Жена татарка поговорка лучше чем
Почти двухчасовая прогулка по красивой вечерней Старо-Татарской слободе оказалась очень познавательной и увлекательной. Началась она на набережной озера Кабан. Казань четко делилась на деловой район и спальный. Район Сенного базара и чуть дальше, где сейчас современная улица Баумана, был деловой, торговой частью города, где люди работали, торговали, заключали сделки, а в Старо-Татарской жили. Там — внешний мир, а здесь — внутренний, который оберегали от чужих глаз. Снаружи в татарский дом зайти было невозможно: вход был только через внутренний двор.
Мы побывали на внутреннем дворе усадьбы Сабитовых. Это памятник жилой архитектуры второй половины XIX века. В 1908–1910 годах в доме проходили встречи членов неофициального объединения татарской интеллигенции «Восточный клуб». А в 1918 году здесь обосновался штаб Первого Мусульманского социалистического полка. Несколько лет назад историческая усадьба была отреставрирована.
Как рассказала гид, быт татарской женщины складывался непросто. Ей приходилось содержать дом, воспитывать детей. По статистическим данным, в начале XIX века татарки в среднем жили всего до 22 лет. Многие умирали при родах, потому что врачей к ним не допускали. Кстати, высокая смертность женщин была одной из причин многоженства.
Многоженство и развод: как это было
Тема многоженства экскурсантов заинтересовала. Ислам разрешает многоженство. Четвертая сура Корана, которая так и называется «Женщина», гласит, что мусульманину можно жениться на двух, трех, четырех женщинах. Но при этом надо стараться уделять внимание каждой жене, чтобы женщина, выйдя замуж, не чувствовала себя незамужней.
— При изучении ревизских сказок Казанской губернии видишь, что были мужчины, которые имели несколько жен одновременно. Обычно разница в возрасте между мужем и женой была значительная. И часто, когда мужчина умирал, молодая вдова выходила замуж за его брата — так дети оставались в родной семье, а не уходили под опеку чужого человека, за которого могла выйти замуж женщина, — рассказала Наиля Мамбетова. — О детях в татарских семьях заботились. Например, всем известно, для того чтобы расстаться с женой, мусульманину было достаточно трижды сказать: «Я с тобой развожусь. Ты свободна». После этого отношения между мужчиной и женщиной прекращались, но жена продолжала жить в доме мужа еще несколько месяцев. Это время давалось для того, чтобы понять, беременна она или нет. Если женщина после развода быстро выйдет замуж за другого мужчину и окажется, что она беременна, то будет непонятно, кто отец ее ребенка: бывший муж или новый. Ясность в этом вопросе была необходима, чтобы защитить права еще не родившегося ребенка.
Пятая жена Сулеймана Аитова
Мы вышли на улицу Каюма Насыри, к дому, где с 1858 по 1889 год жил татарский мыслитель, ученый-историк, философ и просветитель Шигабутдин Марджани. Здесь наш экскурсовод рассказала о судьбе женщины-просветительницы Фатихе Аитовой.
Фатиха — дочь троицкого купца-миллионера Аита Яушева. Совсем юной она вышла замуж за богатого купца Сулеймана Аитова, который был значительно старше ее. Фатиха мечтала построить школу для девочек-мусульманок и согласилась стать женой Аитова при условии, что он поможет ей в строительстве школы. До этой женитьбы у Султана Аитова было четыре жены, и все они умерли при родах. Пятая жена Фатиха родила ему пять детей. Молодая мама не отказалась от своей мечты — школы. 27 августа 1909 года начальная школа для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте была открыта. В первый год в школе обучались 85 учениц, в 1913 — 14 годах — 220.
С большими трудностями Фатиха Аитова столкнулась при открытии средней восьмилетней школы. Для этого она специально ездила в Санкт-Петербург, добилась приема у министра народного просвещения. В результате 4 марта 1916 года было получено разрешение попечителя открыть в Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок с условием обязательного изучения русской словесности. Открытие состоялось 29 октября 1916 года. Девочек в гимназию набирали из небогатых семей и давали им отличное образование.
