — это его право. Многие не могут получить кредит, даже имея квартиру и постоянную регистрацию.
Зачем государство требует оформлять регистрацию
За каждым человеком закреплен набор услуг, и чаще всего он адресный. Поликлиникам выделяют деньги по территориальному признаку, места в школах и детских садах тоже резервируют по числу жителей. Субсидии, пенсии, льготы — все адресное. Государству нужно знать, где живет человек, чтобы не только контролировать его, но и помогать.
Хотя для контроля это тоже важно. Налоговой нужно знать, куда направлять требование об уплате пени. Приставы обязаны уведомить об ограничении выезда за границу. Судам нужно понимать, куда присылать вызов на заседание. А полиция хочет знать, кто живет в конкретной квартире и где искать человека, если он что-то нарушит.
Где взять постоянную прописку, если нет жилья
Конституция гарантирует каждому человеку право на жилище. Это значит, что государство должно помогать с жильем тем, кто не имеет крыши над головой и не может на нее заработать. Но это не значит, что государство должно всем предоставить бесплатные квартиры. Такие программы работают, но они касаются расселения аварийных домов, малоимущих, многодетных семей, работников бюджетной сферы, ликвидаторов, переселенцев и тех, кто давно стоит в очереди и ждет квартиру.
Остальным придется самим заботиться о своем жилье или годами ждать помощи от государства. Можно взять ипотеку, использовать материнский капитал, получить субсидию, купить недорогое жилье: небольшой домик, комнату в общежитиии или долю, чтобы оформить постоянную регистрацию.
Одним словом, забота о собственном жилье на плечах самого человека. Владельцы съемных квартир не обязаны предоставлять вам постоянную регистрацию. Для них и временная иногда связана с рисками. И хотя регистрация сама по себе не дает права собственности, по адресу пребывания могут приходить письма из ведомств, требования от приставов и кредиторов.
Если нет родственников и своего жилья, но есть временная регистрация, вы можете пользоваться большинством государственных услуг. Но это повод задуматься о собственном жилье. Мы рассказывали, как девушка купила квартиру с зарплатой 60 тысяч рублей. Желаем, чтобы и у вас все получилось.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.