За татарской невестой — в Казань
На рубеже XIX–XX веков татарские девушки считались завидными невестами. Даже поговорка такая была: «От судьбы не жди подарка лучше, чем жена-татарка». И это не случайно. Татарки красивые, воспитанные, образованные, хозяйственные — именно о такой жене мечтает каждый мужчина.
В поисках жены-татарки в Казань приезжали мужчины из разных регионов Российской империи. За помощью в этом деликатном деле они обращались к свахам. Но нередко доверчивые женихи попадали на удочку брачных аферистов. Об этих историях писали местные газеты тех лет. Например, три парня из Туркестана нашли по объявлению сваху. Им быстро подыскали невест. Гости немаленькие деньги заплатили свахе и за обряд бракосочетания — никах. Но после никаха невесты сбежали. Так выяснилось, что свадьба ненастоящая, имам ненастоящий — его роль исполнил член хорошо сработавшейся группы мошенников, которые разыграли настоящий спектакль со сватовством и свадьбой. В общем, парни остались без денег и жен. Хочется верить, что потом они все-таки нашли свою судьбу.
Изречения, пословицы, дразнилки, анекдоты, тесты про Казанских татар
Изречения:
Куда в русском не копнешь, везде татарина найдешь ©Пушкин
Варяжский гость хуже татарина.
Один в поле хуже татарина.
Нежданный гвоздь хуже татарина.
Незванный гость хуже татарина. Особенно в Татарстане. Оттуда нужно гнать незванных гостей в три шеи.
Незваный гость хуже татарина, но лучше сопливого русского.
Судились татарин с евреем, прокурору дали 10 лет строго режима.
Дразнилки:
Татарин-барин зубы точит, съесть нас хочет.
Глубокой осенью было кораблекрушение. Выжили только два татарина. Но попали на два соседних острова. Живут потихоньку, осваиваются, друг с другом перекрикиваются.
Но вскоре произошло еще одно кораблекрушение. И к одному из татар выплыла женщина. Через несколько дней он решил поделится радостью с товарищем по несчастью:
— Эй, Мустафа, плыви сюда! Здесь есть то, что тебе, наверное, сниться каждую ночь.
Мустафа бросился в ледяную воду с криком:
— Мои перемячи.
Приходит Илья-Муромец в СОбес.
— Слыхал, боярыня, льготы положены нам, участникам Куликовской битвы?
— Однозначно! Несите справку, что участник, щас все выправим: квартплату, электричество, телефон.
— Да где же я ее возьму, справку-то?! Поди все уж померли за такое время-то!
— Н-н-н-у-у! Не знаю! Татары где-то находят!
Идут по пустыне 10 татар и 1 русский. Русский все время рассказывает анекдоты про татар. Им это надоедает и они его предупреждают, что если он еще один анекдот про татар расскажет они его убьют. Он подумал и говорит:
— Новый анекдот. Идут по пустыне 3 негра: Шамиль, Фарид и Рафаэль.
На уроке татарского языка учительница говорит:
— Вовочка, расскажи нам по-татарски про гибель Чапаева.
Вовочка с жаром рассказывает:
— Пулеметлар: «Тра-та-та-та!», Чапаев: «Улям!»
Идет на пасху по деревне поп. А ему навстречу татарин, грустный такой, в землю смотрит. Поп и говорит:
— Эй, татарин, слышь, Христос воскрес.
Татарин поднимает голову и медленно расплывается в улыбке:
— Ай, молодца!
Поспорили татарин с евреем о чем-то. Когда все аргументы кончились, перешли, как водится, на личности. Еврей и говорит:
— Вы вообще нас двести лет под игом держали.
Татарин ему отвечает:
— А вы, а вы. А вы зачем нашего Христа распяли?!
Едет по казанским улицам троллейбус. Водитель объявляет:
— Следующая остановка Гарифьянова. Проехали остановку. Водитель объявляет:
— Гарифьянова. Следующая остановка Сыртлановой. Еще проехали:
— Сыртлановой. Следующая братьев Касимовых. Тут к водителю подходит дедуля в тюбетейке и говорит:
— Слышь, сынок, моя фамилия Хабибуллин. Мне когда выходить?
Татарстан обратился в российский парламент с жалобой на пословицу «Незваный гость хуже татарина». Парламент жалобу рассмотрел и постановил:
— Отныне говорить: «Незваный гость лучше татарина».
— Царь-батюшка, пришли татары. Мзду просят.
— Мзду?! Пиши мой указ. Дать татарам мзды!
Илья-Муромец в чистом поле всматривается в даль, приложив ладонь ко лбу и щурясь на солнце. Проезжавший мимо татарин заинтересовался:
— Куда это ты Илюшенька всматриваешься?
— Да вот, ищу где хорошо.
— Эх, разве ты не знаешь, хорошо там, где нас нет.
— Ну вот и смотрю где вас, татар, нет.
После татарско-русской свадьбы на второй день, русские с удивлением рассказывают:
— Ну, татары пьют. как напиваются и сразу начинают петь «Куда лягем, куда лягем. »
(песня «Кубэлэгем»)
Тесты:
ДЕСЯТЬ ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ВЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ НЕ ТУДА
1. При вашем появлении все ложатся лицом вниз и без фокусов.
2. Ваш подарок тупо, но внимательно рассматривают.
3. Бутылку водки, которую вы принесли, выпивают, пока вы снимаете пальто.
4. Ваши пальто и шляпу хозяева вешают на кнопку звонка.
5. Добродушный хозяйский бультерьер весь вечер висит на вашем бедре.
6. Хозяин весь вечер как-то странно поглядывает на вас в дверной глазок.
7. Как только вы вошли, все начинают вас бить, а кто-то один истошно кричит: «Это не он, это не он!»
8. Вас спрашивают: «Надеюсь, хвоста за вами не было?»
9. После вашего стука из-за двери слышно: «О, Господи! Опять погром!»
10. Вы татарин.
«От судьбы не жди подарка, лучше, чем жена-татарка»
Подписаться:
Поделиться:
Историк Ильдар Шафиков разбирает по косточкам феномен «жены-татарки», получившим распространения сто лет назад и оценивает его влияние на нынешнее время.
Особенно активно маклеры работали в деревнях Сикертан, Корса, Тюнтер, Сардек и Верези Казанского уезда Казанской губернии. Были случаи, когда новоиспеченные мужи, разорившись, бежали от долгов и кредиторов, оставляя «жен», так и не дав развода. Муфтий Мухамадъяр Султанов для предотвращения таких ситуаций велел: «При бракосочетании заграничных азиатцев с российскими девицами или вдовами магометанского закона, приходские имамы… должны обязать женихов подпиской тагаллюка, записаннаго в метрику в том, что если муж не возвратится к жене в продолжение двух лет, или же не будет доставлять жене средства для жизни, то жены таковых мужей вправе быть свободными». Данное постановление должно было оградить брошенных жен от нужды и порицания, давая возможность, освободившись от «мужа», создать семью.
Татарская литература начала XX открывает и другую сторону явления. В драме Маджита Гафури «Голод или проданная девушка» девушку Марьям после смерти матери обманом привозят в Казань и выдают замуж на Кавказ. Калым за девушку – сто тридцать рублей, услуги «свах» обходятся в семнадцать рублей. В 1912-м труппа «Сайяр» поставила произведение Валиева Яруллы «Голод вынудил», где главную героиню продали в Туркмению.
Рынок невест к началу XX века сформировался настолько, что здесь появились аферисты. По сведениям одной из казанской газет, в феврале 1913 года два жениха из Туркестанского края стали жертвами аферистов: «На днях в Казань прибыли 7 туркменских юношей из богатых семей с желанием найти себе в Казани “недорогую” жену». Через три часа «свадебные маклеры» Кильдеев и Мураев уже приготовили невест для двоих молодых людей. Никах проводился в доме Михайлова на Черноозерской улице. За невест женихи-туркмены выложили более четырехсот рублей. После обряда же мулла и маклеры удалились, вскоре за ними последовали и «молодые». «Однако стоило выйти за порог, как “ невесты” кинулись в разные стороны, причем одной из них удалось сбежать. Как выяснилось, вся процедура бракосочетания была устроена только для того, чтобы выудить у женихов деньги». Роль имама сыграл «какой-то оборванец с Толчка», а пойманной невестой оказалась владелица «мелочной лавки» с той же Черноозерской улицы, некая Гайфуллина.
Не все было таким мрачным и жестоким, как на страницах художественных произведений. Но понятно, что родители, отдававшие дочь замуж за иностранцев, были вынуждены так поступать, в первую очередь, из-за голода, терзавшего малоземельное татарское крестьянство на фоне засух начала XX века.
«От судьбы не жди подарка лучше, чем жена-татарка»: как жили казанские татарки 100 — 130 лет назад
Какой вклад татарские женщины внесли в развитие Казани? Как выстраивали отношения в семье? Многие ли девушки соглашались стать второй, третьей или четвертой женой взрослого мужчины? Об этом мы узнали на авторской экскурсии «Мир татарской женщины», которую провела гид-экскурсовод, культуролог Наиля Мамбетова.
Мир, оберегаемый от чужих глаз
Почти двухчасовая прогулка по красивой вечерней Старо-Татарской слободе оказалась очень познавательной и увлекательной. Началась она на набережной озера Кабан. Казань четко делилась на деловой район и спальный. Район Сенного базара и чуть дальше, где сейчас современная улица Баумана, был деловой, торговой частью города, где люди работали, торговали, заключали сделки, а в Старо-Татарской жили. Там — внешний мир, а здесь — внутренний, который оберегали от чужих глаз. Снаружи в татарский дом зайти было невозможно: вход был только через внутренний двор.
Мы побывали на внутреннем дворе усадьбы Сабитовых. Это памятник жилой архитектуры второй половины XIX века. В 1908–1910 годах в доме проходили встречи членов неофициального объединения татарской интеллигенции «Восточный клуб». А в 1918 году здесь обосновался штаб Первого Мусульманского социалистического полка. Несколько лет назад историческая усадьба была отреставрирована.
Как рассказала гид, быт татарской женщины складывался непросто. Ей приходилось содержать дом, воспитывать детей. По статистическим данным, в начале XIX века татарки в среднем жили всего до 22 лет. Многие умирали при родах, потому что врачей к ним не допускали. Кстати, высокая смертность женщин была одной из причин многоженства.
Многоженство и развод: как это было
Тема многоженства экскурсантов заинтересовала. Ислам разрешает многоженство. Четвертая сура Корана, которая так и называется «Женщина», гласит, что мусульманину можно жениться на двух, трех, четырех женщинах. Но при этом надо стараться уделять внимание каждой жене, чтобы женщина, выйдя замуж, не чувствовала себя незамужней.
— При изучении ревизских сказок Казанской губернии видишь, что были мужчины, которые имели несколько жен одновременно. Обычно разница в возрасте между мужем и женой была значительная. И часто, когда мужчина умирал, молодая вдова выходила замуж за его брата — так дети оставались в родной семье, а не уходили под опеку чужого человека, за которого могла выйти замуж женщина, — рассказала Наиля Мамбетова. — О детях в татарских семьях заботились. Например, всем известно, для того чтобы расстаться с женой, мусульманину было достаточно трижды сказать: «Я с тобой развожусь. Ты свободна». После этого отношения между мужчиной и женщиной прекращались, но жена продолжала жить в доме мужа еще несколько месяцев. Это время давалось для того, чтобы понять, беременна она или нет. Если женщина после развода быстро выйдет замуж за другого мужчину и окажется, что она беременна, то будет непонятно, кто отец ее ребенка: бывший муж или новый. Ясность в этом вопросе была необходима, чтобы защитить права еще не родившегося ребенка.
Пятая жена Сулеймана Аитова
Мы вышли на улицу Каюма Насыри, к дому, где с 1858 по 1889 год жил татарский мыслитель, ученый-историк, философ и просветитель Шигабутдин Марджани. Здесь наш экскурсовод рассказала о судьбе женщины-просветительницы Фатихе Аитовой.
Фатиха — дочь троицкого купца-миллионера Аита Яушева. Совсем юной она вышла замуж за богатого купца Сулеймана Аитова, который был значительно старше ее. Фатиха мечтала построить школу для девочек-мусульманок и согласилась стать женой Аитова при условии, что он поможет ей в строительстве школы. До этой женитьбы у Султана Аитова было четыре жены, и все они умерли при родах. Пятая жена Фатиха родила ему пять детей. Молодая мама не отказалась от своей мечты — школы. 27 августа 1909 года начальная школа для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте была открыта. В первый год в школе обучались 85 учениц, в 1913 — 14 годах — 220.
С большими трудностями Фатиха Аитова столкнулась при открытии средней восьмилетней школы. Для этого она специально ездила в Санкт-Петербург, добилась приема у министра народного просвещения. В результате 4 марта 1916 года было получено разрешение попечителя открыть в Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок с условием обязательного изучения русской словесности. Открытие состоялось 29 октября 1916 года. Девочек в гимназию набирали из небогатых семей и давали им отличное образование.
За татарской невестой — в Казань
На рубеже XIX–XX веков татарские девушки считались завидными невестами. Даже поговорка такая была: «От судьбы не жди подарка лучше, чем жена-татарка». И это не случайно. Татарки красивые, воспитанные, образованные, хозяйственные — именно о такой жене мечтает каждый мужчина.
В поисках жены-татарки в Казань приезжали мужчины из разных регионов Российской империи. За помощью в этом деликатном деле они обращались к свахам. Но нередко доверчивые женихи попадали на удочку брачных аферистов. Об этих историях писали местные газеты тех лет. Например, три парня из Туркестана нашли по объявлению сваху. Им быстро подыскали невест. Гости немаленькие деньги заплатили свахе и за обряд бракосочетания — никах. Но после никаха невесты сбежали. Так выяснилось, что свадьба ненастоящая, имам ненастоящий — его роль исполнил член хорошо сработавшейся группы мошенников, которые разыграли настоящий спектакль со сватовством и свадьбой. В общем, парни остались без денег и жен. Хочется верить, что потом они все-таки нашли свою судьбу.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
«От судьбы не жди подарка лучше, чем жена-татарка»: как жили казанские татарки 100 — 130 лет назад
Какой вклад татарские женщины внесли в развитие Казани? Как выстраивали отношения в семье? Многие ли девушки соглашались стать второй, третьей или четвертой женой взрослого мужчины? Об этом мы узнали на авторской экскурсии «Мир татарской женщины», которую провела гид-экскурсовод, культуролог Наиля Мамбетова.
Мир, оберегаемый от чужих глаз
Почти двухчасовая прогулка по красивой вечерней Старо-Татарской слободе оказалась очень познавательной и увлекательной. Началась она на набережной озера Кабан. Казань четко делилась на деловой район и спальный. Район Сенного базара и чуть дальше, где сейчас современная улица Баумана, был деловой, торговой частью города, где люди работали, торговали, заключали сделки, а в Старо-Татарской жили. Там — внешний мир, а здесь — внутренний, который оберегали от чужих глаз. Снаружи в татарский дом зайти было невозможно: вход был только через внутренний двор.
Мы побывали на внутреннем дворе усадьбы Сабитовых. Это памятник жилой архитектуры второй половины XIX века. В 1908–1910 годах в доме проходили встречи членов неофициального объединения татарской интеллигенции «Восточный клуб». А в 1918 году здесь обосновался штаб Первого Мусульманского социалистического полка. Несколько лет назад историческая усадьба была отреставрирована.
Как рассказала гид, быт татарской женщины складывался непросто. Ей приходилось содержать дом, воспитывать детей. По статистическим данным, в начале XIX века татарки в среднем жили всего до 22 лет. Многие умирали при родах, потому что врачей к ним не допускали. Кстати, высокая смертность женщин была одной из причин многоженства.
Многоженство и развод: как это было
Тема многоженства экскурсантов заинтересовала. Ислам разрешает многоженство. Четвертая сура Корана, которая так и называется «Женщина», гласит, что мусульманину можно жениться на двух, трех, четырех женщинах. Но при этом надо стараться уделять внимание каждой жене, чтобы женщина, выйдя замуж, не чувствовала себя незамужней.
— При изучении ревизских сказок Казанской губернии видишь, что были мужчины, которые имели несколько жен одновременно. Обычно разница в возрасте между мужем и женой была значительная. И часто, когда мужчина умирал, молодая вдова выходила замуж за его брата — так дети оставались в родной семье, а не уходили под опеку чужого человека, за которого могла выйти замуж женщина, — рассказала Наиля Мамбетова. — О детях в татарских семьях заботились. Например, всем известно, для того чтобы расстаться с женой, мусульманину было достаточно трижды сказать: «Я с тобой развожусь. Ты свободна». После этого отношения между мужчиной и женщиной прекращались, но жена продолжала жить в доме мужа еще несколько месяцев. Это время давалось для того, чтобы понять, беременна она или нет. Если женщина после развода быстро выйдет замуж за другого мужчину и окажется, что она беременна, то будет непонятно, кто отец ее ребенка: бывший муж или новый. Ясность в этом вопросе была необходима, чтобы защитить права еще не родившегося ребенка.
Пятая жена Сулеймана Аитова
Мы вышли на улицу Каюма Насыри, к дому, где с 1858 по 1889 год жил татарский мыслитель, ученый-историк, философ и просветитель Шигабутдин Марджани. Здесь наш экскурсовод рассказала о судьбе женщины-просветительницы Фатихе Аитовой.
Фатиха — дочь троицкого купца-миллионера Аита Яушева. Совсем юной она вышла замуж за богатого купца Сулеймана Аитова, который был значительно старше ее. Фатиха мечтала построить школу для девочек-мусульманок и согласилась стать женой Аитова при условии, что он поможет ей в строительстве школы. До этой женитьбы у Султана Аитова было четыре жены, и все они умерли при родах. Пятая жена Фатиха родила ему пять детей. Молодая мама не отказалась от своей мечты — школы. 27 августа 1909 года начальная школа для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте была открыта. В первый год в школе обучались 85 учениц, в 1913 — 14 годах — 220.
С большими трудностями Фатиха Аитова столкнулась при открытии средней восьмилетней школы. Для этого она специально ездила в Санкт-Петербург, добилась приема у министра народного просвещения. В результате 4 марта 1916 года было получено разрешение попечителя открыть в Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок с условием обязательного изучения русской словесности. Открытие состоялось 29 октября 1916 года. Девочек в гимназию набирали из небогатых семей и давали им отличное образование.
За татарской невестой — в Казань
На рубеже XIX–XX веков татарские девушки считались завидными невестами. Даже поговорка такая была: «От судьбы не жди подарка лучше, чем жена-татарка». И это не случайно. Татарки красивые, воспитанные, образованные, хозяйственные — именно о такой жене мечтает каждый мужчина.
В поисках жены-татарки в Казань приезжали мужчины из разных регионов Российской империи. За помощью в этом деликатном деле они обращались к свахам. Но нередко доверчивые женихи попадали на удочку брачных аферистов. Об этих историях писали местные газеты тех лет. Например, три парня из Туркестана нашли по объявлению сваху. Им быстро подыскали невест. Гости немаленькие деньги заплатили свахе и за обряд бракосочетания — никах. Но после никаха невесты сбежали. Так выяснилось, что свадьба ненастоящая, имам ненастоящий — его роль исполнил член хорошо сработавшейся группы мошенников, которые разыграли настоящий спектакль со сватовством и свадьбой. В общем, парни остались без денег и жен. Хочется верить, что потом они все-таки нашли свою судьбу.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа